I. Введение. Моя исследовательская работа посвящена необычной женщине Анне Тайшиной, крещённой калмычке, единственной женщине- атаману за всю историю казачества в царской России, чья судьба является примером верной любви к мужу. преданности идеалам казачества и беззаветного служения вере, царю и Отечеству.
Немало указов, грамот и других важнейших документов Российского государства посвящено калмыцкому народу, что объяснялось большой ролью калмыков в истории России. Битва со шведами в составе войск Александра Невского, Куликовская битва, бои за расширение южных земель, укрепление границ Российского государства, походы с Петром Первым на Крымское ханство, русско-турецкие войны, война с Наполеоном – это неполный перечень великих сражений, где калмыцкие воины храбро защищали интересы России. Русский историк Григорий Николаевич Прозрителев в своем труде «Военное прошлое нашихъ калмыков» в 1912 году пишет: «Заслуги калмыков перед Россией вовеки не должны быть забыты".
Человек, не знающий и не уважающий свой народ, представителем которого он является, не сможет узнать и уважать другой народ. Актуальность данной работы заключается в том, чтобы стимулировать интерес к изучению истории и культуры калмыцкого народа.
Цель исследования: изучение биографии Анны Тайшиной, обобщение собранного материала.
Объект исследования: исторические документы, газетные статьи, Интернет - ресурсы, фотодокументы.
Проведенный мною социологический опрос учащихся нашей школы (всего 26 учащихся 6-11 классов) показал, что 90% детей не знают, кто такая Анна Тайшина. В то же время узнав, что она была единственная женщина - атаман, и при том калмычка из хошеутовского рода, почти все хотели бы узнать о ней больше. Это убедило меня в продолжении исследования нашей работы, и мы поставили перед собой такие задачи:
1) собрать и обобщить материал
2) проанализировать и сделать выводы
3) предложить его для изучения на уроках истории и ИКРК.
Методы, используемые мной: анкетирование, изучение, исследование, обобщение, анализ, работа с Интернет-ресурсами.
Основой моей работы стала статья писательницы Татьяны Манджиевой, в которой она берёт интервью у заведующей музеем Московского казачьего кадетского корпуса В.В.Беспаловой.
II. 1. Кто же она, казачка-атаман, мысли и деяния которой доныне будоражат воображение современников?
Она была красива и лицом походила на китаянку: с белой кожей и длинными черными косами. Девушка происходила из древнего и знатного рода калмыцких тайшей и была внучкой Церен-хана, хошеутского владельца, женатого на родной тетке хана Аюки Мончакова – Дорджи-Раптан. Звали ее Церен-янжи. Ей было всего 14 лет, когда ее выдали за внука великого Аюки-хана - Баксадая-Дорджи, сына Чакдор-Джаба и Хандаги, дочери джамбулакского мурзы.
"Период 20-х - начала 40-х гг. 18 века в истории Калмыцкого ханства характеризуется постоянными междоусобными столкновениями и борьбой за власть. Зачастую группировки и отдельные лица. потерпевшие поражение, пытаясь укрыться от гнева победителей, обращались за помощью к российским властям. Самым простым выходом в данной ситуации был переход в православие, так как крещёные калмыки в правовой практике того времени выводились из-под юрисдикции калмыцких ханов и нойонов."(1.) Политика христианизации калмыков в 17-18 в. была гибкой и прагматичной. Она проводилась с учетом внутренних и внешних факторов. Немаловажное значение придавалось крещению калмыцкой верхушки, созданию проправительственно настроенной социально-культурной элиты. Элита должна была оказать влияние на своих соплеменников и стать опорой в политике проведения христианизации. Смерть Аюки хана обострила борьбу наследников за ханский престол. Желая занять ханский престол, внук Аюки хана Баксадай-Дорджи решил принять православие. Крещение ханского внука стало политическим ходом в борьбе за власть и было принято им по чисто конъюнктурным соображениям.
