В своей работе мы расскажем вам о нашем родном селе Комаровка.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Мы на карте области". | 178.5 КБ |
История села Комаровка | 529.5 КБ |
Родники нашего села. | 97 КБ |
Презентация "Приглашение в гости" | 1.57 МБ |
Презентация "Легенды о цветах". | 268.5 КБ |
Сочинение "Этот удивительный мир". | 27.5 КБ |
Родное ощущение природы
Простое удивление души
Напомнят нам счастливые восходы
Нашей Комаровской земли.
Жизнь человека невозвратима. Уходят одни, приходят другие. Уходят не бесследно. Память о себе оставляют потомкам. В ней связь времён:
преемственность поколений. Не только люди, но и селения от аула до большого города рождаются и тоже умирают, то есть имеют свою собственную историю, которая сохраняется в памяти людей и передаётся из поколения в поколение. У нашего села тоже есть своя история.
Степей круговое раздолье,
Вокруг колосятся хлеба!
Стоишь ты средь ясного поля
Комаровка моя!
Лесов здесь много
Случайны
И шапки соломенных крыш.
Хранят «трехвековые тайны»
Полынью пропахшая тишь.
Здесь люди сердцами простые
Тут жизни исток и судьба...
Малая долька России
Моя комаровская земля.
Прочитав книгу Анатолия Ивановича Елина «Благодатный край хлеборобов», мы решили побольше узнать о своём родном селе. Нам хотелось бы узнать о том, почему такое название у села, у улиц, родников… Мы обратились с интересующими вопросами к старожилам нашего села, к архивным документам. Библиотекарь сельской библиотеки Тугушева Т.В. рассказала нам, что пензенский историк Михаил Сергеевич Полубояров (ныне проживающий в г. Москва) подробно исследовал так называемое «дикое поле», на территории которого находится наше село. Это подтолкнуло нас обратиться за помощью к нему.
Учитель информатики Тугушева С. Ю. нашла адрес электронной почты Полубоярова М.С. и написала ему письмо. Ответ получили очень скоро. Так мы узнали историю нашей «Шишки».
Оказалось, что «Шишка» - один из сигнальных «маяков» местных станичников для передачи условных сигналов следующим караульным в тылу. Службу здесь несли буртасы, древние поселенцы нашего края (по мнению ряда ученых, часть буртасов отатарилась, другая адаптировалась в среде мордвы-мокши, третья обрусела в рязанской Мещере). В конце ХIХ - начале ХХ веков Саратовской ученой архивной комиссией, и в 20-е годы Нижневолжским обществом краеведения проводились археологические раскопки кургана.
Действительно, в 1991 и 1996 годах в окрестности села Комаровка проводились археологические работы. Охранные раскопки велись на песчаном останце, на вершине которого размещается грунтовый могильник.
В ходе работ 1996 года было обнаружено 31 погребение (11 женских, 6 мужских, 11 детских, 2 парных, 1 неопределенное и 1 собаки). В мужских погребениях были найдены изделия из железа: ножи, наконечники стрел и топоры, кресала с кремнем. В женских и детских захоронениях обнаружены бусы из стекла и глины, пронизи из перламутра, бронзовые застежки, пряслица из глины и камня, в одном из погребений найден железный серп. Рядом с большинством захоронений обнаружены остатки поминальных тризн, содержащих глиняный сосуд и кости домашних животных (мелкий и крупный рогатый скот).
По погребальному обряду и сопровождающим вещам можно говорить, что могильник был оставлен средневековой мордвой-мокшей, датируется он XIII-ХIV веками, временем существования в Нижнем Поволжье государства Золотая Орда.
Предметы, полученные в ходе раскопок, хранятся в областном музее краеведения. Ряд предметов готовится для ввода в экспозицию.
Экспедиции 1991 и 1996 годов проводились Саратовским областным музеем краеведения, начальником экспедиции был Моржерин Константин Юрьевич.
Очень обидно, что когда до нашего села строили асфальтированную дорогу, «Шишка» служила сырьевой базой. С северной стороны брали песок, что очень испортило внешний вид археологического памятника. А в настоящее время нашу «Шишку» почти полностью стёрли с лица земли.
«Шишка» расположена к юго-востоку от села Комаровка, к северу от нее протекает река Сердоба, а с востока - река Абадим. Покрыта горизонтальными отложениями глины, песка, а далее почвенного покрова с луговыми растениями. С северной стороны имеются береза и вяз естественного насаждения. Вокруг данного памятника ранее северо-западная территория была распахана и занята под овощные культуры, а остальная территория была занята пастбищами.
