Рассказ
Таинственное слово «Конституция».
Вложение | Размер |
---|---|
Рассказ "Таинственное слово "Конституция" | 52 КБ |
Сергей Озивский, 12 лет
Кружок поэтического слова «Вдохновение»
Рассказ
Таинственное слово «Конституция».
С Женькой Зайцевым мы друзья с самого детства. Он всегда за меня горой. Да и я тоже. Как говорит мой папа, мы «не разлей вода». Это когда друзей даже водой не разольёшь, всё равно вместе останутся. Папа про нас с Женькой очень точно сказал: мы друг друга в беде никогда не оставляли, всегда на выручку приходили. Вот так и в этот злополучный день всё произошло…
После пятого урока мы с Женькой пулей вылетели из класса, воодушевленные тем, что уроки наконец-то закончились. Но противная Ленка Конищева, наша отличница, староста класса и «во всём пример для подражания», как говорит наша классная руководительница, нам вдогонку вдруг завизжала наипротивнейшим голосом: «Стойте, у нас ещё классный час! Наталья Николаевна сказала, что будет рассказывать про конституцию!».
Наталья Николаевна – это наша классная руководительница, мы с Женькой её очень уважаем, поэтому пришлось возвращаться, и мы побрели назад в кабинет.
До звонка на следующий урок было ещё минут пять, Женька от скуки даже зазевал. Мне тоже не очень то хотелось сидеть за партой ещё целых сорок пять минут, слушать какой-то бред, про непонятную конституцию! И чтобы развеять скуку, я протянул:
- Конституция…!? Слушай, Женька! А ты не знаешь, что это такое, КОНСТИТУЦИЯ?
-Слово какое-то непонятное, наверное, иностранное!- ответил Женька.
-Точно иностранное! Это скорее всего город в Древней Греции! Вот смотри, есть же Венеция, Франция?
-Не Франция – это не город, это кажись страна,- задумчиво протянул Женька.
-Точно! Это страна. Значит и Конституция, тогда получается – страна!?- многозначительно посмотрел я на Женьку.
-Значит, страна!- не очень-то уверенно ответил Женька.
-Вот умора, это ж надо такое придумать, страна!!! - раздался дикий гогот Сашки Козлова, нашего с Женькой одноклассника. Он прямо закатывался от смеха. У него даже слёзы потекли от натуги. Так ему было смешно!
-Какая страна, - продолжал Сашка, а сам даже уже начал заикаться от смеха. Его рот ехидно скривился , а круглое в рыжих конопушках лицо, налилось пунцовым румянцем и ,казалось, вот-вот лопнет.- Конституция –это обычный санаторий, где отдыхают и лечатся заодно. Я это точно знаю! Моя мама собиралась туда поехать, но не получилось, потому что профсоюз нарушил мамины права и не дал ей путёвку! Она папе так и сказала, что профсоюз нарушает права КОНСТИТУЦИИ!
Мама у Сашки дама знающая. Она на родительских собраниях всегда родителей поучает: надо так, надо этак ! У меня даже внутри похолодело от досады, что не знаю, что такое КОНСТИТУЦИЯ, но виду не подаю, а то Козлов совсем раззадорится! Тут Женька на выручку пришел и громко так говорит, уверенно:
-Конституция – это страна, а не какой-то там санаторий. Плохо ж ты географию учишь… Нам ещё Вера Павловна говорила, когда мы на карте Мира разные страны рассматривали, что в каждой из них есть своя Конституция! Я это хорошо запомнил!
-Это что ж по-вашему получается, что в каждой стране есть своя страна!? Ерунда какая! Не может этого быть!- продолжал гоготать Козлов.
Я, конечно, сразу смекнул, что и правда ерунда, но сдаваться не собирался, да и Женька тоже был настроен на победу. А Козлов всё продолжал верещать, заливаться, доказывать, что прав. Меня тут такое зло взяло, что мы с Женькой так глупо впросак попали, я и не сдержался: двинул Козлову пару раз, чтоб не зазнавался. Женька одобрительно на меня посмотрел, а Козлов накинулся в отместку с кулаками…
Что было бы дальше можно только догадываться, но в класс вошла Наталья Николаевна и немедленно разняла драку.
-Как вам не стыдно, ребята?- спросила она.- В чём дело?
