Аннотация к исследовательской работе
Тема исследовательской работы: «Экологизация поэзии: тема сайгака в произведениях калмыцких поэтов»
Автор: Немеева Мария, ученица 10 «б» класса МОУ «Троицкая гимназия имени Б. Б. Городовикова» Целинного района Республики Калмыкия»
Научный руководитель: Башанкаева Галина Улановна, учитель русского языка и литературы
Актуальность: Интерес к этой теме вызван остротой проблемы, которая на сегодняшний день в нашей республике стала одной из самых важных и неотложных. Катастрофическое сокращение численности древнего животного вызывает тревогу и у поэтов. Этой теме посвящено немало поэтических произведений.
Цель: Изучение поэтических произведений калмыцких поэтов на экологические темы (на примере стихотворений о сайгаках) и определение основных мотивов этих стихотворений.
Задачи:
ü поиск стихотворений, статей по выбранной теме;
ü ознакомление с выбранными произведениями;
ü обобщение изученного материала;
ü оформление работы и приложений к ней;
ü подготовка презентации;
Методы: Анализ, сравнение, интерпретация, обобщение
Выводы и перспективы: Изученные произведения калмыцких авторов открыли для меня богатство поэтического слова, его значимость и весомость. Экологизация поэзии вызвана важнейшими проблемами взаимоотношений человека с природным миром. В дальнейшем продолжу изучение темы на примере других поэтических и прозаических произведений наших писателей, займусь другими творческими проектами, связанными с моей темой.
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya.docx | 38.54 КБ |
Министерство образования, культуры и науки
Республики Калмыкия
Целинный район
МОУ «Троицкая гимназия им. Б.Б.Городовикова»
Всероссийский конкурс «Отечество»
«Экологизация поэзии: тема сайгака в произведениях калмыцких поэтов»
Автор: Немеева Мария Юрьевна,
10 класс
Адрес: 358100, Республики Калмыкия,
Целинный район,с.Троицкое
улица Пушкина,19/4
Руководитель:
Башанкаева Галина Улановна,
358100, Республики Калмыкия,
Целинный район,с.Троицкое
улица Космонавтов,40
с.Троицкое, 2011г.
Введение
Природа и человек. Между ними существует нерасторжимая связь, которая проявляется в повседневной жизни людей, в их практическом отношении к миру. Проявляется оно и в духовном процессе созерцания, в воспевании красоты этого мира, в желании разгадать уникальные явления природы. Как бы ни относился человек к окружающей его природе, поэтизация растительного и животного мира всегда была составной частью становления и развития человечества, выступала в качестве воспитывающего фактора в воспитании подрастающего поколения, то есть нас. С ними мы знакомимся с самого раннего детства, и они сопровождают нас в течение всей школьной жизни. Это стихи о природе А.С. Пушкина,
М. Ю.Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, И. Бунина и других.
Но наряду с поэтизацией природы, восторженным воспеванием ее красоты существует и тревожно-печальное восприятие природного мира. О такой тенденции в поэзии пишет в своей статье М. В. Сафронова. Речь идет об экологизации поэзии. Так же, как и научные исследования, такая поэзия влияет на формирование экологического сознания общества, а что важнее всего – на формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения. Обращение поэзии к экологической тематике стало особенно заметно во второй половине 20 века, и это напрямую связано с изменением отношения человека к природе. Эта тема звучит в произведениях Е. Евтушенко, К. Ваншенкина, Н. Доризо, А. Дементьева и других.
Актуальность данного исследования состоит в том, что на фоне негативных экологических изменений в мире, стране, Калмыкии, роль «силы слова» имеет огромное значение. Поэтические произведения, публицистические статьи на экологические темы призывают к ответственному, нравственному поведению человека в природе, они вносят свой заметный вклад в гражданское воспитание общества.
Таким образом, целью нашего исследования является:
Для реализации этих целей были поставлены следующие задачи:
1. Изучение материала в республиканской библиотеке им. Амур-Санана (поэтические произведения, журнальные и газетные статьи по теме) ;
2. Встреча с поэтом Г. Кукарекой;
3. Интерпретация стихов, их анализ.
Мы обратились к поэтическим произведениям Д. Кугультинова, Д. Насунова, С. Каляева, Е. Буджалова, Г. Кукареки, Л. Инджиева, А. Догаева.
Желание глубже изучить материал заставило нас обратиться к калмыцкому фольклору.
I. Экологические мотивы в стихотворениях известных российских поэтов.
У поэта Виктора Бокова экологические мотивы становятся центром его раздумий. В его стихах отстаивается позиция осторожного, бережного отношения к природному миру. Поэт считает, земля достаточно натерпелась от людей, призывает любить ее, потому что без этой взаимной любви растительный и животный мир обречены на исчезновение:
Не учебник природа, не справочник-
Мать, кормящая всех молоком.
Не ругай меня, милая травушка,
Что тебя я топчу каблуком…
Поэт в своих стихах преследует и воспитательные цели, стремится оказать благотворное воздействие на других людей:
Милые звери, не буду стрелять!
Я ведь в природе поэт, чтоб вы знали.
Я ведь хочу на других повлиять
И попросить, чтобы в вас не стреляли!
Знакомясь с произведениями В. Бокова, размышляя над ними, я все более увлекалась этой темой, этой проблемой. Мне очень близка тема стихотворения поэта Я. Козловского «Запрещенная охота». Здесь описывается бойня сайгаков, осуществляемая «большим начальником», отправившимся на охоту на служебной машине. Поэт показывает преступный характер такой охоты: Слепи их фарами, слепи! Держи правее! Из двух стволов гремит в степи залп, багровея.
«Герои», подобные этому начальнику, истребили сайгаков и в наших калмыцких степях. Против безнравственного убийства животных выступают многие современные поэты. В произведениях Острового, Вознесенского, Исаева отражена щемящая боль за гибель животного мира, содержится гневное обвинение в преступности человеческих деяний. Описывая свою встречу в лесу с убитым лосем, С. Островой восклицает: «Мне бы встретить тебя, убийца. Я бы знал, как мне быть с тобой»! Проблема, звучащая в прочитанных мной стихотворениях, очень актуальна и для нашей степи. Размышляя над ними, мы решили обратиться к региональному материалу.
2.1. « И под сенью Белого Старца будем жить мы, не ведая зла…
( буддийские легенды об отношении к сайгаку)
У калмыцкого поэта Эрдни Эльдышева есть стихотворение «Материнский завет», в котором мать старается передать сыну заветы предков. Из глубины веков почерпнула мать свое бережное отношение к природе. Первый завет состоит в том, чтобы сын приучился возделывать свое поле. Умей трудиться сам и тебе воздастся. У калмыков есть добрый идол - Белый Старец, повелитель земли и воды, гор и равнин, всех птиц и зверей. Поклонение ему восходит к тем далеким языческим временам, когда предки монгольских кочевников обожествляли силы природы. Белый Старец даровал людям условия для жизни и благоденствия, оберегал скот от зуда и источники от высыхания. Второй завет тоже прост: береги каждую пичужку. Здесь уже слышатся отголоски буддийского учения: «все живое должно жить». Убийство живых существ считалось тяжким грехом. От священной матери-природы, ее флоры и фауны совсем нетрудно сделать еще один шаг- к человеку… Пожалеть бедного странника, поделиться пищей с голодным, помочь слабому… Такая простая и мудрая экология души помогала нашему народу выживать во все трудные времена, выпавшие на его долю:
И под сенью Белого Старца
Будем жить мы, не ведая зла.
Будем предкам своим поклоняться,
Будут добрыми наши дела.
Именно такое отношение к окружающему нас миру должно жить в каждом из нас и сегодня.
Калмыки всегда считали сайгака священным животным, покровителем которого был Белый Старец. По древнему поверью нельзя было стрелять в сайгаков, когда они кучно стояли на одном месте, так как считалось, что их в стадо сбивает сам Белый Старец. Легенда гласит: один калмык охотился на сайгаков. В котловине меж двух бугров он увидел большое стадо степных антилоп. Подкрался он ближе к ним и начал стрелять, пули из ружья возвращались обратно и падали около него. Удивленный охотник стал присматриваться и увидел белого старика, который доил сайгу. Это был Хозяин Вселенной. Он пригрозил стрелку, чтобы тот больше не стрелял. В другой легенде рассказывается о том, как охотник подкрался к отбившейся от стада сайге, натянул тетиву, бормоча себе под нос: «У тебя вины нет, а у меня еды нет». Чуткая мать уловила шорох, увидела человека и замерла на месте. Заговорила она человеческим голосом: «Молю тебя, не убивай меня! У меня двое сайгачат! Пропадут они без меня! Но забыл он заветы предков: не отнимай мать у детенышей, не сироти беззащитного.
По калмыцкой традиции мясо сайгака нельзя было заготавливать впрок, делать из него средство для пропитания. Оно имело значение сакрального яства, аршана, который раздавали маленькими кусочками как целебный аршан и который должен быть съеден сразу.
Существует мнение, что такое поклонение сайгакам пошло с того давнего времени, когда, по преданию, Будда спустился на землю и стал читать свои проповеди. В это время из лесу вышли две лани, остановились невдалеке и замерли, слушая речь Будды. И никто их не тронул. С тех пор благословленные животные считаются священными. Также в народе считали, что убийство одного сайгака приравнивалось к убийству пятерых монахов. Неслучайно у ног Белого Старца, скульптура которого находится перед центральным входом в хурул «Золотая обитель Будды Шакъямуни», лежит сайгачонок. Такие интересные факты о сайгаках и отношении к ним поведал мне интереснейший человек, кладезь народной мудрости - поэт Григорий Кукарека при личной встрече и беседе с ним.
Эти легенды и традиции подчеркивают благородное отношение наших предков к окружающему миру, понимание ими, что все живое вокруг должно жить.
Близкое изучение произведений по выбранной теме показало, что подобное традиционное отношение к природному миру постепенно утрачивается.
2.2. Вечный бег сайгака в вечной степи…(Е.Буджалов «Сайгаки)
Конечно, есть немало произведений, в которых воспевается красота и величие этого священного животного, например, у Е. Буджалова, С. Каляева, Д. Насунова. С особенной теплотой и любовью пишет о сайгаках поэт Егор Буджалов в стихотворении «Сайгаки». Для него родная степь немыслима без этих древних животных, без тюльпанов: «Где бы ни был я, Степь вспоминаю И сайгачьи стада на бегу. В сентябре ли, В тюльпановом мае Степь представить без них не могу»… Подчеркивая их легкость, стремительность, поэт сравнивает их бег с летящей стрелой. Для Е. Буджалова очень важно, что уже тысячи лет, кочуя из «древней дали», эти животные продолжают свой бег и в нашем веке. Так неужели мы те, на ком должна оборваться эта нить? В концовке стихотворения слышится беспокойство поэта, его обращение к нам: «Чтоб они из степей не умчали, Помоги им в беде, Человек!» Написав слово «человек» с большой буквы, автор верит в высший разум и благородство человека.
2.3. Гармония природы. Тема сайгака в стихотворениях С.Каляева и
Д.Шанаева.
Один из старейших поэтов нашей литературы Санджи Каляев в стихотворении «Сайгачье стадо» восхищается силой и мощью сайгаков. Поэт любуется ими, наделяя сильными, выразительными эпитетами: «ноги…стремительные, силой налитые», а рога мощные: «А поверни сайгак свои рога На волка, В силу их и крепость веря, -Увидел бы он только хвост врага Да спину убегающего зверя»… Читая эти стихи, невольно окунаешься в первозданный мир природы, ощущаешь родство с этим миром, чувствуешь восторг и умиление…
Говоря о гармоничности, цельности природного мира, нельзя не сказать о поэтической сказке Дольгана Шанаева «Сказка о сайгачонке». Степь для сайгачонка как огромная мама, которая согревает, оберегает его. Здесь он спокоен, беззаботен, здесь всюду у него друзья. Это и Зайчишка Длинные Ушки, и Суслик, и цветы, и птицы. Все с ним приветливы, ласковы. Когда сайгачонок Резвые Ножки, заигравшись, не может в темноте найти дорогу домой, когда ему угрожают хищный Орел, Серый Волк, Змей, все вокруг ему помогают. Это Солнце, Венценосный Удод, ЕЖ Меняневозьмешь, Тушканчик. Мир этот полон добра, всем хватает места. Ну а если грозит беда, сильный всегда приходит на помощь слабому.
Но есть стихотворения, в которых звучат в полную силу экологические мотивы.
2.4. Д. Насунов – автор гимна о красоте и величии природы.
У Джангра Насунова, одного из талантливейших поэтов Калмыкии, есть стихотворение «Баллада о верности». В одном из первых своих стихов он писал: «Я, как сайгак, бродил в таежной чаще…». Сайгак- символ древней степи, красивое, грациозное, гордое животное, живущее только на воле, в степных просторах, поэтому поэт ассоциирует себя с ним. Жанр стихотворения определен в названии. Баллада- это лиро-эпический жанр, краткий стих, в котором излагается тот или иной сюжет. В сюжете «страшный человек» (браконьер) ранил вожака стада. Раненый, превозмогая боль, он вспоминает молодость, былую счастливую жизнь; «гарем» его распался, с ним осталась только верная « молодка»; борьба за жизнь с молодыми сайгаками; уход из стада на Маныч; могучая волна уносит сайгака; самку спасает табунщик; она возвращается в стадо со своим детенышем.
Я думаю, основной прием - аллегория ( с греч. «иносказание»). Считаю, что в образе сайгака и его самки Насунов выражает основную мысль стихотворения: смысл бытия, жизни, любви, верности. Композиция стихотворения очень своеобразна. Без вступления, развития действия сразу кульминация- ранение сайгака. Потом лирическое отступление о былом счастье. Несмотря на трагическую развязку, финал стихотворения оптимистичен - у него рождается сын, продолжатель его рода. Образ сайгака, созданный поэтом, впечатляет силой духа, он с достоинством переносит удары судьбы. Автор любуется им: «молнией взметнулся», «мощными рогами», «отважный, могучий», «гордо нес красивую главу», «рога заламывая круче». Именно к нему относится торжественная лексика: гимн, надежда, мужество, сила, повелитель. И даже когда он стал «стар», «устал от дороги, «медлителен как вол», он гордо уходит из стада. Образ самки лиричен, женственен, поэт называет ее «самочка», она «льнула», это «последний гимн», «последняя надежда», «верна», «утешение», «нежная, кроткая молодка». Может быть, поэт выразил свою затаенную мечту о том, что такой должна быть любимая девушка.
Язык поэта богат, выразителен, об этом говорят стилистические фигуры и тропы. Это сравнения ( как молния, как вол), метафоры (испуганную даль, страшный человек, могучая волна, тревожно плакало, мамонтом взревело..). Последняя метафора подчеркивает, что Маныч – Гудило - символ степи, древности, истории, а «мамонтом»-потому что сайгак- ровесник мамонта. Олицетворения «ужас устремляется лавиной», «волна подбросила, накрыла, завертела» подчеркивают трагизм жизни. Здесь присутствует и градация, усиливающая смысловое значение нарастания действия ( « подбросила, накрыла, завертела»).
Я думаю, что Джангр Насунов в своем стихотворении обращается не только к нашим чувствам, воспевая верность - одно из прекрасных качеств человека, но взывает и к нашему разуму: надо беречь красивое, древнее создание природы, каковым является сайгак.
Наиболее ярко и проникновенно стихотворение Д. Кугультинова «Смерть сайгака, или расстрелянное утро». Мироощущение свое поэт сформулировал в словах: «Весь мир во мне, и в мире я как дома». И этот мир поэта-это мир Добра. Композиция стихотворения основана на приеме антитезы, и в этих двух частях все контрастно: и краски, и действия, и чувства. В первой части поэт – часть этого мира. Жаворонку машет он рукой, суслик кажется ему давним приятелем, птица с пестрым опереньем сидит, нисколько не боясь, рядом с ним, и даже с сайгаком он способен заговорить на его языке. Всю эту гармонию отношений человека и природы испытывает лирический герой стихотворения. Описывая красоту сайгака, поэт использует яркие, звучные эпитеты («гордая голова», «могучий нос», «орлиный клюв»), тонкие сравнения ( «рога оленьи-сочных два побега», «ноги…- четыре природою натянутых струны). Поэт подчеркивает чистоту и беззлобность сайгаков, сравнивая их нрав с мечтами «девушки безгрешной». Всю прелесть и изящество животного постигаешь вместе с автором и наслаждаешься творением «природы-скульптора»: «И, право, есть ли наслажденье выше, Чем красоту земную созерцать?!»
Но «добрый мир» Д. Кугультинова соседствует со злом. Грянувший из-за холма короткий выстрел, пропоров насквозь прозрачность утра, принес смерть красавцу сайгаку. «Все доброе исчезло в струйке дыма»: как будто какой-то рассудком нищий великан расплескал, смеясь, голубое озерко, что дышало в камышах струисто:
Как будто тот, кто за бедой беду,
За горем горе сеет повсеместно,
Ударом вышиб лучшую звезду,
Злорадно покалечив свод небесный…
И нет утреннего единения, нет гармонии, и в этом повинен человек. Подчеркивая всю неестественность произошедшего, поэт использует повторы («так дико», «так безжалостно»), градацию («пронзительно крича»). Вся цельность мира разрушена вмиг. Одна маленькая пуля, сотворенная разумом человека, уносит жизнь сайгака. Обрывается не просто жизнь одного животного, нарушается гармония мира. Именно такую картину видит лирический герой стихотворения. Если в первой части мы видим рождение утра и ощущение чистоты и покоя просыпающегося мира, то во второй части багровое солнце, опускающееся в кроваво-красный мрак. Тем сильнее звучит в голосе поэта боль от совершенного зла: «И кровью утра - жаркою, лучистой-
Мне душу обожгло!»
В стихотворении Лиджи Инджиева «Сайгаки» мы видим нашу широкую степь, слышим запах родной земли. Как неотделимая часть этой раздольной степи - стадо сайгаков. « Но почему все время падал и отставал один сайгак»? А потому, что «в крови вся кожа - вцепилась проволока. В ней он запутался- то бился, лежа, то вновь бежал, топча пырей». Кто в этом виноват? Конечно, человек, с его бесхозяйственностью, с его бездумным отношением к окружающему его миру. Но поэт все же верит, что именно человек может и должен прийти на помощь природе, сохранить, уберечь ее: « Но человек кусочек соли Ему в ладони протянул. Потом нагнулся и распутал Колючей проволоки сталь»…
Из-за негативных факторов хозяйственной деятельности человека численность сайгаков, зоны его обитания значительно сократилась. По сведениям ученых, весной 1977 года под Яшкулем в каналах погибло сразу 14 тысяч молодняка сайгаков.
….своей извечною тропой
Сайгаки шли на водопой.
Бежать бы век им по траве-
Канал построил человек…
Читаем мы в стихотворении Г. Кукареки «Сайгаки». Испугавшись грозного рева машин, сайги, переборов страх, кинулись в глубокий ров, встретившийся им на пути:
Осклизлый берег не давал подняться на высокий вал.
Как дети, жалобно крича, погибли сотни сайгачат.
В другом стихотворении поэт прямо обращается к охотнику на сайгаков:
Если взял ты на мушку сайгака,
Значит, целишь ты в душу степей.
Для него степь немыслима без сайгаков, и чувства поэта близки народному пониманию, согласно пословице «Степь без сайгака, что свадьба без невесты». И предостережение поэта, обращенное к охотнику, проникает до самого сердца:
…И сайгака предсмертные очи
Смотрят в смутную душу твою».
У молодого поэта из Черноземельского района Александра Дагаева есть стихотворения, в названии которых звучит страстный призыв к людям: «Люди, сайгаков спасайте!», «Не тронь сайгаков ради Бога!». Отношение поэта к природе, чувства, которые испытывает он, перекликаются с мотивами, звучащими в стихах Г. Кукареки. Поэт передает страдания животных, говорит о них, как о людях, предостерегает человека:
Страшно за наши деянья:
Бедных животных страданья
Выльются встречным грехом,
Скажутся в чем-то плохом.
Как и люди, эти творения природы имеют право на жизнь: «Грешно сайгаков губить, Дайте же право им жить». Поэт верит в разумность человека и говорит нам: «Будем духовно велики…». Стихотворения А. Дагаева звучат как страстное обращение к современникам.
Совсем недавно из печати вышел маленький сборник произведений поэта Валерия Лазарева. Это новое для меня имя, в в этом сборнике я нашла небольшое стихотворение «Сайгачонок». Автора также волнует тема взаимоотношения человека и природы. С болью автор пишет о слезах в «тускнеющем взгляде» сайги-матери. А сайгачонок с «верою наивной» смотрит вслед людям. Наверное, через эту веру поэт выражает неестественность такого жестокого отношения человека к окружающему миру. И потому «в небе жаворонки пели…с осуждающей тоской»…
Своими лирическими произведениями поэты привлекают внимание к бедственному положению, сложившемуся за последние полвека в природе. Они подчеркивают, что сегодня, как никогда ранее, природа нуждается в защите от тех, кто считает себя вправе переделывать все на свой лад. Природа, по выражению Н. Доризо, «строгий бухгалтер». Люди должны помнить об этом, не забывать, что природные богатства не беспредельны. Они должны понять простую истину, что человек не может быть вне природы:
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить.
Ведь без нас прожила бы природа.
Без нее мы не можем прожить.
Жить только сегодняшним днем - безответственно и преступно. Мы, молодое поколение, должны сделать все для того, чтобы потомки не проклинали нас за безрассудство, жадность и недальновидность, связанные с истреблением животного и растительного мира:
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас. (М. Дудин)
Экологизация поэзии свидетельствует о том чувстве ответственности здравомыслящих людей, которое живет в сознании тех, кто неравнодушен к изменениям, происходящим сегодня в природном мире. Она воспитывает в нас не только чувство красоты, тонкого восприятия окружающего мира, но и формируют образ мышления, определяет наши действия в окружающей нас природе.
Заключение. Выводы и перспективы.
Изучение данной темы открыло для меня много неизведанного, особенно в области народных традиций и обычаев. Удивительно как мудры и дальновидны были наши далекие предки. Мы, нынешнее поколение, считающее себя намного грамотнее их, на мой взгляд, неизмеримо беднее духовно. Чтобы стать истинными патриотами своей земли, нам необходимо постигать эту мудрость, знакомясь с богатым фольклором нашего народа, читая произведения калмыцких писателей, размышляя над ними, встречаться и беседовать с людьми старшего поколения.
Что я еще узнала в процессе исследования? В калмыцкой литературе произведения на экологические темы занимают особое место.
Представленные стихи калмыцких поэтов дают определенное представление о процессе экологизации поэзии. Авторов волнуют проблемы, связанные с состоянием природного мира, вопросы моральной ответственности человека перед природой, перед последующими поколениями. Достоинство стихотворений в лиричности, в эмоциональности, в горячей заинтересованности в происходящем вокруг. Образ родной степи, чувство гражданственности формируют душу человека, способствуют развитию активной жизненной позиции.
Поэты Калмыкии в своих произведениях поднимают актуальные вопросы современности. Это:
- бережное, ответственное отношение к природному миру;
- защита и сбережение сайгака как одного из уникальных представителей степной фауны;
- формирование нравственных качеств личности, стремления сохранить этот природный мир для потомков.
Думаю, что перспективой моей дальнейшей деятельности будет продолжение изучения этой темы на примере других поэтических и прозаических произведений, ознакомление с ними своих одноклассников, младших школьников.
Список использованных источников и литературы.
Усатый нянь
Рисуют дети водопад
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Акварельные гвоздики
Как нарисовать осеннее дерево акварелью