[1]2 "..Правительство Российской империи, желая оградить свои южные границы от набегов кочевников, решило поддержать в борьбе за власть Баксадая-Дорджи, до этого владевшего всего 300 кибитками. Для захвата власти и надёжной поддержки со стороны имперских властей он согласился на крещение. Его крестили в Троицкой церкви Санкт-Петербурга 15 ноября 1724 года. Воспреемником Баксадая стал сам Пётр I, поэтому новокрещёный был назван Петром, а его титул (тайша)[2] стал его фамилией. Петру Тайшину был дарован титул князя и власть над всеми крещёными калмыками."(2.)
Любопытно, что во время обряда оба они - царь и верноподданный новоиспеченный князь - как бы прощупали друг друга. П.П.Тайшин обратился к императору, обещавшему выполнить любую его просьбу, с тем "чтоб мне на место умершего деда моего Аюки - хана стать ханом". Петр посмотрел на него пристально и осторожно ответил: "Как могу, то сделаю". Про себя же подумал: "Сколь власть любят".(3.)
Жена его, Церен-янжи, приняла крещение лишь 3 июля 1735 года. Воспреемницей Церен-янжи стала императрица Анна Иоанновна, поэтому и назвали её Анной. В 1736 году Пётр Тайшин обратился в коллегию иностранных дел с просьбой построить город для него и его крещёных калмыков. Однако просьба была удовлетворена лишь после его смерти, он умер в 1736 году.
Между калмыками-ламаистами и калмыками православными начались столкновения на религиозной почве. Чтобы покончить с междоусобицей и во избежание возврата крещеных калмыков к прежней вере, было решено их отселить. Правительство решило передать их под управление княгине Анне Тайшиной.
3. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании нового города Ставрополя:
«Для пребывания твоего с зайсангами выше Самары (реки) и близь Волги реки построить крепость… и на то означено место собирать всех крещённых калмыков, которые около этой крепости имеют по обыкновению кочевать… как при крепости живущим, так и около кочующим крещённым калмыкам в отведённым и показанным им местам и урочищам зверей ловить, и леса и дрова рубить, и скотом траву травить, и сена косить, и хлеба сеять, в реках и озёрах рыбу ловить свободно, и для того из русских мужиков с пашпортами в работы наймовать позволяется».
В 1737 году Анна Тайшина получила из казны 9347 рублей для обживания на новом месте. Строительство города началось весной 1738 года и уже в сентябре Тайшина переезжает в Ставрополь, где специально для неё был построен дом. В прошении на имя Анны Иоановны писала: «Находящиеся при мне зайсанги в минувшее калмыцкое междоусобие все разорены, а я не только их снабдить, но и себя пропитать способа не имею». На оказание помощи бедным калмыкам ей было выделено 500 рублей ассигнациями. При межевании земель в 1739 году княгине было отведено 600 четвертей пахоты и 1000 копен сенных покосов, больше 1000 квадратных сажен леса. В 1741 году Сенат выделил княгине обещанные ещё её мужу при крещении деревни. В том же году в Ставрополе была открыта калмыцкая школа.
Её дочери, приняв православие, вышли замуж за русских аристократов. Её племянник Пётр Торгоутский был назначен правителем калмыков в 1745 году. Её брат Чидан, крещёный под именем Никиты Дербетева, возглавил калмыков после смерти Петра.
"[3]Резиденцией Анны Тайшиной стала вновь основанная крепость Ставрополь (город Святого Креста — современный Тольятти), построенная «против Жигулевских гор, где кругом вниз и вверх довольно лугов и сенных покосов...» Название это в переводе с греческого означает "город святого креста", поэтому на городском гербе была изображена "трехугольная крепость, в середине которой водружен черный крест в золотом поле".(4.)
Поселенные в окрестностях крепости калмыки составили особое Калмыцкое казачье войско...
