В работе дан анализ идейно-художественного своеобразия романа, а также рассматривается концепция истории и человека в романе "Долина бессмертников"
Вложение | Размер |
---|---|
mitypov_materialy.doc | 106.5 КБ |
Управление образования Заиграевского района
МБОУ «Эрхирикская средняя общеобразовательная школа»
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ
имени Вернадского
Доклад
«Художественная концепция человека и истории в романе В. Г. Митыпова «Долина бессмертников».
Докладчик: ученица 9 класса
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
Жигмитова С.Б.
2013 г.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Проблема художественной концепции человека и истории в национальных литературах остается одной из самых сложных и ответственных в современном литературоведении. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в нем предпринята попытка анализа проблемы человека и истории в романе В.Г. Митыпова «Долина бессмертников».
Для исследователя творчества В. Митыпова представляет интерес тяготение к исторической проблематике и глубоко своеобразное ее решение. Его творчество выглядит необычайно органичным в контексте литературного процесса как в русской, так и в национальных литературах России благодаря тому, что он разрабатывал на историческом материале проблемы, характерные для литературы XX в.: история на личностном уровне, связь времен во внутреннем опыте личности, ответственность и самопознание творческой личности.
Цель исследования — выявить художественное своеобразие концепции человека и истории на материале романа В.Г. Митыпова «Долина бессмертников». В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач:
-рассмотреть принцип историзма и исторической памяти в русской литературе;
-выявить проблему соотношения человека и истории в творчестве В. Митыпова, изучить художественное своеобразие данной проблемы.
-раскрыть соотношение исторического факта и художественного вымысла в прозе Митыпова;
-рассмотреть концепцию истории В. Митыпова как условия самопознания личности.
Гипотеза. Мы предполагаем, что в романе В.Г. Митыпова история становится условием становления, самопознания личности.
Объектом исследования выступает художественное пространство романа В.Г. Митыпова «Долина бессмертников».
Предметом исследования является проблема концепции человека и истории на материале романа «Долина бессмертников».
Методы исследования определялись спецификой материалы и поставленными целями и задачами. Использовались методы наблюдения, описания, мотивного анализа текста, бинарных оппозиций.
В работе анализируются принципы историзма и исторической памяти, проблематика и поэтика прозы В.Митыпова.
Структура работы. Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ГЛАВА I.
Принцип историзма и исторической памяти в литературе ( к вопросу изученности проблемы).
Исследование принципов историзма представляет для литературоведческой науки первостепенную важность. В современной литературе принцип историзма проявляет себя как устоявшийся творческий метод. Художественная концепция человека и истории открыли перед писателями возможность исследования реального процесса исторического развития народа и изображения эволюции характера во времени.
Особый интерес писателей к историческому прошлому своего народа, к историческим личностям способствовал появлению произведений на историческую тему во многих жанрах. В своих творческих исканиях представители молодых литератур ориентировались на опыт русских писателей и поэтов, творчество которых было направлено на изучение гармонической связи времен, на осмысление прошлого и России, и лучших ее представителей. К примеру, опираясь на пушкинские традиции исторической прозы, писатели Бурятии вырабатывают критерии национального исторического романа.
Понятие историзм, возникшее» в XIX веке для обозначения нового подхода к изображению прошлого, неразрывно связано с понятием память, . одним «из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного просто человеческого». Активно воздействуя на человека, владея его умом и сердцем, она способна противостоять уничтожающей силе времени. Человек, в котором заложено созидательное начало, умение всматриваться в будущее, должен знать прошлое, ибо «тот, кто владеет памятью о прошлом, обогащен ее уроками, знает, что в нем было достойного и заслуживает обогащения, а что является помехой и требует забвения, устранения, тот, в сущности, владеет ключами от будущего, знает и уверенно созидает настоящее, действуя в перспективе, включен в нескончаемую цепь вчера — сегодня — завтра».
Думается, есть все основания согласиться с утверждением, что надо «научиться ... искусству памяти. Всем и каждому. Память хоть и реализуется в настоящем, но всегда обращена в прошлое и имеет дело с национальными истоками духовного становления данного народа, с опытом и традициями его историко-культурного развития. Без искусства памяти, без реализации памяти нет никакого наследия, нет его признания и восприятия, нет традиции, а, следовательно, и прогресса».
Память в качестве «процесса организации и сохранения прошлого опыта, делающая возможным' его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания», охватывает наиболее важные области народной жизни, ее традиций, обычаев, ее «передовой культуры». Кроме того, память имеет непосредственное отношение к человеческой личности, так как она (личность) - носитель духовно-нравственного опыта народа. Личность воплощает в себе морально-этические устои общества определенной эпохи, способствуя утверждению принципа историзма.
