В работе указаны некоторые интересные факты из жизни писателя. Анализируется подвиг русского солдата, защищавшего нашу страну в первые дни ВОВ, несмотря на то ,что он даже не был записан в списки .Описывается красота и сила подвига, совершенного Николаем Плужниковым.
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_na_voyne3.doc | 71 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старостуденецкая средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Секция:
Произведения, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Исследовательская работа:
«Человек на войне». По произведению Б.Васильева «В списках не значился».
Автор: Замалетдинова Алина, ученица 7 класса
Руководитель: Халимова Елена Алиевна, учитель
русского языка и литературы
тел.8 9274259427
Тезисы исследовательской работы
«Человек на войне». По произведению Б.Васильева «В списках не значился»
Автор: Замалетдинова Алина, ученица 7 класса
Руководитель: Халимова Елена Алиевна, учит русского языка и литературы
Тема исследовательской работы привлекла моё внимание потому, что представилась возможность узнать новые факты из жизни писателя Б. Васильева , его наставления, которые служили моральными ценностями во все времена и актуальны ныне.. Для этого выбрала произведение «В списках не значился», которому мало времени отводится на уроках литературы. Проблема исследования заключается в осмыслении взаимодействия прошлого и настоящего, во влиянии содержания художественного произведения на мировоззрение, на мировосприятие современного читателя. Хочется понять, чему могут научить нас, молодых граждан России нового тысячелетия ,страницы литературы, повествующие о подвиге русского солдата во время Великой Отечественной войны.
Гипотеза исследования выражается следующим положением.Если основательно подойти к изучению романа Б.Васильева «В списках не значился», станет понятно величие духовно-нравственного подвига русского солдата, историческая значимость и влияние на судьбу России в годы Великой Отечественной войны.
Актуальность темы объясняется тем, что произведение, написанное Б. Васильевым в 1974 году о самом начале Великой Отечественной войны, до сих пор современно. Подвиг русского солдата учит нас быть настоящими патриотами своей Родины. Новизной выбранной темы будет восприятие, истолкование.
Цель работы – показать, что подвиг, героизм, мужество лейтенанта Николая Плужникова, наводил ужас на фашистов и сумел вызвать уважение даже у противника. Роман «В списках не значился» - произведение, описывающее подвиг русского солдата, идеал, к которому стремился каждый солдат Великой Отечественной войны и должен стремиться каждый гражданин современной России.
И сегодня этот роман имеет огромное значение. «Не позволяй убивать себя раньше, чем умрешь… Смертию смерть поправ.», - гласит цитата из романа Б.Васильева “В списках не значился .”( часть 5, гл.2). Я убедилась в величии духовно-нравственного подвига героя романа , потому что только сильный духом человек может совершить такой подвиг.
Содержание
Введение ……………………………………………………………….2
Основная часть.......................................................................................5
Борис Васильев. Идейное содержание романа «В списках не значился…», оценка поведения главного героя
Вывод………………………………………..……………………………….8
1
Введение
1.Причины выбора темы исследования
Тема исследовательской работы привлекла моё внимание потому, что представилась возможность узнать новые факты из жизни писателя Б.Васильева, его наставления, которые служили моральными ценностями во все времена и актуальны ныне. Для этого выбрала произведение «В списках не значился», которому мало времени отводится на уроках литературы.
2.Проблема и гипотеза исследования
Проблема исследования заключается в осмыслении взаимодействия прошлого и настоящего, во влиянии содержания художественного произведения на мировоззрение, на мировосприятие современного читателя. Хочется понять, чему могут научить нас, молодых граждан России нового тысячелетия ,страницы литературы, повествующие о подвиге русского солдата во время Великой Отечественной войны.
Гипотеза исследования выражается следующим положением. Если основательно подойти к изучению романа Б.Васильева «В списках не значился», станет понятно величие духовно-нравственного подвига русского солдата, историческая значимость и влияние на судьбу России в годы Великой Отечественной войны.
3.Актуальность и новизна работы
Актуальность темы объясняется тем, что произведение, написанное Б. Васильевым в 1974 году о самом начале Великой Отечественной войны, до сих пор современно. Подвиг русского солдата учит нас быть настоящими патриотами своей Родины.
Новизной выбранной темы будет восприятие, истолкование.
4. Цель и задачи исследования
Цель работы – показать, что подвиг лейтенанта Николая Плужникова, наводил ужас на фашистов и сумел вызвать уважение даже у противника.
Задачи:1.Вдумчиво прочитать и осмыслить произведение. 2.Изучить биографию писателя, опираясь на источники библиотечного фонда, ресурсов Интернета.3.Обратить внимание на идейное содержание романа , мир героя и его психологический облик .
2
По данной теме собирала информацию и нашла следующую литературу, которая помогла помочь раскрыть проблему, затронутую в работе:
«Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили ».
Война - страшное слово. Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших её дорогами. Бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем современной литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века. О ней написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.
3
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов, пишущих о войне, - огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом, донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.
Своеобразно разрабатывает эту тему писатель Борис Васильев в своем романе «В списках не значился». Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах…
"Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л. Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.
4
Основная часть.
Борис Васильев. Идейное содержание романа «В списках не значился…», оценка поведения главного героя.
Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года. Как вспоминает Борис Васильев, писателем он ощутил себя ещё в 15 лет. В школе (где учился автор замечательных произведений) под водительством двух заядлых книголюбов и сочинителей, Бори Васильева и Коли Плужникова (!), издавался рукописный журнал.
«Есть некая закономерность в том, что уцелевшие после войны, хлебнувшие ее в 17-19 лет солдаты и лейтенанты стремились зафиксировать пережитое. Участие в войне для поколения 1924 года рождения - не подвиг и не жертва потому, что мы поступали естественно, а жертва и подвиг представляют собой выход из естественного. Мы являли собой реальный результат правильного воспитания…», -писал Б.Васильев.
Хотелось обратить внимание на то, что если человек обладает высокой нравственностью, если он живет и действует по совести, то в тяжелый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку. Роман воспитания… Только воспитания войною, и потому предельно ускоренного, когда жизненные университеты постигаются за дни и часы.
Ситуация, изображенная Б.Васильевым, исключительна, «она требует напряжения нравственных сил. Не всякий может выдержать давление таких обстоятельств. Плужников смог. Тем и определяется его положение в романе – не просто персонажа,… но героя.
Итак, в судьбе писателя война являлась основным толчком к творчеству, литературной деятельности.
Автор ведёт нас в мир легенды, где его герои обретают романтический пафос борьбы, открывая в себе неисчислимые резервы революционного, патриотического духа. Таким путём идёт и главный герой романа «В списках не значился», только что окончивший военное училище молоденький лейтенант Николай Плужников. Он мне представляется молодым человеком высокого роста, хотя, судя по тому, как ловко удавалось ему скрываться в развалинах крепости от преследовавших его немцев, он был роста среднего или даже ниже. Но высоким его делают великие нравственные качества.
5
Настоящим патриотом своей страны он начал воевать с первого же нашествия врагов, хотя и не был ещё занесён ни в какой список. Николай Плужников относился к войне со всей её серьёзностью, он считал, что его участие в победе над фашистами просто необходимо.
За простоватостью и ребячливостью суждений, за высокопарностью и риторичностью языка скрывались красота нравственных чувств, глубокое и целостное понимание своего гражданского долга, осознанная любовь к родной земле, решимость защищать её до последнего дыхания. Именно Человеком с большой буквы этого слова выходит Николай Плужников из борьбы, непобеждённым, не сдавшимся, свободным, «смертью смерть поправ».
Красная Армия уходила на восток.…А здесь, в руинах Брестской крепости, не смолкая, гремел бой. Захваченные врасплох, полуодетые, оглохшие от бомб и снарядов, вдавленные в стену, заваленные обломками, оттесненные в подвалы насмерть стояли защитники Бреста. Последний глоток воды – пулемётам! И вот в живых только один – Плужников. Словно памятник солдату вырастает он из груды камней, чтобы сказать фашистам последнее, сокровенное: «Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?»
Не жертвой – героем выходит Плужников из развалин. И немецкий лейтенант, «щёлкнув каблуками, вскинул руку к козырьку», и солдаты « вытянулись и замерли». Это и Плужников, и не он. Разве таким он явился в крепость год назад? Чистеньким, молоденьким, как пушкинский Гринёв из «Капитанской дочки». А сейчас и мать не узнаёт. Седые волосы, худой, ослепший, «уже не имевший возраста». Но не это – не внешний вид важен. «Он был выше славы, выше жизни и выше смерти». Что значат эти строки? Как понять это «выше»? И то, что Плужников плачет: «Из пристальных немигающих глаз неудержимо текли слёзы?»
Он бы не выстоял, если бы не поднялся над собой – земным, обыкновенным. Почему плачет? Не внутренними монологами (их просто некогда произносить), психологическим подтекстом ответил Б.Васильев. В Плужникове «плачет молоденький лейтенант Коля», который хочет жить, видеть солнце, любить, которому жаль погибших товарищей. Верно. Можно быть выше жизни, выше славы и смерти, но нельзя быть выше самого себя.
Перед тем, как выйти из крепости, Плужников узнаёт, что немцы разбиты под Москвой. Это – слёзы победы! Конечно. И памяти о тех, с кем Плужников защищал крепость, и кого уже нет. Это слёзы солдата, который сдался врагу, потому что истёк кровью.
6
Не сдался, а вышел. Кстати, почему именно в тот момент, когда узнал, что немцы разгромлены под Москвой? «Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти», - говорит он. Плужников не имел права сложить оружие, пока фашисты шли на восток. Под Брестом он дрался за Москву.
«Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключительной храбростью. Чаще – суровой необходимостью, сознанием долга, голосом совести. Надо – значит, надо!- логика тех, для кого подвиг – до конца выполненный долг».
Плужникову приказывают назвать своё имя и звание. «Я русский солдат», - ответил он. Тут всё: и фамилия, и звание. Пусть он не значился в списках. Так ли уж важно, где и с кем защищал он Родину? Главное – жил и умер её солдатом, остановив врага на русской версте. Заступник, Воин, Солдат…Весомые слова в нашей литературе, синонимичные собирательному патриот.
7
Вывод
Поистине мифическими выглядят подвиги многих героев Отечественной войны и можно писать о них в стиле легенды. Николай Плужников не принадлежит к числу героев, совершающих нечто сверхъестественное, недоступное пониманию рядового участника войны. Нет, он именно простой рядовой воин, и его поступки вполне укладываются в наши привычные представления о мужестве и патриотическом поведении советского человека.
Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить ни на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.…Пусть каждый станет солдатом своей версты! Ну, а если без метафор, - своего дела, порой незаметного, но нужного, коль вливается оно в общий труд Родины.
Война прошла, но в нашем сердце навечно должны остаться те, кто не щадил жизни своей во имя свободы Отечества. Давайте, склонив головы, почтим память солдат, офицеров, безусых мальчишек минутой молчания.
8
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Весенняя гроза
Рисуем крокусы акварелью
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году