"Начальник Калмыцкой комиссии, тайный советник Василий Татищев, в 1738 году, во время строительства нашего Ставрополя, способствовал назначению Анны Иоанновны Тайшиной атаманом с ежемесячным жалованьем в 500 рублей.( Кстати, тогда это был оклад императорского полковника!) В то время двухтысячная армия генерал-лейтенанта Румянцева с помощью тысячи донских казаков воевала с мятежным башкирским Булхир-ханом. Княгиня уверенно и лично стала командовать тремя тысячами калмыцких всадников, и через три года кровопролитный мятеж был подавлен.
Императорский указ в 1748 году определил постоянный контингент в 250 калмыцких казаков Ставропольского войска. В случае военных действий и походов разворачивался пятисотенный полк. До конца XVIII века ставропольские калмыки вели пограничную службу на Черемшанской оборонительной линии по рекам Самара – Сок – Черемшан – Кинель."
4. Одновременно с укреплениями в 1738 году в крепости возвели деревянные постройки, занятые под дом батальонного командира, войсковую, комендантскую и батальонную канцелярии, склады провианта, аммуниции, вооружения, школу для обучения калмыцкому и русскому языку. . Забота о просвещении народа всегда стояла на первом плане у В.Н.Татищева. В лице Анны Тайшиной он нашел благодарную слушательницу и исполнительницу своих заветных помыслов. Свободная от амбициозных претензий покойного мужа Петра Петровича, она как должное воспринимала все преобразования в жизни кочевых сородичей. При ней в Самаре составлен "Российско-татаро-калмыцкий словарь". Как историк Татищев расспрашивал княгиню Тайшину об известных ей памятниках письменной и материальной культуры. Как политик и администратор стремился проникнуть в суть традиций и особенностей быта, порой создающих препятствием для сближения народов.
Еще во время болезни Анны Тайшиной, когда уже было видно, что дни ее сочтены, ближайшее окружение стало задумываться о кандидатуре достойного ей преемника. Но утверждена в Петербурге была кандидатура Никиты Дербетева. Умирая, Анна Тайшина пророчески сказала: "Через 100 лет на этой земле калмыкам не жить".После смерти княгини Тайшиной в Ставрополе среди калмыков начались беспорядки, так как у них отнимали землю и рыбные ловли, калмыки были вынуждены нищенствовать и просить милостыню. Полковник Кирилл Шарап доносил: «Княгиня Тайшина и бригадир Змеев при жизни своей, будучи в Ставрополе, поистине великое о нас старание имели». К сожалению, сбылись слова княгини Анны Тайшиной, город Тольятти, некогда крепость Ставрополь, заложенный волей императрицы Анны Иоановны для крещеных калмыков, сейчас не является местом компактного проживания калмыков. Но в городе чтут память княгини Анны Иоановны Тайшиной- единственной женщины- атамана в истории казачества в царской России.
IV. Заключение . Я думаю, что наша работа будет интересна не только моим сверстникам, но и всем, интересующимся историей калмыцкого народа. Поэтому мы будем продолжать работать над ней. В планах у нас - работать с архивами Калмыкии, связаться с краеведческим музеем г.Тольятти, проследить по возможности генеалогические связи Анны Тайшиной. Хотелось бы поблагодарить редакцию газеты "Рассвет" Ики-Бурульского района за предоставленные материалы, саму писательницу Татьяну Манджиеву (Лотос), которая обещала в дальнейшем оказывать нам содействие.
Библиография.
1. История Калмыкии с древнейших времён до наших дней.(в 3 т.) г.Элиста, ГУ "Издательский дом "Герел"., 2009 г.
2. "Лунный свет".Калмыцкие историко-литературные памятники. составитель А.В.Бадмаев, Элиста,2003 г.
3. Т.М.Манджиева ,ст."Княгиня, атаман, воин"., газета "Рассвет" Ики-Бурульского р-на за 2013 г.,№ 25-28.
4. А.И.Моисеев,Н.И.Моисеева. История и культура калмыцкого народа (XVII-XVIII в.в),Элиста., Калмыцкое книжное издательство, 2006г.
5. Н.Н.Пальмов. Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России. Элиста, 2007 г.
