Сказки любят читать все – и маленькие дети, только что постигшие азы грамоты, и подростки, вступающие во взрослую жизнь, и сами взрослые, мечтающие хоть на несколько часов вернуться в мир детства. Сказки любят читать все, только не все в этом признаются!..
А сказки Е. Л. Шварца знакомы нам с самого раннего детства. Потом мы вырастаем, и любимые герои так и остаются в детстве, даже слегка подзабываясь со временем. Книги пылятся на полках, потому что вроде бы уже неловко читать детские сказки. Однако напрасно мы так думаем. Сказки Евгения Львовича имеют замечательное свойство – расти вместе с читателем. Перечитав давно известные произведения русского сказочника, мы можем найти в них то, чего не заметили в детстве. Возможно, такое «двойное прочтение» и входило в замысел автора.
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 35.5 КБ |
МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа № 1» Актанышского муниципального района РТ
Эссе на тему
«Великие, сильные и чистые чувства творят чудеса...»
Выполнила: ученица VIII класса
Зиннатуллина Инзиля Ильясовна
Сказки любят читать все – и маленькие дети, только что постигшие азы грамоты, и подростки, вступающие во взрослую жизнь, и сами взрослые, мечтающие хоть на несколько часов вернуться в мир детства. Сказки любят читать все, только не все в этом признаются!..
А сказки Е. Л. Шварца знакомы нам с самого раннего детства. Потом мы вырастаем, и любимые герои так и остаются в детстве, даже слегка подзабываясь со временем. Книги пылятся на полках, потому что вроде бы уже неловко читать детские сказки. Однако напрасно мы так думаем. Сказки Евгения Львовича имеют замечательное свойство – расти вместе с читателем. Перечитав давно известные произведения русского сказочника, мы можем найти в них то, чего не заметили в детстве. Возможно, такое «двойное прочтение» и входило в замысел автора.
Передо мной несколько потрепанная книга, я аккуратно беру ее в руки, листаю и невольно начинаю читать, хотя уже читала однажды. Это пьеса-сказка Евгения Львовича Шварца «Обыкновенное чудо». При повторном чтении сказка воспринимается совсем иначе.
«Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца – это пьеса-сказка, и она строится по своим законам: в арсенале драматурга совсем иные способы создания образов, по-другому выражается авторская позиция, сюжет развивается динамичнее, чем в эпическом повествовании. Е.Шварц соединил в одном лице функции повествователя и персонажа.
В «Обыкновенном чуде» сказителем является Хозяин (Волшебник). Два смысла вкладывает Е. Л. Шварц в слово «Хозяин»: первый — Хозяин усадьбы, где происходит действие пьесы-сказки; второй — Хозяин сказки, т.е. ее творец, синонимом ему является слово «Волшебник». И этот второй смысл слова «Хозяин», мне кажется, помогает понять причину создания образа Сказочника в пьесе-сказке. Вместе со сказочником в произведение входит тема искусства, творчества, судьбы художника, его непростых взаимоотношений с жизнью, властью, с самим собой. Хозяин не только герой-повествователь, но и творец сказки и художник. Все же повествовательные возможности его заметно сужены, функции рассказчика частично переданы другим действующим лицам и не являются для него ведущими. Хозяин рассказывает всего одну сказку — сказку о чуде любви, но вся она «пропущена» через его душу и разум.
Хозяин в «Обыкновенном чуде» не молодой человек, а зрелый мастер, признанный Волшебник. Ни портретного, ни биографического сходства с Е. Шварцем в нем нет. Но есть одна выразительная деталь. «Обыкновенное чудо» посвящено Екатерине Ивановне Шварц, которую он очень любил. Первый монолог Хозяина — о любви к жене: «Пятнадцать лет я женат, а влюблен до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово так!». Любовь лежит в основе всей пьесы-сказки: «Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала. Вот как я тебя люблю».
