Исследовательская работа по творчеству Сергея Есенина, в которой автор рассматривает обра луны(месяца) в творчестве поэта. Приведны интересные авторские выводы, что же значит этот образ в разных стихотворениях поэта. Подробно анализируется цветовая гамма образа. Работа может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении творчества Есенина как в основной, так и старшей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
id13.doc | 68 КБ |
IX районная научно-практическая конференция
проектно-исследовательских работ учащихся
Направление: социально-гуманитарное
Силы зла или тепло дома?
(Образ луны /месяца в творчестве Сергея Есенина.)
Работу выполнила:
Лен Инна Владимировна
8 класс, МБОУ ООШ №1
Руководитель:
Мельчакова Елена Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №1
Чусовой 2013
Содержание:
1.Вступление……………………………………………………..стр.2
2.Основная часть:
2.1.Образ луны-месяца в мифах и фольклоре........................... стр.3
2.2. Образ луны-месяца в стихах Есенина……………………..стр.3
2.3. Цветовая гамма образа……………………………………..стр.12
3.Заключение…………………………………………………….стр.13
4.Список литературы……………………………………………стр.15
1.Вступление.
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или
месяц, - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем,
когда и без того светло; а месяц – ночью.
К. Прутков.
Луна. Самое близкое к нам небесное светило. Самое загадочное, таинственное, притягательное. Ночное «солнце». Луна всегда была символом влюблённых и поэтов.
Пожалуй, Сергей Есенин – самый лунный в русской литературе поэт. Образ луны – месяца упоминается в 351 его произведении (345 стихотворений и 6 поэм) более 140 раз.
Меня очень заинтересовало, почему так часто использует поэт этот образ стихотворной атрибутики в своих произведениях.
Гипотеза: луна в произведениях Сергея Есенина символизирует силы, враждебные человеку, или ее символика связана с крестьянским укладом жизни?
Предмет исследования: стихи и поэмы Сергея Есенина.
2
Методы исследования:
Наблюдение,
Анализ,
Математический подсчет.
Поэтому цель моей исследовательской работы:
выяснить значение образа луны /месяца в лирике Сергея Есенина.
Задачи работы:
-проанализировать стихи Есенина, где встречается образ луны / месяца;
-определить смысловое значение этого образа;
-понаблюдать цветовую гамму.
3
2.1 Образ луны в мифах и фольклоре.
В мифологии образ Луны трактуется по-разному. Это и образ, противоположный Солнцу, не несущий тепло и свет; и образ, олицетворяющий темные силы. В некоторых культурах Луну представляют в виде дурного глаза, наблюдающего за происходящим.
В фольклоре же традиционно образ месяца – это образ домашнего животного, пастуха, хлеба.
Часто луну и солнце противопоставляют: день – ночь, брат – сестра, муж – жена. А вот как рассматривает этот образ в своих стихах Сергей Есенин.
2.2 Образ луны/месяца в стихах Есенина.
Сергей Есенин – певец русской природы, а без красоты лунной ночи невозможно представить среднерусский пейзаж.
Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и наводящий на мир сон. Это обязательно что-то живое, одухотворённоё.
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.
Поразительна психологическая глубина есенинского образа.
4
Вышел месяц из-за тучек,
Ярким светом заиграл.
Есенин не избегает сложной метафоричности этого образа.
« Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, - писал Есенин в статье «Отчее слово». – Мы бьёмся в ней, как рыбы в воде стараясь укусить упавший на поверхность льда месяц, но просасываем этот лёд и видим, что на нём ничего нет, а то жёлтое, что казалось так близко, взметнулось ещё выше». В этом высказывании Есенин подчеркивает непостижимость и сложность поэтических образов, в том числе и луны.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Сравнения, используемые Есениным, рисуют одухотворённый, гармоничный пейзаж. Приглядитесь к отражению лунного диска в колышущейся воде. Оно, действительно, напоминает лягушку. Только поэт может увидеть красоту такого, казалось бы, прозаического образа, как лягушка.