И неудивительно, что в наше, казалось бы, непростое время, писатели и литературоведы уделяют пристальное внимание проблеме исторической памяти, т.к. «она способствует углубленному историческому анализу и пониманию действительности», обогащает нас «опытом минувшего времени в процессе решения злободневных вопросов современной литературы» «будит в человеке человеческое, тревожит его совесть и душу напоминанием о том, что он человек», что он «неповторимая самоценная личность, принадлежащая к определенной этнической, исторической, социальной общности, оставившей свой след в могучей и противоречивой истории человечества». Но память может быть не только исторической, но и социальной, национальной и, наконец, долговременной, кратковременной, сенсорной. По утверждению Д.С.Лихачева, «подобно тому, как личная память формирует его совесть, его совестливое отношение к его предкам и близким, к его родным и друзьям (совесть всегда исходит из глубины души, и ею в той или иной мере человек очищается), так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ». И с этой мыслью ученого трудно не согласиться.
Но процесс художественного освоения прошлого — это, вместе с тем, и процесс идейного и эстетического воспитания человека. И это особенно важно на современном этапе развития нашего общества, так как человеку необходимо осознать себя, свое место, свое предназначение в этом сложном и противоречивом мире.
Глава II. Художественная концепция человека и истории в романе «Долина бессмертников».
§1. «Соотношение исторического факта и художественного вымысла в прозе В. Митыпова.
Художественное освоение прошлого - процесс идейного и эстетического воспитания человека, что особенно важно на современном этапе развития общества. Опыт мировой литературы показывает, что главную роль в развитии исторической темы, в решении проблем историзма и исторической памяти играют жанры исторической прозы, в частности жанр романа. Классический исторический роман предметом художественного изображения делает только исторически особенное и во многом специфическое. В.Г.Белинский утверждал, что эпический жанр повествовательной литературы ставит своей целью показать не только отдельных людей, но и своеобразие, неповторимость эпохи. Н.А.Добролюбов же считал, что эпоха, из которой взят роман, должна быть представлена верно, что должен быть угадан «самый дух событий». Исследования в области исторического романа показывают, что жанр этот получил большую популярность в 20-30-е годы XIX века. И связано это с именами В.Гюго, Ф.Купера, В.Скотта, И.Полевого, А.Пушкина, Л.Толстого и др.
Период 1950-1960-х годов стал временем, когда появилась действительно концептуальная проза, проявлявшая огромный интерес к проблемам историзма, к концепции человека, мира, истории, что нашло свое отражение и в творчестве В.Г. Митыпова.
Художественное наследие В. Митыпова вызывает, бесспорно, особый интерес, ибо это писатель талантливый, многогранный, требующий серьезного и скрупулезного изучения. Именно поэтому и представляется возможным исследовать творчество писателя в аспекте соотношения исторического факта и художественного вымысла. Писатель, отталкиваясь от факта, от жизни, создает собственную художественную концепцию истории и человека в ней.
История в концепции В. Митыпова напрямую связана с философией творческой личности. Герои писателя, будучи по профессии художниками или учеными, как поэт Олег Аюшев , главный герой романа «Долина бессмертников», в своей мыслительной и творческой деятельности, решая профессиональные вопросы, выходят на уровень нравственных общечеловеческих ценностей. Такой герой по сути и является центром произведений В. Митыпова, а сюжет становления и формирования такого героя — принципом, лейтмотивом всего творчества. Бытовые подробности и детали, хотя и играют немаловажную роль, но для писателя приоритетными оказываются диалоги-споры, монологи-размышления. Вспомним размышления главного героя романа о природе власти шаньюя. Взгляды героя на жизнь, исторические обстоятельства становятся формой исторической рефлексии самого писателя.
§2. «История как условие самопознания личности в романе “Долина бессмертников”»
Композиционная и повествовательная структура романа организована по принципу «текста в тексте»: перед внутренним зрением поэта 20-го столетия Олега Аюшеева «оживает» мир хуннской истории III века до н.э. Современность и история объединены по общему месту действия: Олег Аюшеев, пытаясь преодолеть творческий и душевный кризис, выезжает на место археологических раскопок – захоронений хунну в Забайкалье. Его «роман» – это своеобразная «машина времени», двигателем в которой является его творческое воображение: мысль художника не «творит» историю, а «угадывает» реальные события в их жизненной достоверности.
Если для ученого история – наука, знание, которое не объединяет людей, не пытается изменить жизнь, если историк лишь просвещает их, когда они решились на действие, то для художника «история – ответ на вопросы, которые неизбежно встают перед современным человеком». В романе В. Митыпова эти разные ипостаси и разное отношение к истории представлены в образах начальника археологической экспедиции Хомутова и поэта Олега Аюшеева. Что касается последнего, то в его судьбе и драме особенно хорошо видно, как история по отношению к современности неизбежно ставит человека в ситуацию самопознания.
В «Долине бессмертников» два «романа» – о современности и об истории, на первый взгляд, не соединены ничем кроме образа писателя-творца, на самом же деле целостность повествования скреплена единым стержнем философских размышлений автора. Форма «текст в тексте» – это особая форма присутствия автора в произведении. Истории жизни героев двух «романов» оформлены автором как параллельно протекающие: так, в конце первой главы Олег, чтобы выйти из состояния духовного кризиса, отправляется в путь в Кяхту на раскопки, в конце второй – Тумань пускает свистящую стрелу, обозначая путь своим племенам в суровые и необъятные просторы Великой степи. А в финале прозревший герой пускается в путь к родным местам, и шаньюй Модэ, со своей пламенной речью о том, что такое Земля…
Концепция истории в романе В. Митыпова вполне метафорична, поскольку времена сталкиваются в сознании героя и его переоценка ценностей в настоящем происходит не без помощи далекого прошлого, возникающего в его творческом воображении и в процессе большой духовной работы. Ведь истоки обращения в прошлое почти всегда находятся в настоящем.
Тема творчества становится основной в романе, претворяя идею могущества художника. Создание романа для Олега не просто творческий процесс, это путь духовного развития и изменения, соприкосновения и возможного постижения истины. На этом пути, полном мучительных сомнений, достигается самостоянье личности. Не случайно автор всегда подробно изображает моменты творческого озарения, когда приоткрывается завеса над тайнами прошлого.
Главный итог истории как истории становления личности заключается в переосмыслении Олегом всей прожитой жизни, поиске своей позиции, осознании своего долга. Именно эта внутренняя работа приводит к формированию стойкости и мужества, которые, помогая преодолеть животный инстинкт самосохранения, когда он спасает жизнь девочки, бросаясь под колеса машины, возвышают в нем человеческое начало.
Художественные поиски В. Митыпова, обосновывающего философию повторяемости, цикличности в истории, находятся в русле художественных исканий ХХ в. Вечные универсалии жизни, обнаруженные Митыповым, касаются противостоящих друг другу характеров (яньчжи – Эльвира, Гиюй – Афтэков, Бальгур – Хомутов, Тумань и Модэ – Олег Аюшеев) и сути их взаимоотношений.
Главной для автора является идея становления, самопознания героя-художника, интеллектуальной личности. Этой сверхзадачей и объясняются ключевые особенности процесса интеллектуализации в романе В. Митыпова. Прежде всего, это особенности композиции которая строится как контрапункт двух планов повествования. Существенное место занимает в романе такое средство выразительности, как изменение сюжетно-фабульной последовательности за счет целой системы мотивов и лейтмотивов, образов и цитат, аллюзий и реминисценций, берущих на себя роль сюжетных метафор. Эта разветвленная система работает не только на развитие сюжета романа, но и передает активный процесс самопознания героя, ассоциативность его мышления, работу чувства и воображения. Процесс этот в единстве мысли и чувства, понятийного и образного начал заключен в такой структуре исторического романа, где само чувство истории есть непременное условие становления интеллектуальной, творческой личности.
Заключение.
Исторический сюжет стал для В. Митыпова пространством для художественного эксперимента – это уже не «поучительный рассказ» о прошлом. Пересмотр жанра традиционного исторического романа заключался не только в отходе от дидактизма и идеологического нажима, не только в концентрированности на истории личности, на проблеме ее личной ответственности, ее тяги к самопознанию. История в романах В. Митыпова становится одним из «героев» – выразителем идеи всевластной силы творчества, истинной поэзии, истинного отношения к жизни. Эта мысль также расширяет пространство исторических романов писателя и придает весомый смысл его концепции истории.
История выступает как развернутый во времени человек, а человек становится сфокусированной и персонифицированной историей в романах «Долина бессмертников», «Геологическая поэма», «Инспектор Золотой тайги». Герои романов - художники, ученые, представители научной и художественной интеллигенции разных эпох, в своих размышлениях, спорах, поисках ответов на мучительные вопросы обретают себя в универсальном пространстве, когда место их обитания становится чуть ли не центром Вселенной. История в романах писателя носит метафорический смысл и приобретает общекультурное значение.
Библиография.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
В.Г. Митыпов, Народный писатель Республики Бурятия
Роман В. Митыпова «Долина бессмертников»
Империя державы хунну III век до н.э
Статуя предполагаемого описания шаньюя Модэ.
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Пчёлки на разведках
"Морская болезнь" у космонавтов
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши