Учебное исследование «Роль бабы Яги в русских народных сказках» посвящено истории образа бабы Яги и ее роли в сказках. Актуальность исследовательской работы заключается в том, несмотря на то, что изучению сказок посвящены многие труды литературоведов, некоторые образы (например, образ бабы Яги) обладают особой колоритностью и притягательностью. Цель: познакомиться с историей образа бабы Яги; выяснить, какую роль в сказке играет баба Яга; проанализировать народные сказки, в которых есть данное действующее лицо; выявить её роль в сказках, составить их классификацию в соответствии с типом исследуемого образа.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.doc | 222 КБ |
Введение
«Бабушка, расскажи мне сказку...» Как часто в детстве произносятся эти слова, полные предвкушения настоящего чуда. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. И бабушка недолго сопротивляется, садится на краешек кровати, и тихо льётся её голос, по-актёрски предавая нам интонации то Василисы Премудрой, то простодушного Иванушки-дурачка, то злого Кощея, то сварливой бабы Яги.
Всем нам прекрасно известен с самого раннего детства такой персонаж русских народных сказок, как баба Яга, но о многие ли задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Думаете, это лишний, ненужный вопрос? А попробуйте дать на него ответ. Скажете, просто так? Но в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь, и не одна деталь не может быть в них без уважительной причины.
Так зачем же в наших любимых русских народных сказках есть баба Яга? Этот вопрос заинтересовал меня, и я решила исследовать сказки, в которых присутствует этот персонаж.
Моя работа ставит следующую цель: познакомиться с историей образа бабы Яги; выяснить, какую роль в сказке играет баба Яга; проанализировать народные сказки, в которых есть данное действующее лицо; выявить её роль в сказках, составить их классификацию в соответствии с типом исследуемого образа.
В процессе исследования я решала следующие задачи: 1) глубже изучить народные сказки; 2) познакомиться с историей образа бабы Яги; 3) выявить особенности данного персонажа и классифицировать сказки по типу бабы Яги; 4) составить презентацию «Роль бабы Яги в русских народных сказках» для использования на внеклассных занятиях по литературному чтению.
Объектом моего исследования являются русские народные сказки, в которых одно из действующих лиц Баба Яга; предметом исследования – роль бабы Яги в русских народных сказках.
Гипотеза: баба Яга – отрицательный персонаж в русских народных сказках.
В ходе выполнения исследования мною использованы такие методы, как изучение сказок, знакомство со справочниками по теории литературы, анализ собранного материала, систематизация и классификация сказок в соответствии с типом исследуемого образа, составление презентации.
Глава I
1.1. Происхождение образа бабы Яги
Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Известны и другие менее распространённые её имена: Ягая, Ягабиха, Ягабова, Ягиха, Ягишна, Ягинишна, Ягивовна, Баба-Ягаба, Баба-Ягишна, Ягая-Бабица, Баба-Язя.
По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова «ягать». В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом: «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться».[1] Там же можно найти: «Яга – род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи».
Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, а сама она – из Индии. Характерна такая деталь: в её избушке три пары волшебных рук делают всю домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое индийское божество Шива? Не случайно баба Яга, как и индийские йоги-отшельники, живёт вдали от людей и ведёт уединённый образ жизни. Кроме того, её ступа очень напоминает священные индийские сооружения[2].
Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках»[3].
Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой, чернокнижницей. Яга отличалась лютостью натуры, даже людоедством. Яга ведала будущее, обладала несметными сокровищами, тайными знаниями, владела способностью производить чары.
Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир. Образ лесной Яги-ведуньи связан с отождествлением ее с женщинами-знахарками, отшельницами, которые жили в лесах, собирали лечебные травы, делали целебные снадобья или зелья, помогали тем, кто приходил к ним за помощью. С этой точки зрения, Баба-Яга предстает как существо, живущее в гармонии с окружающим ее миром (лес и его обитатели), отсюда представление о ней, как о хозяйке зверей и прародительнице всего живого[4].
В сказках баба Яга – вымышленный персонаж, ее прообразом является славянская богиня смерти.
1.2. Портрет бабы Яги
Старая безобразная старуха – самый мистический персонаж старинного русского фольклора. Наиболее полным источником сведений о жизни бабы Яги в далёком прошлом являются народные сказки.
Внешность Бабы Яги неприглядна. Это страшная сгорбленная древняя старуха с косматыми лохмами седых волос, крючковатым носом, железными зубами и длинными руками. Она чугуны «руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку лижет». «Во лбу рога, нос упирается в потолок, костяная нога, сосцы висят ниже пояса, кости у нее местами выходят наружу».[5] В одной из сказок, собранных Афанасьевым, можно найти такой портрет героини: «Лежит баба на печи на девятом кирпиче, нос в потолок врос, губы на грядке (т. е. на потолке), губами горшки волочит, языком печь пашет (т. е. метет), в зубах шелковый пояс плетет». Или: «На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит»[6]. Глаза ее, как уголья, часто бывает слепа. Одета эта древняя старуха всегда в лохмотья.
Возраст Яги точно не установлен: некоторые сказки утверждают, что ей от трёхсот до семисот лет, другие говорят – больше тысячи. Впрочем, возраст женщины – всегда загадка. Секрет долгожительства Яги не разгадан: помогли ли ей молодильные яблочки, или живая вода, или какие-нибудь другие волшебные средства – неизвестно. Но факт: она дожила до нашего времени!
Живёт баба Яга отшельницей в дремучем лесу, в небольшой избушке на курьих ножках. Избушка Бабы Яги тоже не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров живых и мёртвых. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом.
В избе у себя баба Яга или лежит на печи, или прядет шерсть. Избушка бабы Яги не простая, а волшебная, могла поворачиваться вокруг своей оси, но почти всегда была обращена передом к лесу. Любому путнику было известно: чтобы войти внутрь, нужно произнести волшебные слова: «Встань по-старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом». Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Также на службе у неё состоят три всадника: чёрный (ночь), белый (день) и красный (солнце), эти всадники ежедневно проезжают через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.
Баба Яга хорошая хозяйка, не случайно у неё под рукой всегда ступа, метла, пест – орудия женского труда Она приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы. Зашедшим к ней в избушку добрым молодцам она помогает советом и даёт им в дорогу волшебных помощников.
Она владеет ветрами и чудными конями. Обязательным атрибутом бабы Яги во многих сказках является клубок. Кроме клубка баба Яга иногда снабжает героя полотенцем, гребнем и щеткой: если по дороге бросить полотенце, то образуется быстрая, глубокая река, а гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес, щётка – в огненную реку.
Из дома баба Яга выезжает на своей ступе: пестом отталкивается, помелом следы заметает. Иногда железную ступу везут черти, причём везут по воздуху. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею приделанными к ступе метлою и помелом. Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями. Скорость у неё при этом фантастическая: ни на обычной лошади, ни на богатырском жеребце её не догонишь. «Под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревет, бывает мор и падеж, кто видит Ягу, становится нем»[7]. Оно и понятно: вид стаи чертей, летящих по воздуху, кого угодно лишит дара речи. Часто Яга выезжает из леса за человеческим мясом. Она ест людей, особенно любит жарить похищенных детей.
Она отшельница, но у неё есть родственники. В некоторых сказках у бабы Яги есть дочери и их зятья, сыновья и их снохи, племянники и племянницы, три или сорок сестёр, которые действуют с нею заодно. А Василиса, во всех сказках представляющая собой самые положительные качества, – это племянница бабы Яги. (Приложение I)
Глава II
2.1. Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках
Волшебная сказка знает несколько образов бабы Яги. Многие ученые, исследуя «этот замечательный образ», выявили четыре основные формы Яги: Яга-дарительница, Яга-воительница, Яга-прародительница, Яга-похитительница[8].
