В работе ученица остановилась на причинах отклоняющегося поведения подростков и пути его нормализации, а также о мнении молодёжи и взрослых людей о современных подростках. Выбор этой темы также повлиял и 2012 год , объявленный годом истории, в течение которого должны были решить все важные проблемы, связанные с историческими событиями. Но я думаю, что проблемы семьи, подростков, отклоняющегося поведения были и останутся на все времена. Были проведены исследования причин отклонения с помощью опроса разных слоев населения.
Проведя исследование по вопросу причин появления трудных детей, воспитание в школе предусматривает :
- целенаправленную работу по нравственному просвещению ( уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.) ;
- актуализация всех источников нравственного опыта школьников ( учебная, общественно- полезная , внеклассная работа, отношения между учащимися в классах, отношение детей и родителей, отношения учитель – ученик, учитель – родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы ;
- введение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявления личности школьника;
-оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на различных этапах с учетом пола учащихся.
Безусловно, в истории различных государств бывали периоды, когда социальные условия создавали почву для всевозможных и нарастающих проявлений отклоняющегося поведения. И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Но все-таки в каждом конкретном случае выбор остается за самим человеком.
Работа очень интересна и актуальна для нашего времени, может быть использована как педагогами так и детьми
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat_rabota_otklonyayushcheesya_povedenie_oosh_no11.doc | 93.5 КБ |
Муниципальное образование город Горячий Ключ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11
Исследовательская работа
Научное направление «Проблемы человека и общества»
Тема работы: «Отклоняющееся поведение и пути его нормализации»
Гусейнова Мариям Афовна
27.11.1998 года рождения
ученица 8 класса МБОУ ООШ №11
г.Горячий Ключ Краснодарского края
руководитель: Стецурина Наталья Николаевна
Я выбрала эту тему, потому что она очень меня заинтересовала. Здесь можно узнать много нового о своей стране, причинах отклоняющегося поведения подростков и пути его нормализации, а также о мнении молодёжи и взрослых людей о современных подростах. На мой выбор также повлиял и 2012 год , объявленный годом истории, в течение которого должны были решить все важные проблемы, связанные с историческими событиями.Но я думаю, что проблемы семьи, подростков, отклоняющегося поведения были и останутся на все времена. Ведь на сегодняшний день, мне кажется, в нашем обществе существуют следующие проблемы:
- курение;
- алкоголизм;
- нарушение общественного порядка;
- хулиганство;
- токсикомания и наркомания ;
- мелкое воровство;
- нарушение правил режима в школе, прогулы, отказ от выполнения заданий;
Содержание работы:
2.Отклоняющееся поведение подростков 5- 10 стр.
2.1. Подростковый возраст как наиболее чувствительный к возникновению отклоняющегося поведения 5- 8 стр.
2.2.Исследование причин отклонения (социальный опрос) 8 - 13 стр.
3. Заключение. 13 стр.
4. Литература 13 стр.
«Какая счастливая перемена произошла бы во
всей жизни людской, если бы люди перестали
одурманивать и отравлять себя водкой, вином,
табаком, опиумом»
Л.Н.Толстой
1. ВВЕДЕНИЕ
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.
Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут, или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.
Необходимым условием успешного воспитания детей является знание причин, породивших отклонения от норм в поведении. Их нужно искать, прежде всего, в условиях воспитания, в среде пребывания ребенка. Наиболее распространенные причины возникновения осложненного поведения: недостатки семейного воспитания, педагогическая запущенность, противоречия в личностном развитии подростков. Огромное значение в формировании отклоняющегося поведения имеют также личностные особенности подростка.
Изучением отклоняющегося поведения занимались такие педагоги и психологи как А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. Они внесли огромный вклад в изучение данной темы.
Но, тем не менее, в настоящее время проблема изучения отклоняющегося поведения подростков становится все более актуальной. Распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма, рост числа преступлений среди несовершеннолетних, представляет серьезную проблему для общества.
2. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
2.1. Подростковый возраст как наиболее чувствительный к возникновению отклоняющегося поведения
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства".
Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет, характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности.
Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.
Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома.
Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.
Л.С. Выготский подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте.
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие "серьезная игра". Примером "серьезной игры" могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Кто я" может быть найдено только путем столкновения с действительностью.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие.
Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.
Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой .
2.2.Исследование причин отклонения
В чем причина отклонении в поведении? (Мнение детей и подростков)
Ответить на вопрос «Почему появляются трудные дети?» можно на основе комплексного анализа, который должен включать в себя «внутреннюю» часть — опрос самой молодежи по проблемам отклоняющегося от нормы поведения и тем мерам, которые необходимо использовать, чтобы свести к минимуму наличие таковых, а также «внешнюю» часть, включающую в себя опрос родителей, специалистов, работающих с детьми и подростками сдевиантным поведением, и представителей различных специальных институтов, решающих проблемы организации воспитательно-профилактической работы с трудными детьми.
Мы предложили учащимся самим ответить на вопросы о том, какое поведение они считают отклоняющимся от нормы и какие формы данного поведения распространены в молодежной среде. Было опрошено 50 детей и подростков.
В ходе исследования выявлены различия в ответах представителей женского и мужского пола.
Молодые люди считают, что отклоняющееся от нормы поведение - это такое, за которое можно получить юридическое наказание (80% опрошенных). Неуважение к педагогам, неповиновение, отказ от учебной и трудовой деятельности, конфликты считали нормой, которая обусловливается складывающимися со взрослыми отношениями.
Девушки (75% опрошенных) в качестве критерия отклоняющегося от нормы поведения называли оценку этого поведения взрослыми. Различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой, т. е. фактор взаимоотношения со взрослыми определяется в качестве критерия девиации.
Среди юношей по распространенности видов девиантного поведения
1 место заняли прием алкоголя и курение в общественных местах;
2 место - нарушение общественного порядка;
3 место - хулиганство;
4 место - токсикомания;
5 место - мелкое воровство.
Оценка распространенности видов девиантного поведения у девушек представляет иную картину:
1 место - нарушение правил режима в школе, прогулы, отказ от выполнения заданий;
2 место - принятие алкоголя и курение в общественных местах;
3 место - проституция;
4 место - употребление наркотических веществ;
5 место - нарушение общественного порядка.
На вопрос о причинах девиантного поведения ответы распределились следующим образом:
- желание обратить на себя внимание - 10% опрошенных;
- желание завоевать авторитет - 5%;
- отсутствие значительных материальных возможностей родителей - 30%;
- просто так от скуки - 7%;
- масса свободного времени - 42%.
Среди других ответов звучали довольно тревожные мотивы, характеризующие низкий уровень нравственности и культуры детей и подростков, наличие желания любой ценой иметь деньги, без разбора в средствах.
Группа вопросов, касающаяся родителей, еще раз подтвердила нерешенность на современном этапе развития общества проблемы отношений «отцов» и «детей», нежелание большой части родителей заниматься проблемами своих детей и большую самостоятельность и практически полную бесконтрольность, которую получают очень многие дети в своих семьях. Немаловажное воздействие на социальное становление ребенка оказывает не всегда положительный в поведенческом плане пример родителей, когда срабатывает естественное: «Им можно, а почему мне нельзя?»
На вопрос о том, к кому и куда дети и подростки обратятся за помощью, если у них возникнут проблемы, 50% опрошенных назвали друзей, 28% - родителей, 25% - учителей, практически никто не захотел обращаться к юристам, в центры помощи молодежи и т. д. Существование телефона доверия у 20% опрашиваемых детей и подростков вызвало удивление. Это говорит о слабой информированности нашей молодежи об организациях и ведомствах, оказывающих помощь детям и подросткам, имеющим проблемы и трудности. На вопрос о том, куда и за какой помощью можно обратиться, практически все опрашиваемые ответить не могли.
Среди мер, которые используются для предупреждения и исправления отклоняющегося от общепринятых норм поведения, главным образом назывались три группы мер: юридические, педагогические и медицинские.
На вопрос «На чем основывается высказываемое вами мнение?» ответы распределились следующим образом:
1 место - собственное мнение;
2 место - сообщения в средствах массовой информации;
3 место - мнение друзей и знакомых.
Таким образом, проведя анализ и изучив мнение детей и подростков по проблемам отклоняющегося от норм поведения и мер его социальной профилактики и реабилитации, мы видим явную тенденцию к росту девиантного поведения и его омоложение. Обнаруживаются качественные изменения в устоявшихся формах отклоняющегося от норм поведения в ответ на социальную нестабильность и кризисное состояние нашего общества.
Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют порой наших детей на девиацию.
В ходе исследования выявлено противоречие между стремлением детей и подростков получить помощь по различным вопросам и незнанием, где и как эту помощь получить.
Причины появления трудных детей, которые назвали сами дети, заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудными детьми. По мнению авторов, эта система в первую очередь должна включать:
• создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
• создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
• создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
• организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;
• создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т. д.);
• организацию детского досуга;
• информационно-просветительскую работу.
В чем видят причины появления трудных детей педагоги МБОУ ООШ №11?
Как считают педагоги (опрошено 13 человек), наибольшую выраженность имеют такие формы отклоняющегося поведения, как:
- табакокурение - 65% опрошенных;
- грубость, сквернословие - 50%;
- лживость - 42%;
- раннее начало половой жизни - 35%.
Выявлена достаточно высокая степень выраженности следующих форм отклоняющегося от нормы поведения:
- асоциальное поведение - 30%;
- отказ от учебно-трудовой деятельности - 28%;
- срывы уроков, прогулы - 25%.
Наименее выраженными являются:
- принятие алкоголя - 13%;
- уходы из дома - 12%;
- беспорядочные половые связи - 12%;
- наркомания - 10%;
- токсикомания - 10% .
Наибольшие трудности в работе педагогов наблюдаются с теми детьми, которые не хотят учиться, прогуливают уроки и не дают учиться другим, срывая уроки и мешая учителю их вести;
- на втором месте (42%) - грубые дети, дерзящие учителю, сквернословящие в общении с одноклассниками и учителем;
-достаточно большое количество учителей (24%) испытывают трудности с детьми, которые постоянно лгут: им невозможно доверять (можно «попасться на удочку»);
- некоторые учителя (45%) отмечают, что испытывают трудности с теми детьми, которыми не занимаются родители. Это дети, родителям которых нет до них никакого дела;
- небольшое количество специалистов отмечает, что им трудно работать с интерактивными детьми, курильщиками, агрессивными детьми; с подростками 13-14 лет, а также с детьми, которые не умеют себя вести.
И только трое учителей из опрошенных отметили, что не испытывают никаких трудностей в работе с детьми.
Очень многие педагоги отмечают, что имеется тенденция к снижению уровня культуры, интеллектуального уровня детей, к отсутствию элементарных навыков социального поведения. Отмечают также увеличение числа детей с физической и психической патологией.
Почему же все-таки ребенок становится трудным? Каковы причины, вызывающие отклонение в поведении?
Большинство педагогов (65%) считает, что основная причина девиантного поведения детей определяется экономической, политической и социальной ситуацией в стране, т. е. нестабильностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне, незаинтересованностью государства в обучении и воспитании детей, в их будущем.
На втором месте по значимости (43%) отмечают влияние ситуации в семье. Сюда включают: недостаток внимания, контроля со стороны родителей за детьми; негативный пример, который дают родители детям; низкий уровень жизни, нищета в семьях, безработица и пьянство родителей; снижение интеллектуального уровня родителей.
Кроме этих причин достаточно часто указывают на негативное влияние средств массовой информации (особенно телевидения), видеофильмов; влияние плохой компании; отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества бесплатных кружков и спортивных секций.
О наиболее эффективных формах работы с трудными детьми мнения педагогов выглядят следующим образом:
-наиболее эффективной формой работы (65% опрошенных) является специальная работа с семьей, родителями;
- на 2 месте - социально-педагогическая помощь и поддержка детей и семей, оказавшихся в тяжелом положении;
- на 3 месте - социально-защитная работа (защита юридических, социальных и иных прав ребенка и семьи);
-на 4 месте - медицинская помощь специалистов по охране психического здоровья детей и подростков;
-и, наконец, на 5 месте - информационно-просветительская работа.
Все опрошенные педагоги говорили о необходимости в ходе организации воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками учитывать специфику и особенности тех районов, в которых протекает наша жизнедеятельность.
Каково мнение родителей о трудном ребенке?
Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определенного образа жизни детей.
Микросреда семьи является индикатором поведения ребенка. Исследование отношений родителей к проблемам трудного ребенка позволяет выявить основные направления воспитательно-профилактической работы с этими детьми.
С этой целью было опрошено 62 родителя: 47,5% имеют двух детей, 13% - одного ребенка и 40% -трех детей.
У 70% респондентов ребенок предоставлен «сам себе» все 12 часов в день, у 22,5% - 8 часов и у 7,5% - 4 часа в день.
При этом 75% не знают, чем занимается ребенок в свободное время, и только 25% иногда знают или догадываются, чем занят их ребенок днем.
На вопрос, какие меры воздействия вы оказываете на поведение ребенка, 40% родителей ответили, что применяют наказание (запрещают гулять, встречаться с друзьями), 47,5% воздействуют через беседы, убеждения, приведение примеров из жизни, 12,5% воздействуют на ребенка физически («ремень»).
Девиантным поведением 37,5% родителей считают нарушение принятых социальных норм и поведение, приносящее вред здоровью, 12,5% - нарушение принятых социальных норм и 50% родителей не задумывались над этой проблемой.
Основными причинами отклонений в поведении детей 62,5% респондентов считают влияние улицы, 32,5% - занятость родителей, 2,5% - неполные семьи, 2,5% - экономический кризис.
По мнению 57,5% родителей, заниматься проблемами трудного ребенка должен классный руководитель, школьный психолог и социальный педагог, 17,5% считают, что проблемой асоциального поведения должен заниматься психотерапевт, 15% -инспектор по делам несовершеннолетних, 10% -родители.
Если у ребенка появятся проблемы в поведении (асоциальные), 75% родителей будут самостоятельно решать эту проблему и 25% обратятся в первую очередь к классному руководителю и школьному психологу.
У 75% вызывает тревогу тот факт, что их ребенок может стать наркоманом и алкоголиком, у 7,5% -алкоголиком и преступником, и 8% воздержались от ответа на этот вопрос.
Основной причиной тревоги родители назвали: 83,3% -компания во дворе и 16,7% - отрицательный пример отца.
75% респондентов, участвовавших в опросе, имеют среднее специальное образование и 10% - высшее.
Проведенное исследование отношения родителей к проблемам трудного ребенка позволило сделать следующие выводы:
1. Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе,
и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днем.
2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребенка является наказание в виде лишения ребенка выбора вида деятельности в свободное время.
3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени - их занятость.
4. По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребенка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребенка появятся проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.
5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребенок может стать наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребенка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование по вопросу причин появления трудных детей, воспитание в школе предусматривает :
- целенаправленную работу по нравственному просвещению ( уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.) ;
- актуализация всех источников нравственного опыта школьников ( учебная, общественно- полезная , внеклассная работа, отношения между учащимися в классах, отношение детей и родителей, отношения учитель – ученик, учитель – родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы ;
- введение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявления личности школьника;
-оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на различных этапах с учетом пола учащихся.
Безусловно, в истории различных государств бывали периоды, когда социальные условия создавали почву для всевозможных и нарастающих проявлений отклоняющегося поведения. И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Но все-таки в каждом конкретном случае выбор остается за самим человеком.
Литература:
Мастер-класс "Корзиночка"
Весенняя гроза
Пчёлы и муха
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Рисуем осенние листья