Проект "Слово Гоголя" заключает в себе составление словаря устаревших и просторечных слов - диалектизмов из рассказа Н. В. Гоголя "Заколдованное место".
Гоголь один из величайших писателей 19 века, его наследие неоценимо, но в современном школьном обществе творчеству Гоголя уделяется все меньше внимание, особенно младшими школьниками. Снижение интереса к произведениям Н.В.Гоголя связано со многими причинами, одной из которых является – сложность в понимании значения слов и связанных с ними реалий. Современному младшему школьнику, которого окружают ноутбуки, айфоны и Интернет, становится все сложней понять, о чем писал Гоголь и многие другие писатели 19 века. Наш словарь поможет пятиклассникам понять и представить, что делали, чем жили и какие предметы окружали героев произведения Н.В.Гоголя «Заколдованное место».
Цели проекта: - изучение «незнакомых» слов, диалектизмов и устаревших слов в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место»;
- изучение истории создания «Словаря Гоголя»;
- создание методического пособия – толкового словаря, который поможет пятиклассникам понять и запомнить толкование «незнакомых и непонятных» слов в произведениях Н.В. Гоголя.
Задачи:
- прочитать повесть и изучить историю создания «Заколдованного места»;
- выявить «непонятные и незнакомые» слова в повести;
- найти и изучить значения этих слов, предлагаемые в учебнике и в словаре Гоголя;
- сопоставить значения этих слов;
- составить собственные определения и проиллюстрировать значение этих слов:
Методы исследования:
- сбор информации;
- анализ и сопоставление значения слов;
- проектирование;
- иллюстрирование.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Слово Гоголя". | 68.88 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнепогроменская СОШ
Выполнили: учащиеся 5 класса Ким Валерия,
Ким Валерий, Тихонова Диана
Руководитель: учитель русского языка
и литературы Балтабаева О.А.
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ.
2
ВВЕДЕНИЕ.
Гоголь один из величайших писателей 19 века, его наследие неоценимо, но в современном школьном обществе творчеству Гоголя уделяется все меньше внимание, особенно младшими школьниками. Снижение интереса к произведениям Н.В.Гоголя связано со многими причинами, одной из которых является – сложность в понимании значения слов и связанных с ними реалий. Современному младшему школьнику, которого окружают ноутбуки, айфоны и Интернет, становится все сложней понять, о чем писал Гоголь и многие другие писатели 19 века. Наш словарь поможет пятиклассникам понять и представить, что делали, чем жили и какие предметы окружали героев произведения Н.В.Гоголя «Заколдованное место».
Цели проекта: - изучение «незнакомых» слов, диалектизмов и устаревших слов в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место»;
- изучение истории создания «Словаря Гоголя»;
- создание методического пособия – толкового словаря, который поможет пятиклассникам понять и запомнить толкование «незнакомых и непонятных» слов в произведениях Н.В. Гоголя.
Задачи:
- прочитать повесть и изучить историю создания «Заколдованного места»;
- выявить «непонятные и незнакомые» слова в повести;
- найти и изучить значения этих слов, предлагаемые в учебнике и в словаре Гоголя;
- сопоставить значения этих слов;
- составить собственные определения и проиллюстрировать значение этих слов:
Методы исследования:
- сбор информации;
- анализ и сопоставление значения слов;
- проектирование;
- иллюстрирование.
3
ПРОБЛЕМА.
Какое значение имеет знание толкования диалектизмов и устаревших слов при изучении творчества Н.В.Гоголя?
