В сочинении на примере образа главной героини повести Виталия Закруткина "Матерь Человеческая" рассматривается тема материнства.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_materi_v_literature.doc | 33.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОРЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОБРАЗ МАТЕРИ В ЛИТЕРАТУРЕ
(ЭССЭ)
Автор: Будякова Валерия Юрьевна , 8 класс
Руководитель: Кузнецова Светлана
Валентиновна, учитель русского языка
и литературы.
Мама… Самое первое слово, которое произносит в своей жизни человек. Это слово слетает с губ любого из нас в порыве разных эмоций: радости, огорчения, страха… Наверное, потому, что нет человека ближе и дороже, чем мама. Только она готова отдать всю себя без остатка ради своего ребенка. Только она может пожертвовать своим счастьем, самой собой ради благополучия своих детей. Только она готова понять и простить любые обиды, причиненные ей сыном или дочерью. Только она, несмотря ни на какие преграды, придет на помощь в трудную минуту словом, советом, делом, молитвой. А всегда ли мы благодарны своим матерям за то, что они делают для нас, за то, что мы живем на этом свете? А они любят нас просто за то, что мы есть, ничего не требуя взамен. Наверное, стоит над этим задуматься.
Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к теме материнства. На меня большое впечатление произвела повесть Виталия Закруткина «Матерь Человеческая», которая посвящена женщине-матери.
Главной героиней произведения является русская женщина Мария. Много испытаний выпало на ее долю. В шестнадцатилетнем возрасте она осиротела. Любящий муж и сын Васятка убиты немцами. Новый уютный дом, сад, посаженный своими руками, уважение односельчан – все уничтожено беспощадной, безжалостной лавиной войны. Мария испытала такую боль, которую, на мой взгляд, не может пережить ни один человек. Она в отчаянии молится, призывая смерть, но маленький комочек, зародившийся в ней, заставляет героиню найти в себе силы для жизни. И она начинает бороться за нее.
Женщина находит смертельно раненную девочку Саню, которая заменила ей погибшего сына Васятку и стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Поэтому невозможно спокойно читать строки произведения, в которых автор описывает убитую горем женщину после смерти Сани.
И снова, с большим трудом преодолевая невыносимую душевную боль от новой утраты, Мария находит в себе силы для того, чтобы жить. Жить для того, чтобы собрать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто обязательно вернется домой. Для того, чтобы собрать все живое, которое «стекалось» на ее разграбленное и сожженное подворье. Для того, чтобы принять под свой кров и обогреть семерых ленинградских сирот, оказавшихся в ее хуторе. Женщина испытывает острое чувство материнства, когда находит голодных, измученных детей в копне сена, и тогда, когда они впервые называют ее мамой.
Мария обустраивает землянку, поддерживает огонь, шьет из старых вещей одежду, доит коров, находит в поле и запасает нужную пищу. Автор детально показывает подробности быта и труда одинокой женщины. Такое описание черной, тяжелой работы подчинено раскрытию души, психологии Марии. Мы видим, что это внутренне богатая и стойкая личность.
С замиранием сердца читала я строки, в которых описана сцена встречи Марии с раненным немцем. Казалось бы, кто осудит убитую горем, испытывающую огромную ненависть к фашистам женщину, кинувшуюся с вилами на молодого немца, желая отомстить за сына, мужа? Но беззащитный враг, совсем еще молодой парень, крикнул: «Мама!». И не случайно именно это слово вложил в его уста автор. С одной стороны, оно характеризует самого раненого – растерявшегося, насмерть испуганного мальчишку. С другой – объясняет изменение в настроении Марии: слово «мама» словно обожгло ее. Она осознала, что перед ней беспомощный, отчаявшийся человек, тяжелораненый, нуждающийся в помощи. И сердце женщины дрогнуло, она «выронила вилы, ноги ее подкосились». Это еще раз доказывает, какой глубокий смысл заключен в этом слове.
Теперь мы видим, как она уже заботится о Вернере Брахте, хотя понимает, что он «не жилец» на белом свете. Она думает об этом с болью и жалостью.
Война… Это страшная катастрофа, несущая смерть, калечащая не только самих людей, но и их судьбы. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить, и вот он уже оказывает помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальной угрозы.
Закруткин доносит до читателя мысль, что Мать – это хранительница Жизни. Женщина-мать не может мстить поверженному врагу, какими бы глубокими не были ее душевные раны. Все, что делает Мария, – это все во имя жизни, для живых. Еще и поэтому она не может убивать.
Автор напоминает нам о том, что человек ответственен за все живое в любой ситуации. На примере судьбы своей героини он учит нас никогда не сдаваться, так как твоя жизнь может спасти еще чью-то жизнь.
Мария остается жить, предавая земле одного за другим тех, с кем сталкивает ее судьба. Сначала это девочка Саня, потом пожилой немецкий солдат, затем умерший на ее глазах Вернер Брахт, политрук Слава и только потом, в последнюю очередь муж и сын. Для каждого из погибших Мария находит свои слова, которые напоминают народный плач. Для нее все мертвые, даже враги, несчастны и достойны сострадания и доброго слова. Мертвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти. И вот еще и память о погибших тоже заставляет Марию жить .
После рождения собственного ребенка она начинает ощущать себя матерью всех. Женщина, познавшая боль своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось ее преображение в Матерь Человеческую.
Марии помогло выжить материнское чувство ответственности и любви. Не зная толком Богоматери, она последовала Ее примеру, став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой.
Повесть Виталия Закруткина звучит как гимн русской женщине. Читатель осознает, что нет таких темных, злых сил, которые могли бы сломить народную душу, победить добрые начала в человеке, убить жизнь.
Скажу честно, тяжело было читать эту книгу, так как в голове никак не укладывалось, как вообще можно было выжить в страшные годы войны, пройти через такие суровые испытания, как можно было вообще остаться Человеком, не очерстветь душой, не ответить злом на зло? И хотя книга написана на основе реального факта, в облике Марии видятся черты многих русских женщин, переживших страшные годы войны. Прочитав это произведение, я еще раз убедилась, на что способно доброе, отзывчивое, нежное материнское сердце. Возможно, когда я сама стану мамой, я еще раз перечитаю это произведение и взгляну на Марию немного другими глазами и смогу понять ее не только разумом, но и сердцем
Ребята и утята
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Сказка на ночь про Снеговика
Рисуем лошадь акварелью
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью