В истории судеб восемнадцати царей Дома Романовых отразилась история России. Именно эти люди определяли внутреннюю и внешнюю политику государства, содействовали экономическому и культурному развитию нашей страны. Восшествие на московский престол Михаила Федоровича Романова, избранного на царство Земским собором в 1613 году, положило конец Смутному времени и стало началом новой правящей династии Романовых, которая сменила на исторической сцене Рюриковичей. Многие исследователи обращались к этой теме, однако отношение писателей к правлению династии Романовых еще не были представлены в качестве главного объекта специального исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
za_veruza_otechestvo_docx_yulya.docx | 25.76 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Новоникольская средняя общеобразовательная школа»
Быковского муниципального района Волгоградской области
Исследовательская работа по литературе
На тему: "За веру, за Отечество".
Работу выполнила:
ученица 10-го класса
Фоломеева Ю.А.
Руководитель:
Пак В.С.
с. Новоникольское 2014 год.
Содержание
Введение.
1. Александр I и Н. М.Карамзин.
2. Николай I и А.С.Пушкин.
3.Николай I и М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, А.Н.Островский.
4.Александр II и А.И.Герцен
5. Выпады Пушкина против Екатерины II.
Введение
В истории судеб восемнадцати царей Дома Романовых отразилась история России. Именно эти люди определяли внутреннюю и внешнюю политику государства, содействовали экономическому и культурному развитию нашей страны. Восшествие на московский престол Михаила Федоровича Романова, избранного на царство Земским собором в 1613 году, положило конец Смутному времени и стало началом новой правящей династии Романовых, которая сменила на исторической сцене Рюриковичей. Многие исследователи обращались к этой теме, однако отношение писателей к правлению династии Романовых еще не были представлены в качестве главного объекта специального исследования.
В связи с этим я задалась целью рассмотреть взаимоотношения великих писателей и правящей династии Романовых и поставить перед собой следующие задачи:
1) Дать общую характеристику исторической эпохи;
2) Показать, как отразилось в жизни писателей, их отношение к правящей династии.
Александр I вступил на престол 12 марта 1801 года. Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг: предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин пишет, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Из реформ императора Александра-I особенно замечательны: Учреждение государственного совета (1800), министерств (1802) и комитета министров, основание казанского, харьковского и петербургского университетов, а также педагогических институтов, гимназий. Царско-сельские лицей: его первыми выпускниками были А.С.Пушкин и его друзья. Принятие мер по устройству крестьянского сословия, с целью облегчения их значительного быта. Русский писатель Николай Михайлович Карамзин с 1803 г. занимаясь «по высочайшему повелению», «Историей Российского государства», в 1811 году подал Александру I «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой изложил свою концепцию российской истории и резкую критику «новшеств», проводимых в первое десятилетие царствования Александра I. В «Записке о древней и новой России» Н. М. Карамзин подошел к проблеме формирования политического строя в России как к естественному и закономерному процессу развития от «древней республиканской системы» к самодержавной монархии, которую Екатерина II окончательно «очистила... от примесов тиранства». Для него на этом пути были равно неприемлемы как «гидра аристократии», так и грубое насилие, когда государя (Елизавету Петровну) возводили на престол «несколько пьяных гренадеров». При этом Карамзин отметил также «нарушения» в этой, идеальной с его точки зрения, российской политической модели, связанные с реформами Петра I. Писатель осуждал ликвидацию автономии церкви, которая являлась своеобразным гарантом «при уклонении государя от добродетели» и должна была иметь «особый круг действия вне гражданской власти». Карамзин отрицательно относился к ослаблению «связей родства» и «удалению в обычаях дворянства от народа», что болезненно сказалось на традиционных отношениях и ценностях общества. В связи с этим он оценивал перевороты XVIII в., когда монархи могли пасть «жертвой неуважения». Наконец, Карамзин четко сформулировал единственно возможное и необходимое ограничение власти самодержца: «Закон должен располагать троном», – что было вполне актуально не только для прошлого, но и для «дней Александровых»
2. Николай I и А.С.Пушкин.
