Эссе
на тему «Экология сознания»
Автор:
студент ОКТЭС гр. 50К Киселёва Ю.
Руководитель:
преподаватель Панкратова Г.В.
Омск 2011г.
«В человеке всё должно быть прекрасно:
и одежда, и душа, и мысли»
Наблюдения за общественной жизнью, поведением окружающих меня людей, да и собственные переживания заставили задуматься о сущности человеческих отношений, их противоречивости и многогранности. Проблему общественного взаимодействия я вижу в том, что люди не умеют правильно выстраивать личные и общественные (в т. ч. и служебные) отношения. Проблема взаимоотношений связана не столько с поведением людей, сколько с «чистотой» наших мыслей. Очень хочется разобраться с содержанием, причинами и возможными путями решения данной проблемы.
Для начала определимся, а что же это - экология сознания, от которого зависят наши отношения. В словаре я прочитала, что экология – это наука о взаимодействии организмов друг с другом и окружающей средой. Этот научно-биологический термин очень прочно вошёл в нашу повседневную речь и используется в различных значениях.
К сожалению, для современного общества характерны такие черты как индивидуализм, конкуренция и свобода (деятельности, слова, совести и др.), что неизбежно в условиях рыночной экономики, но именно индивидуализм и конкуренция оказывают разрушающее воздействие на общественную мораль. Веками формировавшиеся духовно-нравственные ценности нарушаются, делая тем самым наши мысли и поступки не очень «чистыми». Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм в процессе жизнедеятельности людей по отношению друг к другу в обществе, она влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания, отражая при этом жизненные ценности личности.
Система нравственных знаний состоит из:
- нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);
- нравственная позиция (способность к различению добра и зла, проявление любви, готовность к преодолению жизненных испытаний и достойного выхода из них);
- нравственное поведение (готовность служения людям, Отечеству, проявления духовной рассудительности, воздержания, доброй воли).
Статистика показывает, что у 50% населения недостаточный уровень нравственной воспитанности, а это означает:
- незнание важнейших нравственных понятий и ценностей человеческой жизни или нежелание в их освоении, таких как: уважительное отношение к взрослым, родителям, старым людям, забота о маленьких, слабых и больных, милосердие, доброта, справедливость, честь, достоинство;
- не владение навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров;
- отсутствие четких представлений о пороке и добродетели, что является пусковым механизмом к алкоголизму, наркомании, проституции, криминалу;
- не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью компаниями сверстников, из-за нарастающей духовной и психологической пустоты семейных отношений.
К моему большому сожалению, сегодня, для многих людей, нормой считается эгоизм, грубость, жестокость, безразличие. Искажены семейные и дружеские отношения. Не редко приходиться слышать, что дети в разговоре с родителями используют ненормативную лексику. В автобусах – молодёжь не уступает место пожилым людям. Вместо того, что бы поддерживать отношения с родными, друзьями и соседями, люди заводят домашних животных, уделяя им большое количество времени и внимания.
Глубоко задуматься над проблемой «чистых» мыслей и поступков мне пришлось после случайно услышанного на улице диалога, во время которого прозвучали слова: «… а у меня столько врагов!» Странно… У девушки, которая едва начала самостоятельную жизнь, не успев столкнуться с серьёзными ситуациями, уже есть враги? Какие же безысходные не разрешимые жизненные противоречия привели её к подобным мыслям? Для чего же нужна эта война с ветряными мельницами?
Я думаю, что образ врага (неприятеля, противника) придумывают люди слабые, не уверенные в себе. Они надеются, что борьба непременно должна закончиться в их пользу и лавры победителя принесут уважение и почёт. Но разве можно уважать человека, который не уважает других людей? А что приобретёт «воюющий» в случае поражения? Жалость и сочувствие? В любом случае, цель – оказаться в центре внимания, будет достигнута. Очень сомнительный авторитет, заработанный не за счёт утверждения собственных достоинств, а за счёт унижения других людей. Недостаток образования «воюющих» мешает подобрать необходимые аргументы и убедить своего оппонента в его заблуждениях. Это говорит о том, что у человека не развита речь и мышление, он не умеет выделять причины и последствия того или иного события, не способен убедительно высказывать свои мысли.
«Грязные» слова и поступки некоторых людей вызваны негативным сознанием, которое формируется с раннего детства.
