Настоящая работа посвящена проблеме актуальности изучения народных сказок с целью выяснения, чему учат сказки и какие народные идеалы воплощены в образах сказочных героев, убедиться в их актуальности сегодня.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 110 КБ |
Региональный этап Российской научной конференции школьников «Открытие»
Секция: Литературоведение
Чему нас учат сказки нашего детства
Исследовательская работа
Выполнила: Бекетова Татьяна Викторовна, ученица 5 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» село Уточка, Красногвардейский район, Белгородская область
Научный руководитель: Ткачёва Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейский район, Белгородская область
Уточка, 2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общее знакомство со структурой сказок
Глава 2. Содержание сказок.
2.1. Передача содержания сказок через русские пословицы…………......................................9
2.2. Показ поступков сказочных героев………………………………………………………...12
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….................................15
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка сказывается…» - отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать - все мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" - сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться - почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы! В начале учебного года на уроках литературы мы изучали сказки, а затем начали знакомиться с более серьёзными произведениями знаменитых писателей. Мне кажется, что сказки я буду любить всегда, в любом возрасте. Проведя анкетирование в нашей школе, где участвовало 30 человек взрослых и детей, я поняла, что сказки любят и читают даже взрослые. (Приложение 1). И мне захотелось выяснить, почему так читаемы сказки, и какую роль они играют в нашем воспитании. Актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности на современном этапе роли сказки в жизни человека. Анкетирование, как среди учащихся школы, так и среди взрослых, было направлено на выяснение следующих вопросов: влияют ли сказки на формирование характера человека, чему учат, помогают ли в сложных ситуациях, почему все дети и даже взрослые любят сказки. Тема моей исследовательской работы: чему нас учат сказки нашего детства. Обратилась я к данной теме неслучайно. Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем. Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки. Попытаемся разобраться…
Цель исследования – выяснить, чему учат сказки. Нужны ли нам сказки. Задачи исследовательской работы: 1) расширить представление о сказочных образах; 2) проанализировать поступки героев и их влияние на читателей; 3) выяснить, какие народные идеалы воплощены в образах сказочных героев, убедиться в их актуальности сегодня; 4) изучив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы. Объект исследования: сказки, анкеты. Предметом исследования стали поступки героя русских народных сказок, литературных сказок, а также мнение учащихся и взрослых нашей школы. Методы исследования: анализ с поступков сказочных героев, сравнение и сопоставление поведения героев, анкетирование, обобщение полученного материала, использование поисково-исследовательских методов сбора информации. Гипотеза исследования - если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Чтобы не делать работу излишне широкой, я ограничилась рассмотрением только наиболее известных сказок, которые мне читали в детстве, и которые в детстве я читала сама.
Глава 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО СО СТРУКТУРОЙ СКАЗОК
Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! (А.С.Пушкин)
Вспомним свою книжную полку. Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам, по картинкам и всем желающим и нежелающим рассказывали: ─Жили-были дед да баба, и была у них курочка-ряба. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. «Скоро сказка сказывается…»─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. Главная мысль сказки ─ победа добра над злом. Положительные герои сказки всегда побеждают, отрицательные ─ наказываются. В стародавние времена сказку называли «басень». От глагола «баять» ─ говорить. Сказочников называли «бахари», иногда «баутчики», «баяны». Ходили по Руси бахари, ходили скоморохи, носили по земле сказки. «Ай потешить вас сказычкой? А сказычка чудесная: есть в ней дивы дивные, чуды чудные…» Люди теснятся вокруг бахаря, слушают жадно, ─ каждому охота узнать про дивы дивные. А он стрельнёт горячим, хитрым глазом в толпу и не спеша заводит: ─ В некотором царстве, в некотором государстве… Били бахарей царские стражники; государь Алексей Михайлович запрещал православному люду «баять басни бесовские». Сам же держал при дворе сказочников, награждал сукном на кафтаны и сапогами. Да что «тишайший» Алексей Михайлович! Иван Грозный и тот не обходился без сказки: три слепых старика бахаря неотлучно были у царской постели. Не всякая сказка для белокаменных палат. Были и такие, что прятались в убогой хижине при коптящей лучине, скрывались в шумной толпе на торговой площади. В богатых хоромах, в заросшей мохом, покосившейся избе─ всюду сказка была и любимой утехой, и помощником. Позднее бродячие бахари да скоморохи почти исчезли. В городском доме помнила сказку нянька, взятая из деревни, помнили кухарка, кормилица. Но главными и самыми искусными сказочниками остались крестьяне. Древняя сказка жила в крестьянской избе; отец дарил её сыну, бабушка─ внучке. Сказок много. И почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям. И в настоящее время фольклористы во многих станах мира собирают и записывают современное устное народное творчество. В результате собраны, изданы и переведены на многие языки мира сборники русских, английских, немецких, французских, итальянских, американских и других сказок народов земного шара.
