«Не вода и не суша – на лодке не переплывёшь и ногами не пройдешь», – так говорит о болоте старинная русская загадка. Эта загадка помогает понять, что же такое болото. Это особый, отдельный мир, живущий своей обособленной жизнью, имеющий постоянных обитателей, свои голоса, звуки и запахи.
Вложение | Размер |
---|---|
chto_ya_znayu_o_bolote.docx | 22.89 КБ |
Что я знаю о болоте?
«Не вода и не суша – на лодке не переплывёшь и ногами не пройдешь», – так говорит о болоте старинная русская загадка. Эта загадка помогает понять, что же такое болото. Это особый, отдельный мир, живущий своей обособленной жизнью, имеющий постоянных обитателей, свои голоса, звуки и запахи.
Болота с древних времён для человека были ненужной, непригодной для жизни землёй. Для людей они являлись ещё и неразгаданной тайной. Издавна человек складывал о болоте различные легенды, сказки и предания. При слове «болото» у многих возникает такая ассоциация: некрасивое место, топкое, страшное, вязкое, мрачное, гибельное, засасывающее. Болото труднодоступно для прохождения, непригодно для проживания, не представляет интереса для людей, а значит, редко посещается ими. И где, как ни в этом глухом и опасном месте, селиться «силам неведомым и нечистым» – Водяному, Лешему, Кикиморе.
В народе бытует поверье, будто у болота есть свой хозяин – Болотник. Его представляют угрюмым существом, сидящем на дне болота и покрытым чешуёй и улитками, грязью и водорослями. Болотник заманивает человека или животное в трясину и губит его. Когда человек застревает там, Болотник хватает его за ноги и затягивает вглубь. Заметить Болотника можно по пузырькам, поднимающимся на поверхность, и по мелким бледным огонькам, которые иногда появляются на болоте. Даже в поговорках отражено нахождение чертей на болоте: « Не ходи при болоте – чёрт уши обколотит», «Всякий чёрт своё болото хвалит», «Было бы болото, а черти будут». Неспроста болота на Руси именуются Адово, Сукино, Чёртово. В этих названиях – страх народа перед таинственностью и загадочностью болот.
Люди, зная легенды и предания, стараются обойти стороной такие места. А ведь болотный мир удивительно красив: можно найти разнообразие красок и запахов, причудливые формы деревьев, редчайшие растения. Только для этого нужно лучше присмотреться и хотя бы на мгновение забыть о страхе. Тайны, связанные с жизнью болота, открываются постепенно. Если мы придём на болото, то встретимся с чудесами, которые нигде больше не увидим. Болота – это летопись природы. А то, что сохранилось в торфе, доходит до наших дней в первозданном виде. Исследователи и археологи находят скелеты диковинных животных и причудливые виды растений. Не будь болот на Земле, вряд ли мы бы знали нашу историю. Человек не спешит осваивать эту природную кладовую. Люди врываются в космос и опускаются на дно океанов, но по-прежнему сторонятся болот.
С похвалой о болоте говорят, пожалуй, только охотники и ягодники. Поздней осенью собирают они морошку и голубику, бруснику и клюкву. А сколько лекарственных растений можно найти на болоте! Встретить Кассандру, Андромеду, Хамедафну. Да-да, не удивляйтесь. Такие имена древних богинь получили полезные для человека растения, произрастающие только на болоте. Только здесь можно встретиться с карликами и великанами, корни которых перепутали, где верх, где низ. Болота служат местом обитания красивых видов растений и животных, очень редких и важных в природе.
Болотные угодья считаются частью культурного наследия человечества, являются основой местных традиций, удовлетворяют потребность человека в созерцании дикой природы. Болота служат источником вдохновения для творческих людей. О них писали К.Г. Паустовский, А.Н. Куприн, А.Н. Островский, М.М. Пришвин. Именно художественные произведения заставляют задуматься об окружающем нас мире, дают нам новые знания и представления о жизни, учат любви и внимательному отношению к природе. Ярким примером красоты болотных угодий является произведение М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Здесь мы видим особую атмосферу, взаимосвязь человека и природы. Мы попадаем в чудесный мир сказки и были одновременно: узнаём, что думают животные, о чём воет ветер и почему молчит лес. Мы идём по запутанным тропинкам, разгадываем опасности болота, наслаждаемся вкусом и запахом чудесной клюквы. В «Кладовой солнца» переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Уже первые строки повести – «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского…» – говорят о том, что в основу положены реальные события, да и само место указано точно. Дочитав повесть, мне захотелось узнать о том месте, которое описывает М.М. Пришвин. Действительно, на юге Ярославской области находится Берендеево болото, длина 10 вёрст, ширина – 4-5 вёрст. В народе Берендеево болото и возвышенности рядом с ним называют Волчья гора. Уже в 1820 году исследователи начали изучать эти болота. А вот происхождение самого названия болота до сих пор остаётся загадкой. По одной из легенд, название происходит от жившей на этом месте группы тюрков – берендеев, другие связывают это название со словом бередит, то есть тревожит. Ещё одна легенда гласит о том, что в основе названия – слова медведь (бер), бером деянные («люди-медведи», «люди-волки»). Отсюда и название Волчья гора. Местные жители рассказывают, что на этом месте стоял город Берендеев, во дворце которого жил царь Берендей и имел золотую карету.