Пришлось рассказать обо всём с самого начала, а Наталья Николаевна почему-то тоже рассмеялась:
-Садитесь на место «горе-знатоки»! Сейчас я расскажу вам, что такое КОНСТИТУЦИЯ! Давным–давно, - начала она свой рассказ, - было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны!
В классе стояла гробовая тишина. Все с особым вниманием слушали учительницу, и каждый, наверное, представлял себе кровавую битву с соседом. А я не мог забыть свою битву – битву с Козловым, поэтому картина сражения вырисовалась в моей голове очень красочная. И тут вдруг я невольно повернул голову в сторону, где сидел мой злейший враг – Козлов. Увидев, как тот ехидно таращится на меня, всем своим видом показывая своё презрение, я сжал кулак и грозно потряс ему в ответ. А в этот момент Наталья Николаевна, заметив наше с Козловым воинственное настроение, незаметно для меня подошла к моей парте и как-то многозначительно спросила:
-Как вы думаете, ребята, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности? Может ты ответишь, Серёжа?- обратилась она ко мне.
Я не знал, что ответить, поэтому медленно выползал из-за парты. А Козлов продолжал ехидно улыбаться, победоносно глядя в мою сторону.
-А может быть ты знаешь ответ, Саша?- обратилась к Козлову Наталья Николаевна.
Тот быстро вскочил, картинно поднял своё круглое веснушчатое лицо кверху, изображая, будто бы размышляет, но ничего умного не придумав, сморозил:
-Потому что всех разбойников и хулиганов посадили в тюрьму.
И весь класс засмеялся.
-Тише, тише!- успокоила нас Наталья Николаевна.- Отчасти Козлов прав: разбойники и хулиганы – нарушители закона, а, нарушая закон, мы нарушаем права и обязанности каждого из нас, а, следовательно, порядок – мир и покой граждан, живущих в этом государстве. А как называется такой закон, ребята?
Я кажется уже догадывался, о чём идет речь, но после недавних событий, не смел ответить, а потому грустно потупил глаза на крышку стола, искоса поглядывая на своих одноклассников. Все молчали, по-видимому, никто не знал ответа, что заметно меня приободрило. Но тут я заметил, как Ленка Конищева, наша отличница, староста класса и «во всём пример для подражания», судорожно трясла рукой, как будто бы боялась, что спросят не её, а кого-нибудь другого. Прозорливая Наталья Николаевна к всеобщей радости спросила именно её, и та радостно затараторила:
- Этот закон называется КОНСТИТУЦИЕЙ и является основным законом государства, определяющим его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
- Совершенно верно, Лена! Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
Тут наша классная руководительница строго посмотрела на нас Женькой, а потом на Козлова и продолжила:
- В конце-концов людям удалось решить Главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой и говорится о правах человека. Давайте попробуем назвать хотя бы некоторые из них.
Класс немного оживился, и кроме Ленки Конищевой руками затрясли ещё несколько человек. Трясущие руками, не надеясь на то, что им достанется очередь ответить, наперебой выкрикивали:
-Каждый человек имеет право на свободу слова!
- На бесплатно среднее образование!
- Имеет право на работу!
-На бесплатную медицинскую помощь!
-На неприкосновенность его жилья и имущества!
Я тоже вдруг осмелел и крикнул:
- На собственную неприкосновенность!
-Вы все конечно правы, ребята! И Серёжа тоже, хотя сегодня право на неприкосновенность он нарушил! Но я надеюсь, что теперь он всё понял и обязательно исправится?
При этом Наталья Николаевна опять многозначительно посмотрела на меня, а я опустил глаза, дав самому себе обещание: учиться как наша отличница Ленка Конищева и всё знать. «Тогда и драться не зачем будет!»,- подумал я и одобрительно покачал головой.
Целый час мы с замиранием слушали рассказ Натальи Николаевны о КОНСТИТУЦИИ. Узнали много нового и интересного. Теперь каждый из нас твердо знал, что КОНСТИТУЦИЯ – это не страна и не санаторий, а самый настоящий закон, который регламентирует права и обязанности каждого гражданина и обязательно есть в любой цивилизованной стране.
Последнее особенно порадовало Женьку, потому что получалось, что он всё-таки был прав, когда говорил, что в каждой стране есть своя Конституция!
А мне всё равно было очень стыдно за моё невежество!
Дымковский петушок
Весенняя сказка
Есть в осени первоначальной...
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
"Портрет". Н.В. Гоголь