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК
В народной сказке выражены мечты народа о будущем, его веру в победу добра. Сказки имеют самобытный национальный характер:
В литературной сказке есть фантазия, чудеса, всякого рода загадочные превращения и реальные события. Так у К.Паустовского события сказки «Теплый хлеб» происходят в совершенно реальных условиях зимней заснеженной деревеньки, в которой живёт мальчик «Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Здесь, читая описание теплой зимы, охватывает нас предчувствие волшебных превращений. Самые известные русские литературные сказки ─ «Сказка про Бову-королевича» и «Сказка о Еруслане Лазаревиче». По своему характеру и видам сказки тоже отличаются. Известный собиратель и исследователь сказки В.Я.Пропп в основу классификации положил сюжет и разделил сказки на: волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных, кумулятивные. (Приложение 2) Все они объединены общим признаком: в них всегда есть вымысел. Этот самый существенный признак народной сказки, её душу прекрасно выразил А.С.Пушкин: «Сказка ─ ложь, да в ней намёк…» Вот этот-то «намёк» и есть правда сказки, ─ правда мыслей и чувств человека. Порою этот «намёк», это скрытое содержание сказки не сразу осознаётся. Но постепенно всё становится ясным. Сказки о животных, самые древние по происхождению. Зародились они у народов, которые жили охотой. Первоначально это были фантастические рассказы о животных, обладающих якобы магическими свойствами. Животные делились на покровителей рода и его врагов. Это давало повод рассказчикам приписывать животным особый умысел в их поведении и наделять их человеческими качествами: добротой или коварством, глупостью или хитростью. Хитрость и глупость, воплощённые в образах лисы и волка высмеивают свойства характера отдельных людей. Волшебные сказки столь же древнего происхождения, что и сказки о животных. В них сохранились представления древних о мире, о силах природы, которые виделись им добрыми и злыми духами, о человеке и его месте во Вселенной. Именно для волшебной сказки характерен герой, ищущий правду, справедливость, способный полюбить безобразную лягушку или чудовище за красоту душевную, за доброту. Причём добро должно быть бескорыстным Только в волшебных сказках Баба-Яга говорит: «Фу-фу, русским духом пахнет!» Авантюрные сказки близки по характеру волшебным сказкам. Здесь тоже происходят невероятные приключения героев, рассказывается о чудесных путешествиях, ставятся перед героем трудные задачи, которые решаются уже не с помощью волшебных сил, а благодаря его уму и находчивости. В бытовых сказках больше, чем в каких-либо других, отражена современная сказочнику эпоха. Высмеиваются глупость, лень, жадность. Эти сказки более кратки однолинейным сюжетом, несложными переживаниями героя. Здесь нет описания путешествий или приключений; действие происходит обычно в одной деревне или в одном городе, герои ─ обычные жители этого города или деревни. Кумулятивная сказка. Особенность сюжета в том, что герои появляются постепенно. Это сказки такие, как «Теремок», «Звери в яме», «Зимовье зверей». Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Что в них такого привлекательного? Игра. Игра звуками, игра смыслом, полезная забава. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? Разве «докучная сказка» означает «скучать»? Нет ─ бесконечная! Потому что нет сказке конца. И «докучать» ─ значит умолять, просить неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже несётся со всех сторон: «Ещё, ещё!...»
1.3. СТРУКТУРА СКАЗКИ
Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой. Исследователь русской сказки В.Я. Пропп разработал схему построения сюжета:
Присказка ─ это шутливое вступление или концовка сказки. Начиная рассказывать длинную сказку, сказитель приговаривал: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Это ещё не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба», «На море, на океяне, на острове Буяне, стоит дерево ─ золотые маковки. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди» Признаки сказки: троичность действия, повторы заклинаний, вопросов, постоянные эпитеты, сам строй речи, которая приобретает разговорную интонацию, отступая от привычных грамматических оборотов, особенно в начале сказки, упоминание о числе три (трёхголовый змей, три сестры, более позднее упоминание чисел семь, двенадцать, запрет и нарушение запрета, сказочные клеше: жили-были; долго ли, коротко ли; низко ли, высоко ли; в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в сказке есть реальные и нереальные события, сказки читаются плавно, напевно. Образцы концовки: «…Стали они жить – поживать, добра наживать да медок попивать»
«…И я там был, мёд-пиво пил: мёд, говорят был горек, а пиво мутно. Отчего бы такая притча?»
«…Стал он с царевною жить да поживать, и теперь живут ─ хлеб жуют»
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ СКАЗОК
2.1 ПЕРЕДАЧА СОДЕРЖАНИЯ СКАЗОК ЧЕРЕЗ РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ
Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить свои размышления через русскую пословицу. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:
Иллюстрация Сказка Пословица
«Колобок" "Чем хвалимся, на том и провалимся".
"На языке медок, да на сердце – ледок".
«Теремок» "Не бравши топор, жилья не срубишь".
"Легко взято, легко и потеряно".
«Лиса и журавль» "Как аукнется, так и откликнется"
"Каков привет, таков и ответ"
«Чего себе не хочется, того и другому не делай»
«Курочка, мышка и тетерев» «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи».
«Семь раз отмерь – один отрежь»
«Лисичка со скалочкой» «Тому худа, не отбыть, кто привык неправдою жить»
«Правда, как ни прячь, наружу выйдет»
«Легкий хлеб» «Хлеб горбом достают»
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Крошечка- Хаврошечка» «Кто правдой живет, тот добра наживёт»
«Кто добро творит, того Бог благословит»
«Царевна-Несмеяна» «Не всё то золото, что блестит»
Делу время, потехе час»
Заюшкина избушка «На чужой каравай рот не разевай» Правда, интересно. Значит, сказки расширяют ещё и кругозор.
2.2. ПОКАЗ ПОСТУПКОВ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Это очень важно для определения симпатий окружающих нас людей, для разграничения добра и зла. Мы отождествляем себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно". Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взял любимые сказки и постарался выделить главное в них: «Чему нас учит эта сказка?».
Сказка«Репка» Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.
Сказка«Колобок» Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям.
Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Но главные герои этих сказок всегда шли не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь уложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаем добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
Сказка «Гуси–лебеди»
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно.
Ш.Перро «Золушка», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Эти две сказки очень похожи. В них присутствует очень большой скрытый смысл. Будь скромен, добр, трудолюбив, отзывчив, и судьба вознаградит тебя. Несмотря на то, что Золушка и Белоснежка повстречали своих принцев, когда были красиво одеты и те ничего не знали об их трудолюбии, нравственности и интеллектуальных способностях, то всё равно именно внутренняя красота девушек привлекла к себе внимание принцев.
Сказка «Кот, лиса и петух»
Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.
Сказка «Заяц-хвастун»
Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Сказка «Теремок»
У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь ломает домик, и звери разбегаются, или, наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Также есть вариации этой сказки – «Рукавичка» (украинская сказка), «Теремок» (в обработке А.Толстого) помните: ехал мужик с горшками и потерял один горшок»), «Под грибом» и «Зайкин корабль» (В.Сутева), «Грибок-Теремок» (А.Усачева). Конечно, главный смысл в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.
Сказка «КурочкаРяба»
Незамысловатый сюжет сказки "Курочка Ряба" не так прост. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизирует смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает! Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой сказке дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближнему.