На бугре берёза-свечка / В лунных перьях серебра.
Лунные перья – это тонкие веточки березы, которые ночью напоминают перья птиц.
Но особенно неповторимое очарование, на мой взгляд, создаёт использование образа луны в следующем ночном пейзаже.
5
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошённых степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе всё спит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
В этих стихотворениях луна – неотъемлемый символ красоты и одухотворённости ночного пейзажа, русской природы. Именно этот образ создают умиротворение в природе и передает гармонию в душе человека.
В творчестве Сергея Есенина есть множество стихотворений, в которых образ месяца / луны сравнивается с домашними животными или другими атрибутами крестьянского быта.
6
«Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к
миру, выработанный ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов».
Несомненна перекличка следующих есенинских строк с фольклором: Месяц рогом облако бодает, / В голубой купается пыли. Или Чистит месяц в соломенной крыше / обоймлённые синью рога. Две луны, рога свои качая, / Замутили жёлтым дымом зыбь. Но особенно показательны в этом аспекте строки:
Ягнёночек – кудрявый месяц / Гуляет в голубой траве.
Есть в таких стихах и образ месяца – коня (Жёлтые поводья / Месяц уронил. Или Жёлтый месяц жеребёнком / Запрягался в наши сани), и образ месяца – пастушка (…Согнув луну в пастушеский рожок). Как не вспомнить сказочную Сивку-Бурку!
Месяц – это и корова-кормилица, и главное богатство любой крестьянской семьи - конь.
Но, мне кажется, наиболее трогателен образ лунных «братьев наших меньших» в стихотворении « Песнь о собаке».
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался месяц над хатой
Одним из её щенков.
7
Здесь мы видим использование образа луны – месяца как домашнего животного.
В творчестве Есенина есть и другое использование образа луны- месяца при описании уклада крестьянской жизни. К таким бытовым атрибутам можно отнести образ луны / месяца в следующих стихотворных отрывках: На рассвете он завтра промчится / Шапку – месяц пригнув под кустом. Не знаю, светит ли луна / Иль месяц обронил подкову.
И, конечно, духом крестьянской избы, тёплым, только что испеченным, душистым хлебом веет от этого образа месяца / луны: Тихо-тихо в божничном углу / Месяц месит кутью на полу.
А в другом стихотворении луна сравнивается с хлебной ковригой:
Ковригой хлебною под сводом / Надломлена твоя луна. Эти строчки напоминают загадку про месяц (Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка).
Есть у Есенина стихотворение «Колоб», посвященное созданию луны. Божья мать печет луну-колоб для забавы сына. Когда сын роняет колоб с небес, он становится ночным чудом для людей, чтобы им было не так одиноко и грустно ночью.
На земле все люди человеки,
Чада.
Хоть одну им малую забаву
Надо.
8
Таким образом, во многих стихах Есенин использует образ луны / месяца как символ крестьянского уклада жизни, близкого и понятного с детства самому автору.
Особенно часто образ луны / месяца используется для передачи психологического состояния лирического героя. Часто это состояние тревоги, одиночества: ( Какая ночь! Я не могу. / Не спится мне. Такая лунность. Или Подымайте же, лунные лапы, / Мою грусть в небеса ведром. А также Неуютная жидкая лунность…). Авторский неологизм «лунность» создает отвлеченный образ какой-то вселенской тоски. Эпитеты неуютная и жидкая помогают почувствовать это подавленное эмоциональное состояние лирического героя.
Сравнение месяца с вороном в следующем стихотворении ещё больше усиливает тревогу: ( Месяц, словно жёлтый ворон, / Кружит, вьется над землей.). Традиционно в литературе символ беды – черный ворон. Но есенинский желтый ворон-месяц гораздо тревожней. Холодом веет от таких строк:( Снежная замять дробиться и колется / Сверху озябшая светит луна…).