Интернет-ресурсы:
1.http://tolyattinec.narod.ru/tolyatti_hist.htm
2.ru.wikipedia.org
3. tlttimes.ru
Глоссарий (словарь терминов)
1. Тайши (монг. тайш; также тайша; таищи, таиши) — у монгольских народов вождь, старейшина более или менее обширной родовой группы. Подобно ханам и хунтайджи, тайши у ойратов причислялись к категории старших владельцев, но занимали несколько подчинённое положение.
2. Зайсанг — светский монгольский феодал в период, начиная со средних веков и кончая первой третью XX века.
Зайсанг (монг.) — наследственный старшина у калмыков и монголов.[1]
Зайсанг — м. родовой, наследный старшина калмыцкий и монгольский.[2]
Зайсанг мог быть наследственным или назначенным, также зайсанги делились на аймачных и безаймачных.
3. Ламаист - Последователь ламаизма.
Приложение.
1.Портрет Анны Тайшиной.
2.План крепости г.Ставрополя. середина XVIII в.
3.Крепость г.Ставрополя.середина XVIII в.
4.Старинный герб г.Ставрополя.
5.Ст."Просвещённая княгиня Анна Тайшина",газета "Время Калмыкии"
.
[1] 1.История Калмыкии с древнейших времён до наших дней.т.I.,стр.658.
2.Газета "Рассвет" Ики-Бурульского р-на Республики Калмыкия,№25 от 13 июля 2013г.,стр.4.
3.Газета "Время Калмыкии".
4.Газета "Рассвет" Ики-Бурульского р-на Республики Калмыкия,№28 от 27 июля 2013г.,стр.4
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota_-_kopiya.docx | 37.53 КБ |
Оглавление. стр.
I.Введение. Замолчанные победы калмыков......................2
II. Основная часть. ..................................................................4
1. История крещёных калмыков...........................................4
2. Пётр и Анна Тайшины. Рождение войска......................5
3. Атаман княгиня Анна. Начало города-крепости...........6
4. Плоды деятельности первой крещёной калмычки........8
III.Заключение...........................................................................9
Библиография...........................................................................10
Глоссарий...................................................................................11
Приложение...............................................................................12
I. Введение. Моя исследовательская работа посвящена необычной женщине Анне Тайшиной, крещённой калмычке, единственной женщине- атаману за всю историю казачества в царской России, чья судьба является примером верной любви к мужу. преданности идеалам казачества и беззаветного служения вере, царю и Отечеству.
Немало указов, грамот и других важнейших документов Российского государства посвящено калмыцкому народу, что объяснялось большой ролью калмыков в истории России. Битва со шведами в составе войск Александра Невского, Куликовская битва, бои за расширение южных земель, укрепление границ Российского государства, походы с Петром Первым на Крымское ханство, русско-турецкие войны, война с Наполеоном – это неполный перечень великих сражений, где калмыцкие воины храбро защищали интересы России. Русский историк Григорий Николаевич Прозрителев в своем труде «Военное прошлое нашихъ калмыков» в 1912 году пишет: «Заслуги калмыков перед Россией вовеки не должны быть забыты".
Человек, не знающий и не уважающий свой народ, представителем которого он является, не сможет узнать и уважать другой народ. Актуальность данной работы заключается в том, чтобы стимулировать интерес к изучению истории и культуры калмыцкого народа.
Цель исследования: изучение биографии Анны Тайшиной, обобщение собранного материала.
Объект исследования: исторические документы, газетные статьи, Интернет - ресурсы, фотодокументы.
Проведенный мною социологический опрос учащихся нашей школы (всего 26 учащихся 6-11 классов) показал, что 90% детей не знают, кто такая Анна Тайшина. В то же время узнав, что она была единственная женщина - атаман, и при том калмычка из хошеутовского рода, почти все хотели бы узнать о ней больше. Это убедило меня в продолжении исследования нашей работы, и мы поставили перед собой такие задачи:
1) собрать и обобщить материал
2) проанализировать и сделать выводы
3) предложить его для изучения на уроках истории и ИКРК.