Яга-дарительница принимает героя у себя в избушке, иногда испытывает его и вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели: волшебный клубок, пузырек с живой водой, чудесных коней, лягушку, орла и т.д. В роли дарительницы баба Яга может быть советчицей (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре), повелительницей (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, всякими гадами, лесными зверями и птицами), охранительницей (следит с помощью своих волшебных помощников – совы, блюдечка и проч. – за похождениями героя). Баба-яга оказывает героям сказок помощь, выслушивая их и давая им добрые советы, взамен же требует одного – почитания, уважения. За это она отплачивает добром.
Яга-воительница превращается в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. С Бабой-Ягой иногда действуют ее дочери или жены ее сыновей, обычно числом 3 или 12. Конечно, такая Яга, мать змеев и оборотней-кобылиц, - это не та традиционная русская сказочная Баба-Яга, которая живет в избушке на курьих ножках в дремучем непроходимом лесу. Очень часто она живет в подземелье, обращается то в тучу, то в гору с пещерой, то в бесконечную стену. Побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.
Яга-похитительница – наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги. Яга в таких сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т.д.).
Яга-прародительница – это мать для нескольких своих дочерей, бабка для внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка. (Приложение II)
2.2. Классификация сказок по типам бабы Яги
Мною проведено анкетирование учащихся МОУ «Многопрофильный лицей №1» Чамзинского района Республики Мордовия. В анкетировании приняли участие 87 учеников 5 – 7 классов. Был задан вопрос: «Баба Яга в русских народных сказках положительная героиня или отрицательная?» Ответы респондентами были следующими. 64,4 % (56 чел.) считают, что эта героиня символизирует зло; 26,4 % (23 чел.) полагают, что в одних сказках она бывает доброй, а в других злой; 9,2 % (8 чел.) думают, что баба Яга олицетворяет собой образ помощницы, мудрой женщины. (Приложение II)
Много ли русских народных сказок, в которых есть такой персонаж, как баба Яга? Сначала мне казалось, что их огромное множество. Но на самом деле это оказалось совсем не так. Мною прочитан не один том «Русских народных сказок»[9], а обнаружилась всего двадцать четыре сказки, где действует баба Яга. Скорее всего, убеждение, что баба Яга – один из самых распространенных сказочных героев сложился потому, что это очень колоритный, яркий, запоминающийся образ русского фольклора.
Из 24 проанализированных мною сказок в шестнадцати баба Яга выступает в роли дарительницы, в одиннадцати она – прародительница, в двух – воительница, и в двух – похитительница. (Приложение III)
Таким образом, расхожее мнение о злой бабе Яге ошибочно, и это доказано мною в ходе исследовательской работы. Сказочная баба Яга – это чаще всего положительная героиня, советчица и дарительница, образ которой складывается из разных деталей. Баба Яга дает добрые советы-наставления, вручает чудесные предметы или ценные подарки героям.
Так в сказках «Звериное молоко», «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Финист-ясный сокол», «Царевна лягушка», и др. баба-Яга чаще всего встречает героев очень приветливо. Она ласково обращается к ним: «голубчик», «добрый молодец», «дитя милое», «дитятко», «красна девица», «малютка», «племяннушка». «Здравствуй Иван-царевич! Что, дела пытаешь аль от дела лытаешь?» («Звериное молоко»); «Что ты, свет мой!» («Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе»); «Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда?» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Да и сами герои чаще всего обращаются к ней уважительно: «Это я, бабушка, меня мачехины дочки к тебе за огнем прислали» («Василиса Прекрасная»); «Эх, бабушка ты, старушка!» («Золотой конь); «Ищу, бабушка, Финиста-ясна сокола» («Финист-ясный сокол»).
Своим героям баба-Яга оказывает должное гостеприимство: «накормила их, напоила их и спать положила», «напоила, накормила и на постелю уложила; села к изголовью и стала спрашивать», «накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич ей рассказал, что он ищет жену свою Василису Премудрую», «что ты, девушка, дело пытаешь, али от дела лытаешь».
Яга дает мудрые, добрые советы и раскрывает тайны противников (Змея Горыныча, Кощея Бессмертного): «Сам бы ты туда шел, а сестру напрасно взял; она много тебе вреда сделает» (сказка «Звериное молоко»); «Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Надо тебе ехать в середину ночи, ехать на моем добром коне. Доедешь до стены – бей по бокам коня плетью. Сорви с яблони три молодильных яблока и зачерпни из колодца живой воды» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»); «Его смерть – на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованном ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем дворце растет. Рассказала баба Яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться» («Царевна-лягушка»).
Если лесная волшебница сама не может помочь герою, то призывает своих помощников: птиц, зверей, морских животных, ветры и т.п. Например: «Ветры вы мои буйные, по всему свету вы дуете, не видали ли где прекрасную королевну» («Заколдованная королевна»).
Также в некоторых сказках Яга может быть не только гостеприимной хозяйкой, но и помощницей. Некоторым героям дает волшебные предметы-помощники: «Будет у тебя на пути большая река – перейти нельзя; ты возьми это полотенце да махни одним концом – тотчас появится мост. Да смотри, махай украдкой, чтоб сестра не видела» («Звериное молоко»); «Баба Яга дала ей дорогой подарок – золотой молоточек да десять бриллиантовых гвоздиков» («Финист-ясный сокол»); «Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»); «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали» («Василиса Прекрасная»).
Итак, в рассмотренных нами сказках Баба-Яга предстает гостеприимной хозяйкой, внимательной, заботливой, помогает героям дельными советами и щедро их одаривает.
Глава III
Развитие образа в современной литературе
Образ бабы Яги настолько полюбился читателям, что шагнул из русских народных сказок в современную литературу и кинематограф.
Первые стихи, посвященные Яге, принадлежат А.С.Пушкину в «Руслане и Людмиле»:
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой…
В стихотворении «У чудищ» К.Д.Бальмонт пишет:
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Изменились времена – изменилась и древняя сказочная героиня. Характер помягче стал, она уже не ест детей, почти не делает гадостей и все больше становится похожей на добрую деревенскую бабушку, чем не лесную колдунью[10].
В повести Э.Н.Успенского «Вниз по волшебной реке» мальчик Сидоров Митя приехал на каникулы к бабушке в деревню и оказался в сказочном царстве, где живут Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Кот Баюн и другая сказочная малосимпатичная публика. Он воочию не только увидел то, о чем читал в книгах, но и сумел помочь добрым сказочным героям: Василисе Премудрой, Дядюшке Домовому, Бабе Яге и царю Макару. Как же городской мальчик Митя в сказочное царство попал? Да очень просто – он Бабе Яге родственником оказался.
Больше тридцати лет тому назад Т.И.Александрова написала чудесную сказку «Домовенок Кузьку». В этой доброй, трогательной и смешной истории, которая стала классикой детской литературы и сюжетом популярного мультфильма, одно из действующих лиц – баба Яга. Домовенок Кузька и его друг попадают в лес в избушку на курьих ножках, где живет троюродная тетка Лёшика. Юного читателя привлекают похождения современной колдуньи и ее гостей.
Про такие книги, как книга М.Ю.Мокиенко «Как бабы Яги сказку спасали», обычно говорят: «Начнешь читать и не оторвешься до самой последней страницы». Истосковавшиеся по новым приключениям жители сказочного леса во главе с тремя Ягами строят козни солдату Мокею и его невесте Маше, устраивают нешуточную проверку их чувствам. Увлекательная современная, а точнее, сказочный детектив интересен не только детям, но и взрослым.
Новая русская сказка в стихах А.А.Усачева «Баба-Яга – Золотая нога» – это удивительная история о том, как баба-Яга отправилась в Москву подлечить костяную ногу и так увлеклась балетом, что стала настоящей примой театра.
Немецкий писатель Отфрид Пройслер написал замечательную сказку для детей «Маленькая баба Яга». Ведьме в этой сказке было всего сто двадцать семь лет: для настоящей бабы Яги это, конечно, не возраст! Веселая приключенческая сказка о приключениях доброй и справедливой девушке Яге удивляет своими загадками и магией.
Баба-Яга увековечила себя и на экране. Всем хорошо известны такие киноленты, как «Морозко», « Драгоценный подарок», «Кащей Бессмертный», «Конёк-Горбунок», «Марья-искусница», «Там, на неведомых дорожках», «После дождичка в четверг», «Огонь, вода и… медные трубы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «В тринадцатом часу ночи» «Остров ржавого генерала», «Лиловый шар» и др. Чаще других играл роль бабы Яги актер Георгий Милляр (1903 – 1993), в том числе в кинолентах: «Морозко», « Драгоценный подарок», «Кащей Бессмертный», «Конёк-Горбунок», «Марья-искусница». В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» роль доброй бабы Яги исполнила Татьяна Пельтцер (1943 – 1992).
Наверное, нет в нашей стране ребенка, который не смотрел бы мультфильмы с участием бабы Яги. Это такие мультипликации, как «Царевна-лягушка» (озвучил Георгий Милляр), «Царевна-лягушка» (озвучила Зинаида Нарышкина), «Сказка сказывается» (озвучила Клара Румянова), Приключения домовёнка» / «Сказка для Наташи» / «Возвращение домовёнка» (озвучила Татьяна Пельтцер), «Ивашка из Дворца пионеров» (озвучил Ефим Кациров), «Баба Яга против!» (озвучила Ольга Аросева), «Про злую мачеху» (озвучила Елена Понсова), «Два богатыря» (озвучила Мария Виноградова), «Фантазёры из деревни Угоры» (озвучила Кира Смирнова), «Про Федота-стрельца удалого молодца» (озвучил Александр Ревва), «Конец Чёрной топи», «Летучий корабль», «Ну, погоди!» (16-й выпуск), «А в этой сказке было так…» и др.
Второе столетие на сценах российских театров оперы и балета живет баба Яга в интерпретации П.И. Чайковского, М.П.Мусоргского, А.К.Лядова. Композиторы очень натурально, почти зримо рисуют образ лесной колдуньи на помеле: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем, как и положено нечистой силе.
Как почетная гостья заняла достойное место баба Яга в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на акварели И.Я.Билибина «Русская сказка» (1902г.). Билибин запечатлел бабу Ягу возле избушки на курьих ножках, черного ворона на деревянном корыте и фантастических птиц с женскими ликами — сиринов. Художник как бы обращает к своему зрителю со словами: «Вот так я представляю себе сказку, а вы попытайтесь разгадать, что тут на рисунке и к чему». И в самом деле, чтобы разгадать билибинский рисунок, имеющий обобщенное название, нужно знать множество сказок, в которых баба Яга бывает зла и коварна, а бывает и на удивление доброй и гостеприимной.
Немного найдется литературных героев, в честь которых создаются музеи. У бабы Яги музей есть, и открыт он совсем недавно. В 2004 году в России родина нашлась Бабы Яги. Вернее, ею названо небольшое село Кукобой Первомайского округа, что находится в 180 километрах от Ярославля на границе Ярославской и Вологодской областей. Среди густых лесов на берегу реки Ухтомы выстроили избушку на курьих ножках, где каждый год с чисто русским размахом в последнюю субботу июня празднуется день рождения бабы Яги. Вместо колдовства над кипящим зельем Баба Яга заваривает чай из родниковой воды и печёт знаменитые кукобойские пироги, которыми и угощает своих многочисленных гостей. Особенно её любят, конечно, дети, с которыми она с удовольствием играет на свежем воздухе. Сама старушка всех уверяет, что она не один век жила в глухих лесах, а теперь вот перебралась поближе к людям. Почему бы и не поверить в сказку, ведь всем нам в наш суетный и отстранённый век так не хватает простого сердечного тепла, бесхитростной шутки, мудрого совета и неторопливых посиделок с бабушкиными пирогами. Село Кукобой – это место где взрослые и дети могут окунуться в настоящую сказку.[11]
Сахалинский скульптор, заслуженный художник России, член международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО Владимир Чеботарев – автор композиции «У Лукоморья». В глине «зеленого дуба» четко различима русалка, что на ветвях сидит, кот ученый на цепи, ступа с Бабой-Ягой. Это сказочное изваяние заняло подобающее место у памятника А.С.Пушкину: «Там ступа с Бабою-Ягой Идет, бредет сама собой…».
А в Москве у станции метро «Молодежная» установлен памятник этому колоритному сказочному персонажу. Вот так случайно со всей незаметной женской хитростью, баба-Яга увековечила себя во времени.
Заключение
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. Одно из чудес – это то, что русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ бабы Яги. В облике «лесной старухи» присутствует определенное обаяние, иначе, чем еще объяснить его популярность у маленьких читателей России?
В ходе исследовательской работы мною проанализировано множество народных сказок, в которых действующим лицом является баба Яга, выявлена её роль в сказках. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, гипотеза, что баба Яга – отрицательный персонаж в русских народных сказках, не подтвердилась. Нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Список использованной литературы:
Приложение I
Портрет бабы Яги
Название сказки | Внешний вид | Возраст | Место обитания | Чем занимается | Гостепри-имство | Волшебные вещи в сказках и др. чудеса | Служки, помощники | Родствен-ники | Положит. или отрицат. персонаж |
Баба Яга | Баба Яга – костяная нога. «Села в ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает». | Баба | «Стоит в лесу хатка, а в ней сидит баба Яга». | Ткёт за кроснами (старинном ткацком приспособ-лении). | Велит работнице истопить баню. | Гребешок, полотенце | Кот, собаки, быки, служанка. | Есть сестра, племянница. | Отрица-тельный, так как хотела съесть девочку. |
Баба Яга и Заморышек | Баба Яга – костяная нога. | «Ну, старая, чего кричишь?» | «На крутой горе стоят белокамен-ные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставле-ны». | – | «Накорми-ла их, напоила, в баню сводила». | Волшебный платочек, огненный щит. | – | Есть 41 дочь | Отрица-тельный, так как хотела погубить всех братьев. |
Баба Яга и Жихарь | «Яга-баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметат». | Баба | – | – | «Яга-баба жихаря домой, посадила в голбец, сама затопила печку». | – | – | Есть три дочери (девки). | Отрица-тельный, так как хотела погубить Жихаря. |
Баба-яга–костяная нога. «Древняя старух а–лицо злющее, волоса длинные, седые». | Древняя старуха. | – | – | – | – | – | – | Отрица-тельный, так как хотела погубить Анну Прекрас-ную. | |
Баба-яга – костяная нога. | Баба | – | – | – | Баба Яга умела оборачи-ваться свиньей. | – | Есть три сына Змея и три невестки. | Отрица-тельный, так как хотела погубить Бурю-богатыря. | |
Василиса Прекрасная | «В ступе летит, пестом погоняет, помелом след заметает». «Баба Яга людей ест-жует, только косточки похрусты-вают». «Потом как крикнет громким голосом». | «Это я, бабушка, меня мачехины дочки к тебе за огнем прислали». | «В дремучем лесу изба стоит. Забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами». | – | Дала Василисе краюху хлеба. | Куколка; три пары рук. | Три всадника (белый, красный, черный): день, солнце, ночь. Яблоня, собака, кот-воркот, девка-чернавка. | – | Положи-тельный, т.к. помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами). |
Гуси-лебеди | «Баба Яга –морда жилиная, нога глиняная». | Баба | «Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачива-ется». | Пряжу прядет. | – | Золотые яблочки. | Гуси-лебеди. | – | Отрица-тельный, т. к. похищает детей, чтобы съесть. |
Заколдован-ная королевна | «Сидит баба Яга – костяная нога, старая, седая, беззубая». | Старая. «Эх ты, старая хрычовка!» | У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…». | «Белый Полянин воюет с бабой-ягою золотой ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает». | – | Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка. | – | Три сестры бабы Яги. | Положи-тельный, так как помогла найти королевну. |
Звериное молоко | «Баба-яга: в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула». | «Стоит в чистом поле избушка на куриных ножках и повертывается». | – | «Напоила их, накормила и спать положила». | Собака, клубочек, полотенце. | Собака. | Три сестры бабы Яги. | Положи-тельный, так как помогла Ивану-царевичу | |
Золотой конь | «Баба Яга, костяная нога – на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет». | «Эх, бабушка ты, старушка!» | «Стоит избушка на курьих лапках, на собачьих пятках». | – | «Иди, парень, сюда. Моим гостем будешь… Сажает его старушка за стол. Накормила, напоила, про горе-беду расспроси-ла». | Клубочек | – | Есть сестра, а у нее сын (племян-ник) Змей Горыныч. | Положительный, так как помогла Ивану найти гусли-самоигры. |
Иван Быкович | «Баба-яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок». | «Эй, старуха, не бранись!» | «Приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо повертывается». | Лежит на печи. | «Баба-яга слезла с печки, подходила к Ивану Быковичу близко, кланялась ему низко». | – | – | – | Положи-тельный, так как пустила Ивана Быковича на ночлег. |
Баба Яга – золотая нога. | Баба | «Прибежа-ла к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею». | «Белый Полянин воюет с бабой-ягою золотой ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает». | – | Волшебная игла, шило. | Портные, сапожники. | Есть дочь – де́вица красоты неписаной.
| Отрица-тельный, так как билась с богатырями. | |
Марья Моревна | «Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает». | «Здравст-вуй, бабушка!» | «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый». | – | «Баба-яга его накормила- напоила». | Волшебный платочек | Волшебные кони. Кощей у ней три дня пастухом был. | – | Отрица-тельный, т.к. хотела убить Ивана-царевича. |
Морской царь Василиса Премудрая | Баба Яга | Старушка. «Отвяжись, не докучай, старая ведьма!» | – | – | – | – | – | – | Положи=тельный, так как помогает царевичу советом, как действовать дальше. |
Ненагляд-ная красота | «Лежит на печи, на девятом кирпиче баба Яга костяная нога. «Закричала богатырским голосом, засвистала молодец-ким посвистом». | «Ладно, бабушка, не бранись!» «Вот уже третью сотню | «Стоит двор, что город, изба, что терем». | Лежит не печи. | «Баба-яга тотчас скатерть-самобранку постелила, принялась угощать Ивана-царевича». | – | Рыбы и гады водяные, птицы, звери лесные. | – | Положи-тельный, так как помогает Ивану- царевичу найти Ненагляд-ную красоту. |
Падчерица и мачехина дочка | «Яга-баба, у ней голова лежит в одном углу избы, а ноги в другом». | Баба | «В лесу избушка на курьих ножках». | – | Баню топили, чай пили | Разноцвет-ные сундуки. | Червяки, лягушки, крысы и всякие насекомые. | Дети Яги-бабы: червяки, лягушки, крысы и всякие насекомые. | Положи-тельный, так как помогает девушке. |
Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что | «Сидит седая старуха». | Старуха. | Избушка на курьих ножках. | Прядет кудель. | «Баба-яга истопила баньку, со-брала ужин, наставила всяких кушаньев, вин и медов». | Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка, Сват Наум. | Лягушка-скакушка. | Есть дочь Марья-царевна и зять Андрей. | Положительный, так как помогла Андрею-стрелку найти Марью-царевну. |
Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе | «Глядит из окошка седая старушка». | Старушка. «Сто двадцать лет в избушке сижу, никуда не выхожу». | «В лесу избушка на курьих ножках от ветра шатается, сама переверты-вается». | Сидит у окошка. | – | – | – | – | Положи-тельный, так как помогла Ивану Гороху советом. |
Сказка о молодиль-ных яблоках и живой воде | «Баба Яга- костяная нога, старых лет». | «Баба Яга, старых лет». Три сестры бабы Яги, одна старее другой. | «Избушка на курьей ножке, об одном окошке». | «Шелко-вый кудель мечет, а нитки через грядки бросает». | «Накорми-ла-напоила и на постелю уложила, села к изголовью». | Живая вода, молодиль-ные яблоки. | Волшебные кони. | Три сестры бабы Яги, племянница Синеглазка. | Положи-тельный, так как дала совет, как найти воду и яблоки. |
