Работа посвящена эпистолярному жанру. Его роли в жизни человека.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_epistolyarnogo_zhanra_v_zhizni_cheloveka.docx | 61.32 КБ |
Роль эпистолярного жанра в жизни человека.
Выполнила ученица 8Б класса
МБОУ «Средняя школа №5»г. Когалыма, Тюменской области
Работая, надо представить того человека,
которому ты пишешь
всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце.
Тогда придут сильные и свежие слова.
К.Г.Паустовский.
Оглавление
1. Введение.
2. Историческая справа» Откуда есть пошла русская письменность…»
3. Письма военных лет.
4. Виды писем.
4.1.Дружеское.
4.2. Деловое.
4.3. Любовное.
4.5. Письмо – извинение.
4.5. Письмо – благодарность.
4.6 Письмо – поздравление.
4.7. Электронные письма.
5. Структура письма и его стилистические особенности.
6. Лингвостилистический эксперимент.
7. Заключение.
8. Глоссарий.
9. Литература.
10.Приложение.
1. Введение.
Жизнь людей за последнее время существенно изменилась, но от этого не стала лучше, чище и благороднее. Отвыкли многие от волшебного ощущения беседы « письмеца в конверте», а ведь именно в них раскрывается внутренний мир человека, его взгляды, уровень культуры, интересы, индивидуальность. Нам бы всё попроще, пояснее и побыстрее. Заняты мы. Электронные послания заменили все виды переписки, они чаще всего бывают с ошибками клавиатурного набора, иногда написаны просто так, неизвестно кому, ради развлечения.
Страшно становится при виде таких посланий, бездушные машины украли у нас внимание друг к другу, искренность чувств, отзывчивость, слова единственные, сокровенные, идущие от сердца. Мы порой не знаем, как начать, чем продолжить, каким образом закончить самое простое письмо.
Обращение к эпистолярному наследию творческой интеллигенции XIX – начала XX века является не случайным. Это наследие имеет большее значение для современной культуры как в собственно языковом отношении (особенно в свете современной языковой ситуации) так и в культурно – историческом.
Ведь именно письмо является разговором с отсутствующим на расстоянии, его можно перечитать, проверить, обдумать содержание – ведь слова могут и вылечить, и больно ранить.
Цель данной работы: выявить нравственный уровень культуры человека через его мысли, слова, чувства в эпистолярном жанре.
Задачи:
1) узнать историю письма;
2) познакомиться с разновидностями писем;
3) учиться искусству корреспонденции;
4) содействовать возрождению традиций эпистолярного жанра;
5) воспитание нравственности.
Предмет исследования: душевное состояние пишущего, запечатлённое к адресату.
Объект исследования: изучение содержания писем.
Как известно, творческая интеллигенция всегда была носителем элитарной речевой культуры. Она проявлялась, прежде всего, в системе «идейных, психологических, эстетических и иных установок человека или общественной группы в отношении языка и речи на данном этапе, в простоте и живости построения фразы, в явном самоконтроле речевого поведения».
Письма театральных деятелей, учёных, писателей, художников – это своеобразный документ эпохи, это образцы нравственной культуры. Слова благодарности можно найти в письмах А.Пушкина не только своей жене, но и няне Арине Родионовне, художнику О.Кипренскому, найти советы близким у В.А Сухомлинского, объяснения любви у А.Фета, наставления молодому поколению у Д.Лихачёва и многих других.
Гипотеза: исследование эпистолярного жанра способствует эффективному формированию нравственного и культурного уровня не только пишущего, но и читателя; повышает грамотную компетенцию, а также воспитывает чувство уважения к людям.
Подтверждением гипотезы служат найденные и представленные в данном исследовании классические примеры жанра письма, отражающие душевное состояние человека.
Методы исследования:
1) анализ теоретических материалов;
2) литературоведческий анализ писем;
3) обобщение.
Методологической базой данного исследования явились труды П. Веселовой, Л.Рахманиновой, Н. Шанского, Д. Лихачёва, Н. Степанова.
Практическое применение: работа может быть использована старшеклассниками и лицами, интересующимися для подготовки интегрированных уроков, внеклассных мероприятий.
2. Историческая справа» Откуда есть пошла русская письменность…»
Кто и когда изобрёл письменность? Дорога к ней была длинной и трудной. И письмо появилось не сразу. С древнейших времён человек ведёт переписку себе подобным. Глиняные таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чём, но человек старался высказать свои мысли и чаяния посредством письма.
Древние предки использовали на расстоянии для передачи различные предметы, которые на расстоянии имели какое – нибудь условное обозначение. Например, засохшая ветка сообщала о болезни вождя или стрела извещала о войне. Ещё известен один древнейший способ передачи мысли на расстоянии, это сигналы. Например, дым или барабанная дробь, свист или колокольный звон.
Затем удобным, оказалось, наносить знаки на тот или иной материал. Раньше всего начали применять рисунки, но не каждый умел рисовать, поэтому рисунчатое письмо тоже не прижилось.
Но прошло много лет, прежде чем человек изобрёл другое письмо – идеографическое. В таком письме каждому слову соответствует определенный знак. Система такого письма в наиболее отчётливом виде сохранилась до сих пор в Китае, а европейские народы изобрели другую систему.
В древней индии появилось звуковое (фонетическое) письмо. Вследствие чего изобрели букву. Это сделал финикийский нард, после чего греки стали разрабатывать алфавит. Прародителем европейский алфавитов, в том числе и нашего, является греческий алфавит.
На Руси с почтением и трепетом издавна относились к слову книжному. Пришло оно на Русь с принятием христианства, со Священным Писанием. Слово считалось священным и исходило оно от бога. Говорили и писали на Руси, будто на разных языках, в письменную речь, в книги не допускали слова разговорные, которыми перебрасывались люди дома или на улице.