Часто образ луны / месяца встречаются в стихах, где Есенин размышляет о конце жизненного пути. Невеселы такие раздумья. Только месяц будет оплакивать поэта: (…Слезу обронит месяц / На мой завьялый труп.).
Необычно использование в стихотворении Есенина луны
9
как символа времени, отсчитывающей земные часы жизни человека: ( …И луны часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час.). Возможно, здесь Есенин опирается на древнерусскую трактовку календарного месяца. В древнерусском языке слово месяц означало буквально дитя Макоши. Богиня Макошь у славян – это время. Таким образом, месяц – часть Макоши, часть времени. Часы луны в этих стихотворных строчках – земная жизнь человека, отпущенное ему на земле время.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости.
Месяц как символ старости человека: (Скор месяц, купаясь в снегу,\ Сядет в редкие кудри сына).
В этом образе и кабацкая разухабистость:
А когда ночью светит месяц,
Когда светит… черт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
И мудрое принятие всего, что выпало тебе на жизненном пути: (У осеннего месяца тоже / Свет ласкающий, тихий такой.). Осень года – здесь и осень жизни.
Есть в стихотворениях и луна – символ влюбленных:
…И луна, напрягая все силы,
10
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».
Как много боли, одиночества, тоски по любви в эпитете щемящий!
Сочинитель бедный, это ты ли
Сочиняешь песни о луне?
Напряженный поиск своего творческого пути, своего места в современном и таком теперь чужом мире.
А вот в этих строчках: ..ты тужишь / О том, что лунная метла \ Стихов не расплескала лужи – упоминание о том, что поэзия для Есенина- главное в жизни: «… Но только лиры милой не отдам».
…В две луны зажгу над бездной
Незакатные глаза.
Сложное восприятие Октябрьской революции тоже нашло свое отражение в образе луны / месяца: Нынче луну с воды /Лошади выпили. Или
Если этот месяц
Друг их черной силы, -
Мы его с лазури
Камнями в затылок.
Так, по-разному используя образ луны / месяца, Есенин
11
передает душевное состояние лирического героя, помогает почувствовать неопределенность и трагизм его положения. Таким образом, в данных стихах луна - символ сил темных, предрекющих несчастье.
2.3 Цветовая гамма лунного спектора.
Лунный спектр в стихах Есенина очень разнообразен и может быть разделен на две группы.
Первая: белый (белые веки луны), серебряный (серебряной уздой), жемчужный, бледный. Здесь, собственно, собраны традиционные цвета луны. Но ведь поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное.
Во вторую группу, кроме желтого (желтым вороном), входят: алый, червонный, рыжий (рыжий месяц), золотой (как злат бугор), лимонный (лимонный лунный свет), янтарный, синий(месяц синим рогом).
Эта классификация, разумеется, условна; вот другая - по частоте употреблений - более любопытна.
Чаще всего луна / месяц у Есенина желтого цвета (12 употреблений). Затем идут золотой (8), белый (6), рыжий (3),серебряный, лимонный, янтарный (по 2), алый, червонный, бледный, синий - по 1 разу. Жемчужный цвет тоже встречается лишь однажды:
12
Не сестра месяца из темного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула…
Поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные, в частности, для древнерусской живописи.
Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в « Поэме о 36» - Месяц широк / И ал… Цвет луны у Есенина не зловещ, не апкалиптичен. Это чистые теплые краски, одухотворяющие образ луны / месяца.
3.Заключение.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Образ луны / месяца в творчестве Сергея Есенина рассматривается как
Итак, подводя итоги своего исследования, я могу сказать, что у Есенина много стихотворений, в которых луна символизирует
13
силы, враждебные человеку. Но в большинстве произведений луна – символ красоты и умиротворения ночного пейзажа и образ родного крестьянского дома. Образ луны / месяца в поэзии Есенина – образ светлый.
Практическая значимость моей работы – возможность использовать данный материал в качестве дополнительного при изучении творчества Сергея Есенина в разных классах.
14
Библиография.
15
Золотая хохлома
Проказы старухи-зимы
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Золотой циркуль