Научно-исследовательская работа. Посвящена творчеству нашего современника, художника В. Е. Воецкого. Человек с интересной судьбой увлеченный историей, он показывает в своих работах страницы героического прошлого нашей страны, нашего города Ржева. Приносим свои извинения за извлечение из работы иллюстративного материала.
Вложение | Размер |
---|---|
voennaya_istoriya_goroda_rzheva_v_tvorchestve_khudozhnika_v._e._voetskogo.docx | 926.42 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ №12»
Исследовательская работа по мировой художественной культуре.
Военная история города Ржева
в творчестве В. Е. Воецкого.
Выполнили:
Никольская Ксения,
обучающиеся 9 «В» класса.
Учитель: Шогина И. Г.
г. Ржев
2013 г.
Содержание.
Вступление. Ржев – город с богатой историей.
Ржев - один из первых крупных городов на Волге, в своей многовековой истории всегда был городом-воином, мужественно стоявшим на западных рубежах русского государства
Ржевитяне постоянно принимали самое активное участие в знаковых военных событиях русской истории. В сентябре 1380 г. ржевская дружина во главе с князем Родионом Ржевским сражалась с войсками хана Мамая на Куликовом поле. Отряды из Ржева участвовали в походах Ивана Грозного на Казань и Астрахань, в Ливонской войне.
В 1812 г. жители Ржевской земли тоже не остались в стороне. Но самым трагическим событием для Ржева и его жителей стала Великая Отечественная война. В ее годы город был буквально сметен с лица земли. Начиная с июня 1941 г. Ржев подвергался регулярным налетам немецкой авиации, а 14 октября его захватили войска вермахта. Началась 17-месячная оккупация города. Это было тяжелое, страшное время, о котором очевидцы до сих пор вспоминают с содроганием. Гитлеровцы грабили, угоняли молодежь в рабство, расстреливали непокорных, сжигали целые селения.
В ходе боев образовался Ржевско-Вяземский плацдарм. Расстояние от линии фронта до Москвы по прямой составляло 150 км. В течение нескольких месяцев Ржев был фронтовым городом. В жестоких, кровопролитных боях подо Ржевом Красная Армия, неся потери, не позволяла лучшим силам вермахта двигаться к Москве, оттягивая немецкие войска от Сталинграда. Зимой 1943 года немецкая 9-я армия В. Моделя оставила Ржевско-вяземский выступ. Операция по отводу войск на заранее подготовленные позиции была названа «Буйвол» (нем. Bϋffel). Тактически грамотные действия немецкого командования позволили сохранить немецкие войска и вывести их из под угрозы окружения. Перейдя в наступление, войска Красной армии обнаружили пустой город, в котором оставался лишь арьергард 9-й армии, создававший видимость присутствия немецких войск.
Вскоре штаб немецкой 9-й армии возглавил войска на северном фасе Курского выступа. Советские войска Калининского (командующий — А. М. Пуркаев) и Западного (командующий — В. Д. Соколовский) фронтов начали преследование противника. Это преследование, длившееся со 2 по 31 марта, получило название Ржевско-Вяземской операции 1943 года и отодвинуло линию фронта отМосквы ещё на 130—160 километров.
Город Ржев был освобождён 3 марта 1943 года войсками 30-й армии Западного фронта.
4 марта в личном послании британский премьер-министр Уинстон Черчилль поздравил И. В. Сталина со взятием Ржева:
«Примите мои самые горячие поздравления по случаю освобождения Ржева. Из нашего разговора в августе мне известно, какое большое значение Вы придаёте освобождению этого пункта».
Свой единственный выезд на фронты войны И. В. Сталин сделал именно в район Ржева 3 — 5 августа 1943 года.
Бои под Ржевом стали одним из самых кровавых эпизодов Великой Отечественной войны. По данным исследования историка А. В. Исаева, проведённого на основе архива Министерства обороны, потери в операциях на дуге, опоясывающей Ржев, протяжённостью 200—250 километров, с января 1942 года по март 1943 года составили: безвозвратные — 392 554 человек; санитарные — 768 233 человека. В число безвозвратных потерь входят пленные, часть которых после войны вернулась домой. 50 000 человек были взяты в плен из состава 39-й, 22-й, 41-й армий и 11-го кавалерийского корпуса. 13 700 человек пленены во время Ржевско-Гжатской наступательной операции 30 июля — 30 сентября 1942 года.
В 1942 году общие потери на Западном и Калининском фронтах (включая Ржевскую дугу) составили:
Итого, безвозвратные потери советской армии, включая пленных, в ходе Ржевской битвы 1942—1943 годов составили 605 984 человека.
В результате боевых действий за 17 месяцев оккупации Ржев, а также соседние города и деревни были практически полностью разрушены, в том числе, артиллерией и авиацией Красной армиипри попытках их освобождения.
Из 20 тысяч человек, оказавшихся в оккупации, в день освобождения, 3 марта 1943 года, осталось 150 человек, вместе с районом — 362 человека. Из 5443 жилых домов Ржева уцелело лишь 297. Общий материальный ущерб, нанесённый городу и району в ходе боевых действий, по определению Чрезвычайной Государственной комиссии составил полтора миллиарда рублей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1978 года город Ржев за мужество, проявленное трудящимися города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, достигнутые успехи в хозяйственном и культурном строительстве награждён орденом Отечественной войны I степени.
«За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества» Указом Президента Российской Федерации № 1345 от 8 октября 2007 года городу Ржеву присвоено почётное звание «Город воинской славы». Формулировка указа вызвала много споров среди историков, так как защищали город войска Вермахта, а Красная Армия выступала в качестве атакующей стороны.
«Ржевской мясорубке» посвящено известное стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Участник войны, писатель и автор романа «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев давал категоричную оценку произошедшего: «Мы залили их реками крови и завалили горами трупов»
23 февраля 2009 года на телеканале НТВ состоялась премьера документального фильма Алексея Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова». Фильм вызвал широкий отклик зрительской аудитории и обсуждение
Сегодня о боевой славе Ржева напоминают многочисленные мемориальные знаки:
- установленный на площади Мира танк Т-34;
- аллея Героев Советского Союза - участников Ржевской битвы в парке Грацинского;
- обелиск и Вечный огонь недалеко от Старого моста;
- самолет МиГ-17 на возвышении около реки Холынки;
- паровоз Су 208-64 - памятник железнодорожникам - защитникам Ржева.
- на территории города и района находятся 42 братские могилы.
Весь город представляет собой один большой памятник Великой Отечественной войне.
.
Актуализация темы. Цели работы.
Мы живем сегодня в этом славном городе, мы гордимся тем, что мы – ржевитянки. Этот факт вызывает не только чувство гордости, но и предполагает некую ответственность перед городом, перед будущими поколениями, перед самим собой. Вполне естественно, что нас интересует все, что связано с историей нашего города, а особенно, с одной из самых славных страниц – боями за Ржев в годы Великой Отечественной войны. Нас интересует не только история, но и то, какое отражение ее события находят в современном искусстве. Нашей школе подарена коллекция картин ржевского художника В. Е. Воецкого. Небольшая картинная галерея завораживает своими образами, заставляет задуматься, но главное, в чем магическая сила этих полотен – они не позволяют забыть…
Полотна Воецкого произвели такое впечатление, что очень захотелось познакомиться с художником, поговорить с ним, понять, почему появляются из-под его кисти такие сильные, завораживающие образы.
Приступая к работе, мы поставили перед собой следующие цели:
- познакомиться с творчеством художника;
- выяснить, какое место в его работах занимает тема Великой Отечественной войны;
- проанализировать картины, посвященные истории нашего города.
Предполагаемые результаты.
Мы планировали создать каталог работ В. Е. Воецкого, описать работы, представленные в галерее нашей школы, выяснить, какое значение имеет обращение к истории посредством искусства для воспитания молодого поколения. Надеемся, что собранный нами материал поможет как учителям в их работе, так и всем интересующимся историей нашего славного города школьникам. Считаем, что обращение к истории через образы искусства наиболее действенное, влияющее не только на социальное становление личности, но и на душу, на сердце посредством эмоций.
Этапы реализации.
1 этап. Изучение полотен, представленных в галерее МОУ «СОШ № 12».
2 этап. Личное знакомство с художником В. Е. Воецким, с его творческой биографией.
3 этап. Анализ картин художника, создание работы.
Воецкий Виктор Евгеньевич родился в 1947 году, 25 июня в г. Уральске.
В. Е. Воецкий – человек, художник, мыслитель.
Вырос и учился в России: г. Ульяновск, г. Медногорск (Оренбургской области). Имеет специальность художника-живописца .
Получил специальность художника - архитектора в Уральском проектном институте в 1974 году. Архитектор - художник - интерьеры, малые архитектурные формы.
Принимал участие во всесоюзных, республиканских, областных и городских выставках. Участвовал в международной выставке в г. Санкт - Петербурге 4 июня 1992 года. Несколько десятков полотен находится в Уральском историко-краеведческом музее. Множество картин находятся в частных коллекциях: Республика Казахстан, Украина, Россия, Германия, Италия, Словакия.
Был постоянным членом правления Уральского областного отделения казахского фонда культуры, областного художественного совета.
В 1994 году прошел стажировку музейного художника в г. Москве у художников: Якубовича Е.Л. и Кревенковой Н.В.
С 2000 года является председателем художественного совета в г. Ржеве Тверской области, Россия. Именно здесь, в Ржеве, главной темой его творчества стала Великая отечественная война
Стремлением сохранить память о стойкости, духовной силе и мужестве воинов и местных жителей, проникнуты все работы художника-архитектора. Он является автором мемориала советским воинам во Ржеве.
Виктор Евгеньевич – потомок старинного польского дворянского рода, где свято чтут традиции, хорошо знают историю своей семьи, своего рода с 15 века. Возможно, именно этим объясняется интерес художника к истории в целом. Вспоминая, он рассказал нам о том, как оказавшись в нашем городе, был очарован его красотой, самобытностью, богатой историей. По прошествии некоторого времени всерьез увлекся историей военного Ржева, его особой миссией, его ролью в победе над фашистскими захватчиками. 70 лет назад, 3 марта 1943 года, советские войска освободили от немецко-фашистских захватчиков старинный русский город Ржев. До войны в нем проживало 60 тысяч жителей, в день освобождения осталось 150. Из 5443 домов неразрушенными осталось лишь около трехсот.
Пару недель назад в редакцию пришел тверичанин Феликс Ходоков и принес уникальные фото. На фото разрушенный, практически уничтоженный город - как будто это было вчера. Черно-белые фотографии на старой, плотной, пожелтевшей от времени бумаге. Эти фото в далеком 43-м сняли отец и дядя Феликса Георгиевича. Ведь семья Ходаковых именно из этого волжского города.
В Ржеве они жили, учились, работали. Пришла война и разбросала их по стране.
Но сразу после освобождения родного Ржева двое братьев Ходоковых - лектор-инструктор железнодорожной части Георгий, отец Феликса, и военврач Борис вернулись туда. Ненадолго, по служебным делам. С собой был фотоаппарат, вещь редкая по тем временам. Братья фотографировали любимый город детства, истерзанный фашистами. Сейчас Ржев отстроен заново, о той войне напоминают лишь многочисленные памятники советской эпохи. А вот эти пожелтевшие фото с видами разрушенного города - где и виселица, и центральная улица, и разрушенный храм, - хранят атмосферу той далекой поры.
Военная история города Ржева в работах художника.
Виктор Воецкий, член Союза художников России и международной Федерации художников: "Меня потрясло, что такой небольшой город, но столько он перенёс. И о нём не говорить - я просто считаю преступлением. Молодёжи не знать - просто преступление. Я считаю, в отечественной войне и в истории России это город №1".
«В начале XXI века мне пришлось проехать по полям и лесам Ржевского района, опаленного войной, где была захоронены наши воины. Сердце сжималось от увиденного. Перед глазами вставали события того времени. Юные, совсем юные дети падали под немецкие танки, были зарыты в окопах, а где – то вообще брошены на произвол судьбы. Но, однако же, стояли насмерть.
Но позже, уже в наше время, были незаслуженно забыты. Большая часть современной молодежи, к великому сожалению, не хочет представить себе, к каком аду были их сверстники, что они пережили в то время – те мальчики и девочки.
Заросшие тропки к могилам наводили на грустные размышления.
По дороге в Ржев я уже сделал наброски эскиза к картине «Реквием. Архангел Михаил». Эта тема захватила меня до самой глубины души.
Я вместе с ними видел этот ад, слышал рев танков, вой самолетов. Я был среди них и чувствовал боль, еще раз боль. Слышал их крики, плач матерей и детей. В голове звучала музыка Шостаковича – 7 – я симфония – и треск пулеметов, взрывы. И перед глазами – средневековое изуверство врага.»1
С дотошностью художник расспрашивал живых участников военных событий. На основании этих рассказов появилась серия картин-свидетельств
Мы хотим рассказать вам об экспозиции картин «Память», которая показывает реальных героев трагических событий, происходивших в г. Ржеве с 1941 по 1943 годы.
Некоторые из этих картин были приобретены и подарены МОУ «СОШ №12» Харченко Александром Васильевичем.
Так родилась идея написать первую работу - «Реквием. Архангел Михаил», которая положила начало целой серии картин.
Реквием. Архангел Михаил.
Полотно посвящено осмыслению событий Великой Отечественной войны с духовной точки зрения. Автор призывает задуматься о глубинном смысле существования России. И пример тому -Ржевская земля, политая кровью наших воинов, остановивших фашистов, рвавшихся к столице.
Всего один день экспонировалось новая работа известного художника Виктора Воецкого «Реквием» (по начальному слову латинского текста - «Вечный покой даруй им, господи»). Полотно посвящено осмыслению событий Великой Отечественной войны с духовной точки зрения. Характерная манера письма автора призывает задуматься о глубинном смысле существования России, ее путях земных и небесных.
Выступая перед собравшимися, В. Воецкий обратился к ржевским художникам с предложением – создать ряд тематических, крупных работ, посвященных 60-летию Великой Победы, чтобы средствами художественной образности напомнить, чем была для России та война. А картина-посвящение «Реквием», возможно, займет свое место в одном из ржевских храмов.
АС НАД РЖЕВОМ
1941г…Ржевская земля стонет и заливается кровью. 11- летнюю Женю преследовал немецкий самолет, наводя ужас и уничтожая.
Эта картина художника является чисто документальной вещью. Сам же художник рассказывал, что его вдохновил обратиться к этой теме рассказ преподавателя музыкальной школа № 1 Ирины Вячеславовны Богомоловой о её маме – Евгении Алексеевой. В 1941 году 11-летнююю Женю преследовал немецкий самолет, уничтожая на пути все живое. Можно только представить, что пережил в эти мгновения ребенок!
В настоящее время Алексеева Евгения Алексеевна проживает в г. Ржеве.
Икона «Знамение» говорит нам о том, чтобы мы помнили, что Бог наше спасение!
Менталитет русского человека удивителен – он может все перенести и выжить, вопреки всему. Чтобы это понять, стоит опять же обратиться к своим истокам. Вся система ценностей русского человека сформировалась под влиянием православия.
«Не общественная польза, не интересы Отечества, не приличия и удобства жизни диктуют русскому человеку его правила поведения, а абсолютный этический элемент, который верующие прямо связывают с Богом, а не верующие, ни с чем не связывая, чтут бессознательно (Лев Тихомиров, русский философ).
Служение «святой Руси» как Божьему замыслу о России и через нее самому Богу – есть та русская идея, которую весь XX век разыскивала наша интеллигенция. Правда, до сих пор не нашла. Но там, где разрушаются нравы, вера, культура, понятие чести, происходят трагедии. Поэтому власть сегодня несет ответственность, прежде всего перед прошедшими в веках поколениями, ответственность за «ненапрасность» их страданий, их жертв, подвигов, ответственность перед той маленькой девочкой, бегущей от немецкого самолета. Общество должно помнить о том, что было. Ибо прошлое может повториться вновь. Однажды на одном кладбище я прочитал такую эпитафию: «Мы были такие, как вы, а вы станете – как мы». И это правда – все хорошее быстро проходит, а трагические моменты надо уметь пережить, выстояв при этом. Этому надо учиться. Но сейчас больше заботятся о своих «золотых приисках», царствует практицизм, который в реальности не более чем мыльный пузырь. Люди не хотят вглядываться в прошлое, им больше нравится все веселое, дешевое, как все эти фильмы и развлечения по ТВ.
Колокол России
Художник показывает горячий, тяжелый период 1941 – 1942 годов, когда немецко – фашистские войска, получившие колоссальный опыт в Европе, ступили на Ржевскую землю. Река Волга была красной от пролитой крови. Ржев оказался большим щитом для спасения Москвы. В картине символизируется непобедимый характер воина России под Спасом Нерукотворным и духом Александра Невского.
Дедушка, не умирай
Картина художника Виктора Воецкого «Дедушка, не умирай» написана в 2010 году, основана на подлинных событиях, произошедших в городе Ржеве в период ужасных, тяжелых лет оккупации города немцами (1941 – 43гг.)
Семья Кондратьевых – старообрядцев попала в лагерь пленных: маленький Герман около 4 – 5 лет, его старший брат Володя, мать и дедушка Миша. Немцы всех гражданских пленных: детей, женщин и стариков - сажали в г. Ржеве в вагоны и отправляли в Белоруссию, там их расстреливали.
Маленький Герман, испугавшись, вырвался из толпы и побежал. Мать стала его звать по имени: «Герман, Герман, вернись!» Немецкий солдат хотел выстрелить в ребёнка, но остановился, велел подвести к нему мальчика и мать. Всю их семью не расстреляли, а оставили в лагере. Имя «Герман» спасло их жизни. А причина этому очень проста: имя Герман (Геринг)у немцев считается святым. В дальнейшем в лагере умерли дедушка и брат. А Германа и мать со всеми другими пленными освободили партизаны.
Герман (теперь уже Герман Александрович) живёт в г. Ржеве, стал военным, дослужился до полковника, кандидат военных наук, доцент, преподавал в Академии. Ныне в отставке.
В этой картине раскрывается ненасытная жестокость врага, которая не останавливается ни перед женщиной - матерью, ни перед ребенком.
Около горящего, обугленного дома, мать и маленькая дочка, обезумевшие от ужаса, подвергаются обстрелу фашистского солдата. Героиня этой работы - Елизавета Ивановна Елизарьева. Двенадцатилетней девчонкой она пережила оккупацию. Фашист выстрелил в маму, вторая пуля попала в лампу, которую держала маленькая Лиза и искалечила ей руку. В течение нескольких суток не было возможности обработать рану. Сначала пришлось прятаться в подполе, затем враги загнали всех жителей деревни в конюшне, потом конвоировали во Ржев и заперли в доме. Сутки в тесном помещении люди стояли, плотно прижавшись друг к другу.
Ангел – хранитель был рядом с ними, поэтому они остались живы.
"Столько пережили. Это же такое месиво было здесь, это ж такой ужас", рассказывает жительница оккупированного Ржева Елизавета Елизарьева. Елизавета Ивановна Елизарьева (Яковлева) сейчас проживает в городе Ржеве....
В картине «Фрицы пришли» рассказывается о реальном событии в жизни девочки Шуры.
В самый страшный и жестокий период в жизни России немецкие оккупанты захватили эшелон с детьми детского дома из блокадного Ленинграда. Маленькие дети прошли все муки ада наравне со взрослыми. В период вторжения немецко – фашистских войск бои и оккупация сделали детей прямыми участниками событий. Огонь и разрушение, смерть и слёзы преследовали их на каждом шагу.
Мальчик, изображенный на первом плане картины, - самый старший из группы детей. Ночью он выбирался из-под – стражи и уходил добывать еду для маленьких несчастных детей. Из одной из вылазок, он не вернулся, погиб.
А маленькая девочка Шура - сейчас Александра Ивановна Абросимова_ живет в Твери.
Победа!!!
Эта картина, как и все предыдущие, выполнена по просьбе ветеранов войны. В ней отражены светлые дни долгожданной победы, где разум восторжествовал над безумием.
Художник символизирует безоблачную жизнь наших детей, внуков, правнуков, а российский воин олицетворяет силу разума над злом, который в цветах дарит силу жизни дальнейшему поколению.
Пресвятая Богородица осуществляет защиту Великого Христианского православного народа.
Чтобы помнили
Картина посвящена событиям, происходящим в г. Ржеве в 1941 году– 3 марта. Центром многопланового полотна стал старообрядческий Покровский собор. Накануне отступления из Ржева фашисты согнали сюда оставшихся жителей города, женщин, детей, стариков. Тех, кто отказывался идти, расстреливали на месте. Всего в заминированном храме было заперто 248 человек. Все, кого укрыл храм, спаслись, взорвать его не успели
В сюжете картины – морозное мартовское утро. После долгой оккупации города немцы оставили Ржев. Символом уходящего фашизма стала огнедышащая гидра, уползающая на запад и оставляющая за собой дороги, заполненные погибшими людьми – жителями города Ржева. Малые дети, искалеченные и убитые войной, старики, принявшие смерть у своего разрушенного жилища. Нет у фашистов пощады ни к мудрой седине, ни к цветущей юности. Но как символ вечности и возрождения на востоке, в лучах восходящего солнца, сияет лик Христа. И как ещё один символ нерушимости и стойкости в центре картины – покровский старообрядческий храм, все военные года укрывающий, в своих стенах души верных и, казалось, бы, в самый смертный день сохранивший жизни последним уцелевшим горожанам.
Ржевский художник Виктор Воецкий работал над этой картиной год. Большое полотно говорит о радостном и трагическом дне освобождения города 3 марта 1943 года. Когда города не было. Жителей его не было. Будущего, казалось, тоже не было. А тьма - фашистская гадина уползла на запад, огрызаясь ещё более двух лет.
