В представленной исследовательской работе раскрываются лирические образы и мотивы стихотворений тувинского поэта и писателя Э. Мижита.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_raboty_mizhit.zip | 205.63 КБ |
mifologicheskie_obrazy_v_stikhotvoreniyakh_e._mizhita.docx | 32.04 КБ |
Оглавление
Введение
Творчество Эдуарда Баировича Мижита представляет особый интерес. Мижит Эдуард Баирович поэт, прозаик, драматург, эссеист и переводчик, член Союза писателей России. Пишет на русском и тувинском языках. Родился в 1961 г. в пос. Торгалыг Улуг-Хемского района Республика Тыва. Закончил Литературный институт им. А.М. Горького, участник последнего Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве и регионального совещания молодых писателей в Горно-Алтайске. Автор поэтических сборников «Палица Кезера» (1989 г.), «Осколки» (1992 г.), «Простые стороки» (2006 г.), стихотворений в прозе «Зов взвихренного колодца» (2002 г.), автор пьесы «Кто ты, Субедей?», постановка удостоена Гран-при Международного театрального фестиваля «Туганлык», 2000 г. Печатался в «Антологии русского верлибра», альманахах «Истоки», «День поэзии», журналах «Юность», «Земля Сибирь», «Литературная учеба», «Улуг-Хем», газетах «Литературная газета», «Литературная Россия», «1-ое сентября», «Гуманитарный фонд», «Коре», «Собеседник» и т.д. В настоящее время работает зав. литературной частью Тувинского муздрамтеатра. Сегодня почти не имеется работ, посвященных творчеству Э. Мижита. Загадка лирики поэта, тайна его поэтической души не раскрыта. Данная работа – попытка постичь эту тайну.
Главная задача анализа стихотворного текста, особенно с точки зрения семантики, заключается в раскрытии авторского смыслового наполнения слова. Об этом пишет и Ю.М. Лотман: «поразительно мало внимания уделяется специфике языка поэта». Указание на «способность возбуждать у слов появление «колеблющихся признаков», сообщать им в тексте помимо основного дополнительные семантические и эмоциональные наслоения», по словам А.Д. Григорьевой, отмечается многими исследователями.
Данное исследование – попытка исследования мифологических образов в стихотворениях Э. Б. Мижита, которые в первую очередь помогают читателю понять внутренний мир поэта.
Одним из актуальных аспектов в исследовании является не изученность творчества поэта, что и предопределяет актуальность работы.
Целью нашей работы является определение роли и функций мифологических образов в стихотворениях Э. Мижита.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом изучения являются стихотворения Э. Б. Мижита цикла «Разве не чудо?...» из книги «Пируэты мысли».
Содержание
Стихотворения из цикла «Разве не чудо?...» из книги «Пируэты мысли».
Цикл стихотворений назван не случайно – «Разве не чудо?» - заставляет нас задуматься об окружающем нас. Что же может быть для человека настоящим чудом? Поэт дает ответ в стихотворениях.
В стихотворении «Одарив своим высочайшим вниманием…» мы видим, как через осень одним прикосновением превращает всё в золото. Прикосновенье Осени поэт сравнивает с Мидасовыми пальцами. Мифологический образ дан не случайно: Мидас - в греческом мифотворчестве имя фригийского царя. Когда Мидас был еще ребенком, ему муравьи таскали пшеничные зерна, предвещая будущее богатство. Мидас поймал сатира Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил. В награду за освобождение Силена Дионис предложил Мидасу исполнить любое его пожелание. Мидас пожелал, чтобы всё, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Таким образом, в стихотворении Э. Мижита Осень подобно Мидасу «из всех живых существ выбирает листву немногих деревьев и траву, склонившуюся в нижайшем поклоне» превращает в золото.
В этом стихотворении мы видим цикличность времени, круговорот жизни. Стихотворение является философским размышлением о жизни.
В стихотворении «Несколько дней….» мы видим, как изменяется природа с наступлением осени. С помощью выразительных средств: рыжее пламя (метафора), стволы деревьев, как обугленные кости без перьев (сравнение), крылья-ветки (метафора) достигается особая образность. Стихотворение построено на противопоставлении: в первых строчках – это Осень, а в последних – Весна:
Несколько дней
Рыжим осенним пламенем
Полыхал этот лес…
……чтобы вновь
Оперением новым
Нежно-зеленым
Покрыться весной
Мы видим как умирающая природа вновь возрождается из «пепла и праха» как птица Феникс:
…чтобы вновь
Оперением новым
Нежно-зеленым
Покрыться весной
И, махая ожившими
Крыльями-ветками,
На все птичьи голоса
Фениксом снова
Звонко запеть.
В древнегреческой мифологии птица Феникс - волшебная птица. Греческие писатели, начиная с Геродота, рассказывают о священной птице египтян Фениксе, похожей на орла, прилетающей каждые 500 лет (по Плинию, 540, по Марциалу, 1000 и т.д.) из Аравии в Илиополь для погребения в тамошнем храме Ра своего отца, заключенного в яйцо. По Епифанию, Свиде и другим новогреческим и византийским авторам, Феникс сам прилетает умирать в Илиополь. Здесь его сжигают в благовониях; из пепла он возрождается снова, сначала в виде гусеницы, которая на третий день начинает превращаться в птицу и на сороковой становится птицей окончательно и улетает домой в Аравию. По другой версии, Феникс умирает, вдыхая ароматы трав, но из его семени рождается новая птица, которая из Аравии переносит прах отца в яйце, вылепленном из смирны, в Гелиополь в Египет, где жрецы солнца его сжигают (Геродот, II 73). Величиной Феникс с орла, имеет великолепную окраску красно-золотых и огненных тонов, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок. Феникс живет 160 лет. Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение смерти, она устраивает гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирро, алоэ, которые легко воспламеняются. Потом садиться в гнездо и ждет, когда оно загорится. И вместе с гнездом сама сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала существо похожее на змейку или молодую саламандру, а из этого существа вырастает потом похожий на прежнего Феникс (Овидий, Метаморфозы, XV 393-407).
В стихотворении мы ощущаем мифологическое время, связанное с цикличностью происходящего в природе. Не каждый способен уловить время в стихотворении, мы смогли это ощутить с помощью образа-символа – птицы Феникс. В строках стихотворения прослеживается круговорот событий, смена времен года. Это стихотворение – философское размышление. В отличие от природы, способной возрождаться вновь, человеческая жизнь похожа миг, на падение листа, сорванного с дерева.
В стихотворении «Я бы этому ни за что не поверил…». В первых же строках обозначена категория мысли в творчестве поэта: она (мысль) предназначена для познания мира; вкладывая частичку её смысла в слово, можно нарисовать картину мира, познать его ценности («кому-то нравится, кому-то не очень, заводит друзей, наживает врагов…»).
Мысли противопоставлено чувство, которое может быть выражено творцом при помощи «одежды стиха». Но художник не ступает за их грань, работает только с формой, ведь восприятие искусства идёт изначально на чувственном уровне. Поэт же через слово стремится постичь смысл каждой вещи и вселенной в целом. Для Э. Мижита центральной категорией становится мыслечувство, где мысль неотделима от чувства. И поэтому Мысль в стихотворении живет «точно такой же жизнью, как все». С помощью сравнения с мифологическим образом («как Афина Паллада, что родилась из головы отца»), мы получаем дополнительный семантический образ.
Афина Паллада в древнегреческой мифологии - богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа Афины не позволяет раскрыть этимологию имени богини. Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым дождём (Pind. 01. VII 62-70), она хранит молнии Зевса (Aeschyl. Eum. 827). Её изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда Афина Паллада). Также существует миф, что Афина родилась из головы своего отца Зевса. У Зевса болела голова. Ему показалось, что еще мгновение и голова его расколется от боли; тогда он неистово зарычал и небесный свод ответил ему эхом. На крик выскочил Гермес и тут же понял, что случилось с Зевсом. Он упросил Гефеста (а некоторые говорят Прометея) взять клин и расколоть голову Зевсу. Оттуда-то и появилась Афина с воинственным кличем и в полном боевом снаряжении.
Э. Мижит соединил в стихотворении мифологический образ с образом Мысли, живущей отдельно от лирического героя.
В стихотворении «Каждую ночь…» мы видим цикличность, круговорот времени. Это достигается с помощью трехкратного повтора строки «Каждую ночь…». Мы встречаем тему зыбкости и быстротечности времени. В данном случае «мы входим в темные воды, ныряем, насколько хватает» — это жизнь, похожая на один вздох. Идея двоемирия выражена не очень ярко, но всё же поэт указывает на другой мир, мир «забвенья», способный управлять нашими судьбами. Поэт становится творцом мифологического мира. «Воды забвенья», «летейские воды» - это мифологический образ реки Леты. В греческой мифологии Лета — река забвения в Аиде, подземном царстве; души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь (Гесиод, Теогония; Вергилий, Энеида, 6). Название реки стало символом забвения; возникшее отсюда выражение «кануть в Лету» употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.
В стихотворении «Ночами…» мы также видим мифологический образ Атланта. Атлант - ("поддерживающий"), в греческой мифологии титан, сын титана Япета и океаниды Климены. Древние греки полагали, что он поддерживал небесный свод близ сада Гесперид в наказание за участие в битве с Зевсом на стороне титанов. Самым известным событием в его жизни была встреча с Гераклом, посланным царем Эрисфеем к Гесперидам за яблоками вечной молодости, которые они охраняли и которые были подарены Геей на свадьбу Геры и Зевса. Атлант вызвался принести их Гераклу, если тот вместо него недолго подержит небосвод. Вернувшись с яблоками, титан предложил доставить их Эрисфею, ведь Геракл прекрасно справлялся с работой. Герой для вида согласился, но попросил Атланта временно подержать ношу, пока он сделает подушку и не подложит ее под небо, после чего сбежал, оставив обманутого Атланта исполнять свой долг в одиночестве.
В стихотворении Атлант играет особую роль. Поэт называет его «светлейший Атлант – солнечный свет». Атлант является символом жизни, света: «ставит небо на прежнее место», он дарует людям жизнь. Стихотворение построено на противопоставлении: «ночами под покровом тьмы опускается небо…» - «ставит на прежнее место … светлейший Атлант – солнечный свет».
Вывод
Таким образом, мифологические образы носят в стихотворениях Э. Мижита особую смысловую нагрузку, они позволяют раскрыть идейное содержание стихотворений. Можно выделить следующие функции мифологических образов:
Библиографический список
Сайты:
www. slovari.299.ru
Приложение
Цикл «Разве не чудо?...» из книги «Пируэты мысли»
* * *
Одарив своим
высочайшим вниманием
и царственно выделив их
из толпы других вещей
и существ,
лишь мимоходом
погладила осень
листву немногих деревьев
и траву,
склонившуюся в нижайшем
поклоне —
и вот они все
уже блещут вовсю
золотом всех оттенков и проб
от этого прикосновенья
Мидасовых пальцев.
* * *
Несколько дней
рыжим осенним пламенем
полыхал этот лес,
пока не остались чернеть
лишь ветки и стволы деревьев,
как обугленные кости
без перьев,
ставших пеплом и прахом,
взметаемым ветром…
чтобы вновь
оперением новым
нежно-зеленым
покрыться весной
и, махая ожившими
крыльями-ветками,
на все птичьи голоса
Фениксом снова
звонко запеть.
* * *
Каждую ночь
мы входим в темные воды,
ныряем, насколько хватает
дыхания и отваги,
в ее черные кошмарно-тягучие
глуби
или, перевернувшись на спину,
качаемся на волнах
в то время как,
орлиными кругами,
все выше и выше
взмывает в небо наш взор…
Каждую ночь
этой водой мы смываем с себя
всю пыль земных дорог и забот
и липкий пот своих вожделений
и страхов,
отчаянья и суеты…
Каждую ночь
мы пьем эту воду забвенья
и хоть несколько часов
мы не помним себя,
а тех, кто навеки остался
в этих летейских водах,
живыми, как прежде,
видим мы здесь…
* * *
Ночами
под покровом тьмы
угрожающе близко к земле
опускается небо,
ведь слабому свету бледной луны
и далеких-далеких звезд
нелегко удерживать эту махину
от паденья.
Но всякий раз,
приподняв его край на востоке
и вставая во весь исполинский
свой рост,
ставит небо на прежнее место
передохнувший за ночь
светлейший Атлант –
солнечный свет…
* * *
Я бы этому ни за что не поверил,
если бы сам не встретился с ней –
своей мыслью,
которую я в одежду стиха
когда-то облек,
правда, за это время
она подросла и слегка изменилась,
так что я не сразу ее узнал —
ведь она проходила
в толпе других мыслей,
исходящих из речи одного моего знакомого —
как не сразу поверил,
что она живет
точно такой же жизнью, как все –
кому-то нравится,
а кому-то не очень,
заводит друзей, наживает врагов,
с кем-то воюет, с кем-то
песни поет,
а с кем-то и плачет…
У нее у самой уже куча детей,
правда, таких же
невидимых, как она,
как Афина Паллада, что родилась
из головы отца.
* * *
Тёплый ветер,
невидимый танец весны,
улыбка солнца,
заглядевшегося на неё, –
аж рот до ушей…
Деревья
тянутся к ней
своими руками-ветвями
и стряхивают с них
последние метки
зимы…
Всё больше и больше
проталин –
следов ног
танцующей весны…
И вот уже
проворно бегут ручьи –
серебристые пальцы весны,
ласкающей землю,
и пробиваются первые
нежные ростки травы
ответом земли
на её поцелуи.
* * *
Разве не чудо,
что в пустоте
невообразимо бескрайнего
космоса,
ни на чем не покоясь,
ни за что не держась,
не падая и не разбиваясь
вдребезги,
носится шар
земной?
А вы говорите:
«Нет чуда на свете!»
Разве не чудо,
что на этом шаре
есть и цветы, и деревья,
и птицы, и люди,
и мысль, и слово,
и вы,
пусть ненадолго?
А вы говорите:
«Покажите нам чудо!»
Разве не чудо,
что вы родились –
вот не было вас,
не было, не было
не было, не было,
и вдруг – раз … и нате –
вы родились –
разве не здорово?
А вы говорите:
«Нет счастья под солнцем!»
И разве
не самое дивное чудо,
что вас, такого одинокого,
такого крохотного
и мгновенного
в этом безбрежном космосе,
кто-то ещё и любит,
вы представляете,
вас, только вас
Любит?!
А вы говорите…
Зимовье зверей
О путнике
Юрий Визбор. Милая моя
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Зимний дуб