Методы, используемые мной: анкетирование, изучение, исследование, обобщение, анализ, работа с Интернет-ресурсами.
Основой моей работы стала статья писательницы Татьяны Манджиевой, в которой она берёт интервью у заведующей музеем Московского казачьего кадетского корпуса В.В.Беспаловой.
II. 1. Кто же она, казачка-атаман, мысли и деяния которой доныне будоражат воображение современников?
Она была красива и лицом походила на китаянку: с белой кожей и длинными черными косами. Девушка происходила из древнего и знатного рода калмыцких тайшей и была внучкой Церен-хана, хошеутского владельца, женатого на родной тетке хана Аюки Мончакова – Дорджи-Раптан. Звали ее Церен-янжи. Ей было всего 14 лет, когда ее выдали за внука великого Аюки-хана - Баксадая-Дорджи, сына Чакдор-Джаба и Хандаги, дочери джамбулакского мурзы.
"Период 20-х - начала 40-х гг. 18 века в истории Калмыцкого ханства характеризуется постоянными междоусобными столкновениями и борьбой за власть. Зачастую группировки и отдельные лица. потерпевшие поражение, пытаясь укрыться от гнева победителей, обращались за помощью к российским властям. Самым простым выходом в данной ситуации был переход в православие, так как крещёные калмыки в правовой практике того времени выводились из-под юрисдикции калмыцких ханов и нойонов."(1.) Политика христианизации калмыков в 17-18 в. была гибкой и прагматичной. Она проводилась с учетом внутренних и внешних факторов. Немаловажное значение придавалось крещению калмыцкой верхушки, созданию проправительственно настроенной социально-культурной элиты. Элита должна была оказать влияние на своих соплеменников и стать опорой в политике проведения христианизации. Смерть Аюки хана обострила борьбу наследников за ханский престол. Желая занять ханский престол, внук Аюки хана Баксадай-Дорджи решил принять православие. Крещение ханского внука стало политическим ходом в борьбе за власть и было принято им по чисто конъюнктурным соображениям.
[1]2 "..Правительство Российской империи, желая оградить свои южные границы от набегов кочевников, решило поддержать в борьбе за власть Баксадая-Дорджи, до этого владевшего всего 300 кибитками. Для захвата власти и надёжной поддержки со стороны имперских властей он согласился на крещение. Его крестили в Троицкой церкви Санкт-Петербурга 15 ноября 1724 года. Воспреемником Баксадая стал сам Пётр I, поэтому новокрещёный был назван Петром, а его титул (тайша)[2] стал его фамилией. Петру Тайшину был дарован титул князя и власть над всеми крещёными калмыками."(2.)
Любопытно, что во время обряда оба они - царь и верноподданный новоиспеченный князь - как бы прощупали друг друга. П.П.Тайшин обратился к императору, обещавшему выполнить любую его просьбу, с тем "чтоб мне на место умершего деда моего Аюки - хана стать ханом". Петр посмотрел на него пристально и осторожно ответил: "Как могу, то сделаю". Про себя же подумал: "Сколь власть любят".(3.)
Жена его, Церен-янжи, приняла крещение лишь 3 июля 1735 года. Воспреемницей Церен-янжи стала императрица Анна Иоанновна, поэтому и назвали её Анной. В 1736 году Пётр Тайшин обратился в коллегию иностранных дел с просьбой построить город для него и его крещёных калмыков. Однако просьба была удовлетворена лишь после его смерти, он умер в 1736 году.
Между калмыками-ламаистами и калмыками православными начались столкновения на религиозной почве. Чтобы покончить с междоусобицей и во избежание возврата крещеных калмыков к прежней вере, было решено их отселить. Правительство решило передать их под управление княгине Анне Тайшиной.
3. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании нового города Ставрополя:
«Для пребывания твоего с зайсангами выше Самары (реки) и близь Волги реки построить крепость… и на то означено место собирать всех крещённых калмыков, которые около этой крепости имеют по обыкновению кочевать… как при крепости живущим, так и около кочующим крещённым калмыкам в отведённым и показанным им местам и урочищам зверей ловить, и леса и дрова рубить, и скотом траву травить, и сена косить, и хлеба сеять, в реках и озёрах рыбу ловить свободно, и для того из русских мужиков с пашпортами в работы наймовать позволяется».
В 1737 году Анна Тайшина получила из казны 9347 рублей для обживания на новом месте. Строительство города началось весной 1738 года и уже в сентябре Тайшина переезжает в Ставрополь, где специально для неё был построен дом. В прошении на имя Анны Иоановны писала: «Находящиеся при мне зайсанги в минувшее калмыцкое междоусобие все разорены, а я не только их снабдить, но и себя пропитать способа не имею». На оказание помощи бедным калмыкам ей было выделено 500 рублей ассигнациями. При межевании земель в 1739 году княгине было отведено 600 четвертей пахоты и 1000 копен сенных покосов, больше 1000 квадратных сажен леса. В 1741 году Сенат выделил княгине обещанные ещё её мужу при крещении деревни. В том же году в Ставрополе была открыта калмыцкая школа.
Её дочери, приняв православие, вышли замуж за русских аристократов. Её племянник Пётр Торгоутский был назначен правителем калмыков в 1745 году. Её брат Чидан, крещёный под именем Никиты Дербетева, возглавил калмыков после смерти Петра.
"[3]Резиденцией Анны Тайшиной стала вновь основанная крепость Ставрополь (город Святого Креста — современный Тольятти), построенная «против Жигулевских гор, где кругом вниз и вверх довольно лугов и сенных покосов...» Название это в переводе с греческого означает "город святого креста", поэтому на городском гербе была изображена "трехугольная крепость, в середине которой водружен черный крест в золотом поле".(4.)
Поселенные в окрестностях крепости калмыки составили особое Калмыцкое казачье войско...
"Начальник Калмыцкой комиссии, тайный советник Василий Татищев, в 1738 году, во время строительства нашего Ставрополя, способствовал назначению Анны Иоанновны Тайшиной атаманом с ежемесячным жалованьем в 500 рублей.( Кстати, тогда это был оклад императорского полковника!) В то время двухтысячная армия генерал-лейтенанта Румянцева с помощью тысячи донских казаков воевала с мятежным башкирским Булхир-ханом. Княгиня уверенно и лично стала командовать тремя тысячами калмыцких всадников, и через три года кровопролитный мятеж был подавлен.
Императорский указ в 1748 году определил постоянный контингент в 250 калмыцких казаков Ставропольского войска. В случае военных действий и походов разворачивался пятисотенный полк. До конца XVIII века ставропольские калмыки вели пограничную службу на Черемшанской оборонительной линии по рекам Самара – Сок – Черемшан – Кинель."
4. Одновременно с укреплениями в 1738 году в крепости возвели деревянные постройки, занятые под дом батальонного командира, войсковую, комендантскую и батальонную канцелярии, склады провианта, аммуниции, вооружения, школу для обучения калмыцкому и русскому языку. . Забота о просвещении народа всегда стояла на первом плане у В.Н.Татищева. В лице Анны Тайшиной он нашел благодарную слушательницу и исполнительницу своих заветных помыслов. Свободная от амбициозных претензий покойного мужа Петра Петровича, она как должное воспринимала все преобразования в жизни кочевых сородичей. При ней в Самаре составлен "Российско-татаро-калмыцкий словарь". Как историк Татищев расспрашивал княгиню Тайшину об известных ей памятниках письменной и материальной культуры. Как политик и администратор стремился проникнуть в суть традиций и особенностей быта, порой создающих препятствием для сближения народов.