В этой местности существуют предания о существовавших здесь культовых камнях и сохранённой до сих пор обрядности. Один из объектов – «Синяя баба» или «Синий камень». В поисках сына мать идёт к озеру и находит его утопленным. Она проклинает озеро, за что превращается в каменную бабу, а озеро превращается в болото. Болото и в самом деле имеет форму лежащей женщины. Со временем статуя была разрушена, но местное население по-прежнему чтит «Синий камень»: «Местные бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды, выворачивают наизнанку платья и задом уходят от него». На Волчьей горе и окрестностях болота много валунов, по форме напоминающих сидячих зверей или фантастических персонажей. Исследователи, археологи и историки в окрестностях Берендеева болота находят фрагменты кухонной утвари и старинного оружия, что подтверждает предания о разбойниках, обосновавшихся здесь в XVII веке во времена правления Романовых. Этих разбойников называли «гулящими людьми». Они сколачивали банды и совершали набеги на имения. Эти предания легли в основу книги А.П. Чапыгина «Гулящие люди» и упоминаются в повести А.К. Толстого «Князь Серебряный». Ещё одно из воинских преданий сложено о дружиннике Давыдове, вступившем в неравную битву с отрядами монголов весной 1238 года. В честь него одно из сёл близ болота назвали Давыдово. А деревенька Дубравка являлась имением Александра Невского. Есть предание о победе русских воинов над поляками, которое говорит о том, что 8 ноября 1612 года отряд под руководством воеводы Вельяминова загнал вражескую рать в Берендеево болото.
Я узнала, что в 1926 году в этих местах был Михаил Михайлович Пришвин, услышавший от местных жителей много легенд, преданий и сказок, персонажи которых легли в основу его произведения «Кладовая солнца». Ему так понравилась дикая красота этого края, что он поселился в местной усадьбе, часто посещал окрестности Берендеева болота, после чего написал рассказы «Лесная капель», «Корабельная роща», «Мох», «Журавлиная роща». В этих же местах бывал и ещё один великий русский писатель – А.Н. Островский. Его всем хорошо известная пьеса-сказка «Снегурочка» была написана под впечатлением от красоты природы окрестностей Берендеева болота.
Также мне стало известно, что интенсивное заболачивание озера началось 6 тысяч лет назад. Можно только представить, сколько ещё неразгаданных тайн хранит в себе болото, эта нераскрытая сокровищница, о которой писали, пишут и будут ещё долго писать.
Сейчас отношение к болотистой местности и непосредственно к болоту меняется. Их начинают считать национальным достоянием. Например, интерес к Берендееву болоту проявляют как учёные и исследователи, но и простые люди. Ведь эти местности представляют собой интерес как с точки зрения науки, так и с точки зрения литературы и культуры. Я думаю, что Берендеево болото и находящиеся рядом старинные сёла и деревни, протекающие речушки и журчащие ручьи являются не только географически интересным местом, но и воспеты в художественных произведениях.
К тебе, родимое Залесье,
Где всё так дышит стариной,
Где столько сказок, столько песен,
К тебе лечу своей мечтой.
Купань, Усолье, Кухмарь, Вёкса,
Старинный Кремль в кольце валав,
Где Трубеж преданно улёгся
Хранить безмолвно быль веков.
Шумит Плещеево, играя,
О чём-то шепчутся леса,
В душе звенят, не умолкая,
Родного края голоса.
– Ты знаешь, – шепчет Синий камень.
– Ты знаешь, помнишь, что я Бог?
Нет разговоров между нами,
Клади, раб, жертву мне у ног.
– Скорей, скорей, бушуют волны,
Враги у стен, спасайсь в ладье!
Плыви, греби! Кто, кроме молний,
Тебя достанет на воде?
– На Берендеево болото –
Стучит в лесу осенний дождь –
Ты не ходи, там водит кто-то.
Как баба, сгинешь, пропадёшь.
О, край! О, синее Залесье!
Цепь изумрудных берегов,
Какое сердце не загрезит
Волшебной былью твоих снов!
С. Елховский.
Историк С.Е. Елховский также написал стихотворение «Сказание о Берендеевом болоте», в котором описана история происхождения самого болота и каменного изваяния, некогда стоявшего в его окрестностях.
Болота открыты для изучения. Они как большая книга, которую можно читать всю жизнь, узнавая что-то новое.
Снег своими руками
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Рождественские подарки от Метелицы
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками