Размышление над прочитанным.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.doc | 47 КБ |
Сочинение на тему «Очерк С.И. Шуртакова «Памятник деду Максиму»».
Работа выполнена для участия
в конкурсе сочинений к дню
славянской письменности и культуры
2013 год.
Автор: Адушева А.А., обучающаяся 9 класса.
Передо мной очерк С.И. Шуртакова «Памятник деду Максиму». Прошла уже неделя с момента его прочтения, а я до сих пор нахожусь под впечатлением, мысли роятся в моей голове, их даже сложно оформить во что-то цельное. Дело все в том, что эта книга стала для меня ответом на многие вопросы.
Уже сам заголовок обратил на себя внимание — очерк «Памятник деду Максиму», из курса литературы вспоминаю, что очерк- , само название заставляет задуматься: памятники в нашей стране при жизни мало кому были поставлены, становится понятным, что речь пойдет о человеке покинувшем этот мир. Вот только почему ему поставлен памятник?Среди исторических и политических деятелей нет «деда Максима», среди ученых- тоже, среди поэтов и писателей- тоже. Тогда кто же этот человек и что им было сделано? Ответить на эти многочисленные вопросы нам сможет лишь произведение. Одно можно сказать определенно, об этом человеке мы узнаем от близких ему людей, так как неслучайно в названии используется указание на родственные связи- «дед».
Оказывается произведение имеет автобиографическую основу, автор,С.И. Шуртаков, повествует о своем знакомстве и дружбе с Анатолием Алексеевым, уроженцем Ставрополья, первая встреча с которым состоялась в Венгрии: «наши жизненные пути-дороги впервые перехлестнулись не на Волге, даже вообще не в России, а на Дунае, в Будапеште». Затем дружба продолжилась и в России, а после получения автором Государственной премии за роман «Одолень-трава»(об этом узнаем из текста) и желания возвести на своей малой Родине «памятник с именами тех моих односельцев, которые ушли на войну и не вернулись», выяснилось, что дед Анатолия Алексеева, Максим Никанорович Мартынов, во время Великой Отечественной войны «пропал без вести», об этом семье было сообщено в похоронке.
Здесь, казалось бы все понятно, о похоронках и событиях ВОВ, знаем и из курса истории, и литературы, и фильмов. Вот только многое было не ясно. Вспоминается строчка «...на Западном фронте без перемен», долго было не понятно значение этого слова, а оказывается это- «...не просто линия на географической или военной карте, а тысячи и тысячи километров, пролегшие через поля, леса и реки. Мало того: фронт постоянно сдвигается то в одну, то в другую сторону. И каждый, даже самый малый сдвиг- это новое сражение, а ,значит, и новые жертвы, гибель людей». А подсчетом убитых и раненых, оказывается , занимался полковой писарь, поэтому понятно, откуда в те грозные годы, появлялась статистика. А в настоящее время о судьбе своих предков, погибших в годы ВОВ, можно узнать в центральном архиве Министерства обороны(есть оказывается такой), только ответы на запросы приходят оттуда нескоро и не всегда, такое произошло и с желанием А.Алексеева узнать об обстоятельствах гибели деда: «...запрос был сделан уже давно, но ожидание ответа на него растянулось не на недели и даже не на месяцы- на годы», лишь вторая попытка увенчалась успехом: «не сразу,не в скором времени, но на сей раз ответ на второй запрос пришел». В результате, «последняя страница фронтовой биографии Максима Мартынова» была такова: «Рядовой М.Н. Мартынов, будучи раненым 22 декабря 1944 года, находясь на излечении в 5283 госпитале, после которого 21 апреля 1945 года прибыл в 2130-й армейский запасной стрелковый полк, а через 6 дней, 28 апреля того же 1945 года был зачислен в 767 стрелковый Сегедский полк Вознесенской дивизии», а последующие выписки свидетельствуют о том, что «01.05.45 в 7-30 противник, поддержанный 3 танками и до 250 чел. Пехоты, предпринял контратаку. Контратака отбита. Подразделения полка вели огневой бой с противником с раннее достигнутого рубежа. Взято в плен 9 солдат и офицеров противника. Наши потери: 15 убито, 37 чел. Ранено. В этом бою и погиб 43-х летний рядовой Максим Мартынов...» Это, действительно «печальная выписка», как ,наверное, страшно умереть, не зная о том, что всего неделя осталась до победы, такое трудно представить, и здесь вспоминается герой «Судьбы человека» М. Шолохова , Андрей Соколов, потерявший в последний день войны последнего родного человека- сына, его чувства невозможно передать, такое и пережить нельзя. Но такая судьба ожидала многих и такое ожидало и деда Анатолия Алексеева.
Но Анатолий на этом не остановился, он решил определить место гибели деда, так как для его семьи было важно знать, где он похоронен, и похоронен ли: «Вот опять празднуем победу, а Максима Никаноровича, который за нее голову сложил не только за нашим столом нет, но мы даже не знаем, где, в какой земле его косточки лежат». Семье было бы легче «если бы ...знали, когда он, исполняя свой воинский долг,погиб и где похоронен».
Для современной молодежи важно знать: какой была война, каково быть на войне, для того, чтобы не повторялись ошибки истории. Неслучайно автор очерка приводит текст стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом»,которые описывают смерть на войне такой, какая она есть: «Я убит подо Ржевом,/ В безыменном болоте,...», «Точно в пропасть с обрыва-/ И ни дна ни покрышки.», «Там, куда на поминки/ Даже мать не придет», «Подсчитайте, живые,», «Нет же,нет! А иначе/ Даже мертвому- как?/ И у мертвых, безгласных,/ Есть отрада одна:/ Мы за родину пали,/ Но она- спасена», «Ибо мертвых проклятье-/ Эта кара страшна./ Это грозное право», «Я зарыт без могилы./ Всем, что было потом,/ Смерть меня обделила», «Если б мертвые, павшие/ Хоть бы плакать могли!», «И никто перед нами/ Из живых не в долгу,/ Кто из рук наших знамя/ Подхватил на бегу». Наверное, ВОВ- это одна из немногих войн, на которой было так много пропавших без вести и захороненных в братских могилах, захоронения солдат до сих пор находят как на территории нашей страны, так и за ее пределами, порой даже невозможно установить имена погибших. Это несправедливо и неправильно, ведь еще со времен Киевской Руси после битвы давалось время на захоронение убитых и время на траур по ним, это было правом погибшего воина и ,умирая,он знал,что будет похоронен в родной земле и его тело не будет дано на растерзание врагу.
С местом захоронения солдата Мартынова тоже возникло много вопросов, в первую очередь, возник военный термин топографическая привязка- это «когда то или другое столкновение с противником лиьо еще какое событие «увязывают» на карте с названием местности, где оно произошло». Работники архива «увязали» смерть Максима Мартынова с селением Охоз, которое находится близ города Брно в Чехословакии. Поезка туда была необходима, но обращение к старосте села не принесло результатов, так как он сообщил, что «на сельском кладбище нет братских могил», их не оказалось и в соседних селениях. Непонятно, почему местные жители ничего не знали о братских могилах. Хотя сейчас и в нашей стране «немодно знать свою историю», мы очень мало знаем о ВОВ, а ее участников остается все меньше и меньше, поэтому не удивительно, что многие соседние государства считают нас агрессорами и любыми способами искажают историю. Но это скорее вопрос политический, поэтому поиски оказались не напрасными: «Адольф Дочкал вместе с судебными экспертами Властимилом Шильдбергом и полковником Алешей Копкой определили точное место и обстоятельства гибели солдата Максима Мартынова вместе с семнадцатью однополчанами. Они геройски погибли на огневом рубеже своего полка в 300-400 метрах севернее села и были захоронены в ночь на 2 мая, что подтвердил видевший это 17-летний житель Охоза Алоис Кнехт». Так была установлена истина, которая была потеряна в течении 63 лет. Так в далекой Чехословакии появился памятник русским воинам героям, выглядит он так: «на вертикально поставленной гранитной плите- золотой православный крест. На горизонтальной плите серо-голубого гранита, размером два на два метра написано золотыми буквами по-чешски: «Здесь были похоронены воины Красной Армии 2-го Украинского фронта, 53 армии, 228 дивизии, 767 стрелкового полка. Пали в боях с фашистскими захватчиками в селах Охоз, Канице, Бабице 1-5 мая 1945 года. Вечная слава героям, павшим за свободу Чехословакии». Затем — на русском- перечень 18 имен с датами рождения и смерти. И в самом низу- на чешском: «Моему деду Максиму Мартынову и его боевым товарищам- от внука Анатолия Алексеева»».Воинов нужно помнить, их необходимо чтить, память о них должна жить в сердцах потомков, именно они отдали свои жизни, чтобы сейчас жили мы, а ,значит, и наши дети и внуки. Наша задача сейчас -сохранить то, что приобрели они такой дорогой ценой, не растерять знания о своих предшественниках. Они смогли сохранить нам свободу, хотя ценность ее мы поймем лишь тогда, когда потеряем, тот у кого она есть, даже не подозревает о ее ценности. Вся история нашей страны- это борьба за свою землю, за свободу. Русский народ никогда не был агрессором, никогда не желал чужой земли: «Русские приходили в Европу или с освободительной миссией как это было в 1877-1878 г.г. при освобождении Болгарии от турецкого рабства, или вежливо провожали непрошенных гостей до их дома, как это было с французами в 1812 г. Но зачем непрошенные гости к нам приходили? Помочь в трудную годину, подставить дружеское плечо? Ничего подобного! Когда мы еще в 13 веке отбивались от теснивших нас с Востока татаро-монголов, ливонские рыцари посчитали как раз очень удобным напасть на нас с запада...Они приходили завоевать, захватить Россию, поживиться ее великими богатствами и поработить свободолюбивый русский народ. Последний же завоеватель России, как бы беря в расчет непокорность русского народа и его неспособность к усвоению европейских стандартов- прямо, открыто заявлял, что идет уничтожить нас, как нацию.». Сейчас нас пытаются убедить в обратном всеми возможными средствами. Русскую нацию ненавидят, уничтожают, презирают, всячески пытаются прервать с нами отношения, это касается стран бывшего СССР и ближнего зарубежья, они забывают о том, что для них было сделано, не считают нашу победу великой и заслуженной. Теперь только от нас зависит кем будем мы в глазах последующих поколений.
«Мы сотни верст и тыщи верст земли,
Родной земли, завещанной отцами,
Топча ее, в страде войны прошли
С оглохшими от горечи сердцами...
И низко виснет над чужой землей
Ревущее грозою наше небо.
...И тысячи стволов наведены
Указками дороги до Берлина...»- писал в своем стихотворении «Возмездие» А. Твардовский, наши воины смогли доказать свою правоту.
И автор заканчивает произведение строчками, которые должны быть для нас определяющими: «Вечная память советским солдатам и офицерам, отдавшим свои жизни за нашу Победу. Честь и слава русскому воину Максиму Мартынову, погибшему за неделю до светлого Дня Победы. Честь и хвала Анатолию Алексееву, поставившему памятник деду Максиму в Чехии. Пусть европейцы знают имена своих освободителей!»
А самое главное, о русском народе нужно помнить, что «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет», о силе нашего оружия и духа всегда будет напоминать скульптурная работа Е. Вутетича в Сталинграде на Мамаевом кургане: «это Родина-мать с высоко занесенным мечом. Этим символическим карающим мечом была защищена Россия в минувшей войне. А держится он на грозном замахе- знак готовности сокрушить любого нового завоевателя». И так будет всегда, в это хочется верить, на это хочется надеяться.
Музыка космоса
Твёрдое - мягкое
Ласточка. Корейская народная сказка
Валентин Берестов. Аист и соловей
Кто грамотней?