Поэзия Серебряного века всегда была под пристальным вниманием ученых-языковедов. Она отличается особым мистицизмом, индивидуальностью и огромной любовью к своей многострадальной земле и человеку. С. Есенин писал:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
Объектом нашего исследования стала поэзия Сергея Есенина. Рассматривая лексику, мы выделяем большое количество окказиональных слов, характерных для произведений поэта. Классифицируем их по частям речи, рассматриваем словообразовательный аспект. Слова типа «младень», «звень», «блондинистый», «власозвездный», «вылюбить», «выткался» обращают на себя внимание, хочется остановиться , подумать об этимологии слова. Предметом исследования являются окказиональные слова в стихотворениях С.Есенина.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_uchenitsy_murashko_margarity.doc | 108.5 КБ |
Мурашко Маргарита Владимировна
Краснодарский край, Славянский район,
ст. Петровская, МБОУ СОШ № 29
им. Героя Советского Союза П.С. Кузуба,
10 класс
Окказиональные слова в поэзии Сергея
Есенина
Научный руководитель:
Стежко Галина Алексеевна, учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ № 29, ст Петровской
Аннотация
Поэзия Серебряного века всегда была под пристальным вниманием ученых-языковедов. Она отличается особым мистицизмом, индивидуальностью и огромной любовью к своей многострадальной земле и человеку. С. Есенин писал:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
Объектом нашего исследования стала поэзия Сергея Есенина. Рассматривая лексику, мы выделяем большое количество окказиональных слов, характерных для произведений поэта. Классифицируем их по частям речи, рассматриваем словообразовательный аспект. Слова типа «младень», «звень», «блондинистый», «власозвездный», «вылюбить», «выткался» обращают на себя внимание, хочется остановиться , подумать об этимологии слова. Предметом исследования являются окказиональные слова в стихотворениях С.Есенина.
Итак, целью нашей работы является исследование окказиональных слов в поэзии С.Есенина. С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
Вывод . Окказиональные слова- это слова. созданные «по случаю», но необходимые в определенном контексте, более насыщенные по смыслу и эмоциональной нагрузке. Они не претендуют на то, чтобы закрепиться в языке, войти в общее употребление. Они сохраняют новизну, ощущаются как новые независимо от времени своего создания.
Мурашко Маргарита Владимировна
Краснодарский край, Славянский район,
ст. Петровская, МБОУ СОШ № 29
им. Героя Советского Союза П.С. Кузуба,
10 класс
Окказиональные слова в поэзии Сергея
Есенина
Научный руководитель:
Стежко Галина Алексеевна, учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ № 29, ст Петровской
План исследований
Русский язык живет и развивается. Он, по словам К.И.Чуковского, «живой, как жизнь». Уходят из общеупотребительных одни слова, им на смену приходят другие. Лексика, как объект обследования, всегда интересовала лингвистов. Лексика растет, что совершенно очевидно. Функционирующие в современном русском языке, например, термины науки и техники исчисляются теперь уже не сотнями тысяч, миллионами лексических единиц. Литературная лексика общего употребления также количественно растет, но в еще большей мере она развивается в качественном отношении за счет роста и усложнения полисемии слов, благодаря расширению и усложнения синонимических и антонимических рядов. Раскрывая содержание понятия «развитие языка», Р.А. Будагов- применительно к лексике- пишет: «… не само по себе количество слов «украшает» язык, делает его богатым, а то, как функционируют слова, как их количество взаимодействует с их качеством, с их способностью все более и более адекватно передавать мысли и чувства людей, живущих в обществе» (2, с132)
В своей работе «Окказиональная лексика в поэзии С. Есенина» мы поставили цель: рассмотреть соотношение «новое слово - окказиональное слово». Выдвигая гипотезу: окказиональные слова - особый тип новых слов, доказываем, что они не становятся общеупотребительными, что случается с большей частью слов- неологизмов, но становятся более нужными в определенном контексте, они более насыщенные и эмоциональные. Основным методом исследования является описательный. В соответствии с поставленной целью для решения конкретных исследовательских задач были использованы методики описания и наблюдения морфемного, словообразовательного, контекстуального, а также количественного анализа.
