В настоящее время Россия переживает кризис в духовной и общественной жизни. И именно в литературе нужно искать новую модель мышления, которая способствовала бы реабилитации абсолютных ценностей. Роман Л.Улицкой «Медея и ее дети» своего рода учебник, который поможет сформировать внутренний мир человека, его отношение к природе, к семье, к осознанию того, что существуют высшие ценности, несравнимые по значению с любыми житейскими явлениями и интересами.
Вложение | Размер |
---|---|
petrova.doc | 43 КБ |
Петрова Анастасия
МБОУ «Шелеховский лицей»
рук. Н.В. Дёмина
Модель мироздания в романе Л.Улицкой «Медея и ее дети»
В настоящее время Россия переживает кризис в духовной и общественной жизни. И именно в литературе нужно искать новую модель мышления, которая способствовала бы реабилитации абсолютных ценностей. Роман Л.Улицкой «Медея и ее дети» своего рода учебник, который поможет сформировать внутренний мир человека, его отношение к природе, к семье, к осознанию того, что существуют высшие ценности, несравнимые по значению с любыми житейскими явлениями и интересами.
Целью настоящей работы является анализ образа мироздания в романе Людмилы Улицкой «Медея и ее дети».
Точного определения слово «мироздание» не имеет, но оно является синонимом слова «миросоздания». Следовательно, мироздание — это тот мир, который человек создает внутри себя, используя для этого окружающий его мир. Т.А.Соколова, исследовательница творчества Л.Улицкой, относит писательницу «к разряду таких писателей, которые даже в страшные времена не боятся поместить смятенную и попираемую, но всё же бесконечно сильную человеческую душу в центр созидаемого ими мироздания».
С самого заглавия произведения прослеживается связь главной героини романа с античной Медеей. Роман является тем редким для современной литературы случаем, когда писательница не только выбирает женщину главной героиней, но и выносит ее имя в название произведения. Т. Ровенская уверена, что «...по замыслу писательницы название произведения было призвано заговорить прежде, чем заговорят его страницы». Автор описывает внешность и характер своей Медеи: «…высока, статная, классические черты сурового лица, немногословна. Она как бы с высока наблюдает за происходящим внизу, при этом оставаясь в стороне». Те же черты характерны и для мифической Медеи. Как писала сама Людмила Улицкая, « это вывернутый наизнанку миф о неистовой колхидской царевне Медее, это роман не о страсти, а о тихой любви, не об огне мести, а о великодушии и милосердии, которые совершаются в тех же самых декорациях на крымском берегу...». Л.Улицкая как бы проводит параллель между мифом и своим романом. У Медеи Улицкой много общего с античной Медеей: обе гречанки, обладают специфическими способностями (античная Медея была волшебницей, а Медея Улицкой обладала даром "всеведенья"), схожи по внешнему описанию (высокие, статные, похожи на богинь). Но, несмотря на схожесть, они все же очень разные. Античная Медея жестока, коварна, мстительна, хитра. Она не жалеет своих детей и ради мести убивает их. Медея же Улицкой — это любящая, благодарная женщина, уважающая решения близких для нее людей, которая почитает семейные ценности и любит «своих» детей. Современная Медея обращена к добру и свету. В отличие от героини мифа в ней нет варварства, мстительности, безумной страсти. И весь роман Л. Улицкой, основанный на любви к ближнему и помощи страждущему, отличается от античного мифа. Автор создает свой миф о человеке - праведнике, в котором размышляет о человеческих ценностях: о добре, о любви, о жизни, о семье.
Сам роман был написан в 1996 году. Но определить время, которое описывается в романе, точно нельзя, в нем есть как воспоминания героев о прошлом, так и настоящее с будущим. Настоящее время затрагивает период распада СССР, то есть то время, когда люди начали заниматься тем, чем они хотели, а не тем, чего хотело государство. Но Медея живет как бы в другом мире, где свои традиции, свои порядки и свое мировоззрение, которые она передает и следующему поколению. Такая неоднозначность временных рамок помогает автору описать всю жизнь главной героини и показать, что Медея не следует тенденциям того времени, которое описывается в романе, она живет по своему собственному распорядку, который не зависит от сложившейся ситуации.
Интересно проследить и отношение героини к природе. Автор показывает не само описание природы, а взаимоотношение главной героини с ней. Медея ценит и уважает природу, она становится частью пейзажа, где живет, и уважительное отношение Медеи к природе всегда вознаграждалось всяческими находками. В обстановке роскошной природы Крыма люди, герои романа, чувствуют себя свободнее, чем в тисках обыденной жизни, их волнуют звуки и краски моря, перспектива горных хребтов, вольные ветры и запахи сухих трав. Рождается особая атмосфера общения в кругу Медеиного дома, которую она всегда остро чувствовала, «хотя все устали, расставаться не хотелось: в воздухе висело какое-то неопределенное «продолжение следует». Л. Улицкая описывает окружающий мир как сцену, на которой происходит действия романа. Как говорила она сама, «...те же самые декорации...».
Интересен и вещий мир героини. Неотъемлемыми символами для Медеи стали кольцо с аквамарином (перстень), черный платок, который она завязывала по-особенному, и кружка, подаренная Никой. Перстень, как замкнутое кольцо, символизирует вечность, непрерывность. Также перстень - символ мудрости. Перстень — сила, достоинство, честь, почет, богатство, знак установления, утверждения порядка. И большинство из эти характеристик относятся к Медеи. Медея действительно была мудра, к ней всегда прислушивались и уважали ее. «Из уважения к Медее и этот, и другие необъяснимые законы всеми жильцами строго соблюдались». Кружка — это своего рода чаша, и поэтому она символизирует женщину. А женщина — это мать, хранительница очага, и действительно для многих своих племянников Медея стала матерью. Медея стала центром семейного очага, она оберегала свою семью всеми для нее возможными способами. Платок —это важный элемент одежды женщины, который свидетельствует о нравственности, приверженности к тем или иным духовным и культурным ценностям. Если судить о культурных ценностях, то можно увидеть, что в том, как она завязывала платок, прослеживается ее греческое происхождение. А о нравственности героини можно говорить по цвети платка, он черный, так как она уже на протяжении многих лет носила траур по своему мужу.
Действительно, вещи, которые окружали Медею на протяжении большого количества времени, стали для нее символами. Родные уже не представляли ее без платка, кольца, и все всегда знали, что забавная кружка, сделанная Никой, — это кружка Медеи. Использование символики делает авторскую мысль более многомерной, придает произведению глубину. Писательница обращает внимание читателя на тех деталях вещного мира, которые имеют художественную значимость, обладают тенденцией перерастать в символы. Они позволяют в полной мере раскрыть внутренний мир героини- праведницы.
Роман основан на истории семьи, где главой является Медея. Она живет в Крыму и, начиная с апреля, к ней наведываются ее многочисленные родственники. К Медее, как к самому опытному и старшему члену семьи, относятся с уважение и даже с некоторым восхищением. Многочисленные родственники Медеи разбросаны по всему земному шару (Литва, Грузия, Сибирь, Средняя Азия, США, Италия, Израиль и др.), но все они стремятся приехать и привести своих детей к Медее, в Крым. Ее семья - это собрание многочисленных народностей, объединенных одной родовой линей. В семью входили такие национальности, как евреи, грузины, греки, русские, испанцы, была даже невестка с Гаити. Для родственников Медея — это образ мудрости, без которой они не могут жить. Но и она не представляет свою жизнь без своей многочисленной семьи. Т. Ровенская отмечает, что «основная жизнь Медеи вращается вокруг её дома и семьи - основных составляющих её бытия. Это бытие и представляет собой символическую модель мира женщины, которую по-своему реконструирует писательница». Эта семья не меняется от того, в каком обществе она живет, поведение членов семьи определяется ее внутренними законами, «иная над ней (Медеей) власть», — говорит про нее Георгий, тем самым подчеркивает ее глубокие человеческие качества, которые все больше крепнут со временем. Семья — это главное для Медеи, поэтому она старается оберегать ее. Семья и дом в романе и есть первооснова мироздания человека. Они дают ощущение полноты жизни, не прячут от житейских бурь, а хранят свою силу, чтобы дети потом смогли выстоять в этой жизни, не сломаться, протянуть руку помощи друг другу. Семья— это главное для Медеи, поэтому она старается оберегать ее. Медея становится душой, объединяющим центром большой семьи
Роман Л.Улицкой в полной мере показывает, что духовная сущность человека бессмертна, что никакие политические и экономические процессы в мире не способны ее уничтожить. Героиня романа Л.Улицкой, смятенная и попираемая, построила свою жизнь по абсолютным истинам мироздания.
Список использованной литературы:
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции.- Москва: Гелеос, 2007.- 560с.
Ровенская Т.А. Роман Л.Улицкой «Медея и ее дети» и повесть Л.Петрушевской «Маленькая Грозная»: опыт нового женского мифотворчества // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. – М., 2001. №2. -с.20.
Соколова Т. А. Интертекстуальность как способ создания образа главной героини в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети» - 2009. - С. 3-5.
Улицкая Л. Е. Роман « Медея и ее дети». - Москва: Эксмо, 2008.-576с.
Чья проталина?
За еду птицы готовы собирать мусор
Развешиваем детские рисунки дома
Каргопольская игрушка
Хитрый коврик