Во мне – такие планы, столько сил!
О, сколько удалось бы в жизни сделать,
Когда б хоть кто-то понял, и простил,
И подбодрил, и вдохновил на смелость…
(из стихотворения С.Скорик «Вселенная, ау»)
Проблему помогла сформулировать наша героиня:
Сахалин, Южно - Сахалинск - моя родина. Но как поэта меня там никто не знает. Много раз убеждалась, что книги с Дальнего Востока не доходят, а значит, и туда не дойдут.
Вложение | Размер |
---|---|
s.i.skorik._proekt.doc | 66.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска Невельского района
Сахалинской области»
ТЕМА: Навечно в сердце (направление
«Искусство»)
составитель: Кочубей Екатерина Олеговна,
МБОУ «СОШ с.Горнозаводска»,
Руководитель: Шабанова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с.Горнозаводска»
с.Горнозаводск 2013
Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади
Дж. Герберт
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта «Навечно в сердце»
Автор проекта Кочубей Екатерина обучающаяся 10 класса
Руководитель проекта Шабанова Наталья Николаевна учитель русского
языка и литературы
Цель проекта знакомство с творчеством Светланы Скорик
Сроки проведения ноябрь 2012 г. – апрель 2013 г.
География проекта Интернет, областной краеведческий музей,
Областная научная библиотека, Южно-Сахалинская
городская библиотека
Анализ ситуации и постановка проблемы
При создании видеоролика «Наша Родина – Сахалин» для участия в конкурсе молодежной прессы «Свой голос» понадобилось найти несколько строк, посвященных Сахалину. Из того, что было, найти ничего не смогли. Решили поискать через Интернет, вышли на страницу «стихи.про», по кратким аннотациям - на стихотворения Светланы Скорик, скопировать не смогли, звонок в нашу сельскую библиотеку тоже ничего утешительного не дал - о такой поэтессе не знают. К счастью, была возможность списаться с автором.
Во мне – такие планы, столько сил!
О, сколько удалось бы в жизни сделать,
Когда б хоть кто-то понял, и простил,
И подбодрил, и вдохновил на смелость…
(из стихотворения С.Скорик «Вселенная, ау»)
Проблему помогла сформулировать наша героиня:
Сахалин, Южно - Сахалинск - моя родина. Но как поэта меня там никто не знает. Много раз убеждалась, что книги с Дальнего Востока не доходят, а значит, и туда не дойдут. Потому и тон (стихотворений) такой грустный. Светлана Скорик 28-10-2011
Данный проект должен помочь выяснить: каковы особенности лирики С.Скорик? Почему ее стихотворения значимы, среди многих стихотворений об острове сахалинских поэтов? Почему с ее поэзией должны быть знакомы сахалинцы?
Цели и задачи проекта
Цель проекта: представление творчества поэта Светланы Скорик
Задачи проекта:
- познакомиться с биографией поэта;
- проанализировать цикл стихов о Сахалине;
- привлечь внимание сахалинцев к творчеству Светланы Скорик;
- пробудить у обучающихся интерес к краеведческой литературе;
- создать условия для воспитания чувства патриотизма и гражданственности, формирование активной жизненной позиции, повышение культурного уровня школьников.
Содержание проекта и сроки реализации
Поиск и сбор информации начался с вопросов:
- Кто такой автор, что такое авторское право? (анкета. Приложение 1)
- Чем необходимо заняться в первую очередь? Где будет проводиться работа? В какие сроки?
Проект наш краткосрочный, поставленные задачи планируем решить к концу ноября.
Выяснение значения понятия «авторское право» является крайне важным, т.к. работать нам предстоит с распространением интеллектуальной собственности. Нам необходимо было получить разрешение автора, все началось с переписки в Интернете:
Здравствуйте, Светлана. Хотелось бы испросить вашего разрешения на некоторое приоткрытие завесы над вами и вашими стихами об острове. В ноябре у нас будет проводиться научно-практическая конференция, посвященная 65-летию области, мне бы хотелось рассказать вместе с детьми о вас и вашем творчестве, возможно, создать небольшого плана брошюрку, с иллюстрациями детей... В общем, создать проект, посвященный Вам и вашему творчеству (цикл стихотворений о Сахалине)
28 октября 2012 г. 19:16:46 пользователь Скорик Светлана написал:
Здравствуйте, уважаемая Наталья!
Я давно мечтаю как-то связаться с библиотеками Сахалина, хотелось бы, чтобы меня знали и на малой родине. Ваша письмо - настоящий подарок, ведь у меня скоро юбилей - в декабре будет 50.
Буду очень рада с Вами переписываться. Может, Вы как-нибудь при случае свяжете меня и с родной областной библиотекой Южно-Сахалинска. Самой туда обращаться как-то неловко.
С уважением и признательностью, Светлана.
Знакомство с личностью поэта стало возможным по тем биографическим данным, которые предоставила нам Светлана Ивановна.
С ее стихами и литературоведческими статьями работали сами. (Биографическая справка. Приложение 2)
Стихи Светланы Скорик – это свежая струя в нашу Сахалинскую поэзию. Ее стихи, заставляющие думать, трогают душу.
Подтверждение чему нашли мы на форуме:
Пишет: Михаил Перченко 8-09-2012
Этот изумительный цикл я полюбил сразу и бесповоротно. Завидую твоему Сахалину.
Пишет: Павел Баулин 9-09-2012
Никогда не был в тех краях. А вот благодаря поэтическому таланту Светланы, благодаря её щедрой любви к Малой Родине, словно совершил удивительное путешествие. Спасибо!
пишет: Валерий Кузнецов 7-09-2012
Не смердяковские проклятия родине, а нежная, трогательная, внимательнейшая любовь к ней. Знал только каторжный Сахалин - по Чехову, после стихов Скорик - Сахалин советский, кладовая гражданской ностальгии, предстал как на ладони. Вот он, главный резерв будущего, если оно вообще возможно - деятельная, творческая, абсолютная любовь к родине и Родине!
Стихи Скорик - пособие для такой любви, их надо вводить в школьные программы. Эта фраза помогла двинуться дальше.
План действий
Путь лежал в Институт развития образования Сахалинской области к старшему педагогу кафедры филологии Сверкуновой Елене Валерьевне, где нам еще раз профессионально подтвердили ценность стихотворений Светланы Скорик.
Далее, так как мы определили, что одной из задач нашего проекта является привлечение внимания сахалинцев к творчеству Светланы Скорик, обратились в областной краеведческий музей, (главный хранитель Черпакова Кира Яковлевна) где собирается материал на фотовыставку «Сахалин. 20 век» с предложением представить на выставке аудиозаписи стихотворений поэтессы. Предстояло наговорить несколько стихотворений на диск.
А в читальном зале городской библиотеки г.Южно-Сахалинска развернута фотовыставка «Южно-Сахалинску 130 лет». После беседы с директором Бородиной Ольгой Аркадьевной оставили для размещения на выставке тексты стихотворений, посвященных городу.
И, наконец, выяснили, что в областной научной библиотеке много лет существует клуб «Белая ворона», объединяющий любителей поэзии, руководит которым Кокорина Ирина Андреевна
Заключение.
В ходе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
Несмотря на довольно долгий срок проживания в Запорожье, поэзия Светланы Ивановны наполнена безграничной любовью к острову, что она поистине настоящая сахалинка по своему мироощущению, что Сахалин навечно в ее сердце.
Стихи С.И.Скорик несомненно найдут своих почитателей не только на материке, но и здесь на острове о котором с такой нежностью и заботой говорит поэтесса, а начать, по нашему мнению, необходимо со школ, в которых сейчас ведется такой предмет как литературное краеведение. Поэзия представлена достаточно скудно: 6 класс для работы на уровне тематики предлагаются два стихотворения И.Белоусова и А.Орлова. Стихотворения короткие, не дающие особой нагрузки ни голове, ни на душе.
В 7 классе рассматривается поэзия Японии и Кореи традиционная и современная.
В 8 классе – представлены три стихотворения, посвященные романтике моря М.Финнов, Ю.Николаев и опять И.Белоусов.
В 9 классе ребята работают самостоятельно с темой войны в поэзии сахалинских авторов.
На наш взгляд, в 8 или 9 классах можно предложить для работы стихи С.Скорик
«ТРИ БРАТА» с размышлениями о рождении творчества.
Стихотворение о природе «Снегирь, снегур, снега и магия…», наполненное великолепными метафорами и мастерской игрой однокоренными словами.
«Тот скользящий меж волнами остров…» о красоте неброской природы острова, и, наконец, стихотворение-призыв «Я люблю тебя, синий-синий
сахалинских небес престол…».
Выводы:
Творчество поэтессы индивидуально и неповторимо. Вместе с тем оно укладывается в рамки предшествующей поэтической традиции.
Говоря о своей любви к острову – её лирическая героиня демонстрирует свою связь с судьбой Сахалина, т.к. именно здесь начала она осознавать свое поэтическое будущее.
Основные образы в её стихотворениях - связаны с воспоминаниями о детстве как о самой счастливой и беззаботной поре, многое давшей для дальнейшего становления личности
Основным предметом стихотворений сахалинского цикла является природа островного края, неброская, порой многими незамечаемая красота, что очень важно для воспитания патриотизма школьников
Светлана Ивановна Скорик в своей поэзии продолжает лучшие традиции русской литературы.
Ожидаемые результаты
Выпустить сборник некоторых стихов о Сахалине С.Скорик, с помощью клуба любителей поэзии «Белая ворона», подарить по экземпляру ИРОСО на кафедру филологии, школам №№ 2, 3 г.Невельска, направить в адрес автора с благодарностью за помощь и творчество.
Дальнейшее развитие проекта.
Продолжение сотрудничества со Светланой Ивановной Скорик.
Организация в школе выставки иллюстраций к стихам поэтессы в рамках предметной недели.