Что же влияет на сознание младенца, ребёнка, подростка, молодёжи? Может быть методы воспитания? Вполне очевидно, что пора отказаться от запугивания «бабайкой», «строгим дяденькой милиционером» или двойкой и перейти к методу убеждения и разъяснения. Отказаться и от мультфильмов, в которых кот (волк) во что бы то ни стало должен поймать мышь (зайца)? А почему бы родителям не предложить ребёнку альтернативные мультики про репку, Золушку, курочку Рябу или аленький цветочек? У подростка меняются интересы, и теперь хочется смотреть не наивные (но очень поучительные) сказки, а что-нибудь соответствующее возрасту. Я думаю здесь родителям нужно объяснить своим детям, что современное телевидение, к сожалению коммерческое, и не всё уведенное с телеэкрана следует воспринимать буквально. Возможно, следует удивляться и восхищаться творческой фантазией кинорежиссёра, сценариста – постановщика, но ни в коем случае не допускать искренней веры в те «ужастики», которые нам показывают с экрана телевизора и тем более, не подражать им. Развитие критического мышления начинается именно с детства. Критическое, вовсе не означает отрицать всё и всех. Критическое мышление, как один из видов интеллектуальной деятельности человека, характеризуется высоким уровнем понимания и объективностью подхода к окружающему миру. Человек, с развитым критическим мышлением умеет:
- выделять причинно-следственные связи; подвергать сомнению логическую непоследовательность;
- выделять ошибки в рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; делать вывод о конкретных ценностных ориентациях;
- избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения и пр.
Наверное, среднестатистический родитель скажет: «У меня нет специального педагогического образования». Да … здесь без ликбеза не обойтись … Нужен лекторий для родителей.
Я думаю, что в основе «чистых» мыслей, лежит позитивное сознание.
Возможно, для взрослых людей, по мере накопления жизненного опыта проблема осознанного позитивного мировосприятия решается, но для молодёжи это ситуация не разрешима. К сожалению, в образовательных учреждениях изучаются науки, но не искусство общения и позитивного сознания. Во время проведения внеклассных мероприятий, например на классных часах, проблему не рассматривают. Хочется обратиться к родителям и учителям – показывайте собственным примером, учите молодёжь «чистым» мыслям!
Да, наверное, формирование критического мышления связано с развитием научного мировоззрения, что возможно только в системе общего и профессионального образования, то развитие позитивного сознания возможно силами семьи. Я думаю, что здесь воспитание начинается с формирования эмоциональной сферы. Каждый человек должен понимать, что эмоции – это психологическое состояние, которое отражает отношение человека к окружающему миру. Эмоции связаны с чувствами, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Негативные эмоции вызывают чувства страха, обиды, тревоги, что ведёт к неуверенности и низкой самооценке. Чтобы повысить самооценку, ребёнка следует чаще хвалить за любые успешные дела, даже самые не значительные. Не зря психологи рекомендуют – после одного замечания нужно пять раз похвалить.
Позитивное сознание характерно только для духовно-нравственного человека, который в своём поведении руководствуется общечеловеческими ценностями, такими как: сострадание, всепрощение, великодушие, честность, доброта, любовь, благодарность, надежность, бескорыстие, способность к раскаянию и др.
Важнейшими показателями нравственной зрелости, а значит и позитива, будет интеллигентность и порядочность.
Интеллигентный человек – это честная, свободная, гуманная, творческая и практичная личность, способная к самосовершенствованию, которой присущи хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты.
Порядочность предполагает своевременное и качественное исполнение обязательств и договоренностей; признание собственных ошибок.
Понятие порядочности напрямую связано с понятием совести. Образное выражение о том, что совесть – это лучший контролер, можно распространить как в сфере межличностного общения, так и в профессиональной деятельности. Совестливый человек в своей жизнедеятельности руководствуется нормами морали. Он сознательно относится к требованиям учебной и трудовой дисциплины, не допускает опозданий, прогулов, тревожится о результатах своего труда. Такой человек позиционирует себя человеком надёжным, ответственным. У него гораздо больше шансов на общественное признание и уважение, возможность карьерного роста.
Высоконравственный человек является альтруистом и гуманистом, он помнит о чувствах уважения, любви, бескорыстия, мудрость, мягкости в отношениях, о чувстве благодарности, способности прощать. Он честен и всегда готов прийти на помощь, для него не характерна позиция потребителя. Свои цели в жизни такой человек будет добиваться собственным трудом, а, зная цену успеха – уважительно относится к чужому труду.
