«Всем хорошим во мне я обязан книгам»,- писал М.Горький. Неужели эти безмолвные тома могут быть великодушным проводником в мир прекрасного, неповторимого? Оказывается, да! И у меня есть такая книга - это рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке»-так начинается сочинение ученика 7 класса. Антону удалось не только проанализировать произведение, но он смог сделать для себя важные выводы о том, что " все дети имеют право на счастливое детство!", что если каждый из нас поможет хотя бы одному ребенку ...то они не будут чувствовать себя ангелами на елке у Христа,а будут радоваться этому празднику вместе с нами на земле!"
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_klassika-7_chofu_antoniy.docx | 18.93 КБ |
Региональный этап Всероссийского конкурса юных читателей «Живая классика-7»
(конкурсная работа отборочного этапа Всероссийского конкурса
юных читателей «Живая классика-7»)
«Книга, повлиявшая на мою жизнь»
Я не хочу верить и не могу верить,
чтобы зло было нормальным
состоянием людей...
Ф.М.Достоевский
«Всем хорошим во мне я обязан книгам»,- писал М.Горький. Неужели эти безмолвные тома могут быть великодушным проводником в мир прекрасного, неповторимого? Оказывается, да! И у меня есть такая книга - это рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Это произошло во время летних каникул. Родители отправили меня к деду. Мое любимое «пристанище» в доме деда - это его кабинет. Дед мой был геологом. На стене висит карта, большой глобус примостился около книжных шкафов. Вы бы видели, сколько там книг! Стоят они ровными рядами. Пробегаю глазами: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой…
Открываю шкаф, беру книгу в руки, из оглавления выбираю самый короткое произведение («Мальчик у Христа на елке»), сажусь в любимое кресло-качалку и начинаю читать…
Первая часть называется «Мальчик с ручкой». «С какой ручкой?»- удивился я и погрузился в чтение. Оказалось, это что «это технический термин, значит - просить милостыню». Автор рассказывал, что таких детей было много и им приходилось таким образом зарабатывать себе на жизнь, а вырваться из этого круга ада они уже не могли. Это было тогда, а, может быть, сегодня нет таких детей, бездомных, одиноких? Увы, когда я бываю с родителями в Москве или Петербурге, то часто видел подростков, которые на переходах также стояли «с ручкой»! Неужели и в нашем 21 веке еще существуют такие «профессии»? Мне становится страшно от одной такой мысли!
«Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее», - так начинается 2 часть. Герой рассказа, нищий мальчик, живущий в сыром холодном петербургском подвале, одетый в «халатик» и «картузишко»,- просыпается накануне Рождества в «сыром подвале», в «огромном городе и в ужасный мороз». Несколько раз он подходит к нарам, где лежит «больная его мать», но «ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем стала такая же холодная, как стена… и пошел из подвала». Как страшно ему было, наверное, выходить из своего убежища. Ведь там, в подвале, было хоть и холодно и сыро, но была мама рядом. А здесь, наверху, «какой город»! Столько много людей, и никто даже не обращает на него внимания - он один…
Мальчик был ослеплен столицей с ее фантастическими, миражными огнями, «загнанными лошадями», «широкими улицами», потому что они с мамой приехали из провинции.
Огни, витрины, елки. Как все празднично, красиво. Мальчик заглядывает в окна роскошных домов, любуется танцующими ребятишками и нарядными елками, «а у него болят уже пальчики на ножках… уж не сгибаются». Когда подкрался и вошел в здание, «одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался!» Даже не дала, а сунула копеечку… Как обидно, ведь все мы прекрасно знаем, что рождественские праздники – это «дни милосердия, доброты, всепрощения». Именно во время этого праздника люди становятся равными, несмотря на свои социальные различия.
Обессилев от голода, холода и страха, мальчик сдался: «присел и скорчился… и вдруг стало так ему хорошо… так тепло, как на печке». Он думал о матери и о других, таких же как он, страдающих мальчиках и девочках…
«Пойдем ко мне на елку, мальчик,- прошептал над ним вдруг тихий голос». Так он оказался на елке у Христа для маленьких деточек, у которых нет своей елки. Вот здесь он никому не мешает, кругом много таких же ребят, как и он. «Все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей...».
Произведение прочитано… Слезы наворачиваются, ком подкатывает к горлу. Почему же так получается, что у многих детство заканчивается, так и не успев начаться? Каково тем, кого жестокое безнравственное человечество лишает детства? Одинокие, бесприютные, невинно страдающие, живущие «в подвалах», изможденные от голода и холода, просящие милостыню дети и сегодня есть. Как же им помочь? Теперь я знаю, что никогда не пройду мимо просящих помощи - обязательно помогу!
На многие вопросы я так и не нашел ответа. Но произведение заставило меня задуматься о том, что все дети имеют право на счастливое детство!
Данная тема является актуальной не только в произведениях классиков, но и в нашей реальной жизни. А если каждый из нас поможет хотя бы одному ребенку приобрести дом, семью, одарит теплом и любовью, даст надежду на светлое будущее, то они не будут чувствовать себя ангелами на елке у Христа, а будут радоваться этому празднику вместе с нами на земле!
Чофу Антоний, ученик 7 г класса МБОУ «Средняя школа №6»,
лауреат конкурса «Живая классика-6», 2012 у.г.,
лауреат конкурса «Живая классика-7», 2013 г.
по номинации «Юный критик».
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рисуем зимние домики
Сорняки
Загадочная система из шести экзопланет
Яблоко