Тувинские заговоры выполнил ученик 8 класса Хомушку Айслан, г.Ак-Довурак Республики Тыва, 3 место в конференции "Шаг в будущее"
Вложение | Размер |
---|---|
zagovory_shyn_kuzhuget.docx | 39.71 КБ |
Выполнил учащийся 8 «б» класса
МОУ СОШ № 4 г.Ак-Довурака
Хомушку Айслан Маадырович
Научный руководитель: Кужугет Майя Шалбачиевна
г.Ак-Довурак 2010 г.
Оглавление.
Введение. ………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Заговоры………………………………………………………...4 стр.
1.1.Примеры заговоров русского народа………………………5 стр.
Глава 2. Тувинские заговоры……………………………………….......7 стр.
Выводы …………………….…..………………………………………10 стр.
Литература:………………………………………………………………11стр.
Введение : До вступления в состав Советского Союза тувинский народ не владел соответствующими знаниями лечения разных болезней лекарственными травами. Не владели знаниями народной медицины. И поэтому была высокая смертность населения, хотя была возможность лечить природой. Не зная лечебных свойств различных трав люди из народа при лечении болезней, прибегали к использованию различных заговоров.
Целью нашей исследовательской работы является: изучить и восстановить тувинские заговоры против болезней.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить заговоры у других народностей.
2)Изучить народные заговоры наших предков.
3)Взять интервью у долгожительницы Ооржак Калдара
Хомушкуевны, которая проживает в местечке Хонделен Барун-Хемчикского кожууна.
Новизна : Раньше тувинские заговоры не изучались и не опубликовывались как культурное наследие народа.
Актуальность: Со временем тувинские заговоры стали забываться и поэтому цель нашей работы вернуть и сохранить. Тувинские заговоры представляют собой неисчерпаемый интерес в изучении культурного и исторического наследия народа. Изучение тувинских заговоров не входит в школьную программу по родному языку. Данную работу можно изучать как на внеклассных занятиях по предмету, с целью воспитания патриотизма или в программе элективного курса. Хотелось бы, чтобы включили в учебник «Улусчу ужурлар» как сохранение исчезающего материала.
Аннотация.
В данной работе используются материалы из рассказов восьмидесятилетней бабушки Ооржак Калдар Хомушкуевны. Ученик исследует и восстанавливает обряд тувинских заговоров против болезней.
Глава 1. Заговоры - это энергетические звуковые формулы, употребляемые в магии для осуществления желаемого.
Обычно это древние языческие заклинания, дошедшие до нас из глубины веков. Конечно, они не могли сохраниться во всей своей первозданности и подверглись значительным искажениям - отчасти это сделало сокрушительное влияние времени, отчасти эволюция в развитии народных убеждений с принятием христианства. Однако же они сохранили драгоценные свидетельства своей словесной силы и строго характера, который не допускает никаких намеренных отступлений и профанации1 Заговоры нельзя произносить только для забавы. По мнению древних колдунов и магов, они, как памятники вещего чародейного слова, вмещают в себя страшную силу, которую не следует пробуждать без крайней необходимости, чтобы не навлечь беду. И их создавали наиболее мудрые и знающие люди из простого народа. Заговоры использовали все народности мира, использовали их для различных целях. Например вызвать дождь, остановить ветер, против пьянства ,вызвать ответные чувства, или, наоборот разлучение двух людей, будь то супруги или влюбленные. Большинство русских заговоров появилось в языческие времена и развилось из идолопоклоннических представлений славян. Язычники часто пользовались заговорами, чтобы с их помощью взять под контроль природные силы: остановить бурю, унять ветер, вызвать дождь.
Предназначение любого заговора – оказание быстрой помощи человеку при содействии сверхъестественных сил. Причем, это касается не только исцеления от какой-либо болезни, но и получения чисто хозяйственной пользы. Например, при уничтожении клопов и червей.
Вместе с тем, существуют специальные заговоры, направленные на удачное разрешение «сердечных дел». Это всевозможные присухи, помогающие напустить на любимую особу тоску, вызвать ответные чувства, или, наоборот, заклинания для избавления от безответной любви, страданий и нежелательных поклонников. И даже заговор на разлучение двух людей, будь то супруги или просто влюбленные.
Кроме этого, большой популярностью пользовались заклинания, полезные в общественной жизни: заговор идущего на войну, заговор перед судебным разбирательством и т.п.
В древности применение заговоров было делом весьма ответственным и серьезным. Считалось, что способностью и умением заговаривать обладает далеко не каждый человек. А вот некоторые из требований к заговорщику: им должен быть некурящий и непьющий человек, у которого целы все зубы. Знахарь, использующий заговоры, непременно должен был быть наделен твердым характером и сильной волей. Читать заклинание надлежало шепотом или приглушенным голосом. Многие заговоры сопровождаются одновременным исполнением обрядов и ритуалов. Людей, использующих заговоры, называли по-разному: знахари, шептуны, ведуны, колдуны.
1-искажение
Верили, что слова заговора ни в коем случае нельзя менять по своему усмотрению. Поэтому заветные заклинания аккуратно переписывались и передавались из поколения в поколение. Несмотря на это, после Крещения Руси тексты заговоров все-таки стали меняться: появились обращения к Спасителю и святым, слова «Аминь!» и выражение «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Многим из нас известно, что заговоры и вправду довольно быстро помогают в некоторых случаях, например, при лечении ячменя и остановке кровотечения.
Глава1.1 Примеры заговоров русского народа.
Заговор от ячменя на глазу
На убывающей Луне нужно дотронуться тремя пальцами левой руки до ячменя и сплюнуть трижды, приговаривая заговор:
«Мул не родит, камень не производит шерсти, точно также да не вырастит голова на этой болезни, или если вырастет, то высохнет»
Встречаются случаи, когда ячмень с одного глаза сойдет, а на другой сядет. Заговор, предлагается, хорош тем, что после его прочтения у вас никогда не будет ячменей. Найдите на соседском заборе третью доску от угла. На доске приглядите сучок (он бывает на всех досках), дотроньтесь мизинцем левой руки до своего глаза, а затем до сучка и скажите:
Как этот сучок засох,
Так и ты, ячменек, чтобы засох.
До тех пор пока этот сучок
Веткой не порастет,
А на этой ветке листок не расцветет,
До тех пор, до той поры
На моем глазу ни одному ячменю не быть,
Не ныть и не жить.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Заговор от мастита
Мастит — воспаление молочной железы, вызывается гноеродными микробами. Возникает он из-за трещин сосков, неудобного белья, загрязненных рук, при неправильном сцеживании или застое молока, при контакте с больным простудой, ангиной и т. д. Следует как можно тщательнее сцедить молоко, если это затруднено (при сильных болях, затвердениях в груди), то воспользуйтесь молокоотсосом. Затем прочтите молитву «Богородица Дева, радуйся» и три раза заговор:
«Един, един Бог, Сам Иисус Христос! Как пороховница мягка, пышна, так бы и у меня, рабы Божьей (имя), груди были мягки, пышны, продойчики просасывались, прососики просасывались. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Будьте, мои слова, крепки, лепки».
Затем положите на грудь компресс из тертой моркови или из смеси бобовой муки с мыльной водой. Хорошо, если есть возможность делать эту процедуру три раза в день. Вскоре наступит улучшение.
Заговоры от бородавок.
1. В пост, на убывающей луне, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: «Как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто». Бородавка засохнет и отпадет.
2. Закопать яблоко со словами: «Яблоко сгниет, а на моем теле бородавка пропадет», после этого бородавка исчезнет бесследно.
Заговоры от боли в горле и кашля.
1. Утром встать, прочитать: “Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в чистое поле. И встану я лицом к зори. И помолюся, и поклонюся двум зорям, двум сестрам: утренней зоре Ульяне, вечерней - Маремьяне. утренняя зоря Ульяна, вечерняя зоря Маремьяна, а возьмите-ка вы у меня всю кашлету и удушье, а снесите-ко ее за окиан-море. За океан-морем все примут. Там для вас напечено и наварено. Аминь”.
2. Надо выйти в Великий четверг до восхода солнца, встать за домом, чтобы никто не видел, и протяжно прокричать 3 раза: "Утрення заря, дай мне голосу, обирай безголосицу".
При ожоге. Произносить заговор три раза, каждый раз, когда говоришь, подуй: «Утренняя заря до полудни, а вечерняя до полуночи, а твой ожог до моего слова”.
Если у вас болит душа, то на заходе солнца, максимально наклонив вниз голову, шептать заговор на свою грудь трижды: «Во имя Господа нашего! Ко мне спасители, ко мне, Крестители! На душу обратитесь, за нее заступитесь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Заговор от головной боли.
Смотреть на восходящее солнце и безымянным пальцем обводить голову, чтобы не болела: "Как в Великий четверг солнце всходит, радуется, всякими цветами переливается, так бы и моя головушка не болела, не кружилась, жила бы, радовалась”3.
3-адрес в Интернете:www.otebe.ru
Глава 2.Тувинские заговоры.
Дискек дому – Дискек эрзек,
сиген эрзек
бис ийи бир-черге чорбалаалы.
Тувинцы использовали ругательное слово, которым обзывали бесстыжих людей, не соблюдающих супружескую верность. В данном заговоре заменили слово «эрзек» на «бесстыжий».
(Перевод заговора от ячменя на глазу на русский язык)
Ячмень – бесстыжий,
Сучок – бесстыжий
Нам не быть вместе.
Дээвирге, кидис шывыга сиген чышпынып калган турар. Ол сигенни алгаш караанга дээртип алгаш. Домну аас-биле чугалаан соонда ол-ла черинге азып каар. Дискектей берген чартыкы холунун ийи салаазынга кызыл удазынны баглаар. Дискек эттине бээрге-ле адырар.
Заговор на опоясывающий лишай
Шагача дому- Шаанда тывалар шагача деп аарыгдан эмнениирде база домнаныр турган. Домну Ооржак уктуг кижи домнаар чораан. Ооржак кижи бодунун адаанга кара ошку кежи чадып алгаш оттук дажы –биле суглангылар кырынче одун дужурер-чиртир.
Домну аас – биле чугаалаар.
«Аарыг бо оттан эттинзин-не».
(Оттук дажы дээрге, даш биле кан-демирни дурбуштурер. Оттуктан кызыл от уннер.)
(Перевод на русский язык) Тувинцы считали огонь покровителем, хранителем и очистителем каждой юрты, а очаг - святилищем. Огню, разведенному в очаге юрты, придавались качества очищающего, оздоравливающего и даже освящающего средства. В прошлом столетии огнем лечили кожные болезни. При этом использовали лишь чистый огонь, добытый трением камней. Считали, что такой огонь послан с неба, чем и объяснялись его целительные свойства. Такой огонь, по поверьям, является лучшим средством против болезней у людей и скота. Тувинцы заговаривали лечение кожной болезни «опоясывающего лишая»2. Тот, кто заговаривает, должен сесть на черную козью шкуру. Заговор должен произвести потомственный, уважаемый человек из аймака Ооржаков. Он пускает огонь, добытый трением камней, на опоясывающий лишай и проговаривает слова:
«Путь этот огонь излечит болезнь».
Заговор от мастита
Ыжыктын дому – Дорт карактыг, сес даяктыг мен
Мээн чораан черимге чорба
Мээн баскан черимге баспа
Эртен домнаарымга, кежээге четпес чанар болзун
Кежээ домнаарымга, эртенге четпейн чанар болзун.
Ыжыктын домун ийистернин кайы бирээзи азы авазы домнаар. Бомнаарда будуннун улуг салаазынга ак пос баглап алгаш, ыжыкка буду – биле дегеш черже киир теспээр(устурер). Ыжыкты адыг дыргаа-биле база домнаар. Ыжыкка дээрткеш удуур оруннун кырынга азар.
(Перевод на русский язык) Заговор проводит один из близнецов или мать близнецов. На большой палец нужно завязать белую ткань и произнести слова:
У меня четыре руки , четыре пары ног
Где я был, тебе не быть
Где я ходил, там не ходить
Утром заговариваю, чтоб вечером болезнь ушла
Вечером заговариваю, чтоб утром болезнь ушла.
После произнесения, нужно ногой, завязанной белой тканью , топнуть о землю. Затем нужно обвести опухоль когтю медведя. Коготь повесить над кроватью.
2-Опоясывающий герпес (опоясывающий лишай) - вирусная инфекция человека, поражающая кожные покровы и нервную систему, имеющая общую этиологию и тесную патогенетическую связь с ветряной оспой.
В заговоре есть слова «У меня четыре руки , четыре пары ног», смысл этих слов относится к обоим близнецах.
Заговор обрезания ногтей рук и ног
Дыргак кезеринин дому- Сени инекке соглевес мен
Мени сен азага соглеве.
Утказы болза инектин сайгыраанда кижи дыргаа ышкаш сооктер бар. Ону кижи дыргаа чипкен дээр. Дыргактын домун дыргакка чугаалап турар. Инек чиптер болза, оон сайгыраанга чеде бээр дижир. Ынчангаш дыргактын домунда инек кирип турар.Дыргакты кескен соонда, ширтек адаан ажыткаш, дыргакты черге хомер.
(Перевод на русский язык)
Ты обо мне корове не говори,
Я о тебе черту не скажу.
Жевательные домашние животные, например, корова, имеют отдел желудка, который называется «книжка». В книжке находятся твердые костяные образования, похожие на ногти рук и ног человека. Наши предки считали, что под ногтями находится аура человека. И говорят, что «съела корова».В заговоре присутствует упоминание коровы. После произнесения ногти закапывают в землю под войлок юрты.
Вывод: Таким образом, мы изучили и восстановили смысл лечения тувинскими заговорами.
Тувинские заговоры представляют собой неисчерпаемый интерес в изучении культурного и исторического наследия народа
Литература :
1.И.В.Тимофеева «Народная медицина».
2.http://otebe.info/magiy/bolezn.html
Информатор: Ооржак Калдар Хомушкуеевна
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Позвольте, я вам помогу
Ель
Сочини стихи, Машина
Яблоко