Широко известны слова, сказанные Николаем I Пушкину после коронации о том, что он сам будет цензором поэта. Но менее известно, что царь был не только цензором Пушкина, но и редактором его и что сохранились рукописи Пушкина не только с пометами, но и с поправками Николая. К текстам Пушкина, обратившим на себя внимание Николая только как цензора, относятся «Записка о народном воспитании», «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Сцена из Фауста» и ряд других более мелких вещей. Первое сочинение было, как известно, заказано Николаем Пушкину вероятно в той же аудиенции 8 сентября 1826 г., когда царь обещал взять на себя цензорские обязанности по отношению к писаниям Пушкина, «...его императорскому величеству благоугодно, чтобы Вы занялись предметом о воспитании юношества. Вы можете употребить весь досуг, Вам предоставляется совершенная и полная свобода, когда и как представить Ваши мысли и соображения; и предмет сей должен представить Вам тем обширнейший круг, что на опыте видели совершенно все пагубные последствия ложной системы воспитания», писал поэту Бенкендорф 30 сентября 1826 г. Пушкин с большой неохотой заставил себя засесть за эту записку, которая должна была явиться своего рода испытанием его благонадежности. Писал ее Пушкин в ноябре, уединившись опять в Михайловское. Писарская копия, на которой есть добавления рукою Пушкина, была представлена Николаю I. Царь внимательно прочел ее и 28 мест отметил вопросительными знаками, в шести случаях поставив по два и в двух случаях по три знака вопроса. Рукопись эта обследована М. И. Сухомлиновым, который в своей работе привел все места, вызвавшие знаки вопроса Николая I. Мучительную, насильственную работу над искажением поэмы Пушкин делал, как мы видели, вероятно год спустя после написания поэмы. Такое расстояние и то обстоятельство, что повесть была в копии чужой руки, изменили отношение Пушкина к своему произведению. Вещь, сданную им за год, он увидел новыми глазами. К тому же неизбежность работы над сомнительными в цензурном отношении местами повести приковала Пушкина к тексту ее. Он стал работать над «Медным всадником», как над незаконченным произведением: образы заменял более точными и реальными, неопределенные слова заменял более конкретными, переставлял полустишия в соседних стихах для усиления, а иногда и целые стихи, выбрасывал длинноты, ослаблявшие цельность драматического нарастания, перестроил и изменил ставшее классическим описание наводнения. Такие исправления художественного порядка сделаны Пушкиным в 43 стихах и сверх того вычеркнуто 15 стихов. Вынужденные же изменения текста, сделанные под давлением шести помет Николая I, коснулись 15 стихов. Слой их безо всякого труда снимается, и остается лучший текст «Медного всадника», превосходящий конечно все остальные. Текст этот был напечатан Б. Томашевским и К. Халабаевым. Когда после смерти Пушкина друзья его подготовляли к печати оставшиеся ненапечатанными произведения поэта, Жуковский, желая провести через цензуру «Медного всадника», довольно находчиво «исправил» все непонравившееся Николаю I, при чем заменил некоторые из насильственных вариантов Пушкина своими. Но освоясь с ролью редактора Пушкина, он делал несколько стилистических поправок.
Николай также обрёк на годы солдатчины арестованного за вольные стихи Полежаева, дважды распорядился сослать на Кавказ Лермонтова. По его распоряжению были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп». И. С. Тургенев в 1852 году был арестован, а затем административно выслан в деревню только за написание некролога, посвящённого памяти Гоголя (сам некролог не был пропущен цензурой). Пострадал и цензор, пропустивший в печать тургеневские «Записки охотника», в которых, по мнению московского генерал-губернатора графа А. А. Закревского, «было выражено решительное направление к уничтожению помещиков». В 1850 году по распоряжению Николая I была запрещена к постановке пьеса Н. А. Островского «Свои люди сочтемся». Комитет высшей цензуры остался недоволен тем, что среди выведенных автором персонажей не оказалось «ни одного из тех почтенных наших купцов, в которых богобоязненность, праводушие и прямота ума составляют типическую и неотъемлемую принадлежность».
Приход Александра II к власти воодушевил многих. Царь чувствовал, что общественное мнение на его стороне. Выражая мнение современников, Герцен из Лондона обратился к нему со словами: Государь, Ваше царствие начинается под удивительно счастливым созвездием. На вас нет кровавых пятен, у Вас нет угрызений совести. Весть о смерти отца Вам принесли не убийцы его (намек на Александра I. – Е. А.). Вам не нужно было пройти по площади, облитой русской кровью, чтобы сесть на трон. Вам не нужно было казнями возвестить народу Ваше восшествие (намек на Николая I – Е. А.). Летописи Вашего дома едва ли представляют один пример такого чистого начала. Эпохой гласности стали 1856—1861 годы. К ней призывал царя Герцен: Государь, дайте свободу русскому слову. Уму нашему тесно, мысль наша отравляет нашу грудь от недостатка простора, она стонет в цензурных колодках. Дайте нам вольную речь… Нам есть что сказать миру и своим…И вскоре, к ужасу консерваторов, в прессе можно было прочитать то, за что при Николае I волокли в полицию. Вдруг все изменилось разом: смягчилась цензура, были отменены военные поселения, один за другим стали сниматься запреты, начали выдавать паспорта для поездок за границу! В обстановке всеобщего смятения, отчаянных диспутов, споров о путях, средствах и темпах преобразований формировалось общественное мнение. Оно было на стороне молодого императора, которого не только придворные льстецы, но и народ называл «Царем-Освободителем». Программа реформ долго вызревала в недрах власти. Александр подавил сопротивление непримиримых противников реформ из дворян и чиновников и поддержал сторонников либеральных взглядов в обществе.
5. Выпады Пушкина против Екатерины II.
Это, в самом прямом смысле, экзекуция, поэтом-сатиром, Екатерины-самозванки. Наиболее сатиричен и язвителен, к примеру, следующий выпад поэта против Екатерины-самозванки. Выпад, основанный, Пушкиным, на весьма неприглядных обстоятельствах её скоропостижной, 6-го ноября 1796 года, смерти. Главная суть, его, заключена - именно в этом. Поэт выражает их, только что обозначенные, выше, обстоятельства смерти Екатерины II, через предложение третьей главы повести: «Герман был свидетелем отвратительных таинств её туалета». Обстоятельств, данных им, в третьей главе «Пиковой дамы», минут за 15-ть, то есть, в половине третьего ночи, до «смерти» графини-императрицы. Её «смерть» произошла, в третьей главе повести, «без четверти три» утра (или ночи!), 24-го января 1833 года. А Пушкин, зная все настоящие обстоятельства смерти, выделил, их, не только в тайной «Пиковой даме», но и – в своем дневнике. Кстати, выделил обстоятельства смерти Екатерины II, происшедшие – именно в действительности. Они зафиксированы – в российском архиве. Через что и совершил выделяемый, здесь, язвительный и, - чрезвычайно презрительный, к тому же! – сатирический выпад против Екатерины-самозванки. Явно связывая обстоятельства смерти Екатерины II, с такой знаменитой своей строкой, из оды «Вольность», как: «На тронах поразить порок».
Список используемой литературы:
1. Юрий Михайлович Лотман. «Поэзия Карамзина»
2. Ключевский В.О. Исторические портреты (О Болтине, Карамзине, Соловьёве). М., 1991.
3.Информационно-справочный портал «А. С. Пушкин»
4.Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина: 1799—1826/ Сост. М. А. Цявловский. — Л., 1991. — 784 с.
5.Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 21—184.
6. Афанасьев В. Лермонтов. М., 1991. (Жизнь замечательных людей).
7. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 2005 (Биографии и мемуары).
8.Фундаментальная электронная библиотека о Герцене
9.Зеньковский. Глава о Герцене // Русские мыслители и Европа. Библиотека Гумер
10. · Иванов Вс. Н. Александр Пушкин и его время. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 448 с. — 100 000 экз
Где спят снеговики?
Никто меня не любит
Разноцветное дерево
Про пингвинов
Почему Уран и Нептун разного цвета