Последнее время много, в обществе обсуждается проблема толерантности. Толерантный человек способен к компромиссу, всегда готов пойти на уступки. Впрочем, он требователен к себе и самокритичен. Говоря о самокритичности, следует помнить о «самокопании» и самобичевании. К собственным ошибкам следует относиться как к возможности самопознания и самосовершенствования. Слишком глубокий и затянутый самоанализ приведёт к заниженной самооценке. Неудовлетворённость собой – это прямой путь к стрессу и депрессии, что не только отразится на здоровье, но и отношениях с окружающими. Однако, оправдывая свои плохие поступки и «не чистые» мысли, следует помнить, что часто совершаемые ошибки, формируют привычки и характер человека, его образ в глазах других людей. Будет ли успешен человек, которого избегают (боятся) и не доверяют?
Сознание толерантного человека не является категоричным. Толерантный человек не торопится озвучивать оценочные суждения и не высказывает антипатию, он уважительно относится ко всем людям. Он понимает, что нет плохих людей, есть плохие поступки. В другой ситуации «плохой» человек совершит другой поступок, который будет оценён не на двойку, а не пятёрку. Каждый человек имеет право (но не обязанность) на ошибку и каждый из нас иногда этим правом пользуется. Прощая ошибки другим людям, мы можем рассчитывать на их понимание и прощение.
А самое главное, у толерантного человека очень хорошее, доброе чувство юмора, он лёгок в общении. Вероятно, про таких людей говорят «душа компании».
Анализируя содержание и причины проблемы экологии сознания, не сложно найти пути выхода. Бесспорно, доброта и искренность помогут любому человеку жить с «чистыми» мыслями, в гармонии с самим собой, определить своё место и роль в системе личных, общественных и производственных отношений, заручиться поддержкой и уважением семьи, друзей, коллег.
Духовно-нравственное развитие личности – это, управляемый процесс воспитания и самовоспитания, основы которого закладываются с раннего детства усилиями родителей и общества, церкви и государства.
Какие же личностные качества следует формировать, чтобы называться нравственным человеком? Наверное, это:
1. Целеустремленность, умение выбирать цель и достигать её;
2. Самостоятельность, способность мотивировать свои поступки, противостоять негативным влияниям, закрепленными в системе социальных норм;
3. Уметь владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
4. Способность к самоутверждению, саморазвитию.
Ну, а воспитателям хочется пожелать терпения, напомнить, что успех зависит от последовательности и честности.
Секрет личного и общественного благополучия, в общем, то прост – относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_soznaniya.doc | 61 КБ |
Эссе
на тему «Экология сознания»
Автор:
студент ОКТЭС гр. 50К Киселёва Ю.
Руководитель:
преподаватель Панкратова Г.В.
Омск 2011г.
«В человеке всё должно быть прекрасно:
и одежда, и душа, и мысли»
Наблюдения за общественной жизнью, поведением окружающих меня людей, да и собственные переживания заставили задуматься о сущности человеческих отношений, их противоречивости и многогранности. Проблему общественного взаимодействия я вижу в том, что люди не умеют правильно выстраивать личные и общественные (в т. ч. и служебные) отношения. Проблема взаимоотношений связана не столько с поведением людей, сколько с «чистотой» наших мыслей. Очень хочется разобраться с содержанием, причинами и возможными путями решения данной проблемы.
Для начала определимся, а что же это - экология сознания, от которого зависят наши отношения. В словаре я прочитала, что экология – это наука о взаимодействии организмов друг с другом и окружающей средой. Этот научно-биологический термин очень прочно вошёл в нашу повседневную речь и используется в различных значениях.
К сожалению, для современного общества характерны такие черты как индивидуализм, конкуренция и свобода (деятельности, слова, совести и др.), что неизбежно в условиях рыночной экономики, но именно индивидуализм и конкуренция оказывают разрушающее воздействие на общественную мораль. Веками формировавшиеся духовно-нравственные ценности нарушаются, делая тем самым наши мысли и поступки не очень «чистыми». Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм в процессе жизнедеятельности людей по отношению друг к другу в обществе, она влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания, отражая при этом жизненные ценности личности.
Система нравственных знаний состоит из:
- нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);
- нравственная позиция (способность к различению добра и зла, проявление любви, готовность к преодолению жизненных испытаний и достойного выхода из них);
- нравственное поведение (готовность служения людям, Отечеству, проявления духовной рассудительности, воздержания, доброй воли).
Статистика показывает, что у 50% населения недостаточный уровень нравственной воспитанности, а это означает:
- незнание важнейших нравственных понятий и ценностей человеческой жизни или нежелание в их освоении, таких как: уважительное отношение к взрослым, родителям, старым людям, забота о маленьких, слабых и больных, милосердие, доброта, справедливость, честь, достоинство;
- не владение навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров;
- отсутствие четких представлений о пороке и добродетели, что является пусковым механизмом к алкоголизму, наркомании, проституции, криминалу;
- не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью компаниями сверстников, из-за нарастающей духовной и психологической пустоты семейных отношений.