Природа вокруг очень красива и поражает своим разнообразием.
В краеведческих материалах С.С. Полосухиной (школьный музей «Истоки») записано воспоминание старожила П.М.Чесалкина, который работал председателем Комаровского сельисполкома с 1955 года по 1964 год. В это время в Комаровку приезжала группа студентов СГУ во главе с профессором Архангельской. Они собирали местный фольклорный материал. От них получены доказательные сведения, что согласно Воскресной Записи в 1647 году в Новгородской области произошел «соляной бунт» под предводительством Комарова. Царь распорядился выслать три тысячи крестьян в Саратовский край и расселить их по разным глухим местам. Образовалось семь комаровских поселений. Впоследствии пять Комаровок осталось в Саратовской области, а две - в Пензенской. Одна из пяти саратовских и есть наша Комаровка. По разговорной речи (диалекту), сохранившимся обычаям, фольклору, вероисповеданию часть жителей современной Комаровки схожа с новгородскими.
Из рассказов Вахрушиной М. В. (бывшего библиотекаря села Комаровка): «Деревня Комарова (Комаровка) основана в конце XVIII века крестьянами – выходцами из соседнего села Сергиевское (или Бакур). Село Комаровка возникло в завальном стане Пензенского уезда, часть которого в 1780 году отошло к Сердобскому уезду. В земельной даче нашего села находились две мукомольных мельницы – на реках Бакур и Сердоба. По-видимому, в дальнейшем возле этих мельниц возникли поселения – деревни Круча и Комаровка. Село Комарова (Комаровка) было названо по фамилии первого поселенца (посадника) Комарова. Село росло. Скоро в Комаровку стали переселяться жители Бакур, Сердобы, Дмитриевки». (Приложение № 1. Докомент из Государственного архива).
В книге В. И. Горцева «Саратовская область в географических названиях» мы нашли такую запись о нашем селе: «Комаровка - село в Екатериновском р-не, на берегу реки Сердобы. Основано в конце XVII в. (указан другой век) как сторожевой пункт на окраине Русского государства. По-видимому, носит фамилию одного из поселенцев».
А вот ещё одна версия названия села Комаровка: «На территории нашего села раньше было много болот. Они постепенно осушались. Но несмотря на это, особенно в низинах, почва заболочена. Видимо, поэтому у нас очень много комаров. Отсюда и название Комаровка».
Территория села расположена большинство в равнинной местности вдоль реки Сердоба. Правобережная часть приподнято-всхолмленная.
Имеется три мара-кургана: один непосредственно около Комаровки с восточной стороны, другой в стороне Кручи и третий на границе с Бакурами.
Раньше всех возникла юго-восточная часть села – Косырёвка.
Косырёвка 50-х годов прошлого столетия.
Богач Косырёв имел около 150 десятин земли, которую обрабатывали бедняки. Земли здесь были самые лучшие (да и до сих пор остаются лучшими и самыми плодородными в нашем селе). Дом его стоял напротив школы.
Интересна история Косырёвского родника.
Этот родник возник с основанием села. Природный источник, куда сельчане ходят за водой.
Имеются три версии названия родника.
Первая версия: родник получил своё название по фамилии богача Косырёва.
Другая из них, по словам Александра Кузнецова, проживавшего недалеко от этого родника, уходит в далёкое прошлое. Основана Комаровка в конце восемнадцатого века. И первые люди поселились около этого родника. У них была своя вера, религия-косыри. Они вели крепкое хозяйство, а постепенно к ним переселялись другие люди. Где Косырёвский родник – Косырёвка, в другую сторону селились бедные люди, их называли горюны – Горюновка и так далее.
Рядом с родником построили пекарню и МТС.
Другая версия названия родника. Если посмотришь сверху, с высоты птичьего полёта, то эта улица похожа на косую дугу, поэтому и родник Косырёвский.
Косырёвка стала центром села.
Северо-западная часть Косырёвки заселилась в 1835 году в следствие раздела хозяйств. Затем возникла Горюновка. Там селились «горюны», то есть бедняки.
Заречка заселилась около 1820 года.
Село тогда было сплошь окружено лесами.