Еще во время болезни Анны Тайшиной, когда уже было видно, что дни ее сочтены, ближайшее окружение стало задумываться о кандидатуре достойного ей преемника. Но утверждена в Петербурге была кандидатура Никиты Дербетева. Умирая, Анна Тайшина пророчески сказала: "Через 100 лет на этой земле калмыкам не жить".После смерти княгини Тайшиной в Ставрополе среди калмыков начались беспорядки, так как у них отнимали землю и рыбные ловли, калмыки были вынуждены нищенствовать и просить милостыню. Полковник Кирилл Шарап доносил: «Княгиня Тайшина и бригадир Змеев при жизни своей, будучи в Ставрополе, поистине великое о нас старание имели». К сожалению, сбылись слова княгини Анны Тайшиной, город Тольятти, некогда крепость Ставрополь, заложенный волей императрицы Анны Иоановны для крещеных калмыков, сейчас не является местом компактного проживания калмыков. Но в городе чтут память княгини Анны Иоановны Тайшиной- единственной женщины- атамана в истории казачества в царской России.
IV. Заключение . Я думаю, что наша работа будет интересна не только моим сверстникам, но и всем, интересующимся историей калмыцкого народа. Поэтому мы будем продолжать работать над ней. В планах у нас - работать с архивами Калмыкии, связаться с краеведческим музеем г.Тольятти, проследить по возможности генеалогические связи Анны Тайшиной. Хотелось бы поблагодарить редакцию газеты "Рассвет" Ики-Бурульского района за предоставленные материалы, саму писательницу Татьяну Манджиеву (Лотос), которая обещала в дальнейшем оказывать нам содействие.
Библиография.
1. История Калмыкии с древнейших времён до наших дней.(в 3 т.) г.Элиста, ГУ "Издательский дом "Герел"., 2009 г.
2. "Лунный свет".Калмыцкие историко-литературные памятники. составитель А.В.Бадмаев, Элиста,2003 г.
3. Т.М.Манджиева ,ст."Княгиня, атаман, воин"., газета "Рассвет" Ики-Бурульского р-на за 2013 г.,№ 25-28.
4. А.И.Моисеев,Н.И.Моисеева. История и культура калмыцкого народа (XVII-XVIII в.в),Элиста., Калмыцкое книжное издательство, 2006г.
5. Н.Н.Пальмов. Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России. Элиста, 2007 г.
Интернет-ресурсы:
1.http://tolyattinec.narod.ru/tolyatti_hist.htm
2.ru.wikipedia.org
3. tlttimes.ru
4.portal@tgi.ru
Глоссарий (словарь терминов)
1. Тайши (монг. тайш; также тайша; таищи, таиши) — у монгольских народов вождь, старейшина более или менее обширной родовой группы. Подобно ханам и хунтайджи, тайши у ойратов причислялись к категории старших владельцев, но занимали несколько подчинённое положение.
2. Зайсанг — светский монгольский феодал в период, начиная со средних веков и кончая первой третью XX века.
Зайсанг (монг.) — наследственный старшина у калмыков и монголов.[1]
Зайсанг — м. родовой, наследный старшина калмыцкий и монгольский.[2]
Зайсанг мог быть наследственным или назначенным, также зайсанги делились на аймачных и безаймачных.
3. Ламаист - Последователь ламаизма.
Приложение.
1.Портрет Анны Тайшиной.
2.План крепости г.Ставрополя. середина XVIII в.
3.Крепость г.Ставрополя.середина XVIII в.
4.Старинный герб г.Ставрополя.
5.Ст."Просвещённая княгиня Анна Тайшина",газета "Время Калмыкии"
.
[1] 1.История Калмыкии с древнейших времён до наших дней.т.I.,стр.658.
[2]2.Газета "Рассвет" Ики-Бурульского р-на Республики Калмыкия,№25 от 13 июля 2013г.,стр.4.
3.Газета "Время Калмыкии".
[3]4.Газета "Рассвет" Ики-Бурульского р-на Республики Калмыкия,№28 от 27 июля 2013г.,стр.4
Пятёрки
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Попробуем на вкус солёность моря?
Каргопольская игрушка
"Разделите так, как делили работу..."