4
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Этапы работы над проектом. | Длительность. | Деятельность учащихся. | Деятельность учителя. |
Поисковый. | 1 день. | Читают повесть «Заколдованное место»; находят «непонятные» слова; выявляют и анализируют проблемы; ставят цели проекта. | Координирует деятельность; помогает сформулировать и проанализировать проблемы; корректирует цели проекта. |
Аналитический.
| 1 день. | Анализируют, имеющийся информацию (статью в учебнике); ищут дополнительную информацию; составляют план реализации проекта, пошагово планируют деятельность; распределяют обязанности и роли; оценивают и самоконтроль своей деятельности на данном этапе. | Направляет процесс поиска информации учащимися; предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; организует процесс анализа альтернативных решений; организует процесс контроля (самоконтроля) деятельности. |
Практический. | 3 дня. | Выполняют запланированную работу над проектом, распределение слов в алфавитном порядке, оформление страниц словаря, подбор иллюстраций, оформление обложки, иллюстрирование и аппликационное оформление слов. | Наблюдает за ходом выполнения работ, подсказывает идеи и помогает иллюстрировать слова; отвечает на вопросы учащихся. |
Презентационный. | 10 минут. | Определяют форму презентации словаря, распределяют роли и слова, репетируют, готовят выступление. | Организует презентацию, корректирует представление проекта, организует репетиции. |
Контрольный. | 20 минут. | Рефлексия, оценивают качество выполнения проекта. | Анализирует проделанную работу. |
6
История создания словаря Н.В.Гоголя и повести
«Заколдованное место».
В ходе своего исследования нами было выяснено, что Николай Васильевич Гоголь - уроженец Полтавской губернии – детские годы провел на Украине. С раннего детства он был очарован выразительностью и образностью украинской народной речи. Интерес к украинской народной песне, украинскому народному творчеству сохранился у Гоголя до последних дней его жизни. Еще в школьные годы он начал собирать материалы для малорусского словаря.
Сохранилась записная книжка под названием «Книга всякой всячины, или Подручная Энциклопедия, составленная Николаем Гоголем. Нежин. 1826 г.” Слова, записанные в эту книжку, располагались в алфавитном порядке и сопровождались комментариями. Значительную часть списка составляли украинские слова или, по выражению Гоголя «лексикон малороссийский». Не случайно Гоголь назвал свои записи «подручной энциклопедией», ведь этот материал он активно использовал при работе над своими произведениями. Некоторыми объяснениями малорусских слов, внесенными в эту записную книгу, Гоголь пользовался, например, при издании «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В дальнейшем, вероятно, Гоголь предполагал продолжать работу над малороссийской лексикой и создавать картины жизни столь дорогой его сердцу Малороссии.
Однако, переехав в Петербург, Гоголь оставил мысль о составлении малорусского словаря. В другой записной книжке, заведенной в Петербурге и наполненной заметками и произведениями 1832-1835 годов, не встречается толкований малороссийских слов. В Петербурге Гоголю открылся совершенно новый мир. Постепенно провинциальная жизнь тускнеет в его памяти, Гоголь наблюдает и изучает столичную жизнь и столичную речь. Ему, как начинающему писателю, нужно было изучать язык этого нового мира, мало того - нужно было изучать разновидности этого языка по сословиям. Тихомиров в своей работе о Гоголе пишет: «Прислушиваясь к живой речи русского народа, Гоголь чувствовал в то же время потребность знакомиться с лексикологией великорусского языка, чтобы правильно на нем выражаться и писать, чтобы усвоить себе русскую литературную речь. Письма Гоголя к родным и знакомым, относящиеся к его школьному периоду, дают нам возможность понять, в чем именно состояли недостатки гоголевского языка: в письмах широко представлена диалектная лексика, часто слова употребляются совсем не в том значении, какое закреплено за ними в русском литературном языке. В письмах содержится большое количество ошибок, правила орфографии как будто неизвестны автору».
Гоголь поразил Пушкина неправильностью своего литературного языка. В заметках 1830-1831 г. Пушкин записывает: «Вот уже 16 лет, как я печатаю. И критики заметили в моих стихах пять грамматических ошибок (и справедливо); всегда был им искренно благодарен и всегда поправлял замеченное место.
7
Прозой я пишу гораздо неправильнее, а говорю еще хуже, и почти так, как пишет Гоголь». Первые литературные произведения Гоголя и его петербургские письма родным пестрят погрешностями против литературной речи. Постепенно ошибки и неточности встречаются в текстах Гоголя все реже, однако он никогда не мог окончательно избавиться от них в своих сочинениях.