К моему большому сожалению, сегодня, для многих людей, нормой считается эгоизм, грубость, жестокость, безразличие. Искажены семейные и дружеские отношения. Не редко приходиться слышать, что дети в разговоре с родителями используют ненормативную лексику. В автобусах – молодёжь не уступает место пожилым людям. Вместо того, что бы поддерживать отношения с родными, друзьями и соседями, люди заводят домашних животных, уделяя им большое количество времени и внимания.
Глубоко задуматься над проблемой «чистых» мыслей и поступков мне пришлось после случайно услышанного на улице диалога, во время которого прозвучали слова: «… а у меня столько врагов!» Странно… У девушки, которая едва начала самостоятельную жизнь, не успев столкнуться с серьёзными ситуациями, уже есть враги? Какие же безысходные не разрешимые жизненные противоречия привели её к подобным мыслям? Для чего же нужна эта война с ветряными мельницами?
Я думаю, что образ врага (неприятеля, противника) придумывают люди слабые, не уверенные в себе. Они надеются, что борьба непременно должна закончиться в их пользу и лавры победителя принесут уважение и почёт. Но разве можно уважать человека, который не уважает других людей? А что приобретёт «воюющий» в случае поражения? Жалость и сочувствие? В любом случае, цель – оказаться в центре внимания, будет достигнута. Очень сомнительный авторитет, заработанный не за счёт утверждения собственных достоинств, а за счёт унижения других людей. Недостаток образования «воюющих» мешает подобрать необходимые аргументы и убедить своего оппонента в его заблуждениях. Это говорит о том, что у человека не развита речь и мышление, он не умеет выделять причины и последствия того или иного события, не способен убедительно высказывать свои мысли.
«Грязные» слова и поступки некоторых людей вызваны негативным сознанием, которое формируется с раннего детства.
Что же влияет на сознание младенца, ребёнка, подростка, молодёжи? Может быть методы воспитания? Вполне очевидно, что пора отказаться от запугивания «бабайкой», «строгим дяденькой милиционером» или двойкой и перейти к методу убеждения и разъяснения. Отказаться и от мультфильмов, в которых кот (волк) во что бы то ни стало должен поймать мышь (зайца)? А почему бы родителям не предложить ребёнку альтернативные мультики про репку, Золушку, курочку Рябу или аленький цветочек? У подростка меняются интересы, и теперь хочется смотреть не наивные (но очень поучительные) сказки, а что-нибудь соответствующее возрасту. Я думаю здесь родителям нужно объяснить своим детям, что современное телевидение, к сожалению коммерческое, и не всё уведенное с телеэкрана следует воспринимать буквально. Возможно, следует удивляться и восхищаться творческой фантазией кинорежиссёра, сценариста – постановщика, но ни в коем случае не допускать искренней веры в те «ужастики», которые нам показывают с экрана телевизора и тем более, не подражать им. Развитие критического мышления начинается именно с детства. Критическое, вовсе не означает отрицать всё и всех. Критическое мышление, как один из видов интеллектуальной деятельности человека, характеризуется высоким уровнем понимания и объективностью подхода к окружающему миру. Человек, с развитым критическим мышлением умеет:
- выделять причинно-следственные связи; подвергать сомнению логическую непоследовательность;
- выделять ошибки в рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; делать вывод о конкретных ценностных ориентациях;
- избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения и пр.
Наверное, среднестатистический родитель скажет: «У меня нет специального педагогического образования». Да … здесь без ликбеза не обойтись … Нужен лекторий для родителей.
Я думаю, что в основе «чистых» мыслей, лежит позитивное сознание.
Возможно, для взрослых людей, по мере накопления жизненного опыта проблема осознанного позитивного мировосприятия решается, но для молодёжи это ситуация не разрешима. К сожалению, в образовательных учреждениях изучаются науки, но не искусство общения и позитивного сознания. Во время проведения внеклассных мероприятий, например на классных часах, проблему не рассматривают. Хочется обратиться к родителям и учителям – показывайте собственным примером, учите молодёжь «чистым» мыслям!