Приложение 1
Анкета для учеников
Авторское право распространяется на:
а) изобретение
б) произведение искусства
в) былины и сказки
Авторское право:
а) можно получить в наследство
б) можно купить или продать
в) нельзя получить в наследство
Цитату из произведения можно использовать в телепередаче:
а) за определённую плату
б) с обязательной ссылкой на авторство
в) нельзя использовать
(вопросы для анкеты взяты из Интернета)
Приложение 2
ТРИ БРАТА
Скала «Три брата», солнце всплыло вверх
над океаном Тихим и жестоким:
обложка на тетради, – как у всех.
Но там, внутри, Поэзии чертоги.
Блажь стихоплётства. Музыка и ритм.
Стремительно влекло в страну гармоний,
где мир с тобою рифмой говорит,
и шорохом листвы, и блеском молний.
Создать свою волшебную страну.
В неё укрыться от того, что чуждо,
и ощущать, как лишь тебя одну
затягивают вглубь шторма искусства...
Одиннадцать (или двенадцать?) лет.
Влюблённость. Одиночества экзамен.
Так начинает маленький поэт
смотреть на мир особыми глазами.
ГДЕ ЖИВУ ДО СИХ ПОР
Сахалин, Сахалин,
рваных туч патрули.
Сколько стёжек-дорожек по детству вели!
Сахалин, Сахалин,
словно тысячью жал
меня к нежности первого снега прижал,
пристегнул, прикарманил, втянул и вобрал.
Снегириный закат неожидан и ал.
Он вспорхнул и стекает в Татарский пролив,
где остались фантазий моих корабли.
Пахнет хвоей и мхами, и белым грибом.
Скачет солнце по сопкам легко, босиком,
и жар-птицы его к нам садятся во двор,
где меня уже нет... Где живу до сих пор...
* * *
Синие-синие снЕги и сани.
Синие сумерки выпали сами.
Вместе с тенями, сараями, ветками
и со снежками, крутыми и меткими.
Вместе с полозьями, скрипом и лыжами.
Вместе с косичками мягкими рыжими.
Выпали снЕги, великие снеги.
С тройкой по физике, партой, Онегиным.
С милыми сердцу далёкими днями.
С ватными клёнами и тополями,
настом, порошей, бураном неистовым,
с твёрдым желанием: выстоять! выстоять!
Чтобы не только о Пушкине пели
те сахалинские злые метели.
Чтобы расти и любовью, и словом.
Чтоб выпадали к вам снова и снова
снЕги мои. Голосисто и мятно.
Белым глаголом – светло и стократно.
2003
Я ГОРОД СЛЕПИЛА
...не с потной шпаргалкой в горсти...
... из алгебраической тьмы...
свой город слепила...
Ирина Евса
Свой город слепила я
из ледяных проводов
и ламп керосиновых
на неуклюжих столах;
штабных, гарнизонных,
в стрекозах, дворовых задов,
куда меня выгулять в травке
сестра повела;
из крепости снежной,
где воином тоже была;
из ёлок (не сосен!)
с орехом в конфетной фольге,
из малого, но
неизбежного в юности зла,
когда не прощаем
ни миру, ни даже себе;
из биты для «классиков»,
тайно влюблённой весны,
голодных медведей
в излучинах горной реки,
тетрадей в линейку,
склонённой в усердье спины,
заветной коробки,
где я собирала значки;
из мук нерешённых,
зачем нам читать не дано
в сердцах и умах,
не насилуя ложью уста;
из ветхого клуба,
где детям крутили кино,
где правда чужая нелепа,
а наша святА;
из потных шпаргалок
и парт с откидною доской
(под крышкой – портфель);
из подъездов в снегу, без дверей;
из света и слова
(дай Бог проходить вам такой
курс речи родимой!);
из гула команды «Скорей!»
в игре «Эстафета»;
из галстуков, воротничков,
пришитых на форму;
из ленточек в тощей косе;
из совести первых,
едва ощутимых толчков,
бессловной молитвы,
чтоб были счастливыми все...
Я город слепила –
и вычла себя из него,
оставшись постскриптум
лишь тенью в любимом дворе.
Щеночек-душа, не скули,
это всё – ничего!
Простая заря
на берёз розоватой коре...
* * *
Я люблю тебя, синий-синий
сахалинских небес престол,
синеокой моей России
вознесённый ветрами ствол.
Не отдайте такую славу
на поживу иной стране!
Здесь живые вздыхают травы
в хвойно-лиственной тишине...
Здесь особенный, горный воздух,
осеняющий снегирём…
Сохраните – ещё не поздно –
двухэтажный кирпичный дом,
где шагов моих лёгкий лепет
помнят стены, перила – лёт.
Подорожник здесь свечи теплит,
и кострами закат поёт.
Не снести, если всё напрасно –
смуглолицым чужим сынам.
Сахалин – пресвятая сказка,
до сих пор им душа полна.
Сохраните как след и выдох,
лоскуток от России всей,
не отрезав, не сдав, не выдав.
Нет дороже мне тех земель.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Вода может клеить?
Хитрый коврик
Хитрость Дидоны
А теперь — мультфильм
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"