Данная презентация – описание этапов работы десятиклассников под руководством учителя над практико-ориентированным проектом по литературе «Великое на значительном».
По традиции изучение художественного произведения в старших классах заканчивается написанием сочинения - рассуждения по исходному тексту. Умение его писать выпускники демонстрируют на ЕГЭ по русскому языку. Но уже в 10 классе начинается изучение особенностей этого вида работы. Очень часто при написании очередного сочинения – рассуждения учащиеся сталкиваются с проблемой как написать аргумент к сочинению? какой литературный материал должен быть положен в основу аргумента? Решение этих вопросов и подтолкнуло к созданию проекта, который получил название «Великое на значительном», где под «великим» понимается роман Л.Н. Толстого, а под «значительным» - этап жизни выпускников – ЕГЭ по русскому языку, где учащимся, возможно, пригодятся знания великого произведения.
Цель проекта – найти ответ на вопрос: Какой материал романа Л.Н.Толстого «Война и мир» может быть положен в основу литературного аргумента к сочинению – рассуждению по исходному тексту на ЕГЭ по русскому языку?
Задача - создать базу литературных аргументов для написания сочинения-рассуждения по исходному тексту.
Вложение | Размер |
---|---|
Описание работы над проектом | 1.65 МБ |
Приложение к работе учителя | 1.33 МБ |
Приложение к работе учителя | 1.02 МБ |
Приложение к работе учителя | 2.94 МБ |
Слайд 1
«Великое на значительном» Практико-ориентированный проект по литературе Автор проекта: учитель высшей категории, Махалова Тамара Александровна. МСОШ № 10 г.о. ТейковоСлайд 2
Какой материал романа Л.Н.Толстого «Война и мир» может быть положен в основу литературного аргумента к сочинению – рассуждению по исходному тексту на ЕГЭ по русскому языку? Задача: создать базу литературных аргументов для написания сочинения-рассуждения по исходному тексту на ЕГЭ по русскому языку.
Слайд 3
Аннотация к проекту Данный проект предполагает работу по исследованию отдельных тем романа - эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» учащимися старшего звена (10 класса). При выполнении исследовательских заданий учащиеся смогут развить умение анализировать эпический текст, познакомиться с «жизненной философией» великого классика, используя различные источники информации, пополнить опыт создания различных творческих работ, получить возможность применить умение пользоваться информационными технологиями в процессе учебной и исследовательской деятельности.
Слайд 4
Участники проекта Учащиеся 10 общеобразовательного класса средней школы № 10 города Тейково. Данный проект может быть реализован с учащимися 10- 11-х классов при изучении романа – эпопеи «Война и мир» и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть С).
Слайд 5
Время и место реализации проекта Творческий опыт реализации проекта был получен в школе № 10 г.Тейково На выполнение проекта затрачено 270 часов аудиторных занятий и около 40 часов внеаудиторной работы педагога. 4 –я четверть, 1- 4 недели Время возможного выполнения проекта
Слайд 6
Дидактические цели Провести анализ романа –эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого, чтобы выяснить основную проблематику произведения; на материале критических статей разных литературоведов, произведений живописи, созданных по роману – эпопеи, отдельных кадров из одноименного фильма режиссера Бондарчука определить взгляд классика на отдельные проблемы, поднятые в произведении; научиться сопоставлять, проводить сравнительный анализ отдельных эпизодов текста; ответить на вопросы: какой смысл вкладывает Л.Н.Толстой в понятие «счастье»? Какова роль отдельной личности в истории страны? Какой должна быть идеальная женщина? В чем заключается смысл человеческой жизни?; решить вопрос о художественном методе Л.Н.Толстого; обращаясь к героям толстовского произведения, учиться понимать внутренний мир, переживания, «жизнь души» другого человека и себя. учиться осуществлять исследовательскую деятельность (выбирать тему и цель, выдвигать гипотезу или формулировать проблемный вопрос, планировать деятельность, выбирать и применять соответствующий исследовательский инструментарий, интерпретировать полученные результаты, представлять итоги исследования).
Слайд 7
Методические цели проекта Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся через организацию исследования признаков текста, моделирование текста с заданными качествами. Совершенствование литературоведческой и литературной компетенции учащихся. Стимулировать поиск учащимися материалов для решения проблемных вопросов. Создание условий для включения отдельных произведений других видов искусства в контекст анализа романа - эпопеи. Воспитание пытливости ума, чуткости к людям и любви к литературе.
Слайд 8
Методические цели проекта Подбор базы размещенных в сети Интернет литературных аргументов для написания сочинений – рассуждений по текстам определенной проблематики. Разработка инструкционной карты создания аргумента. Подбор дидактического материала о произведении Л.Н.Толстого «Война и мир». Разработка системы вопросов для решения обозначенных проблемных задач. Оказание помощи в подборе материала для наблюдений.
Слайд 9
Учебный план проекта Урок 1 - 2. Исследование литературоведческого материала для определения тематики романа; Создание проблемной ситуации через анализ текстов, предложенных для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С), разной тематики: как раскрывается тема исходного текста в романе – эпопее Л.Н. Толстого? Определение способов выхода из проблемной ситуации: - реферативное исследование биографии поэта; - отбор критической литературы; - отбор интересных участникам проекта тем для дальнейшего исследования (работа по группам). Урок 3 – 4. Анализ тем романа - эпопей, отобранных учащимися; Представление результатов. Формулирование спектра проблем по той или иной теме произведения. Выбор для каждой группы наиболее интересной проблемы; Формулирование проблемных вопросов для группового исследования: ; Определение способов выхода из проблемной ситуации (для каждой группы): какой смысл вкладывает Л.Н.Толстой в понятие «счастье»? Какова роль отдельной личности в истории страны? Какой должна быть идеальная женщина? В чем заключается смысл человеческой жизни?; - реферативное исследование литературно-критических материалов; - анализ произведений других видов искусства для ответов на проблемные вопросы; - сопоставление отдельных эпизодов текста. Урок 5 – 6. Творческая работа; Формулирование, представление результатов исследования.
Слайд 10
Основополагающий вопрос Вопросы !!! Вопросы ? Вопросы . . . Вопросы . Какой материал романа Л.Н.Толстого «Война и мир» может быть положен в основу литературного аргумента к сочинению – рассуждению по исходному тексту на ЕГЭ по русскому языку? Проблемные вопросы Какой смысл вкладывает Л.Н.Толстой в понятие «счастье»? Какова роль отдельной личности в истории страны? Какой должна быть идеальная женщина? В чем заключается смысл человеческой жизни?
Слайд 11
Учебно-методический пакет Визитка. Презентация педагога. Презентации учащихся: Поиск жизненного пути. Какова роль отдельной личности в истории страны? Какой должна быть идеальная женщина? Что нужно для счастья? База аргументов для сочинения –рассуждения,основанных на романе «Война и мир» (Итоги работы) У М П
Слайд 12
Дидактические материалы Текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Критические статьи для организации самостоятельной исследовательской работы учащихся по проблеме «Какой должна быть идеальная женщина?» Кадры из кинофильма «Война и мир» режиссера С.Бондарчука База литературных аргументов к текстам ЕГЭ по русскому языку. ЕГЭ-2011. Русский язык: типовые экзаменационные варианты [Текст] / Под ред. И.П.Цыбулько Справочные материалы о творчестве Л.Н. Толстого Критерии оценки презентации . Критерии оценки работы над проблемой . У М П
Слайд 13
Методические материалы Методические рекомендации по планированию работы над проектом Методические рекомендации к организации урока по творчеству Л.Н. Толстого в 10 классе Образцы письменных работ учащихся У М П
Слайд 14
Информационные ресурсы ВВ.Н.Александров. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию.- М., Школа-пресс, 1999. – 192 с. Intel@ «Обучение для буду-щего».-М.: «Русская редакция», 2005 г. – 368 с. CD : Библиотека школьника, АСУ «Импульс» Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия При оформлении проекта был использован макет презентации Катушкиной С.В., учителя русского языка и литературы
Слайд 16
Спасибо тем, кто был рядом !
Слайд 1
Исследование женских образов романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Какой должна быть идеальная женщина? Презентация учащихся 10 класса школы № 10 г. Тейково: Беловой Екатерины, Власовой Виолетты , Фёдорова Михаила, Мичёвой Екатерины, Русановой ЕкатериныСлайд 2
…Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий
Слайд 3
Какой должна быть она, идеальная женщина? Этап I Мы провели исследование: задали данный вопрос 14 респондентам разных возрастов (от 14 – 70 лет ). Обобщив собранную информацию, получили образ идеальной женщины: Милая , нежная, добрая (внутренняя красота) Хорошая мать Умная Естественная Красивая Способна изменяться и адаптироваться под меняющиеся потребности мужчины Умеет кокетничать и строить глазки Постоянно совершенствует навыки по соблазнению и удержанию мужчин.
Слайд 4
Цели и задачи исследования: Проанализировать женские образы романа «Война и мир»; 2. Изучить литературно – критические стати на тему «Женские образы романа»; 3. Выяснить, какую из героинь романа – эпопеи можно назвать идеальной женщиной?
Слайд 5
Гипотеза исследования: Идеальной женщиной можно назвать героиню романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташу Ростову, так как она красива внутренне («черноголовая с большим ртом, некрасивая, но живая девочка»), или Элен Курагину, которая поражает всех своей необыкновенной красотой («была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто было совестно за свою.. победительно действующую красоту»)
Слайд 6
Прочитать роман-эпопею «Война и мир» Л.Н. Толстого Составить характеристику героини романа Наташе Ростовой, сравнить свои наблюдения с мнениями критиков, литературоведов; Составить характеристику героини романа Элен Курагиной, сравнить свои наблюдения с мнениями критиков, литературоведов; 4. Сравнить характеры героинь; 5. Выяснить, кто же из героинь соответствует образу идеальной женщины? Ход исследования:
Слайд 7
Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивыми в минуты сильного душевного волнения или огорчения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, она вбегает к матери "с изуродованным злобой лицом". В сцене у постели раненого Андрея "худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно". Но неизменно прекрасны ее глаза, полные живых человеческих чувств страдания, радости, любви, надежды. Простота и одухотворённость делают Наташу привлекательной. Наташа Ростова
Слайд 8
Особенно образ Наташи раскрывается в отношениях с князем Андреем Наташа, войдя в жизнь Андрея Болконского, духовно воскрешает его после тяжелых семейных испытаний (смерти жены) и трудного периода разочарованности в честолюбивых надеждах. Нечаянно подслушав у окна в Отрадном ночной разговор девушек, в котором Наташа мечтала летать, как птицы, князь Андрей вдруг увидел красоту мира вокруг себя и понял , что жить стоит. Девушка вносит в его жизнь надежду. Наташа Ростова Свое счастье Наташа находит в тихой счастливой семейной жизни
Слайд 9
Наташа Ростова – идеальная женщина? Сравнение полученных результатов с гипотезой
Слайд 10
Если рассматривать образ героини в соответствии с теми критериями, которые были разработаны нами в ходе опроса, то нельзя утверждать, что героиня Толстого – идеальная женщина. Вывод: Наташа Ростова – идеальная женщина?
Слайд 11
Вот что пишет об Элен Курагиной современник Толстого Д. И. Писарев: « Глупая красавица, достойная сестра Ипполита Курагина, графиня Элен Безухова , пользующаяся репутацией прелестной и очень умной женщины и привлекающая в свой салон все, что блестит умом, богатством, знатностью или высоким чином...» « По сути дела, в романе только одна безусловная красавица — Элен Безухова, но она же и один из самых отталкивающих персонажей, олицетворение безусловно осуждаемого автором разврата и зла.» Похожее мнение в статье «Мозаика эпопеи» выражает и советский критик П.Л . Вайль : Элен Курагина Внешний и внутренний облик "блестящей красавицы" Элен писатель показывает нам всегда в однообразно красивой улыбке. Мы понимаем, что это маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность "великолепной княгини", В Элен воплощен дух петербургских салонов, аристократических гостиных. "Где вы - там разврат, зло", – в этих словах Пьера, обращенных к Элен , выражена сущность ее и окружающего ее общества.
Слайд 12
Элен становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда, разочарования, по ее вине он вынужден стреляться на дуэли с Долоховым. Фальшь и ненатуральность своих отношений с Элен Пьер чувствовал еще до брака с ней. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, - думал он. - Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Когда Безухов, женившись на Элен, узнает о ее связи с Долоховым, он ясно вспоминает грубость ее мыслей, вульгарность выражений («Я не какая-нибудь дура... поди сам попробуй...»). Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Не случайно Толстой оставляет ее «Я не такая дура, чтобы иметь детей»,- произносит она кощунственные слова. Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Героиня по-своему влияет на жизнь людей и по-своему раскрывается в любви и браке. Элен Курагина
Слайд 13
Элен Курагина– идеальная женщина? Сравнение полученных результатов с гипотезой
Слайд 14
Элен Курагина – идеальная женщина? Вывод: Если сравнить героиню Л.Н.Толстого с тем образом идеальной женщины, который был создан нами в результате опроса, то увидим, что Элен Курагина соответствует далеко не всем критериям. Значит, она не идеальная женщина.
Слайд 15
Выдвижение новой гипотезы: Безусловно, наше понимание идеала расходится с толстовским пониманием. Учитывая тот факт, что любимой героиней писателя была Наташа Ростова, делаем вывод о том, что ее образ соответствует образу идеальной женщины. Этап 2 Так, может, и нет его, идеала?
Слайд 16
Цели и задачи исследования: 1. Изучая дневники писателя, выявить, как Толстой объясняет понятие «идеальная женщина»; 2. Выяснить, соответствует ли героиня романа – эпопеи Наташа Ростова толстовскому пониманию идеальной женщины; 3. Предположить мысль о том, что идеальной можно назвать и еще одну героиню романа – Марью Болконскую.
Слайд 17
1. Работа с литературными и литературно-биографическими материалами; 2. Сравнение толстовской представления идеальной женщины и образа Наташи Ростовой; 3. Создание сравнительной характеристики Наташи Ростовой и Марьи Болконской; 4. Сопоставление результатов. Ход исследования:
Слайд 18
Итоги, полученные в ходе исследования: По Толстому, идеальная женщина – это Хранительница очага, основа семьи; Добрая, простая, искренняя, бескорыстная; Естественная; Понимающая проблемы общества (патриотизм); Для нее характерно движение души.
Слайд 19
“Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвышает к жизни убитую горем – после гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”. Образ Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель . Любовь помогает ей найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.
Слайд 20
Княжна Марья — идеологическая героиня Толстого. «Из всех лиц… ближе всего душе автора, несомненно, княжна Марья Болконская с ее глубокими лучистыми глазами и такой же душой» , — подтверждал личный секретарь Толстого Н. Н. Гусев. «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света изредка снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Можно ли Марью Болконскую назвать идеальной женщиной? В чём-то она похожа на Наташу, но в чём-то и противопоставлена ей.
Слайд 21
Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив, совершенно не умеет нравиться. Трудно найти более разных людей, чем Наташа и Марья, когда они впервые появляются на страницах романа. По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в общении, легкомысленная и влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих. Наташа минуты не может пробыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Марья о себе говорит: «Я… всегда была дикарка… Я люблю быть одна…» Влюбчивость Наташи не знает границ. Борис Друбецкой, учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант, наконец, князь Андрей. Марья созревает для своей любви постепенно, долго, как бы боясь ее и не веря в ее возможность. Наташа идет к своей настоящей любви через множество увлечений, Марья — в скромном одиночестве.
Слайд 22
Наташа может броситься на шею совершенно незнакомому человеку, чтобы выразить ему свою признательность. Марья же выражает свою любовь терпением в отношениях с отцом и помощью своим «божьим людям». Обе они открыты для сочувствия и готовы прийти на помощь. Есть у них и некоторое внешнее сходство: они обе не очень красивы. Но в минуты, когда Наташа и Марья проявляют лучшие качества своей души, они преображаются и становятся прекрасными. Но уже и при первом знакомстве с героинями можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность. Толстой, подчеркивая это обстоятельство, выражает свое глубокое убеждение, что истинная красота человека не внешняя, а внутренняя.
Слайд 23
Легкомысленная Наташа долго не может пожертвовать своим образом жизни, свободой для любимого человека. Княжна Марья не считает возможным для себя уйти от отца, от своего печального затворничества. Марья ничего не хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям. Самопожертвование — вот девиз жизни Марьи. Девиз же Наташи — жизнерадостность. Наташа и Марья вначале очень далеки от цели, к которой их ведет автор, — от тихой и счастливой семейной жизни, поглощающей без остатка. Наташа Ростова стремится быть счастливой, княжна Марья Болконская хочет быть покорной Богу. Наташа — вся тщеславие и чувственность, Марьей движут Долг и Вера. Патриотизм ее так же искренен, как и наивность во время бунта богучаровских крестьян. Л.Н.Толстой все время подчеркивал ее душевную красоту и стремление делать добро.
Слайд 24
Идеальная женщина. Наташа Ростова? Марья Болконская?
Слайд 25
Выводы: По мнению Л.Н. Толстого, назначение женщины - семья, нравственное влияние на мужа и детей, она обладательница красоты внутренней, искренности, доброты, это «живая натура», лишенная «душевной подлости» . Именно такой мы видим героиню романа Наташу Ростову.
Слайд 26
Аргумент Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» показывает, что красота физическая, такая, как у Элен - это внешнее, напускное, гораздо важнее в человеке богатый духовный мир, недаром все его любимые героини вовсе не красавицы внешне: Наташа Ростова в начале – «некрасивая, но живая девочка», княжна Марья порой даже дурна собой, но в момент душевного волнения мы видим её прекрасные глаза. Но Наташа, в отличие от княжны Марьи, живая, кипучая, всегда неожиданная, она -воплощение любви. Наташа стала любящей женой и прекрасной матерью. А, по мнению Л.Н. Толстого, назначение женщины - семья, нравственное влияние на мужа и детей, это красота внутренняя, искренность, доброта. Именно такой мы видим героиню романа Наташу Ростову.
Слайд 27
Список используемой литературы Произведение «Война и мир» Писарев Д. И. Литературная критика Художественная литература, 1981. Статьи 1865-1868. - М.: Художественная литература, 1981 . Вайль П . Л. Уроки изящной словесности Толстой Л. Н. Война и мир. Тома 1-2 - М.: Гослитиздат , 1960. - 760 с. Толстой Л. Н. Война и мир. Тома 3-4 - М.: Гослитиздат , 1960. - 768 с . П.Анненков Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л. Н. Толстого «Война и мир»
Слайд 1
«Вечные» вопросы русской литературы Зачем я живу? Для какой цели я родился? Как надо жить?Слайд 2
«Вечные» вопросы русской литературы Зачем я живу? Для какой цели я родился? Как надо жить? Как на эти вопросы отвечают герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
Слайд 3
В ходе работы мы выявили несколько проблем по данной теме: Проблема поиска жизненного пути ; проблема нравственного выбора; проблема назначения человека; проблема становления личности; проблема нравственной прочности;
Слайд 4
Цель исследования: Сравнив жизненную философию Андрея Болконского, любимого героя Толстого, и авторские убеждения, определить истинный смысл жизни любого человека?
Слайд 5
«Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость» Л.Н. Толстой
Слайд 6
Гипотеза: Такая философия писателя очень усложняет жизнь героев, наполняет ее излишними переживаниями. Человеку следует избрать другой путь – жить, не оглядываясь и не задумываясь.
Слайд 7
Ход исследования Проанализировать отдельные главы романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Проследить путь исканий героя романа – эпопеи Л.Н. Толстого Андрея Болконского? Сравнить жизненную философию писателя с философией жизни героя?
Слайд 8
Андрей Болконский Пьер Безухов
Слайд 9
Андрей Болконский Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и не уважает свою хорошенькую жену. Князь очень сдержан, хорошо образован, у него сильная воля. Этот герой переживает большие духовные перемены. Его жена умирает при родах, но ребенок выживает. Герой потрясен смертью жены и чувствует свою вину перед ней. Он решает больше не служить, поселяется в Богучарове , занимается хозяйством, воспитанием сына, читает много книг.
Слайд 10
Аустерлиц Князь Андрей знает, что Наполеон будет непосредственно участвовать в сражении. Он мечтает встретиться с ним лично. Пока же герой хочет показного эпического подвига. Но жизнь расставит все на свои места. Князь Андрей осознает намного больше, чем он знал, ожидая славу.
Слайд 11
Экранизация эпизода « На Аустерлицком поле» http://vimeo.com/81803557
Слайд 12
Встреча с дубом Дуб - символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. При первой встрече Андрея с дубом, он видит его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом. Это очень близко тому, что чувствует герой.
Слайд 13
Экранизация эпизода «Встреча с дубом» http://vimeo.com/81720302
Слайд 14
Вторая встреча с дубом Но при их второй встрече Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их"
Слайд 15
Экранизация эпизода «Встреча с дубом» http://vimeo.com/81720303
Слайд 16
Встреча с Наташей Ростовой Встреча с Наташей имела огромное влияние на Болконского. Она изменила все его взгляды и ценностные ориентации. Вместе с Наташей в жизни Андрея появилась любовь, а значит и смысл всего существования.
Слайд 17
Экранизация эпизода «Ночь в Отрадном» http://vimeo.com/81803557
Слайд 18
На смертном одре В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: «совершенно новым, завистливым взглядом» он смотрит «на траву и полынь». И потом, уже на носилках, он думает: «Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». Этим главным будет то, чему раньше князя Андрея учила княжна Марья и чего он не понимал.
Слайд 19
Экранизация эпизода « Смерть князя Андрея» http://vimeo.com/81722449
Слайд 20
Итоги исследования: Князь Андрей прошел нелегкий жизненный путь. Ему удалось познать истину жизни: главное в жизни - «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - ... та любовь, которую проповедовал Бог на земле...»
Слайд 21
Альтернативный вопрос А если бы не было в жизни князя Андрея Аустерлица? А если бы князь Андрей не поехал бы в Отрадное, не стал бы невольным свидетелем разговора Наташи и Сони, не увидел бы по дороге в Богучарово уже расцветший дуб? А если бы не было встречи с Наташей, даже ее измены, рядом лежащего изуродованного Анатоля Курагина?
Слайд 22
Не было бы любви, сострадания, ощущения «нужности» людям, желания быть полезным другим, добра, ежедневного удовлетворения от труда, т.е. того смысла, которым должна быть наполнена жизнь любого человека.
Слайд 23
Сравнения результатов исследования с гипотезой Гипотеза Философия писателя очень усложняет жизнь героев, наполняет ее излишними переживаниями. Человеку следует избрать другой путь – жить, не оглядываясь и не задумываясь. Жизнь князя Андрея Герой прошёл нелёгкий жизненный путь, он рвался», «метался», «бился», «ошибался», «начинал» и «бросал», и «опять начинал», но именно это есть непременное условие достойно прожить жизнь, познать ее смысл. «А спокойствие – душевная подлость».
Слайд 24
Аргумент В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой отвечает на «вечные» вопросы: Зачем я жил? Как надо жить? Его герой Андрей Болконский прошёл нелёгкий жизненный путь, он «рвался», «метался», «бился», «ошибался», «начинал» и «бросал», и «опять начинал», но именно это есть непременное условие достойно прожить жизнь, познать ее смысл, который заключается в любви, сострадании, ощущении «нужности» людям, желании быть полезным другим. «А спокойствие – душевная подлость». Так на примере нравственного поиска центрального героя Толстой помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, понять смысл и цену жизни.
Слайд 25
Список литературы: -Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстой http://www.magister.msk.ru/library/tolstoy/wp/wp00.htm -800 современных сочинения по русской и мировой литературе Э.В. Музычук.-Ростов-на-Дону :»Издательство БАРО-ПРЕСС»
Слайд 1
Тема истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» П роект выполнили учащиеся МСОШ № 10: Коломоец Евгения, Никулина Ксения, Зюбин Андрей, Люсова Наталия, Селиванов ЮрийСлайд 2
Проанализировав иллюстрации к данному произведению, мы разделили их на:
Слайд 3
Батальные Жанровые Портреты
Слайд 4
Иллюстрации (по тематике) Об истории О жизни
Слайд 5
Мы выделили несколько проблем, связанных с темой : - Как можно относиться к войне? - Роль отдельной личности в истории страны? - Значение русского народа в ходе истории; -Проблема исторической памяти.
Слайд 6
Какова роль личности в истории страны? Гипотеза: Исход войны решается мощью армии, заинтересованностью борющихся за победу, счастливым стечением обстоятельств, но никак не влияет на исход сражений отдельная личность, например исход Отечественной войны 1812 года был бы такой же, даже если бы главнокомандующим армии был не М.И. Кутузов.
Слайд 7
Задачи исследования: Изучить текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; Вспомнить материал с уроков истории по темам «Война 1905-1097 гг.», «Война 1812 г»; Выяснить факты биографии М.И. Кутузова; Изучить материалы по истории и выяснить, как историки объясняют роль Кутузова в войне 1812 года ? Сравнить оценку, данную Кутузову историками, с толстовской оценкой ; Сопоставить результаты исследования с гипотезой.
Слайд 8
Какова роль личности в истории страны? По мнению историков, победа в Отечественной войне 1812 во многом заслуга главнокомандующего армии Кутузова М.И.
Слайд 9
Михаил Илларионович Голени́щев-Куту́зов (светлейший князь Голени́щев-Куту́зов-Смоле́нский; 1745—1813) — русский генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.
Слайд 10
1. При помощи решительных мер у лучшил снабжение армии ,пресек мародерство ,подтянул дисциплину 2. Он совершил свой знаменитый фланговый марш маневр, который сделал бессмысленным дальнейшее движение французов и прикрыл расположенные ,в районе Калуги провиантские склады ,а заодно и путь в богатые продовольствием южные губернии 3. Безошибочно угадал средство, которое истребит «Великую армию Наполеона» Он обладал умение выбирать нужных людей, таких, которым можно было поручать трудные задания и надеяться на их самостоятельные шаги
Слайд 11
Какова роль личности в истории страны? По мнению Л.Н. Толстого, роль Кутузова в ходе военных событий не основная. «Решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею насколько это было в его власти»
Слайд 12
Видное место в романе “Война и мир” занимает образ народного полководца Кутузова. Внешний облик его чем-то напоминает портреты простых русских солдат. Кутузов остается самим собой и на военном совете, и на поле боя. В нем нет театральности, ложной торжественности. Он отлично знает и понимает настроение армии. Смотр полка в Браунау проводится с одной лишь целью — показать союзникам, что русские войска устали. Начиная Шенграбенское сражение Кутузов провожает четырехтысячный русский отряд “на великий подвиг”. И он жалеет тех, кто неизбежно погибнет в неравной схватке с французами. Погибнет ради спасения армии. В Аустерлицком сражении Кутузов отлично понимает, что боевой дух солдат низок и на победу надеяться не приходится. Взгляд Л.Н. Толстого на военные события России начала 19 века, на роль Кутузова в ходе Отечественной войны 1812г.
Слайд 13
Война 1812 года выдвигает фигуру Кутузова в первый ряд крупнейших военных деятелей эпохи. Бородинское сражение — один из кульминационных моментов войны с французами. Как же ведет себя Кутузов ? “ Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”. Все поведение Кутузова во время войны с французами — подчинение себя самого и русской армии “неизбежному ходу событий ”. Совет в Филях, решение оставить Москву— важнейшие вехи биографии героя. В эпизодах полководец показан старым, немощным человеком . Говоря о Кутузове, следует упомянуть еще две его существенные черты — религиозность и способность к состраданию. Вспомним сцену молебна перед Бородинским сражением. Кутузов “с детски наивным вытягиванием губ приложился к иконе... поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы.
Слайд 14
Сравним результаты 2-х исследований
Слайд 15
Сравним результаты исследований с гипотезой Гипотеза Мнение историков Мнение Толстого
Слайд 16
Выводы Какова роль личности в истории страны? Л.Н. Толстой отрицал возможность активного воздействия отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы, «дух войска», «неизбежный ход событий», религиозное единение русского народа.
Слайд 17
Аргумент Какова роль личности в истории страны? Л.Н. Толстой отрицал возможность активного воздействия отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы и её законы не могут зависеть от желания отдельного лица. Поэтому поведение Кутузова во время войны с французами —это подчинение себя самого и русской армии “неизбежному ходу событий”. Совет в Филях, решение оставить Москву— важнейшие вехи биографии героя. В этих эпизодах полководец показан старым, немощным человеком, который “ не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”. Кутузов понимал, что бесполезно противиться естественному ходу событий, напрасно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества.
Весенние чудеса
«Течет река Волга»
Соленая снежинка
Воздух - музыкант
Ералаш