Три царства | Баба Яга | Баба | Избушка | – | – | – | Орел-птица | – | Положи-тельный, так как дает полезный совет. |
Царевна Лягушка | «На печи, на девятом кирпичи, лежит баба яга, костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит». | «Ах ты старая хрычовка». | «Стоит избушка на куриных лапках, кругом повертыва-ется». | Лежит на печи. | «Накормила его, напоила, в бане выпарила». | Клубок | – | – | Положи-тельный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея). |
Царь-девица | «Баба Яга- костяная нога». Третья баба Яга зубы точит, чтобы съесть незваного гостя. | Баба | «Стоит в чистом поле избушка, на куричьих голяшках повертывается». | – | – | Три трубы- | – | Три сестры бабы Яги- | Две бабы Яги положительные, дают советы Ивану купеческому сыну. Третья баба – отрицат., т.к. хотела его съесть. |
Финист – ясный сокол | Силит баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит». | «Ищу, бабушка, Финиста-ясна сокола». | «Стоит избушка на курьих ножках – вертится». «Избушка на курьих ножках, вокруг тын, на кольях черепа, и каждый череп огнем горит». На третьей избушке – лошадиные черепа. | – | – | Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце. | Кот, собака, Серый волк. | Три сестры бабы Яги. | Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку. |
Приложение II
Результаты анкетирования учащихся МОУ «Многопрофильный лицей №1»
«Баба Яга в русских народных сказках
положительная героиня или отрицательная?»
Героиня символизирует зло | В одних сказках она бывает доброй, а в других злой | Баба Яга олицетворяет собой образ помощницы, мудрой женщины | |||
56 чел. | 64,4 % | 23 чел. | 26,4 % | 8 чел. | 9,2 % |
Приложение III
Классификация сказок по типам бабы Яги
Яга-дарительница | Яга-воительница | Яга-похитительница | Яга-прародительница |
«Василиса Прекрасная» | «Иван-царевич и Белый Полянин» | «Баба Яга и Жихарь» | «Баба Яга» |
«Заколдованная королевна» | «Буря-богатырь Иван коровий сын» | «Гуси-лебеди» | «Баба Яга и Заморышек» |
«Звериное молоко» | «Буря-богатырь Иван коровий сын» | ||
«Золотой конь» | «Заколдованная королевна» | ||
«Иван Быкович» | «Звериное молоко» | ||
«Марья Моревна» | «Золотой конь» | ||
«Морской царь и Василиса Премудрая» | «Иван-царевич и Белый Полянин» | ||
«Ненаглядная красота» | «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | ||
«Падчерица и мачехина дочка» | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | ||
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | «Царь-девица» | ||
«Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе» | «Финист – ясный сокол» | ||
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | |||
«Три царства» | |||
«Царевна Лягушка» | |||
«Царь-девица» | |||
«Финист – ясный сокол» | |||
16 | 2 | 2 | 11 |
[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004, – с.1457
[2] Кузнецов А.Н. Из времен незапамятных. – М.: Оникс, 2005, – с. 76
[3] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – М.: Русское слово, 1995, – с. 49
[4] Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М.:Флинта, 1998, – 93.
[5]Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004, – с.1457
[6] Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в 3 т. – М.: Художественная литература, 1957, – 574 с.
[7]Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004, – с.1457
[8] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – С.-Петербург: Лабиринт, 1996, – 336 с.
[9] Русские народные сказки. Составитель Аникин В.П. – М.: Пресса, 1992, – 560 с.
[10] Усачев А.А.Большая книга бабы Яги. – М.: Оникс, 2006, – 72 с.
[11] Журнал «Слово» http://www.portal-slovo.ru/slovo/15711.php
Сверчок
Рисуем зимние домики
Астрономический календарь. Май, 2019
Как напиться обезьяне?
Северное сияние