В своей исследовательской работе «История моей семьи в истории народа» я отразила историю моей семьи, моих бабушки, дедушки, других родственников и калмыцкого народа в целом. Как и почему насильственно выселяли из родных мест в Сибирь? За что им выпали тяжелые испытания?
Хочу рассказать о трагедии моей семьи, моих бабушек и дедушек, изучая исторические корни, проблемы ответить на вопрос: кто и при каких обстоятельствах оказался виновным в насильственном выселении калмыков в Сибирь в те далёкие годы.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_moey_semi_v_istorii_naroda.docx | 926.29 КБ |
МКОУ «Шаттинская средняя общеобразовательная школа»
Районный этап
республиканского конкурса
исследовательских работ, посвященного
70-летию депортации калмыцкого народа
Тема: «История моей семьи в истории народа»
Выполнила: ученица 11 класса Сангаджиева Халга
Руководитель: Водопьянова Раиса Саранговна
Краткая аннотация.
В своей исследовательской работе «История моей семьи в истории народа» я отразила историю моей семьи, моих бабушки, дедушки, других родственников и калмыцкого народа в целом. Как и почему насильственно выселяли из родных мест в Сибирь? За что им выпали тяжелые испытания?
Хочу рассказать о трагедии моей семьи, моих бабушек и дедушек, изучая исторические корни, проблемы ответить на вопрос: кто и при каких обстоятельствах оказался виновным в насильственном выселении калмыков в Сибирь в те далёкие годы.
Я использовала воспоминания очевидцев тех далёких событий, историю их жизни, их судьбы.
В детстве я много слушала рассказы моих дедушки и бабушки. Их стойкость и жизнелюбие помогали и помогают определять мои интересы в жизни.
Актуальность темы исследования.
Проблема депортации калмыцкого и других репрессированных в годы Великой Отечественной войны народов - одна из острых и до последнего времени "закрытых" тем - приобретает ныне все более актуальное значение.
Цель – формирование у молодого поколения чувства патриотизма и сопричастности к истории калмыцкого народа, увековечивание памяти невинных жертв репрессий.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить документы, на основе которых осуществлялась депортация калмыцкого народа;
- рассмотреть процесс выселения калмыцкого народа и антиконституционной ликвидации его национальной государственности;
- охарактеризовать юридическое положение калмыцкого народа, социально - экономические условия его жизни в период депортации в местах спецпоселения;
Объектом исследования является депортация калмыцкого народа, подвергшегося выселению в 1943-1944 гг. с территории исторического проживания. В законе РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" дано четкое юридическое определение понятия "репрессированные народы": "это народы (нации, народности и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения".
Накануне Отечественной войны в СССР складывалась сложная ситуация. Фактически государство погружалось в открытое бифуркационное состояние, при котором общество могло разделиться в отношении к функциональному режиму власти. Именно так и случилось. Одна его часть поддерживала существующий строй, другая же представляла альтернативную силу. Безусловно, в этой обстановке власть делала все, чтобы не пошатнулись ее позиции, не были подорваны каким бы то ни было образом ее устои. Ужесточались меры, применяемые к отдельным народам и группам населения, выступавшим в открытой или скрытой форме против режима. И это обосновывалось сложившийся обстановкой и непосредственно уже самой войной и характером государственной национальной политики.
В результате наступления германских войск и отхода частей Красной Армии через Дон к Волге и на Кавказ летом 1942 года, Ростовская, часть Сталинградской областей, Краснодарский и Орджоникидзевский края подверглись оккупации немецко-фашистскими войсками. Гитлеровские войска оккупировали часть территории Калмыкии. Полностью было захвачено 5 улусов (Западный, Яшалтинский, Приютненский, Троицкий и Сарпинский), частично –Кетченеровский, Черноземельский и Малодербетовский.
На оккупированной территории немцы эффективно вели работу по привлечению на свою сторону недовольных из числа местных жителей. Не обошли вниманием они и Калмыкию. При этом немцы активно сотрудничали с калмыками-белоэмигрантами из «Калмыцкого национального комитета», располагавшегося в Берлине.
Среди мер «наказания» непослушных, неблагонадежных всемерно использовалась и депортация. Все акции по переселению того или иного народа, групп населения имели юридическую базу: постановления ГКО, Президиума Верховного Совета Союза ССР, решение ЦК партии, указы Совнаркома или другой государственной структуры, что придавало им якобы законный характер. Правда, некоторые из этих правовых актов появлялись уже после выдворения людей с территорий проживания.
Депортация калмыков – форма политических репрессий, принудительная высылка из мест постоянного проживания этнических калмыков в 1943-1944 годах в районы Сибири и средней Азии.
27 декабря 1943 года вышел Указ президиума Верховного Совета СССР, а 28 декабря постановление СНК за подписью В.М.Молотова о ликвидации Калмыцкой АССР и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.
Операция по депортации калмыков проводилась 28-29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы». В ней участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк НКВД, ранее выселявший карачаевцев. Руководил операцией начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор Маркеев.
Депортация калмыков рассматривалась как мера наказания за якобы имевшее место массовой противодействие органам Советской власти, борьбу против Красной Армии, как средство урегулирования национального конфликта, возникшего с калмыками. Выселению были подвергнуты в первую очередь калмыки, проживавшие на территориях калмыцкой АССР, Калмыцкого района Ростовской области, а также военнослужащие. В каждый вагон помещали по 40-50 человек. Всего было сформировано 47 эшелонов.
Первым заходом было депортировано 91919 человек. За январь 1944 года к ним присоединилось еще 1014 человек. Между районами вселения они были распределены следующим образом: Омская область -24325, Красноярский край-21164,Алтайский край-20858, Новосибирская область-18333 человек. Больше половины калмыцкого контингента в Тюменской области было расселено в ее северных округах- Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Тобольском.
В 1944 году депортации калмыков продолжились за счет выселения тех, кто проживал вне Калмыцкой АССР: 2536 человек из Ростовской области отправили в Омскую область, 1178 человек из Сталинградской области отправили в Свердловскую область.
Позднее к ним присоединились демобилизованные из армии калмыки- более 15000 человек. Солдаты и офицеры калмыцкой национальности были направлены в Астрахань и переданы НКВД, который вывез офицеров в Ташкент и Новосибирск, а рядовых направил на строительство Широковской гидроэлектростанции в Пермской области.
Женщины- не калмычки, бывшие замужем за калмыками, также брались на учет и подвергались всем положенным репрессиям. В то же время калмычек, вышедших замуж не за калмыков на учет не брали.
Труд депортированных калмыков использовался в сельском хозяйстве, на лесоповале, но чаще всего – в промышленном рыболовстве, их многовековой опыт в области животноводства оказался невостребованным.
Этот декабрьский холодный день 1943 года, третьего года жестокой войны, каждый калмык – стар и млад, запомнил на всю жизнь. Задолго до рассвета в соответствии с тщательно запланированной операцией под кодовым названием «Улусы», утверждённой генеральным комиссаром госбезопасности Лаврентием Берия, одновременно во всех хотонах, сёлах, посёлках и городе Элисте в дома калмыков вошли по трое военных из войск НКВД и объявили, что по указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года все калмыки, как изменники и предатели, выселяются в Сибирь, а Калмыцкая АССР отныне ликвидируется.
В чем только не обвиняли калмыцкий народ. В период оккупации калмыки якобы изменили Родине, предавали немцам честных советских граждан, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной армии, передавали немцам эвакуированный из других мест колхозный скот, организовывали банды и совершали налёты на колхозы и совхозы, терроризировали местное население и т.д. Это было самой гнусной, чудовищной клеветой, возводимой сталинским режимом.
