Краткая биография писателя, его наиболее известные произведения, анализ рассказа "Гадюка"
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_rasskazu_a.n._tolstogo_gadyuka.ppsx | 746.17 КБ |
Слайд 1
Презентация по рассказу А.Н . Толстого «Гадюка» Работу выполнили ученики 11 класса ГБОУ СОШ № 1465: Филиппов А.Г. Смолин Г.А. Учитель русского языка и литературы: Гаврилова Е.Б.Слайд 2
Биография А.Н.Толстого А. Н. Толстой родился 29 декабря 1882 (10 января 1883). Отец — граф Николай Александрович Толстой (1849—1900), хотя некоторые биографы приписывают отцовство его неофициальному отчиму — Алексею Аполлоновичу Бострому . Мать — Александра Леонтьевна (1854—1906), урождённая Тургенева — писательница, двоюродная внучка декабриста Николая Тургенева, к моменту рождения А. Н. Толстого ушла от мужа к Бострому А. А. Официально выйти замуж за А. А. Бострома не могла из-за определения духовной консистории. Александра Леонтьева Тургенева Николай Александрович Толстой
Слайд 3
Детские годы будущего писателя прошли в небольшом имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время — пос. Павловка, Красноармейский район). Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, Алексей Толстой был отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня».
Слайд 4
После Октябрьской революции, в 1918—1923 гг., Алексей Толстой находился в эмиграции (Константинополь, Берлин, Париж), впечатления от которой отразил в сатирической повести «Похождение Невзорова , или Ибикус » (1924). В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». В трилогии «Хождение по мукам» (1922—1941) стремится представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а революцию 1917 года как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией: По Садовой, знаете ли, блестящими вереницами разгуливали гвардейцы, распущенные и самоуверенные: «Мы эту сволочь загоним обратно в подвалы… ». — Вот что они говорили. А эта “сволочь” — весь русский народ-с. Он сопротивляется, в подвал идти не хочет…
Слайд 5
Алексей Николаевич Толстой, пережив трагические моменты истории, отразил их в своих произведениях. Его таланту было подвластно все: как большие широкие полотна — “Хождение по мукам”, “Петр Первый”, так и малые формы. Рассмотрим подробно рассказ “Гадюка ”. На примере жизни Ольги Вячеславовны Зотовой писатель показывает трагедию целого поколения. В ранней молодости ее опалили революция и гражданская война. Из беззаботной и нежной гимназистки перерождается она в беспощадного и выносливого бойца. “После всех происшествий от нее, казалось, остались только глаза, но горели они бессонной страстью, нетерпеливой жадностью”. Рассказ «Гадюка»
Слайд 6
Благодаря Дмитрию Васильевичу Емельянову жизнь Зотовой обрела новый смысл. Она стала вестовой красного командира. В то суровое время боялись “буржуазной отрыжки”, поэтому часто повторяли политграмоту: “Какую цель преследует рабоче-крестьянская Красная Армия? ” И Зотова четко, без запинки отвечала: “Борьбу с кровавым капитализмом, помещиками, попами и интервентами за счастье всех трудящихся на земле... ” Благополучное прошлое было отринуто, оно ушло безвозвратно, а впереди было светлое будущее. К нему стремились, за него боролись и отдавали свои молодые жизни. Любовь между командиром Емельяновым и вестовой Зотовой была глубокая и сильная, но платоническая — время было боевое, не до романтики: “Женой бы тебя сделал, Оля, да нельзя сейчас, понимаешь... ” А потом все оборвалось в одночасье — погиб любимый. Казалось, жизнь должна кончиться, но ей всего только двадцать два, а сколько пережито, на несколько жизней бы хватило. “В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь”. Но что она видела? — войну! Воевать умела и ненавидеть, а вокруг совсем другая, враждебная жизнь. Поселившись в коммуналке, Ольга Вячеславовна вызывает ненависть и страх соседей. Она не похожа на них, поэтому они презирают и боятся ее одновременно. Ольга Вячеславовна пытается понять окружающее, может быть, приспособиться к нему. Но мещанство и сытость вызывают резкое неприятие со стороны героини.
