Аннотация
Цель работы: определение роли музыки в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Основным методом, применяемым в работе, являлся текстовый анализ романа «Отцы и дети».
В результате проведенного исследования получены следующие результаты:
Основные выводы по итогам проделанной работы:
Данная работа состоит из трех разделов: введения, основной части, заключения.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_rol_muzyki_2.doc | 63.5 КБ |
Министерство науки и профессионального образования
Республики Саха (Якутия)
II Республиканская научно-практическая конференция учащихся начального
и среднего профессионального образования
«Шаг в будущую профессию»
«Роль музыки в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Автор:
Курчатова Анастасия Алексеевна, студентка группы
Б - 08 -1 по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Научный руководитель:
Калачева Лира Владимировна, преподаватель русского языка и литературы Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации
Якутск 2009
Аннотация
Цель работы: определение роли музыки в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Основным методом, применяемым в работе, являлся текстовый анализ романа «Отцы и дети».
В результате проведенного исследования получены следующие результаты:
Основные выводы по итогам проделанной работы:
Данная работа состоит из трех разделов: введения, основной части, заключения.
Оглавление
1. Введение..............................................................................................................4
2. Особенности художественного стиля И.С. Тургенева………...…………….5-7
3. Роль музыки в романе «Отцы и дети»…………………………..……………8-9
4. Заключение………………………………………………………..……………10
5. Список использованной литературы………………………………………….11
Введение
Иван Сергеевич Тургенев – один из великих русских писателей XIX века. Его произведения «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Записки охотника» и другие являются образцами классической литературы. Объектом нашего исследования мы выбрали его роман «Отцы и дети», который с самого начала своего появления вызвал множество споров. И это справедливо: слишком злободневные споры и проблемы поднимались на его страницах, которые интересны, актуальны и сейчас, в XXI веке. «Конфликт поколений», «семейный конфликт», «споры между демократичным и либеральным», «выбор жизненного пути», «поиски счастья и смысла жизни». Это так называемые «вечные проблемы», которые существуют в наше время и, будут всегда волновать людей.
В наш век развитых технологий, мы, к сожалению, перестали обращаться к классической литературе. А ведь совсем недавно Россия считалась самой читающей страной. Мы стали невнимательными и разучились читать «между строк». А музыка в произведении (казалось бы, такая незначительная деталь) помогает читателям лучше понять конфликт романа, его проблему. Поэтому считаем, что данная тема заслуживает обсуждения.
Цель нашей работы состоит в определении роли музыки в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Мы ставили перед собой следующие задачи:
Основным методом, применяемым в работе, был текстовый анализ.
Работа относится к теоретическим исследованиям. Полученные результаты дополняют представления о художественном стиле романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. В этом заключается значимость работы.
Особенности художественного стиля И.С. Тургенева
В 1860 году Тургенев Иван Сергеевич уходит из журнала «Современник». Причиной послужила публикация статьи Добролюбова, в которой он критиковал роман Тургенева «Накануне», она бьет по убеждениям писателя. В течение времени, после ухода из журнала, решительное несогласие с Чернышевским и Добролюбовым достигло кульминации. Статьи критика пропагандировали нигилистские мысли: нет любви, а есть лишь «физиологическое влечение»; нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества; нет преемственности в смене поколений, и молодежь должна с порога отрицать «ветхие» идеалы «старичков». Материя и сила!
Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор, на английском острове Уайт, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен «Формулярный список действующих лиц новой повести», продумывался образ Евгения Базарова – главного героя. Тургенев писал: «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». Работа продолжается осенью и зимой 1860-1861 гг. в Париже. В мае 1861 года Тургенев вернулся в Спасское, где завершает работу над «Отцами и детьми». 20 июля он написал «блаженное последнее слово». По пути во Францию, Тургенев оставляет рукопись в редакции журнала «Русский вестник».
Когда работа была завершена, у писателя появились глубокие сомнения в целесообразности публикации: слишком неподходящим оказался исторический момент. Поэт-демократ М.Л. Михайлов был арестован за распространение прокламаций к юношеству. Студенты взбунтовались против нового устава: двести человек были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. В ноябре 1861 года скончался Добролюбов. «Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воззрений, - писал Тургенев своим друзьям, - человек был даровитый – молодой…»[1]. По этой причине Тургенев хотел отложить печатание романа, но было уже поздно. На страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидели свет. И.С. Тургенев посвятил его В.Г. Белинскому.
В жизни и литературной деятельности Тургенева было три больших периода – 40-е, 60-е, и 70-е годы XIX столетия. Начало его творческого пути приходится на время Белинского и Гоголя, а расцвет – на 60-е годы. Сам писатель смотрел на свою жизнь не иначе как сквозь призму творчества. «Моя жизнь по преимуществу литературная»,- говорил он не однажды своим ранним биографам.
Крупнейшие художники мира - такие, как Проспер Мериме, Эрнест Хэмингуэй и др.,- считались с творческим опытом Тургенева и всегда отмечали мастерство, гуманизм и художественный стиль русского гения, одна из особенностей которого – это необыкновенная гибкость и выразительность русского языка. Писателю была присуща особая манера лирического повествования с разветвленной системой художественных определений, придающих речи плавность и ритмичность («бедные, бледные, бессильные руки», «страстное, грешное, бунтующее сердце»). Для передачи обычных эмоций Тургенев избегал резких, кричащих эпитетов, часто сочетал отвлеченные понятия: «холодный ужас», «изящное смирение», «злобная унылость». Когда же писателю необходимо выразить отрицательное отношение к герою, он прибегает к неожиданным сатирическим определениям, весьма удаленным по значению от определяемых ими слов: «прилизанное лицо», «благонамереннейше-застегнутый вицмундир».
По словам В.Г. Пустовойта «…писатель продолжает традиции Гоголя, Пушкина, Крылова, широко употребляя в своих произведениях диалектную, профессиональную, просторечную лексику. Также он использовал иностранные слова, но лишь для осмеяния слепого подражательства некоторых персонажей, и, конечно же, для обогащения нашего словаря»[2].
Иван Сергеевич Тургенев – один из лучших пейзажистов в мировой литературе. Он запечатлел в своих рассказах, повестях, романах мир русской природы. Его пейзажи отличаются безыскусственной красотой, жизненностью. Мастерство Тургенева в описании природы было высоко оценено западноевропейскими писателями. Когда Флобер получил от Тургенева двухтомный сборник его сочинений, он писал: «…чем больше я вас изучаю, тем больше меня изумляет ваш талант. Я восхищаюсь…этим сочувствием, которое одухотворяет пейзаж. Видишь и грезишь…»[3]. Герои тургеневского романа, особенно влюбленные, совершенно иначе воспринимают мир, и, прежде всего природу. Через это «особенное» в природе любовь в романах Тургенева обретает свой язык.
По словам Л.А Капитановой «…пейзаж, помимо любовного языка, обнаруживает ещё одну особенность творческого стиля Тургенева – тайный психологизм. «Поэт должен быть психологом, но тайным», - говорил писатель. Поэтому он в романах умалчивает о переживаниях героев, стремясь сохранить у читателя ощущение тайны их внутренней жизни, раскрывая душевное состояние через подробности портрета, какого-либо описания, события, пейзажа».[4]
Итак, особенностями художественного стиля И.С. Тургенева являются:
Роль музыки в романе «Отцы и дети»
Перечитывая роман «Отцы и дети», мы нашли немало «музыкальных страниц: герои играют на фортепьяно и виолончели, поют, слушают музыку, беседуют о ней. Эти эпизоды помогают раскрыть сюжет и образы героев, понять характер действующих лиц, их вкусы, настроения.
Музыка и природа - это часть того прекрасного, духовного начала, которое Базаров – главный герой романа – отрицал и презирал. Нигилисты, к числу которых Базаров относился, отрицали все: поэзию, музыку, чувства… Это пережиток прошлого, это – «романтизм», вещь совершенно бесполезная. В то время как Аркадий Кирсанов и его отец – Николай Петрович – не могли равнодушно относиться к музыке, природе, поэзии и отвергать их.
В I-й главе романа автор описывает жизнь Кирсановых до смерти матери Аркадия: «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…»[5]. Вот и первое упоминание о музыке. В данном случае она выступает как одна из составляющих семейного счастья и домашнего уюта. Музыка, покой, тепло родного дома – счастье, каким его понимают отцы-консерваторы.
Когда Евгений Базаров, услышав игру Николая Петровича на виолончели, рассмеялся, Аркадий «даже не улыбнулся». С этого эпизода становится понятно, что Аркадий и Базаров – совершенно разные люди. Аркадий схож во взглядах со своим отцом, нигилизмом он только увлекся, и его принципы Аркадию не по душе. Это стало ясным благодаря «музыкальной вставке».
Сцена, где Катя играет це-мольную сонату Моцарта:
«Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби…»[6].
Аркадий обратил внимание на эту часть музыкального произведения, потому что именно горесть и печаль он чувствовал в тот момент (известна его неразделенная любовь к Одинцовой Анне Сергеевне), - музыка передает мысли и тревоги героев романа.
Вот другой эпизод: «Евдоксия, вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом. Сперва цыганские песни, потом романсы…»[7] В этом отрывке музыка предстает в виде расстроенного фортепьяно, которое является элементом интерьера в доме Кукшиной, раскрывает черту её характера - неряшливость и небрежность.
В 17-й главе, автор рассказывает: «…с Катей Аркадий был как дома; он обращался с ней снисходительно, не мешал ей высказывать впечатления, возбужденные в ней музыкой, чтением повестей, стихов и прочими пустяками, сам не замечая или не сознавая, что эти пустяки и его занимали»[8]. Данный эпизод можно расценить так: Аркадий уже любил Катю, и он наслаждался каждым сказанным ею словом; но более верно следующее: Аркадию на самом деле была интересна музыка, поэзия, в отличие от Базарова-нигилиста. Музыка подчеркивает контраст между личностями Кирсанова Аркадия и Евгения Базарова.
В эпилоге романа, где описывается спокойная и счастливая жизнь в доме Кирсановых, вновь звучит музыка: «…Феодосья Николаевна, после мужа и Мити никого так не обожает, как свою невестку, и когда та садится за фортепьяно, рада целый день не отходить от неё»[9]. Звуки музыки в доме – это ощущение семейного счастья, покоя и мира. Этот эпизод выступает как контраст между семейной идиллией и смертью Базарова.
Но и в описании последнего пристанища Базарова есть место музыке, которую главный герой совсем не уважал. Автор рисует могилу Евгения мрачно, грустно, но в то же время торжественно и величественно. Финал романа, по мнению Л.Д.Страховой, напоминает «…музыку Бетховена, такую же мощную и страстную, как личность Евгения Базарова»[10].
Заключение
Проанализировав роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы пришли к выводу, что музыка и природа, как часть прекрасного, духовного начала, перекликаются в этом произведении. Они вызывают у читателя различные эмоции, воспоминания, надежды…Иван Сергеевич Тургенев очень любил природу, он улавливал почти незаметные для слуха звуки в лесу, замечал малейшие детали и т.д. Его описания пейзажей известны своей красотой. Но очень важна для него и музыка, о чем говорят «музыкальные страницы» в его произведениях. Они вдохновенны и лиричны. И во всех произведениях Тургенева музыка занимает значительное место, выполняя определенные функции. Роман «Отцы и дети» не является исключением.
Итак, музыка в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева выполняет следующие функции:
Новизна работы:
И.С.Тургенев – один из самых великих и изучаемых писателей русской классической литературы XIX века. За последние годы открыты новые творческие рукописи, опубликованы ранее неизвестные архивные материалы и последние достижения тургеневедов, которые по-новому освещают личность и творческое наследие писателя. Всё это вырабатывает у нас новые представления о жизни и деятельности Тургенева, о его месте в русской и мировой литературе и современное прочтение его произведений приобретает особую значимость.
Список использованной литературы
[4] Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.2/ под ред. В.И.Коровина.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2007.- с.176
[5] Тургенев И.С. «Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети» М.,1983, с. 59
[6] Тургенев И.С. «Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети» М.,1983, с. 87
[7] Тургенев И.С. «Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети» М.,1983, с. 93
[8] Тургенев И.С. «Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети» М.,1983, с. 103
[9] Тургенев И.С. «Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети» М.,1983, с. 134
[10] Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 1999. с. 261
Разлука
Прекрасное далёко
Ручей и камень
Мост Леонардо
Мать-и-мачеха