Исследовательская работа ставит следующую цель: выяснить функцию чисел в русских народных сказках; доказать или опровергнуть гипотезу о том что чаще всего в сказках встречается число «три».
В процессе исследования решались следующие задачи: 1) изучить русские народные сказки; 2) проанализировать сказки, в которых встречаются числовые выражения; 3) выявить частотность употребления чисел и их роль в сказках; 4) классифицировать числовые обозначения.
Объектом исследования являются русские народные сказки; предметом исследования – числа в сказках.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_2013.doc | 401.5 КБ |
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ МОРДОВИИ»
Числа и их функция в русских народных сказках
Автор: Митрюхина Полина
7 класс
Научный руководитель: Печказова С.П.
Саранск
2013
Оглавление
Ведение………………………………………………………………...…………………………3
Глава 1
Секреты «магических» чисел………………………………………..……………………….…3
Глава 2
Магические числа в русских народных сказках………………………………………………6
Глава 3
Магия числа «три»………...……………………………………………………………………8
Заключение……………………………………..……………………….………………………10
Список использованной литературы …………………………………………………………11
Приложения………………………………………………………………………………..12 - 25
Введение
Сказку любят все и дети и взрослые. Да и как не любить волшебную сказку, когда в ней все так необычно? Герои её путешествуют по тридесятому государству, неоднократно сражаются со Змеем Горынычем, встречаются с бабой Ягой и Кощеем Бессмертным, скачут на Коньке Горбунке и даже на Сером волке. Все сказки поучительные, несут в себе что-то таинственное, загадочное, волшебное.
В волшебных и бытовых русских народных сказках часто встречаются числа. Если взглянуть на русскую сказку глазами человека, пытающегося найти волшебство в числах, то такой человек выделил бы такие числа, как три, девять, шесть, семь, двенадцать, тридевять, тридесять, сорок.[1]
Я предположила, что чаще всего в волшебных русских народных сказках встречается число «три». Вот яркие примеры: камень на распутье предлагает богатырю три пути, герои отправляют за тридевять земель, в тридесятое государство, у отца три сына или три дочери, волшебники выполняют по три желания, на третий раз обычно всё получается, три головы у Змея Горыныча, три стрелы Ивана-царевича и т.д.
Вопрос о том, какую роль играет число «три» в русских народных сказках заинтересовали меня, и я решила исследовать сказки.
Моя работа ставит следующую цель: выяснить функцию чисел в русских народных сказках; доказать или опровергнуть гипотезу о том что чаще всего в сказках встречается число «три».
В процессе исследования я решала следующие задачи: 1) глубже изучить русские народные сказки; 2) проанализировать сказки, в которых встречаются числовые выражения; 3) выявить частотность употребления чисел и их роль в сказках; 4) классифицировать числовые обозначения; 5) составить презентацию «Функция чисел в русских народных сказках» для использования на вн. занятиях по литературному чтению.
Объектом моего исследования являются русские народные сказки; предметом исследования – числа в сказках.
Гипотеза: чаще всего в русских народных сказках встречается число «три».
В ходе выполнения исследования мною использованы такие методы, как изучение сказок, знакомство со справочниками по теории литературы, составление собственной классификации числовых обозначений, анализ и систематизация собранного материала, составление презентации.
Глава 1
Секреты «магических» чисел
Числа живут вокруг нас. Мы сталкиваемся с ними повсюду: это номера домов, телефонов, наша температура и температура воздуха, стоимость покупок, день календаря, время на циферблате, наши отметки и т.д. Но далеко на каждое число мы называем магическим.
Число само по себе символ, а с любым символам приписывается своеобразная магия. К магическим относят любое число из числового ряда от 1 до 9. [2]
Магические свойства чисел волновали людей еще в глубокой древности. Хотим мы этого или нет, но где-то глубоко в нас сидит какая-то симпатия к одним числам и осторожность, а порой и совсем неприятные чувства к другим. Особым почитанием окружены были числа в Древней Греции. Философ, и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое-то число. Числа, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье.
Ноль – символ абсолюта, бесконечности, это начало всех вещей, это сон или смерть. Графически изображается как кольцо или круг.
Единица – «Начало». Принято считать, что эта цифра символизирует Солнце, Начало, Первопричину. Весь Мир содержится в Единице, т.к. она одновременно содержит в себе всё: активность и пассивность, созидание и разрушение, добро и зло, свет и тьму, избыток и недостаток, мужское и женское начало. Это основа всей жизни, всех чисел.
Два – «Свет и тень». Символизирует контраст, противоборство двух противоположных начал, вечную борьбу и антагонизм между ними. Между активным и пассивным, мужским и женским, светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, плюсом и минусом, жизнью и смертью. Два – это сила, которая пытается разделить Единое на две противоположности. В числе два заключается гармония и двуединство.
Три – «Священное число». Три – основное число в ряду Священных чисел. Само наблюдение над природой наводило на мысль об особом значении этого числа. Люди всюду встречали или думали, что встречают, деление на три. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила: солнце, луна и звёзды; в телах они наблюдали три измерения: длину, ширину и высоту; во времени: прошлое, настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и это число получило значение священного. Древние считали число «три» совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в виде треугольника.
Число «три» вошло в христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: Отец – Сын – Святой дух. Любопытно, что число «три» рассматривали не только как счастливое («Бог троицу любит»), но и как несчастливое («треклятый»).
Четыре – «Четверица». Это число космических стихий, созидательных сил Вселенной: Огня, Земли, Воздуха, Воды. Это четыре времени года и соответствующих им периода жизни: весна, (детство), лето (юность), осень (зрелость), зима (старость). Число «четыре» символизирует собой стабильность, порядок, целостность, завершенность, гармонию, рациональность, совершенное равновесие, стойкость, надежность, реализм, устойчивость и прочность.
Пять – «Человек». Этому числу Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. Древние же считали число «пять» символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость. Числовая правильность: 5 – простое число; 5 пальцев – пятеричная система счисление; 5-конечная звезда; 5 чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие), 5 главных праздников в православии: Обрезание Господне, Рождество Иоанна, Праздник святых Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна-Крестителя, Покров пресвятой Богородицы, 5 заветов буддизма, мусульманин молится 5 раз в день. Число «пять» считается счастливым числом, потому что символизирует постоянный поиск и самосовершенствование.
Шесть – «Идеальное число». Число «шесть» – число Творения и означает творчество, созидание, труд, работу. Согласно библейскому учению, «Бог за шесть дней сотворил мир». Это символ сочетания Божественной свободы и трудной работы на Земле. Это символ семьи, любви, здоровья, красоты, удачи, счастья, совершенного равновесия.
Пифагор считал его удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Шесть делится на 1, 2, 3 и если сложить или перемножить эти числа, то вновь получиться 6 (1 + 2 + 3 = 1 х 2 х 3 = 6). Таким свойством не обладает ни одно другое число. Числовая правильность: 6 – совершенное число, 6 – число предметов в чайных и столовых сервизах. Геометрическая правильность: правильная, плоская, выпуклая фигура – правильный шестиугольник.
Семь – «Универсальное число». Семь – одно из ряда Священных чисел (3, 7, 12, 60). Оно символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого. Число 7 буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли. Свято почитали число древние евреи. В Священном писании говорится: «…В шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил». С тех пор евреи, а затем и все христиане, воспринявшие от них Ветхий Завет, считают «семь» священным числом. В христианстве говориться о семи грехах и семи таинствах. У мусульман местом «высшего просветления» считается седьмое небо, куда, якобы, попадают все угодные аллаху. Древние греки ежегодно выбирали 7 лучших актёров (комических и трагических), древние римляне почитали семерых мудрецов. Японцы верят в семь добрых богов, считают, что на веку человека случается семь удач.