В начале декабря 1846 года, когда были уже завершены все напечатанные при жизни Гоголя произведения, он писал Плетневу: «Я до сих пор, как ни бьюсь, не могу обработать слог и язык свой, первые необходимые орудия всякого писателя: они у меня до сих пор в таком неряшестве. Как ни у кого даже из дурных писателей, так что надо мной имеет право посмеяться едва начинающий школьник. Все мною написанное замечательно только в психологическом значении, но оно никак не может быть образцом словесности, и тот наставник поступит неосторожно, кто посоветует своим ученикам учиться у меня искусству писать».
Гоголь действительно, долго «бился», чтобы обработать свой язык и слог. Осознавая недостаточность и фрагментарность полученного им образования, Гоголь составил программу самообразования. Главной частью своего обучения он считал изучение грамматики и лексики русского языка. Глубокое знакомство с терминами и обозначаемыми ими предметами, с характерными свойствами, явлениями и действиями народного обихода, народных промыслов, природы страны, со словами и выражениями диалектного и жаргонного характера лежит в основе реалистического стиля Гоголя.
Со второй половины 30-х годов Гоголь увлеченно собирает материалы для объяснительного словаря русского языка. Сохранился «Сборник слов простонародных и малоупотребительных», составленный Н.В.Гоголем. Выбирая слова для этого сборника из «Энциклопедического лексикона русского языка» Ф.Рейфа и из «Академического словаря церковно-славянского и русского языка» (1847 г.), Гоголь внес в эту коллекцию и свой вклад – он добавил некоторое количество слов, им самим записанных, снабженных фразеологическими иллюстрациями и толкованиями.
Понять, какими принципами руководствовался Гоголь, составляя свой словарь, легче всего, пристально вглядевшись в состав слов, лично собранных им самим и не находящих соответствия в словарях, которые Гоголь использовал в своей работе.
Самую многочисленную группу представляют народно-областные слова - названия предметов обихода, растений, птиц, действий.
Задуманный Гоголем словарь должен был представить собрание «коренных» русских слов с «меткими определениями», ярко передающими «меткость и разум» народной речи, её гармонию, «внутреннее существо и выраженье русского слова». Словарь, о котором он мечтал - толковый словарь, сокровищница национального и общенародного живого русского языка, с этимологическими объяснениями. К сожалению, Гоголь разочаровывается в своей работе и не доводит ее до конца.
8
Повесть «Заколдованное место» напечатана впервые в 1832 году во второй книжке «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Рукопись неизвестна. Её отсутствие делает невозможной точную датировку произведения. Опираясь на то, что «Заколдованное место» снабжено тем же подзаголовком - «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви», которым помечены «Вечер накануне Ивана Купала» и «Пропавшая грамота» и изложено в той же манере, предполагается, что это произведение принадлежит к группе ранних повестей «Вечеров», и написана в 1829—1830 годах. В повести сплетаются два основных мотива: добывание клада, и действия чертей в «обманных», «обморочных» и «заколдованных» местах. Повесть пестрит разнообразием просторечных, устаревших слов, что делает ее содержание еще увлекательней.
9
ВЫВОД.
Прочитав повесть «Заколдованное место», изучив литературу по истории создания повести, изучив «Словарь Н.В.Гоголя», мы пришли к выводу, что наследие этого великого русского писателя неоценимо не только для литературы, но и для истории русского и украинского языков. Изучение «Словаря Гоголя» помогло нам лучше понять и запомнить содержание повести «Заколдованное место». Зная значение слов: диалектов, устаревших слов, просторечий, мы лучше понимаем, что же хотел нам сказать в своих произведениях Н.В.Гоголь.
Мы предполагаем, что наш проект и создание нашего толкового словаря по словарю Гоголя поможет нам и в дальнейшем при изучении творчества Гоголя.
10
Использованная литература и Интернет-источники.
11
12
Бабочка
Заколдованная буква
Серебряное копытце
Невидимое письмо
Как нарисовать китайскую розу