Эту исследовательскую работу я посвящаю своим дедушке и бабушке в благодарность за то, что они выжили в те страшные суровые годы депортации, и пройдя такие испытания подарили жизнь моему отцу, а также всем депортированным калмыкам и сибирякам, с помощью которых им удалось выжить.
В 1943 году моему дедушке было 11 лет, бабушке -13. Они не знали друг друга и не могли знать, так как жили в разных уголках Советского Союза, дедушка в маленьком поселке Шатта Приозерного района Калмыцкой АССР, бабушка в п.Чимбя Лиманского района Астраханской области. Ни дедушка, ни бабушка никогда не выезжали за пределы своих сел, а о Сибири даже не слышали.
Из воспоминаний дедушки Сангаджиева Саранга Семеновича: был очень холодный, морозный декабрьский день, когда в землянку зашла испуганная мама в сопровождении солдат, сказала на калмыцком языке, что нас куда-то отправляют.
Согласно инструкции спецпереселенцам разрешалось взять с собой принадлежащее им имущество (одежду, мелкие сельхоз и бытовой инвентарь, зерно и продовольствие весом всего до 500 кг на семью). Весь молочный и продуктивный скот, лошади, птица, продовольственное и фуражное зерно, дома и сельхозпостройки, принадлежащее колхозам, колхозникам и единоличникам переселенцам подлежали сдаче при выселении. Оставшееся имущество колхозников, единоличников, рабочих и служащих должно было приниматься местной комиссией по акту и подлежало возмещению, включая сданный скот в новых местах поселения. Однако в большинстве случаев никакого акта не составляли, да никто из выселяемых калмыков и не ведал, что имущество и скот нужно сдавать по акту. Да было ли до этого при том всенародном горе. Поэтому, как и следовало ожидать, никакого возмещения на новых местах расселения не было, да что могли дать разорённые вконец маломощные колхозы, живущие сами на постоянных подачках государства.
Всё зависело от доброй или злой воли военных. Что мог собрать в конце растерявшийся и убитый горем человек? Да и как можно было за какие-то 20-30 минут что-то собрать, как определить и выбрать самое нужное?
Солдаты велели потеплее одеться, взять еду. Эшелон, наполненный людским страхом, скорбью и покорностью судьбе, вез его на восток. Две недели в холодном вагоне они добирались до Омска. Подавленные происходящими событиями, люди сидели, сгрудившись, на грязном полу холодного товарняка, как будто в издёвку названного «теплушкой». Жуткие ночи завершались по утрам одним и тем же – выносом на очередном безымянном полустанке одного, а то и нескольких человек, умерших от холода или болезни.
Слава богу, никто из родных не умер. Со станции их на санях отвезли в зерносовхоз, местные жители встретили их нормально, поселили в бараки, делились едой. В мае 1945 года пришла радостная весть о Победе. Но ожидания, что наступят лучшие времена, не оправдались. Всё было по-прежнему: голод, тяжелый труд, отметки в комендатуре. Спецпереселенцам не разрешалось свободно передвигаться, кроме как по указанному в «дорожной карте» маршруту в конкретный населенный пункт. Приходилось долго добиваться разрешения на выезд у начальника комендатуры.
Дедушка работал на лесозаготовках в Ореховском леспромхозе Усть-Ишимского района Омской области. Там же на заготовке леса он и встретил мою бабушку Александру Баировну, которую к этому времени из Салехарда вызвали родственники. Мой красавец дедушка в течение года добивался внимания степной гордячки, а помогал ему его друг Зинченко Иван, который дружил с сибирской подружкой бабушки Надеждой. В скором времени сыграли две свадьбы: бабушки и дедушки, Ивана и Надежды. Крепкая была мужская дружба, которая продлилась до последних дней жизни Ивана, в честь своего сибирского друга дедушка назвал своего первенца.
А с зерносовхозом «Борисовский» Щербакульского района Омской области у дедушки связаны самые грустные, печальные воспоминания. Там он похоронил отца, мать, сестру и племянника.