Это волшебное число широко использовалось в сказках, мифах древнего мира. У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было семь дочерей-плеяд, которых Зевс превратил потом в созвездия. Одиссей семь лет был в плену у нимфы Калипсо. У вавилонян подземное царство окружено семью стенами. Будда сидел под фиговым деревом с семью плодами. У индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников. Великий пост у христиан длиться семь недель. В Библии повествуется о семи светильниках, семи ангелах, о семи годах изобилия и семи – голода.
Особой геометрической правильностью семёрка не обладает, да и очень неудобное для расчётов это число, но испокон веков почиталось оно как священное число.
Восемь – «Всемирная гармония». Число «восемь» – одно из самых труднообъяснимых чисел. Даже ее форма – два касающихся друг друга круга – говорит о двойственности. Два мира – духовный и материальный – слились воедино в этом числе.
Древние считали воплощением надежности, доведенным до совершенства. Вероятно, поэтому число «восемь» считалось числом правосудия, так как делилась на две равные части, не отдавая предпочтения ни одной из них. Разделенное пополам, оно имеет равные части. Если его еще разделить, то части тоже будут равными(2, 2, 2, 2).
Девять – «Окончание пути». Число «девять» – символ всеобщего успеха, полного совершенства. Оно вмещает в себя весь цикл жизни от рождения до смерти, полный круг в 360 градусов (3+6+0=9). Число «девять» находится в непосредственной связи и зависимости от числа «три». Иногда оно мыслится как число «три», только в усиленной форме: 9 = 3x3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится о трех музах, то в более поздних – преимущественно о девяти. Числа «три» и «девять» находили особое применение и в бытовых отношениях. Например, на пирах существовало правило: пить три чаши или девять, но никогда не четыре или пять. В речи ряда народов символом грозной опасности или наивысшего подъема, могучей силы выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой-то процесс и кладет начало переходу к новому качеству. У славян поминки по усопшему отправляются на 9-й день после его кончины. По-видимому, это тоже свидетельствует о каком-то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.
От 3х3 = 9 делается шаг к 3х9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, при заклинании духов болезней. От него происходит и знаменитое сказочное «за тридевять земель».
Среди магических чисел особая роль принадлежит Священным числам, к которым относятся числа «три», «семь», «девять», «двенадцать», «шестьдесят». [3]
Двенадцать – «Дюжина». Очень почиталось древними число «двенадцать»: оно замыкало свет, поэтому его считали символом полноты, богатства, счастливым числом. Кроме того, это число было очень удобно для счета: его можно без остатка делить на 2, на 3, на 4 и на 6. Число «двенадцать» вошло во многие системы счёта. Так, в ряде стран считали дюжинами (дюжина - 12 штук), английский фут равен 12 дюймам, шиллинг – 12 пенсам. «Удобство» этого числа сказалось и в религиях: у Христа, а до него у Будды, было 12 последователей.
Долгое время у многих народов, в том числе и у славян, самым большим из известных им чисел было число «сорок». А все, что лежит за пределами этого числа, – неопределенное множество, неизвестность. Поэтому и считается следующее за ним число 41 роковым. В более позднее время число «сорок» перестало быть предельным, но сохранилось в пословицах, поговорках, сказках, обрядах. Поминки у славян происходят на сороковой день. Сорок лет пребывал Моисей в пустыне. По поверью, убить паука – значит избавиться от 40 грехов.
Шестьдесят известно как число времени. Число «шестьдесят» издревле считалось священным: круг делится на 60 градусов, в каждом градусе 60 минут по 60 секунд в каждой, час длится 60 минут и т. д. В Египте оно символизировало долголетие. В Китае это циклическое число, символизирующее шестидесятеричный цикл, известный на Западе как «китайский цикл».
Вот на таких искусственных выкладках зачастую и строились предсказания и пророчества.
Идут века, исчезают царства и целые народы, а вместе с ними отходит в прошлое их культура. Наука не стоит на месте, и то, что когда-то было неопознанным и пугающим, становится понятным и само собой разумеющимся. Но в памяти сохранились поверья, и мы подчас еще верим в счастливую семерку и несчастливое число «тринадцать», забывая при этом, что за каждым суеверием стоит история. [4]
Глава 2
Магические числа в русских народных сказках
Для того чтобы проанализировать, какую роль играют числа в сказках, мною было рассмотрено 100 русских народных сказок. [5] (Приложение I)
В текстах 100 русских народных сказок числа упоминались 410 раз. Первые места в рейтинге заняли числа: «3», «2», «12». Частотность употребления того или иного в процентном соотношении представлена в таблице.
Числа | 3 | 2 | 12 | 9 | 1 | 6 | 5 | 10 | 7 | 40 | 4 | 30 |
Кол-во раз | 215 | 34 | 20 | 16 | 14 | 14 | 12 | 12 | 11 | 9 | 8 | 7 |
% | 52,4 | 8,3 | 4,9 | 3,9 | 3,4 | 3,4 | 2,9 | 2,9 | 2,7 | 2,2 | 1,9 | 1,7 |
Рейтинг | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
(Приложение II)
Из нашей таблицы следует, что самым часто используемым числом является – «3», оно встречается 215 раз (52,4%). Долгое время число «3» было для многих народов пределом счёта, символом полноты, счастливым числом. В сказках часто встречается тройка персонажей (три сына (дочери) сказочного царя, три бабы яги, три чёрта), герои проходят три испытания, находятся в пути три дня и три ночи и т.д. В былинах сказители рассказывают о трёх русских богатырях. На уроках математики изучаются объёмные геометрические фигуры, которые, имеют три размера: длину, ширину и высоту. В грамматике рассматриваются три лица (я, ты, он), три рода (мужской, женский и средний) и три времени глагола (прошлое, настоящее, будущее). Наблюдая за веществами, древние выяснили, что они могут быть: твёрдыми, жидкими, газообразными. Кроме того, в народе прочно закрепились представления о мироздании: небе, земле, преисподней (впоследствии о рае, земле и аде). Число 3 считалось в древности магическим потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=1+2).
На втором месте стоит число «2», оно встречается 34 раза (8,3%). В жизни всегда есть две противоположности: добро и зло, чёрное и белое, свет и мрак, тепло и холодно, богатство и нищета, и т.д., а на противопоставлении основаны многие сюжеты сказок (две дороги, два выбора, два умных сына, два пузырька с «живой» и «мёртвой» водой и т.д.)
Число «12» занимает третье место, оно встречается 20 раз (4,9%). Календарный год состоит из 12 месяцев, Солнце в своем годовом движении проходит через 12 знаков Зодиака, 12 делений на циферблатах часов, сервизы на 12 персон. Число «двенадцать» издревле считали символом полноты, богатства, счастливым числом (двенадцать работников, двенадцать голубиц, двенадцать суток, змей о двенадцати головах и т.д.)
Исследование показало, что числа в русских народных сказках обозначают:
(Приложение III)
На первое место в русских народных сказках вышла такая функция числа, как количество испытаний (попыток, сражений), которые должны пройти герои. В данной функции числа (чаще всего число «3») употребляются 57 раз (13,9 %): три испытания, три загадки, три сражения, пять обращений с просьбой о помощи и т.д.
На втором месте по частотности употребления стоит функция количества времени (дней, ночей, лет), проведенных в пути, времени от одного действия до другого – 46 раз (11,2 %): скакал герой три дня и три ночи, три года жил козёл за печкой, три года учился сын хитростям, три дня сроку на разгадку, три года прожил Семён в море и т.д.
Третье место по частотности употребления занимает функция количества детей в семье – 45 раз (10,9 %): три сына (дочери) у царя (старика, хозяйки, чёрта, лешего), три сына родилось у Ивана-царевича, Синеглазка родила двух сыновей, Белая уточка вывела трёх деточек, две дочери и падчерица, семь сынов, семь Семионов, народилась сорок одна дочь и т.д.
