Работа содержит описание игр, распространенных в нашей местности в начале прошлого века. Данные получены путем бесед со старожилами села, работе с музейными материалами.
Вложение | Размер |
---|---|
igry_moey_maloy_rodiny.doc | 65.5 КБ |
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Областной центр творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодежи
Конкурс исследовательских работ «Моя земля, мои земляки»
Исследовательская работа в номинации «Традиции и обычаи родного края»
Тема «Игры моей малой Родины»
Выполнила : обучающаяся МКОУ «Ржавская
ООШ» Большесолдатского района
Курской области 8-(471-36)-2-34
Гаврюшова Оксана Вячеславовна,
13 лет
Руководитель: учитель русского языка и
литературы Малыхина Татьяна
Владимировна
Село Ржава -2012
Оглавление
Введение 3 стр.
Глава 1 «Детские игры» 5 стр.
Глава 2 «Игры девические» 8 стр.
Глава 3 «Игры мужские» 9 стр.
Глава 4 «Игры обоего пола, или смешанные» 10 стр.
Заключение 12 стр.
Введение
Актуальность данной исследовательской работы очевидна. Изучение традиционной культуры имеет большое значение на современном этапе развития общества. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.
Целью работы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры посредством исследовательской этнографической, фольклорной деятельности.
Работа предусматривает решение следующих задач:
обучающих:
- овладение умениями и навыками научного фольклорного и этнографического исследования;
- подготовка обучающихся для дальнейшей работы по собиранию и проведению народных игр;
- приобщение обучающихся к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности ;
развивающих:
- развитие интереса к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
- развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры ;
воспитательных:
- освоение принципов народной этики на основе празднично-игровой культуры.
В процессе работы были использованы различные формы и методы: беседа-интервью со старожилами села, работа с музейными записями, изучение и анализ литературных трудов по теме.
Традиции народа полнее всего отражают духовный облик и внутренний мир нации. Это не застывшие обряды, а живая национальная память народа, пройденный им путь и неповторимый духовный опыт. Традиции хранят человека от обезличивания, позволяют ощутить связь времен и поколений, получить в трудную минуту поддержку и необходимую жизненную опору.
Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков, в повседневный опыт труда, мудрого освоения окружающей природы. Все это больше походило на сотрудничество и ученичество, чем на битву за выживание.
В старину люди в самых повседневных вещах видели скрытый смысл и особую значимость. Так рождались и дремучие суеверия, и рациональное осмысление окружающего мира, вырабатывался проверенный тысячелетней практикой комплекс многообразных примет. Это и прогноз погоды, и сроки проведения хозяйственных работ. Это были первые попытки постичь закономерности хода вещей.
Так формировался особый уклад народной жизни. Он был тесно связан с годовыми циклами обновления и угасания природы. Все это по-своему отразилось в загадках, пословицах, поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, седых легендах, волшебных сказках. Также живым свидетельством богатства бытовой культуры русского народа являются обычаи и праздники, церковные обряды и таинства.
Сохранение этого наследия – благородная задача. Выполняют ее терпеливые труженики, собиратели и исследователи отечественного духовного достояния. Среди них ярко выделяются: Владимир Иванович Даль, И.П.Сахаров, М. Забылин, А.Н.Афанасьев, Александр Власьевич Терещенко.
Эти люди добились замечательных результатов в своих исследованиях и внесли немалый вклад в развитие российской этнографии и археологии.
В своих трудах они доказали самобытность русской культуры, независимость ее от иноземных заимствований, близость ее к культуре древних славянских народов.
Народные забавы очень трудно представить в стройном порядке. Они очень многочисленны и переменчивы. Их трудно собрать в одно, чтобы подвести под один ряд увеселений и сделать для них общее заключение. Простой народ сохранил обычаи и поверья предков и слил их со своими привычками.
Я в своей работе коснулась лишь маленькой частички этого великого сокровища. Меня очень привлекли те игры, в которые играли наши предки.
Занимаясь исследованием, я познакомилась с трудами известного этнографа Александра Власьевича Терещенко, побеседовала со старожилами нашего села: Гаврюшовой Екатериной Стефановной, Трофименко Екатериной Давыдовной, Усовой Татьяной Акимовной. Большую помощь мне оказал сборник «Игры моей малой Родины», составленный учащимся нашей школы Малыхиным Сергеем еще шесть лет назад (руководитель Малыхина Татьяна Владимировна).
Глава 1 «Игры детские»
В теплое время собираются перед домом мужчины и женщины, молодые юноши и девушки. Мужчины снимают шапки с головы, приветствуя друг друга. Женщины улыбаются подходящим и справляются о здоровье. Все садятся рядком на лавке у дома. Молодые перешептываются между собой, старики усмехаются. Через некоторое время разговор делается живее, беседа откровеннее. Приносятся балалайки, круг раздвигается. Девушки с нетерпением ожидают приглашения. Самый смелый и решительный молодец выступает вперед, снимает шапку и приглашает понравившуюся красавицу разделить с ним веселье.
Все в праздничных нарядах. У кого-то они побогаче, у кого-то победнее, но только не будничная, не рабочая одежда. Мальчишки мешают всем: они отвлекают внимание своей беготней и играми. В играх часто принимают участие и взрослые. Резвые и беззаботные шалуны начинают играть в своих лошадок, взапуски. Парни сбивают городки. Девушки скачут на досках. Когда веселье в самом разгаре, затеваются общие игры. В них не принимают участие только дети. Но они не жалеют об этом, у них есть свои собственные игры, принадлежащие только им.
Детский возраст любит незатейливые, нехитрые игры. Но очень часто в них скрывается или поучение, или выражение их особенностей.
Наиболее популярной игрой детей нашей местности издавна бала игра
«Коршун и наседка»
Несколько детей становятся в один ряд и держатся сзади за одежду друг друга. Ни называются «цыплята». Впереди всех ставили бойкого мальчика. Он называется «наседка». «Наседка» защищает остальных детей – «цыплят»- от нападения «коршуна», который старается унести «цыпленка» к себе. В игре было строгое правило: «коршун» не может хватать 2цыпленка» ни из середины, ни из первых рядов. Уносить «цыпленка» он может только с конца ряда. «Коршун» бегает до тех пор, пока не расстроит ряд и не схватит «цыпленка» с конца. Таким образом продолжает ловить дальше. Потом, в последнюю очередь, нападает на «наседку». У нас в селе до сих пор дети играют в эту игру. В ходе забавы уже можно было отличить ловких, сильных детей.
Популярной и любимой игрой были «Классики». Причем, было известно два вида этой игры.
Первый вид.
Чертят квадраты с цифрами, находят плоский камень и бросают по порядку на цифры. Прыгают по квадратам то на одной ноге, то на двух. Допрыгивают до камня, берут в руку и допрыгивают до конца квадратов. Затем опять бросают. Если не попал на цифры, то заронил.
Второй вид.
Как и в первом варианте, чертят квадраты, ищут камень и бросают на цифру. Двигают ногой до самого конца, перекидывая камень из квадрата в квадрат, но раньше камня нельзя переходить линию. Если переступил, то заронил, выходишь из игры.
«Крыса»
Вырезают маленькую палочку наискосок с обеих сторон. С четырех боков делают надрезы: от одного до четырех. Бросают эту палочку и смотрят, сколько выпадает очков. Для этого ее кладут на землю, бьют по ее краю и дуют на нее, чтобы она дальше улетела. Если сосед достал е своей палкой, то ты уходишь, а он бьет.
Глава 2 «Игры девические»
«Горелки»
Вечером собираются девушки на просторном месте: на лугу или в саду. Взявшись за руки, они становятся попарно в кружок. Одна из них должна «гореть »: она помещается в середине круга и стоит как бы безучастна. В это время остальные девушки разбегаются в разные стороны. И кого она успеет разлучить, та и занимает ее место.
«Прыгунчики слепые»
Эта игра очень живая. Девушки бросают между собой жребий, кому из них сидеть с завязанными глазами, а кому ловить и перескакивать через ноги с закрытыми глазами. Две девушки садятся друг против друга с протянутыми ногами, зажмурив глаза и заложив руки за спину. Остальные девушки стараются по очереди перескочить через ноги сидящих в полной тишине. Сидящие теперь должны их ловить. Пойманная садится на место поймавшей, и игра продолжается снова.
«Колечко»
Простая, но веселая игра. Снимают с руки колечко, надевают его на ленточку. Связав концы ленточки, становятся в кружок и передают кольцо на ленточке. Одна из девушек кружится , то есть ходит по кругу и отыскивает колечко, спрашивая:
- У кого кольцо?
Каждая обманывает ее, говоря:
_ У меня! У меня! У меня!
В это время на глазах у ведущей стараются кольцо передать другой. Кружащаяся хватает за руку одну из девушек. Часто выясняется, что именно у нее в данный момент кольца нет. Колечко показывают в другом месте. Ведущая спешит за ним, и колечко быстро передают другой.
Эта игра требует особой ловкости и проворства. Случается, что ищущую доводят до того, что у нее голова закруживается от поисков.
Глава 3 «Игры мужские»
«Лапта»
Название «лапта» произошло от деревянной палочки, сделанной наподобие лопаты. Иногда вместо нее часто употребляют просто длинную палку.
Выкапывают небольшую в земле ямочку. В нее вставляют деревянную дощечку. А на нее кладут небольшой мяч. По дощечке бьют палкой, чтобы мяч подлетел.
Кому раньше бить, определяют по жребию. То есть меряются на палке. Чья рука остановится на верхушке, тому начинать, а остальные идут в поле. Поймавший мяч, сменяет играющего.
«Ножик»
Взявший ножик по жребию, бросает его в землю двумя пальцами, потом тремя пальцами и так далее. Нужно стараться, чтобы ножик воткнулся в землю. Потом игрок кладет нож на кулак поперек, затем – на ладонь, на кисть и с них бросает. Потом ножик следует взять за кончик, приложить его к губам и бросить в землю. Далее ножик кладут ко лбу и оканчивают головой, с которой он сбрасывается. Обязательно, чтобы каждый раз ножик в землю воткнулся. Не выполнившего это ждет наказание: либо он должен в следующий раз начать все сначала, либо за каждый промах вытаскивать зубами тоненький колышек, забитый в землю и чуть видный.
«Чехарда»
Играющие делятся на две команды поровну. Члены одной команды нагибаются: подходят к стене, один из игроков упирается в стену головой, позади него становятся другие в таком же положении. Но свои головы они держат под мышкой у предыдущего игрока. Это предохранит ее от ушибов во время игры. Члены другой команды прыгают один за другим на нагнувшихся и садятся верхом. Они не должны ни за что и ни за кого держаться. Прыгнувший последним ударяет три раза в ладони и кричит:
- Чехарда! Айда!
Если из вспрыгнувших никто не упадет, то игра начинается сначала и команды не меняются местами. Если же чехарда рассыпалась, то игра тоже начинается заново, но команды меняются местами.
Эта игра позволяла юношам похвастаться своей силой, ловкостью. Часто девушки приходили полюбоваться на красавцев. Именно здесь и зарождались первые симпатии.
Глава 4 «Игры обоего пола, или смешанные»
«Хрен-Тимофей»
Все играющие садятся на землю в затылок друг другу, берут крепко друг друга за талии. Получается длинный состав. Ведущий приговаривает:
Ах, ты, Хрен-Тимофей,
Тимофеева жена
При дорожке жила,
Кулеш варила.
Приговаривала:
«Ты, курина слепота,
Не ходи за ворота…»
Затем начинали вытаскивать «хрен» из земли. Это очень трудно. Начинают тянуть эту цепочку, пока кто-то не расцепит руки. Тот, кто оторвется, присоединяется к ведущему. Теперь они с ведущим уже вдвоем будут тянуть «хрен» из земли. Игра продолжается далее.
В эту игру играла уже более взрослые парни и девушки. Симпатизируя, они могли поддаваться , то есть специально расцепливать руки, чтобы потом играть в одной команде.
«Третий лишний»
По кругу становятся парами. один игрок должен быть без пары. Он бегает позади круга и выбирает себе пару. К понравившейся паре он становится спереди. Тот, кто в паре стоял позади, оказывается «третьим лишним». Теперь уже он становится ведущим, бежит по кругу и подыскивает себе пару. И так игра продолжается до тех пор, пока игроки не устанут или им не надоест.
«Платочек»
Играющие становятся кругом. Ведущий начинает игру. В руках у него платочек. Ведущий бежит по внешней стороне круга, стараясь незаметно бросить под ноги кому-то из играющих платочек. Ведущий должен это сделать, быстро обежать полный круг и коснуться того человека, кому под ноги кинул платочек. Если это произойдет, то проигравший выходит в круг и там присаживается. Потом, когда таких людей наберется много, они будут наказаны. Ведущий в этом случае продолжает бегать с платочком. Если же играющий увидел у своих ног платочек, он должен его схватить и убежать со своего места. Ведущий должен постараться убежать от него и стать на его место.
Заключение.
Все это в целом – душа и память народа. Она наполняла внутренним смыслом размеренную человеческую жизнь. И поэтому жизнь протекала согласно мудрым установлениям. Эти установления были выработаны трудовой жизнью, общением с природой, почитанием заветов отцов и дедов.
Нас всегда должно тянуть к нашему национальному быту, к русской культуре, к народным традициям.
Родное есть родное, и это никуда не денешь. Нам просто необходимо возвращаться к народным традициям, чтобы сохранить наш русский народ. Он же такой добрый и талантливый.
Библиография
Северное сияние
Упрямый зяблик
Девчата
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Красочные картины Джастина Геффри