В работе отражается три точки зрения на соотношение «новое слово - окказиональное слово». Лыков А.Г. в работе «Современная русская лексикология» выделяет 9 признаков, отграничивающих окказиональное слово от канонического, учитывая признаки, дает определение окказионального слова.
Намитокова Р.Ю. в работе «Авторские неологизмы: словообразовательный аспект» и Лопатин В.В. в работе «Рождение слова» описывают структурные и функциональные особенности новообразований в русской поэзии.
-Имена существительные.
Имена существительные – класс слов, наиболее интенсивно наполняющийся новыми лексическими единицами. Столь же продуктивен и слой окказиональных слов среди имен существительных. Мы рассматриваем образование более 40 слов существительных окказионализмов в поэзии С. Есенина.
-Имена прилагательные.
В поэтической речи роль имен прилагательных общеизвестна – они «расцвечивают» текст, делая его неповторимо художественным отражением действительности, что нехарактерно, например, для языка науки. Значительная роль среди них отведена традицией русской поэзии и авторскими новообразованиями. Особенно благодатны в этом отношении окказиональные сложные прилагательные. В работе мы рассматриваем более 10 имен прилагательных.
-Глаголы и глагольные формы
Общеизвестна роль глагола в словесности в словесно-художественном творчестве писателей. «Глагол – цитирует А.Е. Ефимов, - присутствием своим животворит слова».
Образование глаголов в современной поэзии осуществляется в большинстве своем по законам русского словопроизводства. Наиболее продуктивным способом является суффиксация. Широко используются в поэтической речи окказионализмы причастий и деепричастий. В работе мы рассматриваем около 20 глаголов и глагольных форм.
Результат исследования. Исследуя поэтический текст, мы обнаружили более 65 слов – окказионализмов. Наиболее продуктивными стали имена существительные. Если говорить о способах словообразования, используемых поэтом, то это суффиксальный и бессуффиксальный.
Откуда же у Есенина такое разнообразие слов- окказионализмов? Где корни этого словесного богатства? Многие из этих слов Есенин усвоил из живой народной речи. В 1969 году вышел «Словарь современного русского народного говора», содержащий лексику говора деревни Деулино Рязанской области. И в нем мы найдем много любимых есенинских слов или подобных им. Это дает основание предполагать. Что рассмотренная часть есенинского словаря – это свое, родное, исконное, не «литературщина», а живая языковая стихия. А какую интересную задачу представляет подготовка и издание специального словаря окказиональных слов какого – нибудь писателя! Он был бы незаменимым источником для изучения творческой лаборатории писателя, его поэтики, его языкового новаторства, его работы над художественным образом. Новое слово не должно быть самоцелью. Перегрузка речи редкими и окказиональными словами затрудняет восприятие речи. Главное – это то, что новое слово должно быть вовремя и к месту сказано, должно быть меткой характеристикой предмета.
Кладовая русской лексики поистине неисчерпаема. Надо знать источники этого богатства и уметь ими пользоваться.
Мурашко Маргарита Владимировна
Краснодарский край, Славянский район,
ст. Петровская, МБОУ СОШ № 29
им. Героя Советского Союза П.С. Кузуба,
10 класс
Окказиональные слова в поэзии Сергея
Есенина
Научный руководитель:
Стежко Галина Алексеевна, учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ № 29, ст Петровской
До сих пор говорилось о новых словах, закрепившихся в языке, вошедших в общее употребление. Но огромное множество новых слов не входит в общее употребление, так и остается словами, лишь однажды созданными в каком-нибудь контексте. Известно, например, как много новых слов создал В.В.Маяковский. Они «сделаны» по законам русского языка, по существующим в нем словообразовательным моделям. К таким словам нецелесообразно применять термин «неологизм». Многие языковеды предлагают называть их иначе. Наиболее распространенное название таких слов - окказиональные слова или окказионализмы ( от лат. Occasion - случай). Сам термин показывает, что подобные слова созданы однажды «по случаю». Не следует думать, что окказионализмы - это какие-то неполноценные или ущербные слова. Нет, это слова настоящие, и даже более нужные в определенном контексте, более насыщенные по смыслу и эмоциональной нагрузке, чем обычные общеупотребительные слова.
Но специфика их заключается в том, что, обслуживая определенный контекст, данный частичный случай, данную речевую ситуацию, они не претендуют на то, чтобы закрепиться в языке, войти в общее употребление. Отдельные из писательских окказионализмов со временем могут войти в язык, сделаться общеупотребительными. Таковы, например, щедриновское «головотяпство», или Гончарова «обломовщина», или «бездарь» - Игоря Северянина. Таких слов немного, и проникновение их в язык - дело случая. Отсюда еще одно важное свойство окказиональных слов: они сохраняют новизну, ощущаются как новые независимо от времени своего создания.
В лингвистике сложились три точки зрения на соотношение «новое слово» - «окказиональное слово». Большинство лингвистов признают окказиональные слова особым типом новых слов. Для этой точки зрения характерно такое рассуждение: новые слова могут быть фактами языка и фактами речи. Окказиональные слова - речевые новообразования, они не входят в язык и «в силу этого сохраняют свою новизну независимо от момента». (3, с.126).
Сторонники другой точки зрения ограничивают окказиональные слова от новых слов. Для этого привлекается следующая аргументация: новые слова имеют линейный характер на временной оси, они появляются в какое-то время, затем перестают быть новыми, попав в активный запас лексики или устарев: окказиональные же слова всегда точечны, вневременны. ( 2, с.130).
Третья точка зрения, согласно которой в окказиональных словах выделяются новые и неновые слова, опирается на следующее положение: новые слова - это слова «новизна которых объективна по отношению к какому-либо времени, выбранному произвольно». (2, с.140).
Таким образом, в нормативно – функциональном плане все речевые новообразования являются окказиональными словами, не воспроизводимыми в языке.
А.Г.Лыков в работе «Современная русская лексикология» выделяет 9 признаков, отграничивающих окказиональное слово от канонического (3, с.248) :
1) принадлежность к речи - наиболее широкий и наиболее важный признак окказионального слова;
2) творимость - один из наиболее специфических речевых признаков. Окказионализмы не воспроизводятся, а творятся, заново создаются для каждого конкретного случая. Творимость - это такое свойство, когда слово каждый раз создается для отдельного акта его речевого употребления;
3) для окказионального слова характерна словообразовательная производность;
4) ненормативность - один из признаков, характеризующий окказионализм в целом. Понятие правильности – неправильности в поэтической речи исчезает, т.к. важна конкретная художественная нагрузка, которую несет окказионализм;
5) функциональная одноразовость окказионального слова выражается в том , что оно ( слово ) создаётся говорящим в речи всего лишь один раз . Абсолютная « свежесть» окказионального слова передаёт уникальность ситуации , её предельную конкретность;
6) экспрессивность. Окказиональное слово экспрессивно само по себе , в силу особенности своего внутреннего словообразовательного строения . Если для узуальных единиц главная функция – номинативность , то для окказионализмов – экспрессивно – изобразительная функция;
7) номинативная факультативность (необязательность) – это признак, указывающий на характер номинации окказионального слова в отличие от номинации кононического слова;
8) синхронно - диахронная диффузность - местонахождение окказионального слова в точке пересечения синхронной и диахронной оси координат языковой системы. Поэтому окказионализм - живое воплощение связи между синхронией и диахронией.
Подлинная жизнь окказионализма в речи – это его «одномоментность», его временное рождение и употребление как единственная форма его функционального существования без последующих актов воспроизведения;
9) признак индивидуальной принадлежности для окказиональных слов является принципиальным условием пребывания их в окказиональном статусе.
Учитывая эти признаки, дается следующее определение окказионального слова.
Окказиональное слово – это речевая экспрессивная единица, обладающая свойствами невоспроизводимости (творимости), ненормативности, номинативной факультативности и словообразовательной производности.
Создание новых слов имеет наибольшее распространение в художественной речи. В отличии от окказионализмов разговорных окказионализмы художественной речи письменно закреплены в тексте, в котором они выполняют определенную стилистическую функцию.
Язык настоящей поэзии, как известно - это «язык с установкой на творчество и сотворчество с читателем»( 7, с 88). Поэтому, если в национальном языке новое слово в общем призвано выполнять номинативную функцию, то в поэтической речи авторский неологизм/окказионализм уже сам по себе экспрессема - специально созданное средство художественной выразительности, единица поэтического языка.
Данная работа посвящена словообразовательному аспекту окказионализмов в поэзии Сергея Есенина.
Имена существительные – класс слов, наиболее интенсивно пополняющийся новыми лексическими единицами. Столь же продуктивен и слой окказиональных слов среди имен существительных.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленькой матке
Зеленое вымя сосет. (I, 5)
Здесь клен рассматривается как живое существо; у него есть - детеныш - клененочек, в ласкательной форме (клененок + ек, к//ч; по образцу ягненок + ек к//ч). В другом произведении Есенина - «Пугачев» такими же свойствами наделяется еще одно дерево - верба, которая уподобляется птице:
Как скелеты тощих журавлей,
Стоят ощипанные вербы,
Плавя ребер медь. (I, с.102)
Уж золотые яйца листьев на земле
Им деревянным брюхом не согреть,
Не вывести птенцов - вербенят.
Вербенята - редкая форма множественного числа названий детенышей, образованная так же, как бесенята, лисенята (вместо обычной формы - лисята).
Безаффиксные существительные третьего склонения - один из древнейших словообразовательных типов русского языка. Существительные типа синь, новь, зелень сохранились до нашего времени как одна из наиболее развитых словообразовательных особенностей диалектной лексики. Но литературный язык почти не пополняется новыми словами типа синь. Но они имеют сферу применения, эта сфера - художественная речь, и здесь они обычно образуются как окказиональные слова. Есенина свойства безаффиксных существительных постоянно привлекали. Они воспринимаются как неотъемлемая примета есенинского лиризма.
Вот, например, образования поэта от основ прилагательных: быстрый - быстрь, ржавый - ржавь, сырой - сырь, ярый - ярь, крепкий - крепь, привольный - приволь. Обращает на себя внимание тот факт, что в тех случаях, когда слова этого типа употребляются в общелитературном русском языке лишь в более узких сферах и в более конкретных значениях. Есенин употребляет их в смысле отвлеченного признака, как бы заново образуя такие слова. Например, слова чернь, крепь, новь у него синонимы отвлеченных существительных чернота, крепость, новизна; то же относится к таким словам, как бель, голь:
Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка… (I, 34)
Оловом светиться лужная голь… (I, с.50)
Характерно, что наибольшее количество есенинских образований интересующей нас группы - это слова, производные от глаголов и существительных, и меньшая часть - слова мотивированные прилагательными, в то время как для общелитературного языка характерно обратное соотношение. Это говорит о стремлении поэта использовать в качестве художественных средств заложенные в литературном языке, но менее развитые в нем возможности словообразования, ибо безаффиксные образования III скл. от прилагательных более обычны.
От бесприставочных глаголов Есенин создает, такие окказионализмы, как бредь (бредить), звень (звенеть), индевь (индеветь), а также морщь, падь, трясь, хмурь.
Потом, когда стало легче,
Когда прекратилась трясь,
На пятые сутки под вечер
Простуда моя улеглась. (I, 107).
Они в самих себе умрут,
Истлеют падью листопада. (I, 19).
Особенно интересны слова данного типа, образованные от существительных: в литературном языке таких образований почти нет. Значение таких слов - либо собирательное (березь - березы, цветь - цветы, отрубь - отруби), либо значение отвлеченного признака, подобное тому, которое преобладает в образованиях от прилагательных (сонь - сон, морозь - мороз, омуть - омут, солнь - солнце) :
Бедна наша родина кроткая
В древесную цветень и сочь… (I, 25).
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь. (I, 43).
На общем фоне безаффиксных существительных III скл. одну с ними художественную функцию в поэтическом языке Есенина выполняют окказиональные слова с суффиксами -нь, -ть, -ль, образованные от глаголов, - такие, как звань, стыть, ныть, тужиль:
В плече моем ныть и течь (I, 10).
Оттого – то вросла тужиль
В переборы тальянки звонкой (I, 32).
В поэтической речи широко распространены абстрактные имена существительные, образованные с помощью суффикса -ость. В поэзии Есенина такие окказиональные существительные образованы от прилагательных и выражают качественно – оценочное отношение к цвету, звуку: ровность – ровный, розовость – розовый, огненность – огненный, лунность – лунный:
Чтоб под этою белою лунностью,
Принимая счастливый удел… (I, 212).
О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка… (I, 26)
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод. (I, 80).
Окказионализмы в поэтической речи представлены двумя лексическими микросистемами - название лица, предмета и названиями отвлеченных понятий.
Имена существительные.
21.Вербенята
22.Празелень
23.Пролесь
В поэтической речи роль имен прилагательных общеизвестна - они «расцвечивают» текст, делая его неповторимо художественным отражением действительности, что нехарактерно, например, для языка науки. Значительная роль среди них отведена традицией русской поэзии и авторскими новообразованиями. Особенно благодатны в этом отношении окказиональные сложные прилагательные.
Кроме общей функции - создания экспрессивности - сложные прилагательные одновременно несут и информационно - назывную функцию, называя более экономным способом то, что выражают атрибутивные словосочетания, стоящие за ними:
Где пляшет, сняв порты,
Златоколенный дождь. (I, 42)
В оба полюса снежнорогие
Вопьются клещами рук. (I, 64)
И облик желтоклыкий
Прокусит млечный путь. (I, 43)
Разнообразию функций сложных прилагательных в поэтической речи способствует развитая система словосложения в русском языке. Например, прилагательное власозвездный образовано сложением устаревшей формы существительного волосы - власа, и прилагательного звездный. Подобные образования широко ввел в поэзию Г.Державин, когда наряду с выдержанными в духе традиции эпитетами златокудрый, белорунный он использует эпитеты, основанные на сочетаемости непоэтических, народных слов: узкоглазый, румянощекий и др. Буквально от любого односложного названия части тела (нос, бедро, глаз, волосы, клюв и др.) идет неограниченное образование сложных прилагательных.
Суффиксальные авторские прилагательные по словообразующим формантам с учетом производящей основы можно распределить следующим образом:
- прилагательные с суффиксом - н - образованные от имен существительных со значением «признак по его отношению к предмету, явлению», названному мотивирующим словом:
Родился я с песнями в травном одеяле.
- образование от наречий: «однаждный свет»
- прилагательные, образованные от неодушевленных имен существительных с помощью суффиксов - ов -//- ев-, со «значением оттенка предметного отношения»:
На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льет.
Окказиональность в формообразовании имен прилагательных проявляется в нестандартности некоторых кратких форм, степеней сравнения, форм субъективной оценки имен прилагательных, встречающихся в поэтической речи. Окказионализм - золотей - является индивидуальным формообразованием как результат появления качественного значения у относительных прилагательных.
Имена прилагательные.
1.Травный
2.Склизкий
3.Волноватый
4.Бессиянных
5.Сисястый
6.Блондинистый
7.Очажный
8.Златоколенный
9.Желтоклыкий
10.Снежнорогие
11.Золотей
12.Однаждный
13.Власозвездный
Общеизвестна роль глагола в словесно-художественном творчестве писателей. «Глагол - цитирует А.И.Ефимов, - присутствием своим животворит слова». Образование глаголов в современной поэзии осуществляется в большинстве своем по законам русского словопроизводства. Наиболее продуктивным способом является суффиксация. Это можно объяснить тем, что поэты смело «отглаголивают» слова - корни для передачи динамики мысли и действия, для создания новых емких образований, передающих процессуальность.
Глаголы «прокогтялось», «разжелудясь» образованы от имен существительных с помощью суффикса - и – ть и обозначают действия с общим значением «функционировать, становиться тем, что названо существительным».
Твое солнце когтистыми лапами
Прокогтялось в душу, как нож. (I, 63).
Префикс про - придает глаголу значение «действия, распространяющегося на весь предмет» и в то же время «непостоянного действия».
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава. (I, 197).
Приставка раз придает значение напряженности, усиления проявления действия.
Префиксация является одним из распространенных способов в авторском глагольном словообразовании. Прибавление необычного для данного глагола префикса, нередко в ряду глаголов, содержащих этот же элемент, делает особо выразительным подобное новообразование. По конкретному значению, вносимому префиксами в глагол, можно выделить следующие группы:
- от (ото) - со значением окончательного выполнения какого – то действия:
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (I, 27).
- о/об – со значением распространения действия на всю поверхность предмета: озлащами, ошафранит;
Помирись лишь в сердце со врагом –
И тебя блаженством ошафранит. (I, 178).
- вы - со значением полной исчерпанности действия:
Выткался на озере алый свет зари. (I, 5).
Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою… (I, 182).
- за - со значением начала действия:
Избы забочинились
А и всех - то пять.
- с - со значением «довести до результата» с оттенком просторечья:
О, матерь божья,
Спади звездой… (I, 55).
Широко используются в поэтической речи окказионализмы причастий и деепричастий.
Например, есенинское «не разжелудясь» образовано от существительного желудь.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь… (I, 197).
Глаголы и глагольные формы.
1.Выткался
2.Забоченились
3.Отоснилась
4.Бластился
5.Взбыстрил
6.Зыбим
7.Спади
8.Прокогтялось
9.Взбрезжи
10.Ошафранит
11.Вылюбить
12.Не разжелудясь
13.Выращало
14.Озлащали
15.Прободала
16.Накопытили
17.Отколчакивай
18.Голгофят
19.Отзвенел
Откуда же у Есенина такое разнообразие слов – окказионализмов? Где корни этого словесного богатства? Многие из этих слов Есенин усвоил из живой народной речи. В 1969 году вышел «Словарь современного русского народного говора», содержащий лексику говора деревни Деулино Рязанской области. И в нем мы найдем много любимых есенинских слов или подобных им. Это дает основание предполагать, что рассмотренная часть есенинского словаря - это свое, родное, исконное, не «литературщина», а живая, языковая стихия. А какую интересную задачу представляет подготовка и издание специального словаря окказиональных слов какого – нибудь одного писателя! Он был бы незаменимым источником для изучения творческой лаборатории писателя, его поэтики, его языкового новаторства, его работы над художественным образом.
Новое слово не должно быть самоцелью. Перегрузка речи редкими и окказиональными словами затрудняет восприятие речи. Главное - это то, что новое слово должно быть вовремя и к месту сказано, должно быть меткой характеристикой предмета речи.
Кладовая русской лексики поистине неисчерпаема. Надо знать источники этого богатства и уметь ими пользоваться.
Список использованной литературы
Как нарисовать лимон акварелью
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Кто грамотней?
10 осенних мастер-классов для детей
Как нарисовать ветку ели?