Большое количество раз (40 раз, 9,8 %) встречается в сказках такая функция числа, как расстояние до царства, в котором происходят сказочные события. Чаще всего это упоминание тридевятого царства, тридесятого государства. А где оно? Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, а 27 дней – это как раз лунный месяц, время обращения Луны вокруг Земли. Период между двумя новолуниями –30 дней: 3 х 10 = 30. Вот вам и указание на то, где находится тридевятое царство, в тридесятое государство – на расстоянии, равном месяцу пути.[6]
Глава 3
Магия числа «три»
Изучая числовые выражения и их роль в текстах русских народных сказок, можно лучше понять историю своего народа, её связь с историей других народов мира. Остановлюсь подробнее на числе «три», так как именно это число является самым частотным в текстах сказок.[7]
Самая известная в христианстве троица – это Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет. Согласно Новому Завету, три дня и три ночи надлежало быть Сыну Божьему в сердце земли, Иисус Христос воскрес утром на третий день. Трижды отрёкся от Иисуса апостол Пётр.
Идея триединства составляет основу многих философских и религиозных учений. В Древнем Вавилоне поклонялись трем главным божествам: Солнцу, Луне, Венере. В Индии поклоняются трехглавому Тримурти. На Востоке этот принцип назывался «Сам-цей» – «Три драгоценности». Высочайшая драгоценность внизу – это Земля, высочайшая драгоценность в середине – это Небо, высочайшая драгоценность в середине – это Человек. В славянской мифологии «3» — одна из трёх священных цифр. Обозначает: 1) количество священных цифр; 2) троичность миросозидания (трансцентдентные сущности Тригла и Триглав). Имеет своё изображение в магических и народных орнаментах.
У многих народов весьма продолжительное время пределом счёта было число «три». Его считали символом полноты, совершенства. Так, у древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне стали поклоняться трем божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число «три» стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Ещё его магия заключалась в том, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=1+2), символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее.
В далёкие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «всё». Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало «всё».
Числа – это выражение определённого количества. У всех народов существовал только ручной счёт: тройку показывали тремя пальцами. А если надо было записать числа, пальцы заменялись палочками. Какое число, столько и палочек. Иногда их располагали лёжа, порой – стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной палочный счёт, так и писались – стоя: I, II, III.
Число «три» считалось в древности магическим, потому что оно складывалось из суммы двух предыдущих (3 = 2 + 1), символизировало треугольник, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Даже в начале XX века жители некоторых островов Полинезии считали предметы так: один, два, три, много. Пифагорейцы разбили числа на чётные и нечётные. Четные числа считались мужскими, а нечетные – женскими. Одни числа считали счастливыми, а другие – несчастливыми, несущими зло и горе. От Пифагора и его последователей и пошли всякие суеверия, связанные с числами. Особенно много суеверий связано с числом три. Те, кто считает его счастливым, говорят: «Бог троицу любит». Другие напротив, считают его несчастливым. Отсюда и ругательное слово «треклятый». [8]
Число «три» играло важную роль в магических обрядах. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву. А троекратный поцелуй по русскому обычаю? По обычаю, когда встречаются русские люди, то они целуются трижды. В различных поверьях и легендах сохранились триединые действия, и чаще всего успех достигался с третьего раза (с третьей попытки).
Легенды тоже не избежали числа «три». Например, сказание о том, что Земля держится на трёх китах. Дух триединства проявляет себя везде и во всём:
И, наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы. Да, магическая это цифра – три! [9]
Число «три» стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Вот яркие примеры: камень на распутье предлагает богатырю три пути, отправляют за тридевять земель, в тридесятое государство, у отца три сына или три дочери, волшебные вещи выполняют по три желания, на третий раз обычно всё получается, три головы у Змея Горыныча, три стрелы Ивана-царевича и т.д.