Писали словами высокими, старыми, они напоминали о древности происхождения Слова, о высоте и глубине его значения. Священный трепет перед книжным словом не позволял вольного, свободного обращения с ним. Для каждого литературного жанра на Руси были установлены свои правила, законы. По одним составляли летописи, по другим писали жития святых, по особым – послания. Древнерусский писатель неукоснительно следовал эти законам – правилам жанра. Человек служил слову и не смел, подчинять его своей воле. Лишь царь Иоанн Грозный пред словом не смог смерить гордыни, писал вопреки всем правилам и законам, как хотел, так и писал. Однажды вместо церемонного дипломатического письма шведскому царю, используя разговорные слова, написал послание. Именно он нарушал вековые традиции, смешение различных жанров, стилей в одном послании. Впервые в русскую литературу врывается личность со своим характерным нравом – возник авторский, индивидуальный стиль.
Когда грамотных стало побольше, и появилась бумага, придумали бутылочную посту. Но морские течения прихотливы и не умеют спешить, так что у писем шансов дойти до адресата было меньше, чем у письма. Ваньки Жукова со знаменитой надписью « На деревню дедушке Константину Макарычу» из рассказа А. Чехова.
Почтовая связь раскидывала свою сеть всё шире , ямщицкие тройки мчались всё быстрее. В них вкладывали душу, рекомендательные письма открывали двери для многих богатые дома. Письма сокращали на расстоянии и утешали в разлуке, и потому все влюбленные стали горячими поклонниками эпистолярного жанра. Наступила эпоха Классического письма. Развелось изрядное количество грамотеев, и стало по карману покупать гусиные перья и бумагу, и оплачивать почтовые расходы. Писатели этого не могли не заметить и даже изобрели романы в письмах, начали издавать сборники образцов документов, называемые «письмовник».
Предшественниками « письмовников» были «формулярники», известные на Западе уже в YII веке, а в России – с первой трети XYI столетия (в частности, «формулярники» московской митрополичьей кафедры) – описание реквизитов документа, расположенных в определенной последовательности. Ранние письмовники были своеобразными подручными сборниками,
«азбуками- прописями» для писцов. Они содержали образцы построения документов по определенной схеме, шаблонные наборы фраз и выражений, являвшихся неотъемлемой частью формулярного этикета и отражавших официальные отношения.
Другой вид ранних письмовников – «титулярники», содержавшие сведения о том, как записывать полный царский титул. Сферу частных отношений и частной переписки ранние письмовники не рекомендовали.
В 1890 году в Санкт – Петербурге вышла книга, в которой есть раздел « о письмах». В нём излагали правила требования написания писем. Например, молодая девушка никогда не пишет первой мужчине, даже от родителей; при отправлении в путешествие уехавший пишет первый, оставшийся отвечает, не откладывая этого; писать с величайшей осмотрительностью; как можно меньше говорить о себе.
Наша страна вступила в эпоху Электронного письма. Появилась общедоступная сеть мирового масштаба – модная. Интернет манит всяческими соблазнами многих людей; некоторые начали переписываться с иностранцами, в том числе незнакомыми, через электронную почту. Компьютеры становятся во многих семьях предметом домашнего обихода. Хотя три четверти назад телефон являлся тоже модным, но передать эмоциональное состояние, уметь написать содержательное и интересное послание не каждый умеет.
3. Письма военных лет.
Солдатские письма…Особые письма, которых ждали и боялись. Живые памятники души. Незабываемые треугольники, которые волновали и трогали до слёз матерей и близких. Чем дальше отдаляется от нас время военной поры, тем ярче высвечивает оно романтические лица того времени.
И может быть, самая лучшая память о них сегодня – сохранённые солдатские письма. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в поколение. «Война – это письма, которых ждут и боятся получать, это особая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, не свершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами»,- читаем мы у Ю.Бондарева.
По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 миллионов и примерно же столько же шло с фронта родным и близким. На письмах и на открытках ставились специальные штемпели: « Проверено цензурой». Пройдут годы, но солдатское письмо, долгожданный гость времён Великой Отечественной войны, навсегда останутся в памяти истории нашей страны.
Сколько стихов и песен сложено в эту пору. “Я вернусь” – этими словами часто завершались послания к родным. Известное стихотворение К. Симонова « Жди меня» стало молитвой к любимым. Интересна история этого стихотворения: сам поэт не собирался печатать его, так как считал очень интимным посланием. Но в одной из командировок на фронте поэта в минуты отдыха, на привале, бойцы перед боем попросили прочитать что – нибудь для души. И он прочёл.
Солдаты оживились и стали записывать поспешно на клочках бумаги эти стихи. Вскоре Симонов прочёл своё стихотворение во фронтовой газете и был удивлён. Стихотворение стало самым популярным и любимым у солдат. В миллионах конвертах шло в тыл с фронта это стихотворение, шло без ссылки на автора – оно было личным письмом того, кто его посылал, оно было народным.
Проникновенно и искренне письмо поэта А.Суркова жене. Трудный фронтовой ноябрьский день 1941 года под Истрой, когда воинам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. После передряг, промёрзший, усталый в шинели, посечённый осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. В феврале 1942 года Листов попросил « что – нибудь, на что можно положить песню», и Алексей Александрович вспомнил о стихах, написанных домой (16 «домашних строчках»), разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал композитору. Песня необычайно популярна, на неё появились многочисленные «ответы».
«Землянка», прошедшая дорогами войны, и сегодня будет долго звучать для нас. Неслучайно, читаем мы у М.А. Щетининой: Вижу в семьях очень разных письма почты полевой.
В горькой час и в светлый праздник голос их звучит живой.
Известное стихотворение Эдуарда Асадова « Письмо с фронта», написанное в 1943 году до глубины души волнует и трогает до слёз:
Мама! Тебе я эти строки пишу я, Тебе посылаю привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок…
Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме.