Анализ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная сказка (Приложение 3)
Сказочные клеше: жили-были, высоко, далеко
Главные герои: сироты, что характерно для сказки.
Используются уменьшительно-ласкательные суффиксы –еньки- (одни-одинёшеньки), -ушк- (Алёнушка, Иванушка), устаревшие слова ( а жар-то их донимает).
Существование запрета: Алёнушка не разрешала Иванушке пить из копытца
Нарушение запрета: Иванушка не послушался и испил из копытца
Наказание: Иванушка стал козлёночком
Троекратность: братец Иванушка трижды обращается к сестрице Алёнушке
Чудесные помощники: купец
Достижение цели: расправа с ведьмой
Повтор слов:
А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает;
─ Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца
Образ Алёнушки ─ образ мудрой девы, восходит к эпохе матриархата. Так в некоторых русских сказках встречается образ богатырши.
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:
1.Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые (ПО результатам анкетирования из 30 человек – 30)
2. "Сказка будит и пленяет мечту.
Она дает ребенку первое чувство героического…
она учит его мужеству и верности;
она учит его созерцать человеческую судьбу,
сложность мира, отличие "правды от кривды". (И. А. Ильин). По результатам анкетирования: на вопрос, чему учат сказки, из 30 человек 20 ответили доброте, справедливости и вежливости. 3. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. 4. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. 5. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций
ЛИТЕРАТУРА
1. Вороньев А.Н. Книга для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2008.
2. . « Живая вода» Сборник русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г. 3. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.
4. Крючков С.В. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2005. 5. Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказки и рассказы Москва «Астрель»,2006 г. 6. Отечественная литературная сказка Изд-во «Центр духовного возрождения черноземного края»,1995 г. 7. Ожегов С.И. Словарь русского языка Москва, «Русский язык»,1984 8. Сказки русских писателей – М.: «Детская литература», 1986. 9. Энциклопедический словарь юного филолога Москва, «Педагогика», 1984 10. Интернет – ресурсы: http://ocka3ke.ru – о СКАзКЕ.ru детские сказки онлайн, аудио, иллюстрации.
Приложение 1
Анкета № 1
Цель: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
Да - 25 человек 83%
Нет - 2 человек 8 %
Не очень - 3 человека 9 %
2. Какие сказки тебе больше нравятся? Волшебные - 65 % О животных – 20 % Бытовые – 15 %
3. Ваша любимая сказка. Были названы чаще всего: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Маша и медведь», «Каша из топора», «Белоснежка», «Русалочка» и др. 4. Чему учат сказки? - Добру, справедливости, героизму, милосердию, вежливости, хорошим манерам, ловкости, сообразительности, уму.
Вывод: Из данного анкетирования видно, что большинство читают волшебные сказки. Люди хотят верить в волшебство.
Приложение 2
Анкета № 2
Цель: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса.
Да – 30 Нет – 0 Не знаю - 0
(из 30 человек 20 ответили доброте, справедливости и вежливости)
Да – 25 Нет – 4 Не знаю - 1
( показывают выход из сложных ситуаций).
Приложение 3
Жили-были муж да жена, у них были дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Вот мать с отцом померли, и остались Алёнушка да сынок Иванушка одни-одинёшеньки, без родных, без знакомых.
Пошли они по белому свету странствовать.
Идут они по дальнему пути, по широкому полю, а солнышко-то их припекает, а жар-то их донимает.
Захотелось Иванушке пить:
─Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
─Погоди, братец, дойдём до колодца.
А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Стоит коровье копытце, полно водицы.
─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
─Не пей, братец, телёночком станешь!
Иванушка послушался сестрицу, и пошли они дальше.
Идут они да идут, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Стоит лошадиное копытце, полно водицы.
─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
─Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, и пошли они дальше.
Идут они чистым полем, широким раздольем, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Стоит козье копытце, полно водицы.
Иванушка говорит:
─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
─Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.
Напился и стал козлёночком…
Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села под стожок ─ плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
─О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду.
Купец ей говорит:
─Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
Стали они жить-поживать, и и козлёночек с ними живёт. Ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки.
Сказка об осеннем ветре
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Басня "Две подруги"
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Как нарисовать небо акварелью