В небе Христос простер покров облаков над погибшим Ржевом. Солнечным лучом сбит немецкий самолет, не допущен к освобожденной земле. Радостно витает над всем наш «ястребок». А ниже – ад, оставленный оккупантами. Убитые ржевитяне, последние живые, спасенные из Покровского храма, потрясенные красноармейцы, воочию увидевшие, за что и за кого они дрались под Ржевом.
Серьезен замысел Виктора Воецкого, и он представил его результат ржевским зрителям в выставочном зале на два часа (многие видели работу ещё в мастерской). На просмотр собралось до ста человек. Было тихо, звучали фоном духовные песнопения и колокольный звон. Многие выступили, говоря о своих впечатлениях, эмоциональных, серьезно трогающих душу. Звучали стихи местных поэтов. Среди зрителей – врачи, учителя, военные, священнослужитель, ветераны, инженеры, рабочие, школьники. Своему зрителю представил художник завершенную работу, и тот принял ее, дал собственную оценку, высказал ее. И вполне естественно, что встреча прошла в городском зале, предназначенном для общения ржевитян с художниками..
1 марта 2013 года в Центральном музее Великой Отечественной Войны на Поклонной горе в городе Москва состоялась конференция, посвященная 70-летию Ржевской битвы и освобождению городов Тверской области. Там же Виктор Евгеньевич представил свою картину «Чтобы помнили».
Эта встреча подарила нам множество позитивных эмоций и укрепила интерес к продолжениию нашей работы.
Виктор Евгеньевич
знакомство с Постом№1
г. Москва, Поклонная гора
Центральный музей Великой Отечественной Войны
«Мой отец был протоиереем собора, так что я с детства приобщен к духовной жизни, духовной культуре. Через создание Ржевского мемориала, через иконы на стегах часовни и при вратах я хотел выразить свое духовное видение этой страшной для Ржева проблемы памяти о войне и упокоения павших. Конечно, я счастлив, что судьба дала мне такую возможность».(В. Е. Воецкий)
Обращает на себя внимание тот факт, что на полотнах В. Е. Воецкого присутствуют православные библейские образы. Очевидно, дело в том, что художник – глубоко верующий человек, семья которого поныне чтит православные традиции, поэтому и своих собственных детей и внуков, и подрастающее поколение, для кого и творит, собственно, Виктор Евгеньевич, он воспитывает так, чтобы слова «Родина», «патриотизм», «милосердие» и «любовь» стали основой жизненной позиции.
При праздновании 60-летия освобождения Ржева, освящая часовню во имя святого князя Александра Невского на Мемориале павших советских воинов, Архиепископ Тверской и Кашинский, Владыка Виктор призвал к молитве « за тех, кто создал все это…». То есть, за строительство Кремлевской стены из красного кирпича и стройной высокой часовни ( из фирмы «Кран»), за создателей проекта Мемориала – архитектора Николая Опару и художника Виктора Воецкого.
«… Проблема гораздо глубже, чем кажется. Работая над темой войны, я исходил вот из чего – меня, например, потрясла судьба Ржева. Для русского человека, знакомого с историей собственного Отечества, Ржев может быть уподоблен настольной книге. Шолохов, автор романа «Тихий дон», специально приезжал в г. Уральск (это Казахстан, где я жил до приезда в Ржев), чтобы описать донское казачество в его истинном виде – манеры поведения, язык, одежда, ибо в первозданном обличьи это сохранилось лишь в Уральске. Кстати, хочу заметить, что Шолохов продолжил тот ряд русских художников, которые укрепляли и созидали, - и это на фоне одолевавшего русское общество духа распада, вражды, разрушения. Шолохов всею силой своего таланта непрерывно сводил и удерживал расползавшийся шире и шире трагический русский разлом, он пытался свести, удержать края той кровоточащей раны, которая разрывала Россию.
«В Ржеве можно найти то, что не увидишь уже в остальной России, причем эти исторические пласты настолько уникальны, правдивы, естественны. Да, Ржев - город солдатской славы. И славу, как водится, завоевал простой русский человек. Вся советская Россия держалась на его простоте, доверчивости, преданности. Но все это - наследие прежней, дореволюционной России, и на этом во время войны сыграла советская власть, используя внутренний государственный инстинкт, выработанный Православием. По счастью, этот стержень Советы разрушить не успели. А вот современному человеку, боюсь, этого уже не понять. Поскольку сегодня, кроме инстинкта потребления, нет иных точек опоры». (В. Е. Воецкий).
Хочется отметить еще одну особенность творческой манеры нашего земляка – художника, о которой он сам говорит следующее:
«В моих картинах очень доступный сюрреализм (с фр. Буквально – сверхреализм). Я стараюсь, чтобы до людей, что называется «дошло». Конечно, весьма желательны какие – то познания в истории, философии, поэзии. Как мне объяснить зрителям, что при работе над картиной музыка мне подсказывает, какой должен быть объем, композиция, цвет, насторение? Ведь я свободен в выражениях, формах, решениях. А если художник станет подделываться под публику, произведения не будет. Но современный плакатный ум зачастую портит восприятие. Видимо, пришла пора подумать о возвращении к классике, к тому, что заставляет мыслить, чувствовать. О возвращении к родным корням».[1]Для художника самое главное – натура, модель. Человек творческий только тогда создает произведение искусства, когда все сделано с натуры. Никакие копии мастеров этого не заменят. Настоящий художник раскрывает и себя, и сущность изображенного человека, его жизнь, психологию в портрете. Подход к каждому образу индивидуален.
Я стал изучать материалы, встречаться с мучениками этой нечеловеческой реальности. Вместе с ними обливался слезами, чувствовал их невыносимую боль и обиду за себя и свое Отечество.
Как – то, прогуливаясь вдоль Волги, меня встретил протоиерей Олег из Вознесенского храма и предложил мне помочь в оформлении нового храма Новомучеников. Я ответил, что подумаю. Потом опять встретился с ним – он ждал ответа – и я согласился. Он предложил оформить храм, отражая современность, т.е. наших современников – новомучеников. В мыслях сразу картина «Архангел Михаил. Реквием». Надо было раскрыть и показать трагедию новомучеников, начиная с 1917 года по настоящее время. Тема очень сложная, как и сама форма выражения на основе канонов русской православной церкви. Эта тема требовала необычного подхода. Нужны были варианты.
неожиданно в процессе работы Олег отказался от этого замысла. Но работу я не остановил и продолжал работать целых четыре года, имея на руках богатый материал, который приумножился за счет поездок в храмы СНГ. Грех было не довести эту работу до конца. Так у меня появилась целая серия картин под общим названием «Память».
Картины с реальными образами, в которых явно раскрывается живая нить связи православия и героизма наших братьев – земляков, подчеркивается, что с Божией помощью наши отцы и деды, матери и бабушки выстояли и не А потом попросил духовной помощи у отца – протоиерея Евгения Воецкого.
«Спас нерукотворный»
Лик Христа на белоснежном полотенце, Спасителя и Защитника православной страны, с незапамятных веков присутствовал на русских хоругвях и знаменах. Во времена княжеств и огромной могущественной Российской империи воины видели Спаса в первых своих рядах. (Мы со школьных лет помнили полотно «Утро на Куликовом поле», где над застывшими, готовыми к бою ратниками полощется стяг с ликом Христа на белом полотенце).
Святой князь Александр Невский
Во имя которого освящена часовня на мемориале. «Кто на нас с мечом пойдёт – от меча и погибнет»: слова, знакомые с детства. Мы не часто видим на иконах лики русских исторических деятелей. Здесь перед нами – истинно русское лицо, с пробором густых волос, с курчавой небольшой бородкой. И одежда та, княжеска, с которой встречаемся в литературе, хорошей живописи и хорошем кино, - красный плащ с опушкой и застежкой наверху. Рука на рукояти тяжелого меча богатырского. В другой – крест православия, за которое Александр Ярославович вступил в борьбу с Западом, несущим на Русь католизм. С тевтонскими рыцарями, предками фашистких завоевателей 20 – го столетия.
Строился Мемориал на века. Создавались иконы, я надеюсь, тоже на столетия, на досках, которые приготовил мой сын Евгений, дизайнер по профессии. Он их клеил из отдельных частей, протравливая, пропитывая, стягивая, - в общем, готовил их для меня по старинной технологии. Я покрыл холст, специальным грунтом.
В 2003 году была построена на мемориальном кладбище советских воинов, погибших во время Великой Отечественной
войны. Освящение часовни произошло 9 мая 2003 года.
.
Заключение. Некоторые выводы.
В результате нашей работы можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, мы познакомились с удивительным человеком – Виктором Евгеньевичем Воецким, членом Союза художников России и международной Федерации художников. Он не только художник, он мыслитель, философ, он настоящий патриот, страстно желающий своим творчеством сохранить память о героическом прошлом нашей страны – нашей большой Родины и города Ржева – нашей Родины малой.