Слайд 7
Она все время возвращается в мыслях к своему боевому прошлому. Там была смертельная опасность, но все гораздо проще и понятнее: кто — враг, кто — друг. Здесь же все враждебны ей. Она готова вступить в сражение с целым светом, а надо просто быть женщиной: одеваться прилично, любить и быть любимой. Она опять встретила свою судьбу. “Ольга Вячеславовна всего минуту глядела на этого человека, и все существо ее сказало: он... ” Но этот мир создан не для таких, как она. Зотова слишком наивна и прямолинейна, бескомпромиссна и жестока. Для нее не существует оттенков и полутонов, только белое и черное. И когда выясняется, что у нее есть счастливая соперница , Ольга Вячеславовна стреляет в нее. Так она поступала на фронте, убивая врагов. Эти же законы она привнесла в мирную жизнь. Сонечка Варенцова олицетворяет для Зотовой все худшее, темное и враждебное, с чем невозможно примириться: тогда для чего же были жертвы революции и гражданской войны, ради чего погиб Емельянов? Зотова мстит за погубленную жизнь, за поруганные идеалы.
Слайд 8
Алексей Николаевич Толстой смог увидеть и предсказать, какую опасность несет сытость и благополучие. Он предостерегал своих читателей от грядущего мещанства и сытого благополучия, которые несут в души людей равнодушие и апатию. «Гадюка» взволновала читателей. Повесть обсуждалась на читательских конференциях, в некоторых местах устраивались показательные суды по «делу Зотовой», в которых иногда даже принимали участие настоящие судьи и прокуроры.
Слайд 9
12 апреля 1935 года Алексей Толстой ответил на присланный отзыв рабочих о «Гадюке». В нём автор отстоял принцип правдивого художественного воплощения образа и выступил против популярного абстрактного образа «идеального героя». В ответе Толстой писал: Товарищи, в общем, правильно ставят вопрос: Ольга совершила преступление потому, что до конца не была перевоспитана Красной Армией, одной ногой стояла в новой жизни, а другой в старой (откуда вышла). Это и не позволило ей стать выше личной обиды, и места в созидательной жизни она найти себе не могла.
Слайд 10
Это всё верно. Но дальше товарищи ошибаются, упрекая меня в том, что я не захотел до конца перевоспитать Ольгу, поднять её до высоты, когда она знала бы, за что дралась в 19 году, когда в годы нэпа она сознательно пошла бы на партийную работу, когда задачи революции стали бы для неё выше её личных дел. Я нарочно написал Ольгу такой, какая она есть. Не нужно забывать, что литература: 1) описывает типичных живых людей, а не идеальные абстрактные типы (Ольга была одним из живых типов эпохи нэпа. Сейчас таких людей уже нет) . 2) что время, в которое Ольга совершила своё преступление, было до начала пятилеток, то есть в то время, когда не началось ещё массовое перевоспитание людей. Для перевоспитания людей нужно изменить материальные и общественные условия. Не забывайте, что в эпоху нэпа был ещё жив и кулак, и единоличник, и купец, и концессионер. И перед всей страной не был ещё поставлен конкретный план строительства бесклассового общества… Тогда такой, как Ольга, легко было соскользнуть к индивидуализму .
Слайд 11
Толстой также послал ответ участникам читательской конференции в Петрозаводске, на которой разбиралось дело Зотовой, в котором писал: Дорогие товарищи! …Вы рассудили правильно, по советской совести, как должно судить в нашем бесклассовом обществе, борющемся с тяжёлыми, отвратительными пережитками. Зотова сама прекрасно понимает бессмысленность и преступность своего выстрела. Не выстрелами мы боремся за повышение нашей культуры и за очищение нашего общества от всяких буржуазных пережитков. Зотова прекрасно понимает, что своим выстрелом она сама себя отбросила на уровень тех людей, с которыми боролась, которых ненавидела. Зотова сама себя жестоко осудила и наказала, и наше общество должно ей помочь подняться. Эту мысль, хотя и не совсем так высказанную, и выразил ваш суд над «Гадюкой».
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Рисуем пшеничное поле гуашью
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Мост из бумаги для Киры и Вики
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)