Танаис – крупнейший археологический памятник античности на территории России. Расположен на территории с. Недвиговка Мясниковского района Ростовской области. В настоящее время в ЮНЕСКО решается вопрос о его включении в список памятников всемирного наследия. Памятник включает в себя городище, некрополь и неолитическую стоянку в Каменной Балке. На основе памятника создан археологический музей-заповедник .Находки, сделанные на территории античного города Танаиса рассказывают нам о том мастерстве, которым владели местные ремесленники, о том, чем торговали, приезжавшие сюда торговцы, а украшения и предметы быта – о жизни людей. Обнаружены торговые подвалы зажиточных купцов и торговцев состоянием пониже. Открыты печи для выпечки хлеба. Установлено, что жители занимались животноводством и особенно рыболовством. В Танаисе, единственном из открытых в этом регионе городов, появилось стеклодельное ремесло.
Вложение | Размер |
---|---|
taran_a_statya.docx | 34.49 КБ |
А.С. Таран
ученик 5 «Б» класса МБОУ СОШ №1
г. Новочеркасска, призер детского
конкурса научно-исследовательских и
творческих работ «Первые шаги в науке»
и городских королевских чтений
ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА
«Танаис, Танаис, Танаис -
Как тогда звучало это слово?
Сух колодец, на пороге дома
Травы молодые поднялись.
Отошли морские берега,
Лишь камыш склоняется в печали,
Там, где ростры кораблей встречали
Гладь залива, звонкая река.
Лишь порой ветра из дали той
Возвращают плеск забытых весел,
Шум былых обрядов и ремесел,
Стихнувших над гулкою водой.»
Л. Ф. Волошинова
Танаис – крупнейший археологический памятник античности на территории России. Расположен на территории с. Недвиговка Мясниковского района Ростовской области. В настоящее время в ЮНЕСКО решается вопрос о его включении в список памятников всемирного наследия. Памятник включает в себя городище, некрополь и неолитическую стоянку в Каменной Балке. На основе памятника создан археологический музей-заповедник.
Свое название город получил по имени великой реки Дон (Танаис), в устье которой он и расположился. Дон и Тана/Танаис - это формы одного и того же слова, которое некогда у ариев означало «река», «вода».
Существует трогательная легенда, согласно которой задолго до прихода греков в дельте Дона обитали женщины-амазонки. У их предводительницы был сын по имени Танаис. Однажды, после ссоры с любимой девушкой Танаис решил покончить с собой и бросился с высокого утеса в реку. Долго горевала его мать и вскоре решила увести свое племя. По имени погибшего юноши пришлые племена назвали реку Танаисом. Это же имя дали своему городу-крепости и появившиеся впоследствии эллины.
Согласно другой, уже греческой легенде, Танаис - сын Океана и амазонки Лисийпы (Тефиды). Из всех богов он почитал только бога войны Ареса, и за это Афродита наделила его страстью к собственной матери. Чтобы не поддаться соблазну, Танаис бросился в реку Амазонии, где купались амазонки. С тех пор река стала называться Танаисом (нынешний Мертвый Донец).
Наикрасивейшие места в дельте Дона будто бы предусмотрены, чтоб таить что-то необыкновенное. Каменные бабы, греческие амфоры, развалины стенок, идущих ниже уровня земли повдоль узких улиц - откуда бы взяться этому всему недалеко от самых обыденных городов Российской Федерации?
Долгое время существование в наших краях Танаиса считали легендой. Некоторые и вовсе сомневались в том, что когда-нибудь легендарный город будет найден, как когда-то была найдена сказочная гомеровская Троя. Но он уже давно стал явью и туристы могут побродить по его древним руинам. А раскопки Танаиса дали материальное подтверждение многим удивительным легендам.
Говорят, именно эти места описал Александр Сергеевич Пушкин в предисловии к своей поэме «Руслан и Людмила»: «У Лукоморья дуб зелёный…» Дело в том, что излучину Азовского моря, когда-то доходившую до самого Танаиса, называли Лукоморьем – по её форме.
Один из первых российских археологов Иван Алексеевич Стемпковский (1789-1832), поверив словам античных авторов и следуя указаниям древних книг, нашёл город-легенду. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета П.М.Леонтьев, а с 1867 г. - В.Г.Тизенгаузен.
В 1913 году казаки хутора Недвиговки Ростовской области, выбирая камень из стен древнего Танаиса, нашли мраморную стелу. Они знали, что за необычные находки в Новочеркасске можно получить хорошие деньги. Стелу отвезли в Новочеркасск. С тех пор она – в экспозиции музея Донского казачества. В верхней части стелы рельеф: всадник перед алтарем с пылающим огнем…
Под рельефом 25 строк на древнегреческом языке: «В царствование царя Таберия Савромата, друга Цезаря и друга римлян, в год 401 справляющие день Танаиса… во главе с жрецом Зеноном…», далее перечисляются участники религиозного союза, празднующего «День Танаиса».
Находки, сделанные на территории античного города Танаиса рассказывают нам о том мастерстве, которым владели местные ремесленники, о том, чем торговали, приезжавшие сюда торговцы, а украшения и предметы быта – о жизни людей. Обнаружены торговые подвалы зажиточных купцов и торговцев состоянием пониже. Открыты печи для выпечки хлеба. Установлено, что жители занимались животноводством и особенно рыболовством. В Танаисе, единственном из открытых в этом регионе городов, появилось стеклодельное ремесло.
Когда-то в этих краях было самое северное колониальное поселение древних греков – Танаис. Этот населённый пункт времён Боспорского царства был основан в III веке до нашей эры и просуществовал до начала VI века нашей эры, то есть восемь столетий, пережив за это время немало: грандиозный пожар, поглотивший весь город, набеги кочевников…
Город стремительно рос: географически он выгодно располагался на перекрестке морских, речных и сухопутных дорог.
Выдающийся античный учёный-энциклопедист Плиний писал: «В устье реки Танаис есть город, для входящих сюда по левую руку находится Европа, по правую – Азия…» Но этот город в дельте Дона не только разделял два разных мира – варварский и греческий, но и являлся результатом их сближения, слияния двух различных культур.
Местные жители охотно воспринимали и усваивали организацию города-полиса — язык, обычаи и право, включались в систему товарно-денежных отношений. Расширялся мирный диалог со степными народами обеспечивая безопасность города, его округи и якорных стоянок на побережье.
В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства).
Ранний город состоял из трех частей. Первая часть - основная территория. Вторая - примыкающий к ней западный район. Третьей частью являлся приречный район, который никак невозможно исследовать из-за существующей ныне застройки.
На рубеже первого и второго веков город был разрушен боспорским царем Полемоном. Так и не выяснено, за что же все таки Полемон разрушил Танаис. Город исправно расплачивался с боспорским царями. И вдруг - с Танаисом случается то, что вообще очень редко происходит, ибо произошло от "своего" царя. В истории мы найдем немного примеров подобного отношения правителя к "своему" городу.
Танаис не был совершенно разрушен, а только наказан, и продолжил жить и развиваться до 237 г. н. э. Именно в III веке в Северное Причерноморье вторглись завоеватели. Эти племена окончательно разрушили Танаис.
П.М. Леонтьев писал: «Развалины города показывают, что это разрушение было самое страшное, какое только можно себе представить: в городе почти не осталось камня на камне; от весьма многих стен сохранились нижние ряды каменной кладки; башни разрушены почти до основания, и самые погреба засыпаны развалинами обрушившихся строений... В разорении участвовал огонь, которого следы видны почти везде во внутренней части города и на внутренней стороне городских стен и башней; одна из открытых башней обгорела со всех сторон».
Танаис опустел на более чем 100 лет. До сих пор ученые не знают, как это на самом деле произошло.
Неразговорчивыми и неподельчивыми очевидцами событий древности стоят в Танаисе каменные бабы - дамские фигуры, высеченные из цельного камня, держащие в сложенных у животика ладошках что-то вроде чаши. Ученым не ясно ни время производства, ни ритуальный смысл этих истуканов.
Сейчас музей-заповедник Танаис – это настоящий культурно-исторический центр, сюда приезжают работать и изучать памятники ученые не только из Ростова, России, но и из других стран.
Литература
Проказы старухи-зимы
Как нарисовать ветку ели?
Злая мать и добрая тётя
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Притча о гвоздях