Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 26.93 КБ |
Презентация к исследовательской работе | 830 КБ |
МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Образ Снегурочки на страницах фольклора и литературы
Выполнила ученица 5 класса
Одношовина Елена
Руководитель: Саютина С.В.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.
С. Брылино, 2014 г.
Содержание
Содержание ………………………………………………………. 1
Введение ..………………………………………………...…….. 2
Цели, задачи, методы…………………………………………….. 2
Основная часть……………………………………………………. 3
Вывод …………………………………………………………….…7
Список использованной литературы, источники…………..……..8
Приложение……………………………………………………..… 9
Введение.
У каждого человека есть первая книга, которую он прочитал самостоятельно. Для многих такой книгой является сборник сказок. Сказки прелестны по содержанию, ведь в них царит добро, справедливость, светлая любовь. Трудно определиться с любимым сказочным героем. Для кого-то это Иван- царевич или золотая рыбка, для кого-то Красная шапочка, кто-то ни один раз перечитывает сказку «Три поросёнка» или «Снежная королева».
С возрастом я узнала, что сказки есть авторские и народные. Но какая бы не была сказка основная мысль – победа добра над злом.
Моя любимая сказочная героиня – Снегурочка. Впервые я не прочитала о ней, а увидела её на новогоднем празднике, когда вместе с Дедом Морозом вышла очаровательная девушка в красивом платье. С тех пор мне хочется быть похожей на Снегурочку. Позже, бабушка рассказала нам с братом сказку «Девочка Снегурочка». Таким образом, получается, что Снегурочка имеет преимущество над другими сказочными героями: один раз в год она приходит к нам в дом, с ней можно пообщаться и даже получить от неё подарок.
Кто же она девочка – Снегурочка? Когда впервые появилась на страницах художественных произведений? Какова история её происхождения? Именно на эти вопросы мне хочется дать ответ в своей исследовательской работе.
Кроме того, опрос детей старшей группы детского сада и учеников начальной школы показал, что дети хорошо знают героев современных мультфильмов и сказок таких как: паук, Бетман, русалочка Ариэль и др. Мне бы хотелось рассказать им о Снегурочке, чтобы она осталась в их памяти навсегда. Может быть, для кого-то она, а не кукла Барби, станет идеалом для подражания
Цель – выделить характерные особенности сказочного персонажа Снегурочки
Задачи:
Гипотеза – мы предположили, что имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения.
Методы исследования:
Для работы над поставленными целями прочитаны сказки, где главным персонажем является Снегурочка. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», русскую народную сказку «Снегурочка», народную сказку А.Н. Афанасьева «Снегурушка и лиса». Как видно из названия сказок, имя героини звучит по-разному. В одном варианте чёткое произношение –чк -, в другом (у А.Н. Афанасьева) – более мягкое, где буква ч заменена на букву ш. Это придаёт имени более нежное звучание.
Различия обнаружены не только в произношении имени.
Эпизоды для сравнения | В.И. Даль «Девочка и Снегурочка» | Русская народная сказка «Снегурочка» | А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса». |
Рождение Снегурочки | Из комочка снега в горшочке (…я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена) | Скатали снежный ком, приставили голову, приладили руки и ноги, вылепили нос , нарисовали рот и глаза. Ожила девочка и вышла из сугроба | Была внучка у старика и старухи Снегурушка |
Описание внешности | Беленькая, как снежок, кругленькая, как комок | Что ни день, всё краше становится, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет | Нет описания |
Как растёт | Растёт на радость старикам | Ни по дням, а по часам | |
Черты характера (отношение к родителям, к труду) | Умная, разумная | Умная, смышленая, весёлая. Хорошо поёт, работа в руках спорится. Печалится с приходом весны и лета, радуется дождю и граду. | Трудолюбивая, трусливая (боится медведя, волка) Плачет припеваючи |
Когда и где случается несчастье со Снегурочкой | Пошла в лес за ягодами с подружками, заблудилась… Спасает Жучка | Пошла в лес с подружками, стали они через костёр прыгать, Снегурочка и растаяла, превратилась в белое облачко ( откликнулась эхом) | Позвали подружки в лес, заблудилась, забралась на дерево. Спасает лиса. |
Анализ таблицы показывает: рождение героини неразрывно связано со снегом. Она либо скатана из комочка снега, либо ожила из снежного кома. Словообразовательный разбор слова показывает следующее: корень снег- суффикс –ур- и суффикс –очк- окончание – а. То есть, из существительного снег путём прибавления суффиксов образовалось существительное, окончание – а –которого указывает на женский род, суффикс на уменьшительно –ласкательное значение данного слова.
В результате у нас получается целостный образ Снегурочки. Портрет: красивая девушка, беленькая, как снежок, кругленькая, как комок , имеет русую косу до пояса. Но совсем нет румянца. Видимо, белый цвет ей дан от снега, а у снега не может быть румянца.
Девочка растёт очень быстро, ни по дням, а по часам, принося бабушке и дедушке только радость. Здесь надо отметить, что Снегурочка появляется в доме в роли внучки, у неё нет ни отца, ни матери, есть только бабушка и дед. Возможно, она дана пожилым людям, чтобы скрасить их одиночество, уже поэтому она не способна на что-то плохое, она рождена творить добро. Старики называют её уменьшительно – ласкательным словом внученька, и никто не назвал её просто внучка. Ей поют колыбельные песни. Вот одна из них:
Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,
В цветное платьице рядить,
Уму – разуму учить! (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»)
Снегурочка трудолюбива (работа в руках спорится) и послушна (всегда отпрашивается погулять). Умная, смышленая, весёлая. Она хорошо поёт. По характеру она весёлая, печалится лишь приходу весны и лета. И это её отличает от простых девочек и мальчиков, которые любят солнышко. Снегурочке же милее зима с её холодным ветром и снежными метелями.
Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка», А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона ( рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу. Мне кажется, что это тоже связано с мифологией: в лесу обитает леший, ….Но, даже оказавшись в трудной жизненной ситуации и страдая, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.
При описании Снегурочки в сказках использованы различные средства художественной изобразительности: сравнения (беленькая, точно снег), гипербола (растёт не по дням, а по часам), постоянный эпитет (красна девица). Всё это делает образ Снегурочки более выразительным, ярким, запоминающимся.
Все сказки о Снегурочке собрал и записал фольклорист А.Н. Афанасьев. Литературным же персонажем Снегурочка стала в 1873 году в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».
В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на новогодний праздник. На более ранних изображениях Снегурочка представлена в образе маленькой девочки, в виде девушки её стали представлять позднее.
Результаты работы.
В ходе работы прочитаны сказки с персонажем Снегурочка. Изучена история её рождения и причины несчастий. Определены характерные черты Снегурочки. На основе анализа произведений фольклора и литературы выявлены тропы, используемые при описании Снегурочки. Произведён словообразовательный анализ имени, проведена аналогия с её рождением.
Выводы по работе.
Список использованной литературы:
Заяц, косач, медведь и весна
Рождественский венок
Зимний лес в вашем доме
Соленая снежинка
Подарок