Во-вторых, мы убедились в многогранности таланта художника: он пишет портреты, создает сюрреалистические полотна философского содержания, но главное в его творчестве – тема памяти. Виктор Воецкий: "Меня потрясло, что такой небольшой город, но столько он перенёс. И о нём не говорить - я просто считаю преступлением. Молодёжи не знать - просто преступление. Я считаю, в отечественной войне и в истории России это город №1".
В-третьих, потрясает глубина проникновения В. Е. Воецкого в тему войны: он встречался с очевидцами событий оккупации и освобождения города Ржева, беседовал сними, как бы пропуская через свое сердце их боль, поэтому его полотна никого не могут оставить равнодушными. В них ужас пережитого, сила русского духа и вера.
И в заключение хочется еще раз сказать о том, что 1 марта 2013 года в Центральном музее Великой Отечественной Войны на Поклонной горе в городе Москва состоялась конференция, посвященная 70-летию Ржевской битвы и освобождению городов Тверской области, где Виктор Евгеньевич представил свою картину «Чтобы помнили».
По словам Виктора Евгеньевича, военно – патриотической тематике посвящены 15 полотен, созданных им за короткий период времени, когда художник побывал на местах боев под Ржевом, посетил воинские захоронения. Новое полотно – итог, раздумье, предупреждение: «Сила России в памяти. Не должно быть заросших могил!»
Художник обратился к коллегам с предложением создать сериал, посвященный 60 – летию Победы, и картины эти, возможно закупят музеи.
Многие картины В. Воецкого приобретены различными музеями страны. Одна из работ, диорама «Оборона Уральска» о гражданской войне создана ещё в советский период, когда художник проживал в Казахстане
Краткий список основных работ В. Е. Воецкого, созданных в г.Ржеве
Список использованной литературы
« Ржевские вести» ,выпуск № 23 от 13.06 – 20.06.07 г.
В конце учебного года в средней школе № 12 произошло неординарное событие: открылась художественная галерея Великой Отечественной войны. Пять полотен Виктора Воецкого стали ее основой.
Школьники, учителя, ветераны, священнослужители, художники заполнили большое пространство рекреации перед актовым задом. Свежевыкрашенная стена новой школы как предназначена изначально для созданной галереи. Застыл вдоль нее почетный караул старшеклассников в защитной форме. Прозвучали горькие, страстные слова о нашей памяти, нашем долге перед будущим своей страны Галины Розовой, отца Константина, художника Виктора Воецкого… Прозвучала скорбная музыка, эмоционально соответствующая настроение зала.
А со стены смотрели на ржевитян полотна, созданные в Ржеве, ржевским художником, по событиям ржевской истории. На них столкнулись две силы середины 20 – го века: черная, монолитная, обеспеченная – и человечная, героическая, несущая спасение. Звучит набатно с полотна колокол по имени «Россия», архангел Михаил русские святая благословляют воинов на правный бой… А рядом огромной трагедией страны и народа – личные, камерные события из жизни в том аду ржевских детей. Подлинные – живы и сейчас девочка Женя, которую гонял возле развалин фашистский самолет «указывая путь» пулеметными очередями. Как девочка Лиза, что застыла в ужасе с лампой рядом падающей матерью. На стене – только тень в каске и с автоматом – сейчас будут новые выстрелы. И ведь прозвучали «в шутку», наверное: всего лишь оторвало пальцы (у пятилетнего ребенка!), жить – то оставил. И сегодня помнит Елизавета Ивановна тот ужас ада. Черные, коричневые, багровые краски, говорящие от войне, в этой череде картин сменяют цвета оживающей весны и радостный галоп юного конника, несущего по степи, по всем просторам спасенной родины весть «Победа». После эмоционального напряжения первых полотен снисходит здесь покой на исстрадавшуюся землю, измученные души. Завершается эпический этап…
Картины эти уже видели многие ржевитяне – в выставочном зале, в мастреской художника. Узнавали городские раелии – каменную арку ограды купеческого дома на улице Калинина, Вознесенский собор. Да и виселица в проеме ворот тоже напоминает о казненном у своей школа учителе Алексее Тимофееве… Видели картины и гости – делегаций, среди них немецкая. На них реальная глубина событий, и это потрясает, - такой отзыв граждан Германии.
Эти работы должны висеть, на мой взгляд, именно в школе, потому что эмоциональный зрительный ряд больше скажет нашей молодежи, чем рассказ о происходившем в далекие – для нее просто ветхозаветные – времена. и подарок руководства Ржева новой школе поможет растить тех, кто способен испытывать боль за свое отечество.
Фильм "Золушка"
Как нарисовать лимон акварелью
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Акварель + трафарет = ?