Е.Шварц подчеркивает в Хозяине творческое начало и, наверно, не случайно дает своему герою двойное имя: Хозяин и Волшебник. Волшебник — его профессия, он творит чудеса. Хозяин (Волшебник) и в монологах, и в репликах постоянно говорит о любви: «Влюбляться полезно!» Более того, выстраивает свою сказку как цепь разнообразных вариаций любви: Хозяин и его жена, Медведь и Принцесса, Эмиль и Эмилия. Все отрицательные персонажи Е. Шварца (Администратор и др.) лишены способности любить, а значит и творить.
Волшебник, как и «герои сказки, более близкие к «чуду», лишен «бытовых черт сегодняшнего дня». Он целиком поглощен творчеством и как настоящий художник живет в мире, населенном реальными людьми и придуманными им самим персонажами. Взаимоотношения мастера со своими созданиями не просты. Оценивая их достоинства и недостатки, он говорит: «Одни работали лучше, другие хуже, но я уж успел привыкнуть к ним. Иногда персонажи делают не совсем то, что ему хотелось, но при этом не нарушают существенно его планов. Это вызывает у него добрую улыбку: «Вот, например, Эмиль и Эмилия. Я надеялся, что они будут помогать молодым, помня свои минувшие горести. А они взяли да и обвенчались. [...] И пусть, и пусть».
Другое дело, когда герой выходит из-под опеки автора и начинает действовать в соответствии с логикой собственного характера, когда ставится под сомнение авторский замысел, тогда Хозяин из помощника и дарителя превращается во вредителя: «Прощай. Я больше не буду тебе помогать. Нет! Мешать начну тебе изо всех сил. До чего довел…». И он исполняет свою угрозу: «Самые тихие речки по моей просьбе выходят из берегов и преграждают ему путь, если он подходит к броду. Горы, уж на что домоседы, но и те, скрипя камнями и шумя лесами, сходят с места, становятся на его дороге. Я уж не говорю об ураганах. Эти рады сбить человека с пути. Но это еще не все. Как не было мне противно, но приказал я злым волшебникам делать ему зло. Только убивать его не разрешил»
Творец и герой противостоят друг другу: замысел одного не соответствует характеру другого. Е.Шварц мастерски показывает драматизм творческого процесса в постепенном постижении истины, глубину переживания художника, открывающего для себя новые горизонты творчества. Хозяин не всегда предвидит, чем и как разрешится какое0-нибудь событие. Главное для него понять законы творчества, природу подобных явлений. В «Обыкновенном чуде» читателю открывается внутренний мир творца пьесы-сказки, зрелого мастера, его творческая лаборатория.
В «Обыкновенном чуде» изображены и взаимоотношения художника с властью. Его позиция по отношению к ней выражена четко и категорично: «Я королей, откровенно говоря, терпеть не могу!». Король и его прислужники изображаются как деспоты и тираны. Художник и власть враждебны. Однако в пьесе-сказке Хозяин является волшебником не только в переносном (творец, мастер), но и в буквально сказочном смысле слова. Он обладает могуществом: может превратить Медведя в человека, министра-администратора — в крысу, короля — в облачко и т.п. Кроме того, он еще и бессмертен, как само искусство. А значит ему не страшны ни короли, ни министры, ни палачи. Он понимает их несовершенство, жестокость, временность и не боится их. Очевидно, здесь сказался оптимизм исторического времени — на дворе была оттепель — и вера в бессмертие искусства.
В сказке Шварца случается чудо, даже вопреки воле самого Волшебника. Мораль проста и прекрасна: великие, сильные и чистые чувства творят чудеса. «Обыкновенное чудо» - самая личная из всех сказок Евгения Шварца. И неудивительно — ведь повествовала она о Любви. В этой сказке под масками Волшебника и его жены впервые неприкрыто проглянули автобиографические черты, что подтверждалось и характером Волшебника, и посвящением пьесы Екатерине Ивановне Шварц. Думаю, вы согласитесь: ведь они похожи – Шварц и Хозяин?
Лиса-охотница
Фокус-покус! Раз, два,три!
Швейня
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Позвольте, я вам помогу