В сочинении о малой Родине рассказано о святых местах
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_popovoy.rar | 10.51 КБ |
Святые места Салаира
В центре города, как и положено, на самом высоком месте возвышается храм. Я считаю, нашу церковь одним из самых красивых мест в Кузбассе.
Салаирская церковь… – исторический храм.
На пригорке стоит, всем открыт он ветрам…
Впервые вопрос о строительстве церкви в Салаире встал в 1801, когда группа служащих обратилась к управляющему Федору Савельевичу Ваганову с просьбой о ходатайстве у начальства позволения к постройке при Салаирском руднике церкви. Летом 1801 года в Салаире побывал Василий Сергеевич Чулков – главный начальник Колыванских заводов. Ваганов решил воспользоваться случаем и передал ему просьбу местных жителей. Просьба была удовлетворена. Сооружали церковь всем миром в самом центре поселка на пригорке в восьмидесяти саженях от главной конторы. Все необходимые расчеты, чертежи, рисунки выполнил окружной архитектор Яков Попов (ученик знаменитого архитектора Карла Росси). Украшал церковь выпускник Петербургской императорской Академии Художеств Михайла Мягков. Из клировых ведомостей, хранящихся в Томском государственном архиве, отцом Леонтием Поповым датируется: «29 июня 1831 года постройка церкви начата, в 1834 году постройка окончена, освещена в 1836 году, здание деревянное, каменный фундамент, без колокольни». Отец Леонтий окончил Тобольскую Духовную семинарию в
1856 году. С 1861 года переведен в Салаирскую Петро – Павловскую церковь, утвержден духовником окружных церквей, на этой должности состоял почти 40 лет (до 7 октября 1903 года). Его трудами возведен кирпичный храм Петра и Павла, воздвигнут памятник императору Александру II. Захоронен отец Леонтий возле храма.
В ноябре 1858 года на руднике произошел пожар, в результате которого сгорела часть Салаира, в том числе и церковь, и салаирцы начинают хлопотать о строительстве кирпичного храма. Салаирскую церковь возводили каменных дел мастера из Чумышской волости, Алтайского села Жуланиха под руководством мастера Рогова. Из клировых ведомостей о церкви за 1907 год: «Заложена 14 мая 1900 года по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Макария, Епископа Томского и Барнаульского. Построена на церковные капиталовложения и, отчасти, на пожертвования прихожан. Освящена 8 апреля 1908 года. Славилась церковь колокольным звоном и изумительной красоты золоченым иконостасом, на изготовление которого ушло 20 трехаршинных кряжей, каждый толщиною в 10 – 12 вершков. Порции золота, необходимые для золочения, собирали буквально по крохам.
В приходе имелось две школы: одна двухклассная - Министерства Народного просвещения Салаирского рудника, в которой учительствовал протоиерей Леонтий Попов (в ней обучался 131 мальчик и 100 девочек); вторая – церковно-приходская, в деревне Гавриловка. В ней где обучалось 49 мальчиков и 29 девочек.
Годы революционного лихолетья в историю храма вписаны кровью. «… Своим чередом шла служба. Вдруг под своды Божьего дома, стуча сапогами, вошли вооруженные люди. Священника Рафаила, не дав закончить чин, выволокли из храма, привязали к хвосту лошади и волоком потащили до окраин, где бросили тело в мусорную яму».
Только в 1933 году Петропавловская церковь была закрыта и разграблена. Памятник царю исчезнет без следа, колокола снимут и отправят на переплавку, а кресты перекуют на оси для телег. Возникает вопрос – почему
церковь в Салаире просуществовала так долго? В годы революции отряд красного командира Рогова (сына того самого мастера, который построил церковь) сжег не одну церковь, а Петропавловскую пожалел в память о своем отце. В 1936 – 1937 годах, когда были репрессированы священники Павел, Иаков, Симеон и староста Тимофей Кротов, жизнь православной общины практически замерла. Храм превратили в склад, а затем и вовсе бросили на произвол судьбы: зияли провалы окон и дверей, ободрана штукатурка, кругом груды мусора. Но продолжали стоять стены, и гордо возвышалась колокольня с единственным сохранившимся крестом (его пытались снять, но эта попытка оказалась трагической – человек упал и разбился), как символом непоколебимого духа. В 70-е годы церковь вообще хотели снести, но спас храм бывший директор Салаирского рудоуправления Александр Михайлович Руденко, который на все требования и угрозы ответил: «Храм рушить не буду и не дам». 1 августа 1989 года по многочисленным просьбам верующих Салаира и Гурьевска решением Совета Министров храм передан в руки верующих. Благодаря отцу Сергию (Мосолову), по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона Митрополита Новосибирского и Барнаульского, назначенному настоятелем Петропавловского храма 1 июля 1989 года, усилиям прихожан, финансовой поддержке администрации города и области, предприятий и организаций храм был восстановлен.
И сейчас церковь святых апостолов Петра и Павла радует нас своей архитектурой, а в праздники и выходные над городом плывёт мелодичный звон колоколов салаирской церкви. Но самое главное – она согревает нашу землю молитвенной благодатью.
Еще один из знаменитых родников Салаира расположен в районе Речки.
Множество преданий существует о его происхождении. Вот одно из них: «Однажды, вскоре после революции местный священник Рафаил и диакон Терентий совершали Божественную Литургию. Вдруг в церковь ворвался большевистский отряд. Бойцы хотели схватить священника, но верующие за него заступились. Священник просил лишь одного – позволить завершить службу, но большевики схватили священника, привязали его к хвосту лошади и потащили его прочь от церкви по вырубкам, по пням, по ямам. И бросили в одном из окрестных логов. На следующий день схватили и привели туда, где лежало тело Рафаила, диакона и ещё несколько верующих, там их всех расстреляли. Вскоре над этим местом стал появляться свет, потом пробился источник, вода которого не замерзает даже в самые сильные морозы». Стараниями отца Сергия 28 июля 1995 года здесь появилось красивое, срубленное из сосновых брёвен, небольшое сооружение – надкладезная часовенка во имя древних православных святых мучеников Кирика и Иулитты. Кирика – сын Иулитты. Они приняли мученическую смерть за свою веру. День Кирика и Иулитты по народному календарю считался серединой лета. Сибирские женщины почитали Иулитту своей заступницей. Часовня сразу же привлекла внимание не только салаирцев, но и жителей окрестных мест. И в дни поминовения святых Кирика и Иулитты к часовенке совершаются крестные ходы, и в Крещение это место посещает большое количество людей. Путь к часовенке указывает дорожный указатель.
230 лет, тем более – 70, срок для истории небольшой. Но это история нашего города. Как и в истории нашей страны у города были взлеты и падения. Только благодаря мужеству людей, их любви к своей малой родине, чувству ответственности за будущее, вопреки всему - город живет, хранит свои традиции и бережно относится к окружающей природе.
Приезжайте в Салаир, и вы поймете, за что мы любим свой город.
Сочинение
Святые места Салаира
Выполнила: Попова Кристина,
обучающаяся 9 А класса
МБОУ «ООШ№26»
Руководитель: Гугунова
Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ООШ№26»
Две снежинки
Лиса-охотница
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Филимоновская игрушка
Колумбово яйцо