Известное стихотворение Е. Благининой “Папе на фронт” передает состояние таких же детей:
Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась –
До чего ты прежний был во сне!
Во всех этих строках были надежды, заклинания и вера в победу жизни над смертью.
4.1.Дружеское.
Это письмо своему другу, оно должно быть интересно не только автору, но и читателю, оно должно заинтересовывать собеседника. Нужно писать так, как мы хотели бы, чтобы писали нам. Убедиться в справедливости этого совета очень легко: ответное письмо всегда служит эхом посланного. Известно, что дружеская переписка часто становилась формой общественно – публицистических и литературных бесед, в которых наиболее полно раскрывалась языковая личность, оттачивался русский литературный язык. В данном случае под дружеским письмом мы понимаем частное, неофициальное письменное общение, характеризующееся достаточной содержательной свободой, наличием стандартных эпистолярных элементов (обращение, подпись, а также дата, место написания), и предполагающее, как правило, получение ответа.
Дружескому письму как типу текста свойственны такие основные категории: интеграция, членимость, модальность, автосемантия отрезков текста, информативность, ретроспекция и проспекция, завершённость. Это особый тип текста, отличительной чертой которого является его антропоцентричность, ярко выраженный межличностный характер общения.
Дружеское письмо по сравнению с другими типами писем характеризуется следующими отличительными признаками:1) реализацией коммуникавной- прогматической оси – « я-ты»; 2) диалогизацией; 3) полуфункциональностью; 4) полиматичностью; 5) синтезом элементов различных функциональных стилей; 6) отражением особенностей речевого этикета; 7) прикреплённостью к определённой ситуации; 8) специфической структурой, формализованной границами, фиксирующими начало и конец письма.
Из синтаксических средств дружеского письма наиболее существены следующие: обращение, подпись, вопросительные и побудительные предложения, конструкции с глагольными формами 2–го лица. В них отражаются доброжелательное и доверительное расположения автора и адресата друг к другу.
Например, «Глубокоуважаемый и дорогой Александр Александрович! Как я рад Вашему письму! Спасибо за память, за честь и доверие… Смогу ли я оправдать его? Хочу ли я слушать вашу пьесу? Хочу ли я видеть Алексея Михайловича и говорить с Вами? Конечно, очень хочу….Сердечно и искренне преданный Вам…», - читаем мы в письме К.Станиславского А.А.Блоку 19 апреля 1913 года. В письме глубокое уважение, доверительно – дружеская, лирическая тональность, выраженная в начальном обращении, соответственно, окрашивают весь текст. Наличие вопросов, обращённых к автору писем, и ответ на них самими автором создают эффект присутствия адресата, эффект непосредственного общения.
М.Горький в своём письме в феврале 1899 года с радостью сообщает И.Бунину о том, какое впечатление оказали на него произведения писателя: «Дорогой и славный Иван Алексеевич! Получил Вашу книжку. Сердечное спасибо! Читал и читаю стихи. Хорошие стихи, ей – богу! Свежие, звучные, в них есть что-то детски – чистое и есть огромное чутьё природы…Ваши стихи тоже очень по душе, и я очень рад, что могу сказать Вам это. Это просто и красиво, а главное – это искренно и верно! Миленький мой, это и есть самая чистая поэзия…Крепко жму Вам руку и доволен, и рад, что видел Вас…».
В письме М.Горького начальное обращение выполняет, прежде всего, характеризующую функцию и выражает восхищение адресатом, что также определяет содержание и тональность письма в целом. М.Горький высоко оценивает поэзию И.А.Бунина, восторгается его стихами, что выражается соответствующими языковыми средствами: повествовательно – восклицательными предложениями, эмоционально – оценочной лексикой. Таким образом, обращение является одним из главных языковых средств, реализующих категорию обращения.
К дружеским письмам можно отнести и письма известного академика Д.С.Лихачёва. Именно эти «Письма о Добром» дают мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это уроки патриотизма и гражданственности, образцы человеческой мудрости и доброты. Сам автор располагает к себе молодых людей, обращается к ним как к друзьям. Всего в книге 46 писем, много умных мыслей можно здесь найти. Некоторые тезисы можно взять с собой в жизнь:
1.Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя, нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
2.Молодость – это время сближения. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь, навыки в труде - тоже.
3. В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости, хорошие будут радовать, дурные не давать спать!
4.Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
5.Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Письмо четвертое.
6. Самая большая ценность – жизнь.
7. Самая большая ценность в мире- жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем протяжении- и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
8. Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку.
9. Забота - объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее.
10.Социальный долг человека – быть интеллигентом.
4.2. Деловое.
В бизнесе дороже всего ценится время. Поэтому всегда нужно помнить о том, что деловое письмо должно быть кратким, точным и по существу. Деловая корреспонденция редко охватывает несколько тем. Если всё же в письме нужно охватить несколько вопросов, то их желательно отделить один от другого визуально, то есть пронумеровать. Наилучший вариант - когда деловое письмо содержит ответ на какой-либо один вопрос или однородную информацию. В этом случае письмо получается точным и сжатым.
Приступая к составлению официального письма, мы никогда не задумываемся о том, что эта практика восходит еще к седой древности. Уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговорное общение. Языковые формулы, виды, разновидности официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками. Многие виды писем имеют тысячелетнюю историю.
Деловая переписка – неотъемлемое средство связи и в наши дни. Связи предприятия с внешними организациями, так как именно письма соединяют организацию-автора с другими учреждениями.
Служебное письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов, оформленных в соответствии с ГОСТом, пересылаемых по почте, по факсу или другим способом. Без преувеличения можно сказать, что это один из самых распространенных видов служебных документов, поэтому, от того насколько текст послания точен, грамотен, корректен, во многом будет зависеть успех решения конкретных вопросов, а значит и всего предприятия в целом.
Для актов, сделок и прошений обычно использовали гербовую бумагу с искусственными клеймами и с изображением государственного герба. Требования к почерку были достаточно высоки: он должен был быть четким, чистым и красивым.
Цвет бумаги, которая могла быть синей, оранжевой, палевой и прочей, авторы письмовника советовали выбирать осторожно, чтобы не подвергнуться упреку в недостатке вкуса. Письма отправляли в конвертах, а конверты запечатывали облатками или сургучом: первым запечатывали только записки и редко письма, все остальное сургучом.В советское время жанр «письмовников» был подвергнут осмеянию как«пережиток буржуазного прошлого». Частная переписка могла подвергаться досмотру почтовой цензуры, умение писать письма утрачивалось, значение деловой корреспонденции недооценивалось. При отсутствии конкуренции, свободного предпринимательства не требовались ни красноречие, ни умение убедить партнера в сотрудничестве, мало кто обращал внимание эпистолярный этикет. Деловые письма представляют собой официальную корреспонденцию и применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой и коммерческой деятельности. Деловое письмо – всегда официальное сообщение. Информация, содержащаяся в деловом письме, носит протокольный характер. Вот почему письма регистрируются, и факт устного сообщения не исключает необходимости почтового отправления. Начинают вежливым обращением (например: "Дорогой г-н (или г-жа), "Господа", "Уважаемые господа" и т.д.). После вступительного слова ставится запятая, а не восклицательный знак. Особенное внимание нужно уделить теме письма. Она должна четко указывать, о каком вопросе пойдет речь. Если же ты отвечаешь на письмо, достаточно поставить Re ("Reference"), русский эквивалент "Касательно".Заканчивается письмо, как правило, комплиментом. Если письмо официальное, то обычно употребляется комплимент "Искренне Ваш". Можно ограничиться добрыми пожеланиями: "С наилучшими пожеланиями", "Примите мои наилучшие пожелания" и т.д.
Деловые письма бывают нескольких видов:
а) письмо-извещение. Посылается из вежливости, в знак благодарности за скорый ответ, как выражение готовности к сотрудничеству или в качестве определенного информационного сообщения;
б)письмо-напоминание. Направляется в тех случаях, когда с помощью телефонных переговоров или личного контакта не удается получить желаемый результат своевременно. Цель такого письма - тактично напомнить о необходимости выполнить некие взятые на себя обязательства;
в)письмо-подтверждение. Чаще всего является гарантией ранее данных обещаний или уже оговоренных условий. Такое письмо является выражением вежливости и глубокого уважения к партнеру;
г) письмо-претензия; - как бы официальное предупреждение. В нем должны содержаться основания для предъявления претензии, сами претензии и конкретные требования;
д) письмо-отказ - это ответ на претензию. Будучи написанным правильно, оно помогает поддерживать нормальные отношения с клиентом или партнером, несмотря на отказ. Начинать такое письмо лучше всего с позитивной информации: например, перечислением того, с чем вы согласны. А затем нужно объяснить причины отказа. Концовка письма также должна быть позитивной;
е) письмо-извинение обычно содержит изложение причин, по которым внезапно нарушается какая-то предварительная договоренность. В ряде случаев такое письмо направляется после предварительного уведомления по телефону;
ж) гарантийное письмо - это особая форма письма, которое направляется как обязательства оплаты за покупку, оказанную услугу и т.п;
з) письмо-просьба. Просьбы в письменном виде встречаются очень часто: это просьба о помощи, о совете, об услуге и т.д. И каждый раз просьба выражается в разных формах, в зависимости от того, кому она адресована - другу, учителю, начальнику, сослуживцу, знакомому, родственнику и т.д. Чем яснее и аргументированнее изложена просьба, тем больше у ее автора надежды на успех. Когда пишут эти письма нужно поставить сначала самого себя на место того человека, который будет письмо читать. Нужно достаточно ясно изложить проблему, привести все факты;
и) письмо-сообщение. В данном виде делового письма дается какая-либо информация, не требующая ответа или подтверждения со стороны, которой высылается данное письмо;
к) сопроводительное письмо. Сопроводительное письмо составляется при отправке адресату документов или материальных ценностей. Подобного рода письмо оправдывает себя в тех случаях, когда содержит дополнительные разъяснения к приложенному документу;
л) письмо-претензия (рекламация), ответ на него. Рекламация содержит претензии к стороне, нарушившей принятые на себя по договору обязательства и требования возмещения убытков. Она может быть предъявлена в отношении качества, количества товаров, сроки поставки;
м) письмо-подтверждение. Содержит сообщение о получении какого-либо отправления или о том, что ранее составленный документ остается в силе. Также можно подтверждать факт, либо действие;
н) письмо-напоминание. Направляется в тех случаях, когда не удается получить ответ с помощью телефонных переговоров или личных встреч. Оно состоит из двух элементов: напоминание о выполнении действия; меры, которые будут приняты в случае невыполнения ранее заключенного договора или соглашения;
о) письмо-приглашение. Пишется в том случае, когда организация хочет пригласить другую организацию на какое- либо торжество или мероприятие. В данном деловом письме указывается время, место и дата проведения мероприятия;
п) гарантийное письмо. Составляется с целью подтверждения определенных обязательств и адресуется организации, либо отдельному лицу;
р) запрос и ответ на него. Данные виды коммерческой корреспонденции являются в письменной речи реализацией двусторонней связи. Запрос представляет собой обращение лица, желающего заключить сделку. В запросе обязательно указывается наименование товара (услуг), условия, на которых желательно получить товар, условия платежа, количество и качество товара.
4.3. Любовное.
Без комментариев... Дать конкретные рекомендации по написанию любовных писем и стихов невозможно. Чем больше здесь скажешь, тем больше останется несказанного. Написать любовное письмо может только тот, кто, полагается на свое сердце - оно подскажет, что и как писать. Тема письма как воспоминания о прошедшем, как мгновения из потока времени, как мига жизни, запечатленного в слове, начинается с истоков нашей литературы — Пушкина. Вспомним, где впервые мы встретились с письмом любви...
А.Пушкина «Сожженное письмо».
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви,
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту! вспыхнули... пылают... легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди... 1825 г.
Стихотворение А. С. Пушкина «Сожженное письмо» рисует перед читателем картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему как к живому существу: «Прощай, письмо любви! Прощай: она велела».
Мы видим перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь, по приказанию любимой, «все радости» свои. Ему жаль расстаться с любовным посланием, он колеблется, но «...час настал: гори, письмо любви!». Перед глазами читателя конкретная картина, написанная с реалистической точностью: листы вспыхнули, пылают, легкий дым, растопленный сургуч печати кипит, темные листы свернулись, пепел... У Пушкина в стихотворении «Сожженное письмо» нарисована реалистическая картина конкретного действия.
Ясно видно то, что происходит, образы конкретны, но письмо любви, обращенное в пепел, — это святое воспоминание, которое навсегда останется с поэтом. Слово пепел уже не имеет конкретного значения, оно стало символическим «пеплом воспоминания», то есть скорби о былом, ушедшем безвозвратно.
Стихотворение Ф. Тютчева «Она сидела на полу...»
было написано не позднее апреля 1858 г. и посвящено поздней любви поэта Елене Денисьевой, с которой у Тютчева был продолжительный, мучительный для обоих роман, сопровождавшийся размолвками и частыми разрывами.
Из-зa того, что Федор Иванович был женат и не мог оставить свою жену и детей, а Елена Денисьева, которая тоже имела детей от Тютчева, находилась в положении отринутой обществом женщины.
Она сидела на полу
И груду писем разбирала -
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени. 1858 г.
…Поэт рисует перед нами картину-образ сидящей на полу женщины, перебирающей старые письма. Нельзя точно сказать, что она собирается их сжечь, но очень похоже на то, что уже было написано о «пепле милом» А. С. Пушкиным! «как остывшую золу, брала их в руки и бросала». Письма — остывшая зола воспоминаний о радости и горе, о «жизни пережитой». Зола — это не пепел, брала, как остывшую золу, листы... Образ Тютчева совсем не конкретен, он ассоциативен. Уже первое четверостишие должно повести читателя на ряд ассоциаций: груда писем груда листов — листьев осенью?
Остывшая зола — сожженный осенний лист, не превратившийся в пепел, сохранивший свою структуру? Бросала — куда? Не в огонь, чтобы сжечь, просто бросала, значит, все уже сожжено, пережито, остыло, ушло? Нет, не все! Второе четверостишие говорит об обратном. Женщина смотрит на знакомые листы так «чудно», «как души смотрят с высоты на ими
брошенное тело».
А как они смотрят? Это почти невозможно представить, но расставание души с телом - фразеологизм, говорящий любому человеку о последней степени страдания: «душа с телом расстается». Письма — тело души, расставание с ними — это как смерть, но смерть тела не означает смерти души. Душа женщины еще любит, раз она «чудно» глядит «на остывшую золу» писем, то есть тех слов, которые когда-то написал ее любимый. Третье четверостишие все еще рассказывает о страдании женщины. Ей тяжело и горько расставаться с любимым.
В четвертом четверостишии возникает образ лирического героя стихотворения. Не ясно, как оказался он там, и сам ли. Он здесь, или незримо и молча присутствует здесь его душа, которая ждет своего приговора. Он любит, он готов «пасть на колени», он чувствует, что любовь еще есть, но женщина хочет с ней проститься, как с письмами, которые она хочет сжечь, по можно сжечь письма — тело, а душу? Ведь, расставшись, душа будет помнить любимого, лирическому герою «страшно грустно», потому что он чувствует, что женщина еще любит, но она может стать для него лишь «милой тенью». Он ждет, он не хочет ей мешать, она, его любимая, должна решить — сжечь все, расстаться или позволить ему «пасть на колени».
Тема стихотворения А. Фета «Старые письма» определена в его названии. Однако старые письма и вообще слово письмо в стихотворении нигде, кроме названия, не употребляются.
Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь,
Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку, —
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! —
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза. 1859 г.
Старые письма уподоблены поэтом «заветным чертам», только по этому эпитету читатель, хорошо знакомый с поэзией А. С. Пушкина, может определить, что речь идет о письме. Слова старых писем воскрешают то состояние, которое испытывал лирический герой, когда был влюблен («опять встречают взоры одну доверчивость»). Лирический герой осуждает себя за предательство любви, во имя чего-то, казавшегося тогда, очевидно, важным, а потом — нет: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь». Теперь, обреченный «на вечную разлуку», он испытывает холод в груди, но старые письма, с которыми он не расстается, вновь и вновь «шепчут ему о любви», сама любовь «глядит ему в глаза». И горько оттого, что поздно.
У лирического героя этого стихотворения ощущение, связанное с одним лишь видом старых писем, вызывает целый поток чувств, которые трудно, иногда даже невозможно выразить словом.
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! В этой строке весь смысл, весь пафос стихотворения. Нет ничего в мире, кроме любви, так страшно потерянной когда-то лирическим героем А. А. Фета. Медленно всплывают заветные черты в час душевных мук, наступает пробуждение души, образ любимой, тот, что был прежде, светлые, святые, молодые чувства, ужасный час, предательский звук — и наступает кульминация, которая приводит героя к осознанию смерти души вместе со смертью любви, к страданию, от которого нет избавления. Но лирический герой, предупреждая читателя о том, что потерять любовь — значит потерять душу, тем не менее не может сам расстаться со старыми письмами, со своей вечной мукой...
Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной... О чем это? О письмах, портретах, фотографиях — не важно! Важно, что черты, смутные, неясные, но заветные, воскрешают то чувство, которое давно-давно утрачено душой.
Что же утрачено? Доверчивость, надежда, любовь... Любовь стыдливая, светлая, молодая, горячая... Ушла, утрачена молодость, свежесть, остались лишь «поблекшие узоры задушевных слов»... Узоры слов — в них и красота, и нежность, и задушевность — то, чего нельзя выразить точным словом. Ощущение любви, нежности, хрупкости, наивности, целостности. Предательский звук — и все кончено, неловкое движение: «оттолкнул писавшую вас руку» — и печная разлука, холод в груди, дальний путь... Что есть в мире вне любви? Нет ничего, а любовь, особенно молодая, так доверчива, так неосторожна, что даже малый «предательский звук» может все разрушить и навсегда погрузить душу в холод дальнего пути, пути без прощения и надежды. Зачем же остались старые письма? Зачем лее эти будоражащие душу слова - шепот о любви? Без этих горестных воспоминаний, слез — нет совсем ничего.
Стихотворение А. А. Фета «Старые письма» не вызывает в сознании читателя конкретных образов. Его содержание вообще невозможно понять без знания истории любви А. А. Фета и Марии Лизич, которая покончила с собой (сгорела заживо). По официальной версии это была случайность, но А. А. Фет считал себя виновным в смерти любимой. Без этого знания все в стихотворении неясно, смутно. О том, что речь идет о старых письмах, читатель узнает лишь из названия.
Интересны письма А.Блока Л.Д.Менделеевой. В них часто наблюдалось особое употребление прописных букв, определяемое не правилами орфографии, а авторскими коммуникативными намерениями адресата. Например, «Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство. Я не могу без Тебя жить не здесь, ни там. Ты Первая моя Тайна и Последняя. Последняя Моя Надежда…Зови меня рабом…»,- читаем мы в письме от 10.11. 1902 г. «Моя Любовь, моя единственная…Ты, Ангел Светлый, Ангел величавый, Ты – Богиня моих земных желаний..» (от 31 05. 1903 г.).
Таким содержанием обращений, глубокого уважения наполнены письма к самым близким, самым любимым – матерям.
4.5. Письмо – извинение
Такие письма посылаются в том случае, если хотят извиниться за оскорбительное содержание
предыдущего письма, необдуманное слово, неверное обвинение. Вообще, конечно, лучше не писать таких писем, за которые потом приходится извиняться, потому что письмо - это всегда монолог. Оно отличается от реального разговора тем, что твой собеседник не может ответить в ту же секунду, не может перебить и не дать разгореться ссоре. Поэтому надо быть внимательными и осторожными, когда высказываете какое-то мнение о своем собеседнике. А если уж случилось сказать неосторожное слово, никакие увертки и прикрасы тебе потом не помогут. Только искренне извинившись за свою ошибку, ты можешь надеяться на такое же искреннее прощение..
4.5. Письмо – благодарность.
Такое письмо оформляется за оказание услуги, получить его приятно, так в нём выражается искренняя благодарность, оно обязательного кого-то обрадует. В данном виде письма выражает благодарность за выполнение какого-либо рода деятельности.
4.6 Письмо – поздравление.
Поздравительные письма отправляются по случаю праздников или каких-то радостных событий, таких как свадьба, рождение ребенка и т.п. Письмо с поздравлением не должно быть длинным. Несколько искренних задушевных слов совершенно достаточно. Если нет возможности отправить открытку, ее вполне заменит вложенный файл с картинкой.
4.7. Электронные письма.
Электронная почта – совершенно особый вид коммуникаций, позволяющий при желании общаться в диалоговом режиме, в режиме телеконференций и т.п. и представляющий как огромные возможности, так и большие трудности из-за специфики ведения электронной переписки. С одной стороны, электронные письма почти ничем не отличаются от своих обычных предшественников – бумажных писем. У электронного письма есть адрес получателя и адрес отправителя, в системных сообщениях "зашиты" дата и время отправления и получения сообщения, текст письма и подпись отправителя, сохраняется строка
"Subject" или тема сообщения, есть возможность послать копию, приложенный файл выполняет функции команды. (Приложение).
Составление текста делового письма - всегда акт речевого творчества, каким бы письмо ни было - регламентированным или нерегламентированным. Это труд, предполагающий достаточно высокий уровень языковой компетентности.
Нельзя научиться писать деловые письма правильно и убедительно, не практикуясь и не обучаясь этому нелегкому искусству, не зная особенностей официально-делового и публицистического стилей речи. Сегодня увеличивается число жанровых разновидностей деловой корреспонденции и поводов для составления и отправления деловых писем. Все это требует от менеджера сегодня большей речевой подготовки, чем скажем, десять лет назад, в эпоху царствования типовых и трафаретных текстов. Умение самостоятельно мыслить и формулировать свои мысли, компетентно вести письменный диалог ценится в деловых кругах все больше. Русский литературный язык, один из богатейших и выразительнейших языков мира, накопил в сфере письменного делового общения бесценный опыт, представленный унифицированными и трафаретными языковыми формами, традициями использования этикетных средств.
Сегодня важно не растерять эти сокровища, не копировать западные образцы, а с уважением относиться к нашим предкам, веками отшлифовавшим форму и стиль делового письма, и плодотворно развивать отечественные традиции составления деловой корреспонденции - задача, которая стоит перед сегодняшним и будущими поколениями деловых людей в России.
5. Структура письма и его стилистические особенности.
Каждое письмо имеет свои особенности. Обратили внимание на начало и конец письма, на возможные в письмах обращения. Письмо должно быть наполнено содержанием, написать его надо грамотно, тон письма может быть только уважительным. Правильная структура письма включает в себя обязательные компоненты: обращение, любезность, изложение сути вопроса, заключение.
Личные, деловые, официальные.
Дата | Обращение | Основной текст | Заключительная формула вежливости | Подпись | Дата |
Повод | Стилистические особенности | |
Уведомление | Рождение, свадьба, юбилей, болезнь | Краткость, ясность, чёткость, тактичность |
Прошение | Просьба о помощи, совете, услуге | Аргументированность, отсутствие лести |
Благодарственное | Выражение благодарности | Сердечность, искренность |
Рекомендательное | Поручительство | Убедительность, благожелательность |
Извинение | Просьба о прощении | Откровенность, искренность |
Поздравление | Радостное событие | Краткость, искренность, сердечность |
6. Лингвостилистический эксперимент.
В процессе учебного исследования мы провели лингвостилистический эксперимент,
своеобразное социолингвистическое исследование.
Разработав анкету, мы провели анкетирование на предмет того, какую роль в жизни современного человека играют письма и SMS – сообщения.
Цель: выяснить, с чем связана разница в содержании письма и SMS – сообщений, можно ли через содержание письма определить характер человека, почему SMS столь популярны и кто их чаще пишет, может ли со временем SMS – сообщения заменить живое общение людей друг с другом?
Выборка составила 54 человека.
Обработав и систематизировав данные, мы получили следующие результаты.
На вопрос № 1: « Знаете ли Вы историю происхождения письма?»
16 человек ( 29,6%) ответили «да»; 21 человек (38,9%) ответили «немного»,17 человек (31,5%) ответили «нет».
На вопрос № 2: «Какие виды писем Вы знаете?»
«Личные, деловые, электронные, поздравительные » - 54 человека (100%); «рекомендательные» - 23 человека (42,6%); «благодарственные» - 26 человек (48%).
На вопрос № 3: «Получали ли Вы письмо?»
43 человека (80%)ответили «нет» (кроме SMS – сообщений);
11 человек (20%) «да». В основном, это респонденты не школьного возраста.
На вопрос № 4: « Хотели ли Вы получить письмо?»- все ответили «да».
На вопрос № 5: «Можно ли через содержание письма определить характер человека?»
37 человек (68,5%) ответили « да»; 6 человек (11 %) ответили « нет»; 11 человек (20,5%) ответили « не знаю».
На вопрос № 6: «Как часто Вы пользуетесь SMS – сообщениями?»
39 человек ответили «ежедневно», что составило 72,2% от числа всех опрошенных; 3 человека – 5,5%, ответили, что пользуются SMS – сообщениями раз в неделю; раз в месяц используют SMS – сообщения только 9% опрошенных – это 5 человек. Не пользуются этой услугой 9% опрошенных (5 человек), и только два ответили: «только тогда, когда приходят мне», что составило 3,7 %.
На вопрос № 7: « Почему вы предпочитаете SMS – сообщения?» Было предложено несколько вариантов ответов: «экономия времени», «можно написать то, что не скажешь словами», «оригинально», «неожиданно»,« можно писать с ошибками».
Первый вариант выбрали 13 человек (24%); второй ответ оказался «лидером» среди предложенных, его выбрали 28 человек (52%). «Оригинально» – 19%, ответ «неожиданно» выбрало 3%, так же как и вариант «можно писать с ошибками» 2%.
На вопрос № 8: «Считаете ли Вы, что со временем SMS – сообщения заменят живое общение людей друг с другом?». На выбор предлагалось несколько ответов: «да», «нет», «я так не думаю», «возможно», «это зависит от самого человека».
Самым частым ответом оказался вариант «нет». Его выбрали 21 человек (38,9%), 12 человек (22%) выбрали вариант «Я так не думаю». Категоричное «да» сказали 4 человека (7,4%).Не исключают такой возможности 7 человек – это 13,2%). Вариант «это зависит от самого человека» выбрали 10 человек (18,5%).
Далее мы попросили указать: возраст; образование; профессию; пол.
Обратим внимание только на то, что большинству опрашиваемых 14- 15 лет (31%):
13 лет – 11 человек (20,3%); 14 лет – 15 человек (27,7%);
15 лет – 12 человек (22,2%); 16 лет – 9 человек (16,7%);
17 лет – 5 человек (9,5%); Старше 20 лет – 2 человека (3,6%).
Высшее образование имеют 3,7%; основное образование имеет 14 респондентов (26%); 70,3%, то есть 38 человек из 6 – 9 классов.
По роду занятий все респонденты разделились на учащихся (96%) и 4 % учителей.
При анализе анкет мы выяснили, что участие в анкетировании приняло 32 девушки (59%); женщин 2 (4%) и 20 юношей (37%). Таблицы в « Презентации».
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1.Большинство респондентов плохо знают историю происхождения письма, хотя виды писем знают.
2.В наше время письма пишут редко, но получить письмо желают все.
3.Многие утверждают, что по тексту письма можно судить о культуре человека.
4.В основном пользуются ежедневно SMS – сообщениями, и даже несколько раз в течение дня.
5. Обращение к SMS – сообщению связано, в основном, с экономией времени или с тем, что в посланиях через сотовые телефоны можно написать то, что не скажешь словами.
6. К счастью, большинство респондентов считает, что SMS НЕ может заменить живого общения, так как предпочитают общение людей друг с другом в живую.
7. Заключение.
Письма – это прекрасные мгновения прожитой жизни. В письме бьется живое человеческое сердце. Какими простыми и яркими словами можно в них выразить трепетные чувства любви, тоски, сострадания, горечи!
И пускай изменяется время, изменяются люди, но живое человеческое общение с помощью письма будет существовать всегда, так как через строки пишущего мы судим о его культуре, порядочности, уме, душевной деликатности и доброте.
Письма сокращают расстояние, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Ожидают возможность состояться содержательному, взаимно обогащённому диалогу: они в какой то степени формируют характер человека, во всяком случае, шлифуют его.
Умение писать письма, которые люди берегут и хранят – это Божий дар. И пускай компьютерная техника идёт вперёд, но одной из главных задач SMS является передача информации на любые расстояния в любой момент времени из любой точки планеты.
А передать чувства, мысли, теплоту, можно только через строки эпистолярного жанра, который может наполнить жизнь адресата ярким и благородным светом на долгие времена.
8. Глоссарий.
Афоризм (гр.) – изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль.
Корреспондент – человек, ведущий переписку.
Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
Постскриптум (лат.) – после написанного – приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S.
Адресат – тот, кому адресовано письмо.
Каллиграфия – искусство четкого красивого письма.
Графика – начертания письменных или печатных знаков, букв.
9. Литература.
1. В. Веселов «Современное деловое письмо в промышленности», М.: Изд-во стандартов, 1990 г.
2.М. Горький «Письма сыну», М: « Правда», 1989 г.
3. В. Енишерлова «Я лучшей доли не искал…», М: « Просвещение», 1988 г.
4. Д. Лихачев «Письма о добром», Санкт – Петербург: « LOGOS», 2007 г.
5.Л.Рахманин «Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов»,М., 1982 г.
6. Н.Степанова «Дружеское письмо начала XIX века», М: «Просвещение», 1999 г.
7. Н. Шанского «Лингвистический анализ художественного текста», Л., 1990 г.
10.Приложение.
Стихотворения.
Э.Асадов «Письмо с фронта»
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник украшал,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы всё, что имели, не очень ценили,
А поняли, может быть, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры,-
Всё - сказка, всё в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдём у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где–то по–мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки,
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поёшь
И вместе со мною к далёким победам
Солдатской дорогой незримо идёшь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу. 1943 г.
Е. Благина « Папе на фронт»
Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не войне.
Я немножко даже удивилась –
До чего ты прежний был во сне!
Прежний – прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеётся,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебе в борьбе.
А потом даю тебе те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: « А скоро ёлка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда – нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю – прежелаю
Поскорей фашиста одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днём и ночью был весёлый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передать им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от счастья… Твоя дочь.
К.Симонов. «Жди меня».
Жди меня, и я вернусь,
Только жди…
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня. И я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: « Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать,
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой. 1941 г.
Э.Асадов « Одно письмо»
Как мало человеку надо!
Одно письмо. Всего – то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно…
Зажглись рябин весёлые костры,
И всё вокруг вишнёво – золотое…
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно – хмельное!
И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звёзды, море и Памир.
Твоё письмо, в котором целый мир.
Как много всё же надо человеку! 1955 г.
Н.Рубцов «Письмо»
Дорогая! Любимая! Где ты теперь?
Что с тобой? Почему ты не пишешь?
Телеграммы не шлёшь…Оттого лишь - поверь,
Провода приуныли под крышей.
Оттого лишь, поверь, не бывало и дня
Без тоски, не бывало и ночи!
Неужели – откликнись – забыла меня?
Я люблю, я люблю тебя очень!
Как мне хочется крикнуть: « Поверь мне! Поверь!»
Но боюсь: ты меня не услышишь…
Дорогая! Любимая! Где ты теперь?
Что с тобой? Почему ты не пишешь? 1961 г.
И.Уткин « Ты пишешь письмо мне».
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звёзды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвётся такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома – и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.
И время такое придёт:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдёт.
И как – нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтём… 1943 г.
С.Есенин «Письмо матери».
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто–то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя, не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтою лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне. 1924 г.
30.12.1941 г.
Золотая моя Журавушка!
Знаешь ли ты моя милая, что счастливей твоего Петьки нет человека на всём белом свете? Да мне теперь сам сатана – не страшен. Милая, родненька, спасибо тебе за Серёжку, что ты есть у меня, за твои глаза, за твои руки золотые, за твоё сердце – за всё, за всё спасибо. Одна у меня к тебе – самая великая – велика - просьба: береги себя и Серёжку. Сейчас я сменился с дежурства у пулемёта. Всю ночь дежурил. Небо было ясное, звёздное. Я облюбовал одну звезду, самую яркую и назвал её Журавушкой. Глядя, на неё, разговариваю с тобой, моя родная. В блиндаже раскрыл твою посылку, и бал у нас, дорогая пир на весь мир. По случаю рождения Серёжки старшина разрешил нам « изничтожить» НЗ – неприкосновенный запас продуктов, какой имеется у каждого красноармейца в вещевом мешке.
Ну, вот кажись, и всё. Обнимаю тебя крепко – крепко.
А Серёжку целую в пузо. До свидания – Пётр. М.Алексеев.
Москва, 26.08.1833.г. А.С.Пушкин своей жене.
Поздравляю тебя с днём твоего Ангела, мой Ангел, целую тебя заочно в очи и пишу тебе продолжение моих похождений – из антресолей вашего Никитского двора, куда я прибыл вчера благополучно из Ярополица.
В Ярополиц приехал я в среду поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше. Я нашёл её здоровою, хотя подле неё лежала палка, без которой далеко ходить не может. Четверг я провёл у нее. Много говорили о тебе, о Машке. Мать, кажется, тебя к ней ревнует. Ей очень хотелось бы , чтобы ты будущее лето провела у неё…
В Москве я пробуду несколько времени, то есть два или три дня. Потом в Симбирск…
Прощай, береги себя. Целую всех вас.
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Музыка космоса
Пустой колос голову кверху носит
За еду птицы готовы собирать мусор
«Течет река Волга»