Историческим памятником Отечественной войны 1812 года является Кузнецов сад, посаженный Василием Кузнецовым и его сыновьями. Государь жаловал землю и прислал Кузнецову в знак благодарности деньги за скот, присланный в Москву голодающему населению. На деньги построили церковь, которая была сломана в конце 30-х годов прошлого столетия. Кирпич увезли в Бакуры на строительство здания МТС.
Для полива деревьев в Кузнецовом саду были выкопаны три родника и от них были отведены ключи по всему саду.
А какие у нас красивые леса. И вот около леса огромное пространство занимает «Поляна» - любимое место взрослых и детей.
На День здоровья мы всей школой часто ходим на «Поляну». За лесом, напротив «Поляны», находится Лысая гора, с ней связана очень интересная легенда.
В далекие времена здесь были дикие места, покрытые лесами, высокой травяной растительностью, перелесками, болотами, непроходимыми топями. С первой половины восемнадцатого века здесь проходили караванные пути из центральных губерний России на Волгу, Дон и Азовское море. Худая слава шла об этих местах. Если караван с товарами благополучно миновал их, то купец в первом же на пути монастыре покупал и ставил крупные свечи, заказывал обедню. Караваны встречали разбойники, убежищем которых была пещера в Лысой горе. Отсюда были видны по окружности на большое расстояние другие возвышенности: «Шишка», Мары. С этих условных мест разбойники кострами в ночное время сообщали о движении торговых караванов, их численность и количество охраны.
В одну из ночей, после очередного ограбления, разбойники крепко спали, их пещера из-за оползня была засыпана. Разбойники вместе со своим богатством погибли. Но до сих пор, возможно, в недрах Лысой горы находится это богатство.
В последнее время очень много говорят о том, что подрастающее поколение не очень увлекается историей своего Отечества и своей малой Родины. Но это же очень интересно, узнавать о жизни, быте, занятиях людей, живших до нас. Только изучая историю, можно оценить те события, которые происходят сейчас. И мы надеемся, что своей работой сумели опровергнуть то, что нашему поколению не интересно знать о своем крае.
Наверное, для каждого человека самое красивое и любимое место на земле – родная деревня, село, город, место, где ты родился. Для нас таким местом является, конечно, Комаровка. Ей мы посвящаем свои стихи, рисунки.
Родина, родник и родничок -
Не случайно корень «род» в словах.
Хоть родник порою одинок,
Раз родившись, он живет в веках.
Вода – одно из самых распространённых и в то же время одно из самых загадочных веществ на Земле. Та самая вода, которая заполняет моря, озёра, реки, падает на землю дождём, ложится на неё снежным покровом. Та самая вода, без которой немыслимо существование не только человека, но и всего живого.
С развитием человечества от самых древних времён и до наших дней вода приобретала всё большее значение.
Сначала она несла на себе первые утлые судёнышки. Потом ею начали орошать поля, создали первый примитивный водопровод. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несёт на себе гигантские корабли…
Давайте посмотрим на карту мира. Практически все столицы государств и крупные города расположены либо на берегу моря или океана, либо у реки или озера. Действительно, Москва стоит на реке Москве, Париж – на Сене, Лондон – на Темзе.
Конечно, это не случайно. Люди стремились селиться там, где прежде всего была вода. Она необходима не только для питья и бытовых нужд, но и как естественная защита от нападения неприятеля, и, наконец, как удобный путь сообщения и торговли с соседями.
Можно утверждать, что и современная цивилизация не может существовать без больших количеств воды.
Когда где-то в округе бьёт из-под земли родничок, люди предпочитают брать воду в нём, а не из водопровода, потому что она намного чище и вкуснее. Когда-то эта вода попала на землю в виде дождя, но, просачиваясь через грунт, она профильтровалась, очистилась. Она заполнила все пустоты, поры и трещины в горных породах. Над пластами пород, не пропускающими воду, такими, как глина, скала, лишённая трещин, вечная мерзлота, находится водоносный слой, в котором заключены грунтовые воды, питающие родник.
На земле есть материки с пустынями с степями, истосковавшиеся по капле воды. В этом смысле мы не обижены. Края наши богаты реками, ручьями и родниками.
Не льётся песня из груди –
Ключом бурливым бьёт.
И день и ночь к его воде
Торопится народ.
Как человек, рождается родник,
Его рожденье также велико.
И так же звонок его первый крик,
И также бьется сердце у него.
Он юн и дерзок, пробивая путь,
Он добр и щедр к любому на пути
В его душе не зародилась муть
И он спешит вперед, спешит расти…
Владимир Широков.
Косырёвский родник возник с основанием села. Природный источник, куда сельчане ходят за водой. Люди ходят сюда за питьевой водой, так как в Косырёвке (так называется эта часть села) в колонках вода плохая, со ржавчиной.
История возникновения этого родника очень интересная. Имеются две версии. Одна из них, по словам Александра Кузнецова, проживавшего недалеко от этого родника, уходит в далёкое прошлое. Основана Комаровка в конце восемнадцатого века. И первые люди поселились около этого родника. У них была своя вера, религия-косыри. Они вели крепкое хозяйство, а постепенно к ним переселялись другие люди. Где Косырёвский родник – Косырёвка, в другую сторону селились бедные люди, их называли горюны – Горюновка и так далее.
Рядом с родником построили пекарню и МТС.
Другая версия названия родника. Если посмотришь сверху, с высоты птичьего полёта, то эта улица похожа на косую дугу, поэтому и родник Косырёвский.
У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой, придаёт бодрость.
За этим родником следит местный житель Ромашкин Анатолий Андреевич, который живёт недалеко от родника. Его прадед поставил сруб, потом он обновлялся его детьми и внуками. Когда началась война, то бабушка Анатолия Андреевича вместе с другими женщинами чистила родник, ухаживала за ним. Неофициальное название родника – Ромашкин.
Мы в сказках слышали о том, И есть в селе у нас такой родник,
Что есть вода живая на планете. В нем бьет вода хрустальная, живая.
И если ты испьешь воды такой, И помогает многим та вода,
То боль исчезнет, станет тебе легче. В селе ее зовут у нас «святая».
Родники вы мои, родники,
Цвет небесный, серебряно-синий.
Если будут звенеть родники,
Будет биться и сердце России.
Олег Газманов.
В тысяча восемьсот двенадцатом году наш богатый односельчанин Василий Кузнецов отправил отару овец в Москву, чтобы помочь русским воинам в войне с французами. После победы Василию Кузнецову в благодарность за помощь прислали сто рублей. Эти деньги он отдал на строительство сельской церкви. Благодарные односельчане на горе, около села, посадили сад для Василия Кузнецова. До сих пор существует этот сад, который так и называется Кузнецов, в честь бывшего хозяина. Василий Кузнецов вместе с сыновьями и односельчанами выкопали три родника. Вода использовалась для орошения сада.
Называются родники так: на самом краю сада, недалеко от села, Первый родник, в середине сада, на самой горе, Средненький родничок, а на другом конце сада – Дальний. Сейчас к нему редко кто ходит. А вода во всех трёх родниках замечательная! В Первый родник до сих пор сельчане не только ходят за водой, но и отмечают там праздники. Ученики с классными руководителями проводят экскурсии, летом отдыхают там. Это удивительно красивое место. А в саду в конце лета можно нарвать яблок, груши, торн, шиповник, растёт здесь и вишня, и слива.
За Первым родником и следят лучше всего, каждый год чистят его, так как во время половодья он затопляется. И что удивительно, вода в роднике ледяная, а никто и никогда от этой воды не простывал. Старожилы села рассказывают, что родниковая вода чудодейственная, волшебная. Действительно, когда мы взяли пробы воды, оказалось, что никаких вредных примесей в ней нет.
Ученики посвящают ему свои стихи и рисунки.
Побегу тогда скорей И сейчас источник тот
К источнику Святому, Жажду утоляет,
Воды напиться ледяной, И о далеких он годах
Потом помчаться к дому... Нам всем напоминает...
Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.
А. де Сент-Экзюпери.
Рядом с Кузнецовым садом был полевой стан, там тоже был родник, правильнее сказать он существует и сейчас, только туда редко кто приходит. Совсем недавно из него брали воду, чтобы приготовить еду для рабочих. Трактористы, комбайнёры и весной, и летом, и осенью с удовольствием пили из него, брали воду, чтобы умыться. И сейчас бывшие механизаторы вспоминают, что родниковая вода придавала им силы, снимала усталость.
А в начале века, по воспоминаниям старожилов села, это было любимое место влюблённых. Парни назначали свидание своим возлюбленным около родника. А девушки загадывали желания около этого источника, верили, что они сбудутся, действительно, происходило чудо, желания сбывались.
Ах, родник! Он журчит и сверкает,
Растекается озерцом,
А с другой стороны выбегает
Беспокойным ручьем-удальцом.
Изливает с водой источник
Мощь земную. Она - исход:
Цвет и запах и дня, и ночи,
Радость, благо - все влагой живет.
Люди ключ называют жилой,
А еще именуют живцом.
Он - основа всего. Он - сила.
Его гибель грозит концом.
И пускай он не здесь, а где-то.
Ведь о добром источнике речь.
Он начало тепла и света.
Он живой. Его надо беречь.
В лесу есть ещё несколько безымянных родников, один из них известен, как Чёрненький родничок. Находится он в Резцовой яме, в глубине леса. Там даже в летний солнечный день всегда тень, поэтому вода в роднике тёмного цвета, отсюда и название.
А история его появления такова: когда-то давным-давно жила в селе Комаровка семья, как их звали, никто не помнит, а вот об их взаимоотношениях помнят и сейчас. Любила хозяйка в лес по грибы и ягоды ходить. Когда дети маленькие были, по утрам в лес бегала, а выросли, так и на весь день уходила. Хлеба краюху возьмёт с собой, а воды из родника попьёт, который для неё муж выкопал, и кружечки каждый год для неё делал из бересты. И была эта вода для неё самой вкусной. А когда муж умер, она всё к этому роднику ходила, как на встречу с мужем. И сейчас люди говорят, что около этого родника сердце успокаивается.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
- И видно всё до дна,
Течёт вода - водица,
Вкусна и холодна.
Был ещё на окраине леса в Карповом овраге родник, который в конце 70 годов, сделав плотину, превратили в озеро. А история возникновения этого родника такова: жил в селе Комаровка зажиточный мужик Карпов, были у него пчёлы. Вот он и вывозил их каждый год в овраг (тогда ещё безымянный), на окраину леса, а воды то не навозишься, он и решил выкопать родник. Вода в роднике была как слёзка. Пойдут девчата в лес за ягодами или грибами, захотят воды испить и говорят: «Надо воды взять в Карповом роднике». Отсюда и пошло это название.
Родниковая вода считалась самой чистой, целебной и привлекала внимание людей своей особой прозрачностью, прохладой, приятным освежающим вкусом. Про родниковую воду всегда говорят, что она вкусная. Люди бережно относились к таким источникам, придавая им статус "живой воды", слагая о них сказки, былины, пословицы. Например, монгольская пословица гласит: "Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник". В наши дни эта пословица звучит особенно актуально. Загрязнив землю и воду, человек ищет новые чистые источники.
Благополучное существование родника часто зависит от отношения к нему человека.
К сожалению, к родникам у нас такое же отношение, как к природе вообще: потребительское в лучшем случае и вандализм - в худшем. Доходит до того, что некоторые родники засоряются бытовым мусором.
Даже теми людьми, которые понимают, что родник — это подарок природы и которые по долгу службы обязаны заботиться о природных объектах, делается очень мало или совсем ничего не делается для улучшения состояния родников.
От нехватки питьевой воды страдает большая часть населения Земли. Однако та вода, которую используют для питья, не всегда для этого пригодна. Неудивительно, что люди всё больше начинают использовать подземные кладовые воды. Подземные воды - более чистые, чем поверхностные. В этом легко убедиться, сравнив речную и колодезную воду.
Оздоровление родников – это прежде всего оздоровление души. Ибо родник – это не только вода, это духовность. Воды наших ключей донесут до потомков духовную теплоту тех, кто возродил их к жизни. Серебряные струи источников исцелят больных, придадут силы труженикам, укрепят дух нации. Возрождая родники, мы приобретаем благословение народа.
Пусть чистые воды родной Земли станут мерилом чистоты наших помыслов. (На занятиях кружка мы писали рассказы, сказки, стихи о родниках, рисовали рисунки: Приложение 1).
Бегут по земле реки и ручьи, разливаются моря и озера.
А тебе приходилось пить воду из колодца? Это вода из подземной реки или из чистого, как слеза, подземного озера.
Бегут в темном подземном царстве ручьи. В их чистой воде не плещутся рыбы, к ним не летят птицы и не идут звери, чтобы напиться вкусной воды. Под землей нет ни рыб, ни птиц, ни животных. И ручейки упорно пробиваются наверх, где светит солнце и где все им будут рады.
Долго подыскивает чистая струйка место, где можно вырваться из подземного плена. И, наконец, где-нибудь в низинке, где помягче земля, вверх начинает бить маленький фонтанчик. Родник родился!
В лесной тишине раздается его звонкий хрустальный голос: «Клю! Клю!» Вот почему родник называют и ключом. Он как будто приглашает отведать его студеной чистой воды и послушать его радостную песенку.
Случится, в солнечный денёк
Ты в лес уйдёшь поглуше
- Присядь, в лесу ты на пенёк,
Не торопись. Послушай.
Шумит листва. Шуршит трава.
Не умолкают птицы,
Родник в траве журчит едва,
Спеша на свет пробиться.
Как будто всё поёт вокруг
Про солнце в поднебесье...
Послушай, маленький мой друг,
Не та ли это песня?
Жил-был маленький Родничок. Долго спал он в своем домике. И вот пришла пора пробудиться и устремиться к свету.
- Как же я долго спал! - проснувшись, сказал он сам себе. - Нужно мне выйти и познакомиться со своими братьями и сестрами - ручейками. Он выглянул из-под камня, зажмурился, радуясь первому лучику солнца, и побежал навстречу свету.
Вскоре он встретился с другими ручейками, и они, слившись вместе, стали играть и веселиться.
Вода Родничка была холодной, быстрой и чистой. Каждый день к Родничку приходили люди: подышать чистым воздухом, посидеть на зеленой травке, послушать стрекот кузнечиков.
Родничок радовался сам и все вокруг него радовались и веселились.
Где-то в лесу, в недрах земли, зародился Родничок. Он был еще очень маленький и ни разу не видел света. Когда же он, наконец, пробился сквозь толщу глины и песка, то познал всю красоту и великолепие мира.
Родничок весело побежал вперед. На его пути стояло много камней, коряг, кочек, но он преодолевал все преграды без труда. Целыми днями пение птиц ласкало слух молодого Родничка, деревья приветливо махали ему своими ветвями. Все вокруг пестрело яркими красками лета.
Какая красота кругом! Молодые деревца шелестят клейкими листочками. В густой траве пестреют цветы. На голубой глади воды блестят лучики солнца и белеют фарфоровые лилии.
Родничок заулыбался и побежал к ним на встречу, радуясь тому, что появился на свет.
Течет у нас один родник
Названье «Косырёвский».
Он в души всех людей проник.
Для всех людей он близкий.
Все охраняют родничок,
Берут с него водичку.
С ним дружит даже светлячок,
Пьют воду там и птички.
Он служит всем для пищи
И поит нас водой,
И вкус воды насыщен,
И привкус непростой.
Богатство моей родины широкой,
Бесценный самородок из глубинки
Родник – слеза прозрачнейшего ока.
В моём краю их семь, они – слезинки.
Один родник красив и полон тайны,
Он рос в лесу, и Чёрненьким зовётся.
Далёкий; и, наверно, неслучайно
Целебная вода там с шумом льётся.
Другой живёт в саду, он на вершине,
Свои раскинул ветви по полянам.
Его вода чиста, с оттенком синим,
Она вкусна, и так нужна селянам!
О третьем ходит слух, что он приносит
Земных глубин природные лекарства.
Здоровье к людям с водами возносит
Подземного таинственного царства.
Четвёртый – Карпов – самый многоводный,
Он пасечником создан, предком нашим.
И сила, и краса воды природной
Вся собрана в его прекрасной чаше.
Ещё один родник, в саду он тоже,
Но только вот внизу вода живая –
Он весь зарос и ветками обложен,
Но верю, что он жив! Я точно знаю!
Известный и полезный для народа
Родник, живущий с лесом тёмным.
Один глоток – наполнит вся природа
Весельем и здоровьем неуёмным.
А издавна родник здесь появился –
Большой, и с пресной вкусною водою,
Из–за него народ здесь поселился.
И выросло село моё родное!
Нет слова на Земле для описанья
Всех вод, что родники несут в подарок.
Не в силах я сдержать своё признанье –
Без них не будет мир наш также ярок.
Во времена нашествия татар на Русь весь народ поднялся на борьбу с врагами. В низине находился родник, из которого вытекала чистая, как слеза, прохладная вода.
Воины устремились к роднику, чтобы напиться и набрать воды. Был приглашен священник, который отслужил панихиду и освятил родник. Воды хватило на всех: она струилась из-под горы и образовывала небольшой лесной ручей. Ополчение отдыхало несколько часов и вновь направилось к Москве. После же победы православная церковь освятила это место, поскольку родник словно дал добрый знак победы над татарами. Народ прозвал это место "Святым источником", и вот с тех пор все молодые и пожилые жители не забывают Святое место, приходят попить, умыться, набрать воды.
Влюбленные же, приходящие сюда, обязательно спускаются по тропинке в низину, к роднику.
Слайд 1
Приглашаем в гости.Слайд 3
Степей круговое раздолье, Вокруг колосятся хлеба! Стоишь ты средь ясного поля Комаровка моя!
Слайд 4
Живу я в Комаровке, В селе своём родном. Во всей большой России Такое лишь одно.
Слайд 5
Где б я ни находилась - В лесу иль на лугу. - Родную Комаровку Забыть я не могу.
Слайд 6
В деревне этой чудной Живу я и учусь. А уезжать отсюда И вовсе не хочу.
Слайд 7
Весной здесь шелест листьев.
Слайд 8
Зимой снежинок блеск,
Слайд 9
А летом изумрудным Воды негромкий всплеск.
Слайд 10
А осенью янтарной Могу я посмотреть,
Слайд 11
Как утром будут листья По ветерку лететь.
Слайд 12
Люблю я Комаровку За то, что она есть. И ей за всё на свете Почёт, хвала и честь.
Слайд 13
Наши рисунки. «Моя любимая деревня».
Слайд 14
«Деревенька моя».
Слайд 1
Легенды о цветах. Светлеет грусть, когда цветут цветы, Когда брожу я многоцветным лугом Один или с хорошим давним другом, Который сам не терпит суеты.Слайд 2
Пролеска. По народному преданию этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Это цветок весёлого настроения.
Слайд 3
Ирис. Он расцветает в садах ранней весной, листья похожи на мечи, и поэтому немцы называют его меч – лилия, а русские в древности называли нежным именем Касатик.
Слайд 4
Василёк. Данным – давно жила – была женщина. И был у неё сын Василий. Однажды, когда Василий работал в поле у реки, увидела его русалка. Василий и русалка полюбили друг друга. Но не смогли договориться, где им жить вместе – в воде или на земле. Когда русалка поняла, что Василий не оставит землю, она превратила синеглазого юношу в цветок.
Слайд 5
Незабудка. Незабудка – голубенький цветок с оранжево – жёлтым сердечком. До чего же верное имя дали этому цветку – такое же нежное как он сам. По легенде, когда богиня Флора появилась на земле, она стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имена и уже хотела удалиться, но услышала слабый голосок: - Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое – нибудь имя! Пригляделась внимательно богиня и увидела голубенький цветок – совсем крохотный. - Хорошо! –сказала она. – Ты будешь называться Незабудкой! И наделяю тебя чудесной силой: станешь возвращать память тем людям, которые забудут близких, друзей, Родину.
Слайд 6
Ландыш . Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхва. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая девушка и пошла. Из её прекрасных синих глаз покатились слёзы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превратились в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви.
Слайд 7
Тюльпан . Посреди луга рос цветок. В его бутоне было заключено счастье, но никакая сила не могла открыть его. Однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Увидев яркий цветок, мальчик с звонким смехом подбежал к нему, и бутон раскрылся. Беззаботный смех ребёнка совершил то, что не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы тем, кому желают счастье.
Слайд 8
Сирень. Родина этого цветка – Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску и выросла роскошная сирень.
Слайд 9
Анютины глазки. Древние греки происхождение этих цветов связывали с дочерью Аргосского царя Ио, которая всем сердцем полюбила Зевса, за что его ревнивой женой богиней Герой была превращена в корову. Чтобы как – то скрасить жизнь своей возлюбленной Зевс вырастил цветы, которые символизировали любовный треугольник и, с одной стороны приравнивали простую смертную к богини, а с другой – сохраняли в ней веру, что проклятье Геры не вечно.
Слайд 10
Кувшинка. Эта история произошла давным –давно. В те времена люди верили, что у каждой реки, ручья, горы или дерева есть своя богиня – нимфа. Одна из них, юная красавица Нимфея, превратилась в кувшинку. Ночью она спала на дне лесного озера, а утром поднималась , чтобы умыться в лучах утренней зари. Однажды к озеру пришёл юноша. Он был очень красив. Нимфея полюбила юношу, а он не обратил на водяную красавицу никакого внимания, умылся и ушёл. Нимфея осталась на поверхности воды и днём и ночью ждала своего возлюбленного, пока не превратилась в белоснежный прекрасный цветок.
Слайд 11
Купальница. Жил на свете злой , жадный, но богатый купец. И была у него единственная дочь – красавица. Полюбила она красивого, но бедного рыбака. Купец отказался выдать дочь за бедняка. Когда наступил вечер, девушка собрала все золотые монеты, которые были у отца, и разбросала их по лугу, а сама бросилась от горя в реку. На утро по всему лугу зацвели жёлтые цветы – купальницы.
Этот удивительный мир!
Наша планета Земля богата своими удивительными уголками природы. Бывая в лесу, поле, на речке, мы видим много интересного в окружающем нас мире.
Мне хочется рассказать о моих любимых местах, где мы часто бываем всей семьёй.
Маленькая частичка моей Комаровки.
По узенькой тропинке направляюсь к озеру. Иду и внимательно ко всему приглядываюсь.
Справа - густая зелень деревьев: ива наклонилась к воде, ветла гордо возвышается над озером.
Кругом приятная прохлада! Так манит озеро к себе. Тихое, спокойное, неподвижное. Словно разомлевшее от нестерпимой жары.
Прибрежные камыши, кусты и деревья, отражаясь в озере, придают ее водам темно-зеленый цвет. Лишь вдали голубеет небольшой кружочек. Это маленькому кусочку неба удалось прорваться сквозь плотную завесу густо разросшихся ветвей и поделиться своей голубизной с водою.
Легкая рябь чуть заметно колышет листья и цветы кувшинок. Они необыкновенно красивы. Каждый цветок - как белый сосудик из тончайшего мрамора, а в нем - маленькое-маленькое, но никогда не заходящее солнце.
Слева от озера прибрежный луг. Какой он яркий, нарядный! Белеют мои любимые ромашки, синеют колокольчики, и вспыхивают искрами гвоздики. Радуга на земле!
А какие запахи доносит ветерок! В воздухе пахнет цветами, травами, кувшинками, водорослями, водой. Эти запахи сливаются в один, присущий только русской природе запах, очень приятный, знакомый и какой-то родной, которого нет больше нигде на Земле.
Это место - маленькая частичка моей Комаровки.
Как здесь хорошо!
Люблю я сосновый бор, аромат хвои. Вытянешь руки вверх и закричишь от счастья: «Здравствуй, лес! Я здесь и очень рада встрече!»
Но нельзя сейчас громко кричать. Знаете почему? Потому что поднимется такой переполох: засвистят, заохают, зашумят, зашелестят где-то высоко под небесами невидимые пока птицы и зашуршат маленькие зверьки на земле. Испугаются и будут спрашивать друг друга: «Что за шум? Кто его поднял?»
Лучше я молча постою и полюбуюсь красотой просыпающегося леса. Вот сосны, хороводом окружившие солнечную полянку, на которой я стою, отбросили длинные тени. Стволы у них ярко-коричневые, теплые, а тени темные, серые, холодные. Пахнет смолой деревьев и ароматом лесных трав.
Иду дальше с теплой полянки к журчащему ручейку. Он-то давно проснулся, бежит себе между деревьями, несет радость всём лесным жителям. Еще немного, и закипит возле его заросших мягким зеленым мхом берегов жизнь. Ведь вода в лесу - это и пища, и жилой дом. Тихо и осторожно ступаю по обросшим осокой кочкам. Они сейчас все покрыты росой, и нога может легко соскользнуть в воду. Наклоняюсь, опускаю осторожно ладони и чувствую приятную прохладу.
Как здесь хорошо! Совсем не хочется уходить, но пора...
Иду обратно через теплую поляну. Лес уже совсем проснулся. Жучки начали выползать из-под коры деревьев, суетливые муравьи занимаются хозяйством, слышен стрекот кузнечиков и жужжание лесных пчел.
- Лес! Слышишь? Я обязательно сюда еще приду подышать твоим свежим прозрачным звенящим утренним воздухом, послушать твои пробуждающиеся к жизни голоса. До свиданий, лес!
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Рисуем "Осенний дождь"
Можно от Солнца уйти...
Мороз Иванович
Свадьба в Малиновке