Эти воспоминания, и огромное желание поклониться могилам родным неизменно тянуло дедушку в Омское село. Хотелось поговорить в с местными жителями, увидеть товарищей, увидеть Иртыш. И в 1991 году они выехали посетить места их молодости. Это были самые трогательные, самые желанные встречи на сибирской земле. Старожилы до сих пор помнили семью моего дедушки. Они встретили своих сибирских друзей, гостили у них, вспоминая годы своей молодости. А в 2001 году дедушке повезло быть участником Поезда Памяти, сколько волнений и радости ему пришлось перенести во время этой поездки!
Интересно, что же чувствует человек, который через столько лет ступает на землю, где прошли его молодые годы, где калмыки терпели унижения спецпереселенца, умирали от голода и холода?
И вот что ответил мне дедушка: меня давно тянуло туда, хотелось найти могилу моих родных, поклониться им, отдать дань. Что я чувствовал? С одной стороны глубокую печаль и грусть, вспоминая тех людей, кто не дожил до возращения на родину, с другой – чувство удовлетворения, что нашел могилу родных, увиделся с местом, где мы проживали, встретился с людьми, которые помогли нам выжить.
Дедушка долго искал место захоронения своих родных, но память его не подвела, после долгих поисков он нашел дорогие его сердцу холмики. Они сидели в горьких раздумьях, затем, соблюдая все калмыцкие обычаи они почтили их память.
Да, жестокие и одновременно счастливые годы. Именно тогда они молодые и красивые встретили друг друга, полюбили, поженились и родили моего старшего дядю Ивана.
Бабушка Булдрунова Александра Баировна жила в Астраханской области, и конечно же, то же имела отношение к железной дороге Астрахань-Кизляр. Она вместе со своей сестрой Цаган Баировной Бадмаевой строила эту дорогу. Она была еще ребенком, когда началась война, но наравне со взрослыми работала на строительстве железной дороги, помогала шить теплую одежду для Красной Армии, вынесла все трудности первых военных лет и по этой же дороге была сослана в Сибирь с позорным клеймом предателя Родины. По воле «гения всех времен и народов» весь калмыцкий народ, состоявший на тот момент из женщин, стариков, детей и инвалидов войны, был обвинен в пособничестве фашистам и депортирован в Сибирь. Спали на соломе, топили печку-буржуйку, которая не могла обогреть весь вагон, люди умирали…
Попали на Салехард, жила в деревянных постройках, работала на рыбоконсервном комбинате.
Из воспоминаний бабушки: В один зимний вечер мы с мамой выходили из дому доить корову, вдруг у двери появились два солдата. Они велели загружаться в машину. Мама попросила подоить корову, так как она мычала. Солдат оказался понятливым, разрешил. Мама подоила корову, взяла молоко с собой, нас загрузили в машину, отвезли в здание школы. Там уже были наши родственники и старшая сестра. Сестра была уже замужем и жила отдельно со своей семьей, в начале войны муж пропал без вести, ребенок умер, жила со своей свекровью. Она хорошо владела русским языком, объяснив солдатам, что ей нужно кое-что взять из дому на дорогу, она приходит домой и видит, что их дом уже занят русской семьей, они уже пользовались всей их утварью и вещами. Сестра была не из робких, потребовала свою козу. Русский мужчина зарезал козу, упаковал мясо и отдал ей. При погрузке в товарняки сестра нашла нас с мамой, и мы ехали в одном вагоне. Так благодаря ее решительности с голода мы в пути не умерли, но от болезни умерла ее свекровь.
Так, бабушка попала в суровый, холодный Салехард, казалось на конец света. Очень долго не могла привыкнуть к местному климату, после солнечной степи. В 1945 году умерла мама. Оставшись вдвоем им, было очень тяжело и физически и морально. И в 1946 году родственники забрали их в Омскую область. Здесь жила их старшая сестра Галя с двумя сыновьями и мужем, вернувшим с войны. Галя болела туберкулезом и через 3 месяца она умерла. Сестра Цаган заменила племянникам маму и вырастила детей.