Да, наверное, формирование критического мышления связано с развитием научного мировоззрения, что возможно только в системе общего и профессионального образования, то развитие позитивного сознания возможно силами семьи. Я думаю, что здесь воспитание начинается с формирования эмоциональной сферы. Каждый человек должен понимать, что эмоции – это психологическое состояние, которое отражает отношение человека к окружающему миру. Эмоции связаны с чувствами, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Негативные эмоции вызывают чувства страха, обиды, тревоги, что ведёт к неуверенности и низкой самооценке. Чтобы повысить самооценку, ребёнка следует чаще хвалить за любые успешные дела, даже самые не значительные. Не зря психологи рекомендуют – после одного замечания нужно пять раз похвалить.
Позитивное сознание характерно только для духовно-нравственного человека, который в своём поведении руководствуется общечеловеческими ценностями, такими как: сострадание, всепрощение, великодушие, честность, доброта, любовь, благодарность, надежность, бескорыстие, способность к раскаянию и др.
Важнейшими показателями нравственной зрелости, а значит и позитива, будет интеллигентность и порядочность.
Интеллигентный человек – это честная, свободная, гуманная, творческая и практичная личность, способная к самосовершенствованию, которой присущи хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты.
Порядочность предполагает своевременное и качественное исполнение обязательств и договоренностей; признание собственных ошибок.
Понятие порядочности напрямую связано с понятием совести. Образное выражение о том, что совесть – это лучший контролер, можно распространить как в сфере межличностного общения, так и в профессиональной деятельности. Совестливый человек в своей жизнедеятельности руководствуется нормами морали. Он сознательно относится к требованиям учебной и трудовой дисциплины, не допускает опозданий, прогулов, тревожится о результатах своего труда. Такой человек позиционирует себя человеком надёжным, ответственным. У него гораздо больше шансов на общественное признание и уважение, возможность карьерного роста.
Высоконравственный человек является альтруистом и гуманистом, он помнит о чувствах уважения, любви, бескорыстия, мудрость, мягкости в отношениях, о чувстве благодарности, способности прощать. Он честен и всегда готов прийти на помощь, для него не характерна позиция потребителя. Свои цели в жизни такой человек будет добиваться собственным трудом, а, зная цену успеха – уважительно относится к чужому труду.
Последнее время много, в обществе обсуждается проблема толерантности. Толерантный человек способен к компромиссу, всегда готов пойти на уступки. Впрочем, он требователен к себе и самокритичен. Говоря о самокритичности, следует помнить о «самокопании» и самобичевании. К собственным ошибкам следует относиться как к возможности самопознания и самосовершенствования. Слишком глубокий и затянутый самоанализ приведёт к заниженной самооценке. Неудовлетворённость собой – это прямой путь к стрессу и депрессии, что не только отразится на здоровье, но и отношениях с окружающими. Однако, оправдывая свои плохие поступки и «не чистые» мысли, следует помнить, что часто совершаемые ошибки, формируют привычки и характер человека, его образ в глазах других людей. Будет ли успешен человек, которого избегают (боятся) и не доверяют?
Сознание толерантного человека не является категоричным. Толерантный человек не торопится озвучивать оценочные суждения и не высказывает антипатию, он уважительно относится ко всем людям. Он понимает, что нет плохих людей, есть плохие поступки. В другой ситуации «плохой» человек совершит другой поступок, который будет оценён не на двойку, а не пятёрку. Каждый человек имеет право (но не обязанность) на ошибку и каждый из нас иногда этим правом пользуется. Прощая ошибки другим людям, мы можем рассчитывать на их понимание и прощение.
А самое главное, у толерантного человека очень хорошее, доброе чувство юмора, он лёгок в общении. Вероятно, про таких людей говорят «душа компании».
Анализируя содержание и причины проблемы экологии сознания, не сложно найти пути выхода. Бесспорно, доброта и искренность помогут любому человеку жить с «чистыми» мыслями, в гармонии с самим собой, определить своё место и роль в системе личных, общественных и производственных отношений, заручиться поддержкой и уважением семьи, друзей, коллег.
Духовно-нравственное развитие личности – это, управляемый процесс воспитания и самовоспитания, основы которого закладываются с раннего детства усилиями родителей и общества, церкви и государства.
Какие же личностные качества следует формировать, чтобы называться нравственным человеком? Наверное, это:
1. Целеустремленность, умение выбирать цель и достигать её;
2. Самостоятельность, способность мотивировать свои поступки, противостоять негативным влияниям, закрепленными в системе социальных норм;
3. Уметь владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
4. Способность к самоутверждению, саморазвитию.
Ну, а воспитателям хочется пожелать терпения, напомнить, что успех зависит от последовательности и честности.
Секрет личного и общественного благополучия, в общем, то прост – относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
У меня в портфеле
Притча о гвоздях
Рождественский венок
Как зима кончилась
Загадка старого пирата или водолазный колокол