Поддержка родных и огромное желание когда-нибудь увидеть свою родину, помогла ей выстоять в суровые годы ссылки. Мои бабушка и дедушка всегда верили, что когда-нибудь и для калмыков настанут лучшие времена, что вернуться они в родные степи. Верили в это очень сильно.
1956 год – самая радостная весть – возвращение на родину! 17 марта 1956 года был принят Указ Президиума Верховного совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся на спецпереселении».
Но выехать в первые дни отправок не получилось, заболел дизентерией сын, попали в больницу. Вылечив дядю, они собрались в дальнюю дорогу домой. Бабушка с теплотой вспоминает как их провожали сибиряки, несли на дорогу, кто что мог, кусок свиной головы, яйца, картошку. Дорога домой… С каким нетерпеньем они ждали встречи с родной землей!
С момента депортации и до апреля 1946 года значилось 14 343 умерших калмыцких поселенцев. При этом рождаемость среди калмыков была крайне низкой. По имеющимся оценкам, потери населения среди калмыков составили более половины его общей численности.
Депортация калмыцкого народа автоматически привела к ликвидации национальной автономии. В 1944 году калмыцкая АССР прекратила свое существование. Ее районы вошли частично в административное подчинение соседних областей. Только через 13 лет автономия калмыцкого народа указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года была вновь восстановлена.
После возвращения на Родину дедушка и бабушка работали животноводами в совхозе им 50 лет КАССР Приозерного района. За многолетний добросовестный труд им присвоены звания ветерана труда и труженика тыла. Сейчас мои старики давно пенсионеры. Время безжалостно. Годы, годы, годы они неумолимы. Лишь память преодолевает время. Время не сломило моих мудрых стариков. Я удивляюсь и всегда с трепетом, затаив дыхание, слушаю их неторопливый рассказ об истории нашей семьи. Мы, внуки, постараемся донести и до наших детей всё то, о чём рассказывали наши бабушка и дедушка.
У них пятеро детей, 14 внуков, 11 правнуков. Старший внук и правнук названы в честь деда, две внучки в честь бабушки. По праздникам и просто так, мы собираемся в их доме, накрываем стол, слушаем их воспоминания, радуем их своими успехами. Не это ли для них счастье… А их судьба является важным уроком для нас, молодого поколения.
Мы, будущее поколение должны знать о том, что пережили в депортации наши деды и прадеды, как были нарушены их права, об этом не надо молчать. Мы должны гордиться тем, что наша маленькая республика дала 22 Героя Советского Союза, что жители Калмыкии строили дороги и мосты под бомбежками, воевали на фронте, в голоде и холоде восстанавливали села и города, трудились на заводах и фабриках, вкладывали свой труд для победы над фашисткой Германией.
Мы много и охотно рассуждаем о проблемах национального возрождения, исторической связи и духовной преемственности поколений и очень мало делаем конкретного в действительности. Несомненно, необходимо перспективное видение, нужна научно – обоснованная концепция национального возрождения, но ничего не может заменить живого примера. Поэтому очень важны пусть небольшие, но конкретные дела, будь то празднование памятной даты, открытие художественной выставки, концерты народной музыки или просто дискуссия о прошлом и настоящем.
Список литературы.
1. «Операция «Улусы», Бугай Н.Ф., Элиста,1991г
2. «Калмыки. Выселение и возвращение», Убушаев В.Б., Элиста,1991г
3. Ссылка калмыков: как это было. Книга памяти ссылки калмыцкого народа,т1, Элиста,1993г
4. Указы Президиума Верховного совета СССР.
5. Воспоминание Сангаджиева Саранга Семеновича.
6. Воспоминание Сангаджиевой Александры Баировны
7. Фотографии из семейного альбома.
8. Архивные справки.
Серебряное копытце
Рукавичка
Отчего синичка развеселилась
Л. Нечаев. Яма
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)