Число три содержится во множестве русских пословиц и поговорок, которые являются отражением народной мудрости: «Три раза прости, а в четвёртый прихвостни», «Три деньги в день, куда хочешь, туда и день», «Три дни молол, а в полтора дни съел», «Три беды, семь бед, а всё помощи нет», «Хвастуну цена – три копейки», «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года», «Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, а лени – только три дня» и др.[10] (Приложение IV)
Заключение
Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Сказки передают сакральные знания о мире в зашифрованной форме, заключая в себе два основных плана. План внешний – это всё то, что происходит в сказке, сам сюжет со своими увлекательными поворотами и персонажами. Дети приходят в настоящий восторг, путешествуя со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживая с ними их приключения. Но в русских сказках наиболее важен план, который скрыт от неподготовленного взгляда обычного читателя – это концептуальный, символический уровень. Здесь каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число – это особый символ сказки, особый код, ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказочного произведения.
Один из символов сказки – это использование в ней числительных, основанное на народном представлении о значении чисел.
В ходе исследовательской работы мною проанализировано множество народных сказок, в которых встречаются числовые выражения, выявить частотность их употребления и роль чисел в сказках. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, в ходе исследования выдвинутая гипотеза, что чаще всего в волшебных русских народных сказках встречается число «три», подтвердилась. Утроение мотива создаёт размеренный ритм повествования.
Числительные играют в сказочном тексте немаловажную роль и изучение их функции помогает увидеть, почувствовать глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную народом мысль.
Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки – не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объёма информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Библиографический список:
С.-Петербург: ИД Весь, 2004. 1678 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I
Числа в русских народных сказках
№ п\п | Название сказки[11] | Число | Числовое обозначение |
1 | «Алёша Попович и Тугарин Змей» | 3 3 30, 50 3 100 100, 50, 3 | Три дороги. Три испытания. Палица весом в 30, 50 пудов. Чудовище страшное ростом в три сажени. Платье, ценой во сто рублей. Заклад 100, 50 рублей, по 3 копеечки. |
2 | «Безногий и безрукий богатыри» | 3 3 | С помощью трех волшебных предметов царевна испытывала жениха: ружьё, лук со стрелой, конь. Три героя живут в лесу: Иван Голый, Марко Бегун и поповна. |
3 | «Белая уточка» | 3 2 | Белая уточка вывела трех деточек: двух хороших, а третьего – заморышка. Два пузырька: с живой и мертвой водой. |
4 | «Береза и три сокола» | 3 3 3 | Количество главных героев в названии сказки. Три ночи читал солдат книгу. Три превращения березы в девушку. |
5 | «Вещий сон» | 2 3 3 3 3 3 70 | Два сына было у купца: Иван и Дмитрий. Три волшебные вещи: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка. Три старика ругаются. Три стрелы выпустил Иван из лука Три задачи Елены Прекрасной выполнял Иван Три дня народ веселился. Семьдесят лет спорят. |
6 | «Вещий мальчик» | 3 3, 3 3 | Через три месяца приснился сон. Три пса лакают из трех золотых блюд. Три неверных слуги |
7 | «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» | 3 3 3 3 3 | Три сестрицы-красавицы. Три сына родилось у Ивана-царевича. Три братца в беседке живут. Три прибора на столе. Три лепешечки |
8 | «Волшебная водица» | 2 5 10 | «Старик скажет старухе слово, а она ему – два, он ей – два, а она ему – пять, он – пять, а она – десять». |
9 | «Волшебная дудочка» | 2 | Не делить приданого на 2 доли (части) |
10 | «Волшебное кольцо» | 3 3 3 3 3, 9 3, 10 12 100, 100 | Три года службы. Три раза моргнул Мартынка – готов кафтан. Три месяца жили молодые. Три дня ждал кот собаку. За тридевять земель, в тридесятое государство. 12 молодцов (…перекинул кольцо с руки на руку – тотчас явилось перед ним 12 молодцев, все на одно лицо, волос в волос, голос в голос). Сто рублей за собаку, за кота. |
11 | «Горе» | 1 2, 2 2 2 1 | Одна коврига хлеба. Два мужика, два родные брата. Два сарафана. Послышалось два голоса. Пел один голос. |
12 | «Глиняный парень» | 7 | Количество персонажей, которых съел глиняный парень: бабка с прялкой, дедка с клюшкой, бык с рогами, дроворубы с топорами, мужики с косами да бабы с граблями, а седьмой (козёл) их спас. |
13 | «Грибы» | 5 | Количество грибов, которых звал боровик на войну: белянки, рыжики, волнушки, опёнки, грузди. |
14 | «Гуси-лебеди» | 3 3 | Количество подарков для дочки: булочка, платьице, платочек. Количество помощников у девочки: печка, яблоня, молочная речка. |
15 | «Два Мороза» | 2 | Количество главных героев в названии сказки |
16 | «Двое из сумы» | 2 2 | Количество героев в названии сказки. Двое из сумы. |
17 | «Девушка в колодце» | 3 3 3 | Три раза помогла девушка овцам, коровам, жеребчикам. Тори года девушка жила у старухи. Три подарка от пастухов. |
18 | «Дочь-семилетка» | 7 4 3 | Количество лет дочери бедняка. Количество загадок, которые загадывал царь: «Что всего на свете быстрее, жирнее, мягче, милее». Три дня сроку на разгадку. |
19 | «Дума» | 1 1000 | Одна дума у журавля. Тысяча думушек у лисы. |
20 | «Дурак и береза» | 3 3 20 | Три сына было у старика. Три дня ходил дурак быка продавать. Двадцать рублей просил дурак за быка. |
21 | «Елена Премудрая» | 10 3 3, 9 3, 10 3 | Десять лет служил солдат у царя. Получал солдат по три фунта хлеба. За тридевять земель, в тридесятое государство черт перенес солдата. Три дочери было у черта. |
22 | «Журавль и цапля»
| 7 | Семь вёрст болото. |
23 | «Заколдованная королевна» | 25 3,3 3, 9 3, 10 3 3 3 3 3, 30 ,10 3, 3 3 | Количество лет, которые солдат прослужил у короля в конной гвардии. Три дня и три ночи ехал солдат на родину. За тридевять земель, в тридесятое государство. Три черта дерутся Три волшебные вещи: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка. Три бабы-яги на пути солдата. Три ветра на службе у бабы-яги. Тридцать лет идти до нового царства, десять лет нестись на крыльях, за три часа доставит южный ветер. Три дня и три ночи просит южный ветер погулять. Солдат разрешает гулять три недели. |
24 | «Звери в яме» | 4 4 | Количество зверей, попавших в яму. Столько заданий лисы выполнял дрозд: накормил, напоил, из ямы вытащил, рассмешил. |
25 | «Зимовье зверей» | 5 3 | Количество зверей, которые проживали в избушке: бык, баран, свинья, гусь, петух. Количество зверей, напавших на зимовье (волк, медведь и лиса). |
26 | «Золотой башмачок» | 2 2 | Две дочери у царя. Столько испытаний выпало на долю младшей дочери (рожь вычистить, вышестать жито) |
27 | «Иван Бесталанный и Елена Премудрая» | 2 3 3 | Две дороги. Три раза утаился Иван от Елены Премудрой Приданое из трех вещей: платье, книга, зеркальце. |
28 | «Иванушка-дурачок» | 3 | Три сына |
29 | «Иван Запечин» | 40 | «Вышло опять от царя повеление, чтобы нашли ему пегую кобылу с сорока жеребцами». |
30 | «Иван - коровий сын» | 3 10 3 3 3 6, 9, 12 3 | Три раза ловили рыбку. Стало им годков по десяти. Три железные палицы. Палица улетела за облако, назад упала через три часа. Три дозора. Чудо-юдо змей шестиглавый девятиглавый, двенадцатиглавый. Три снохи старой змеихи. |
31 | «Иван-Крестьянский сын» | 3 3 3 3 3 6, 9, 12 | Три сына у старика и старухи. Три меча булатных. Три сражения. Три жены чудо-юдовы. Три мести. Чудо-юдо шести-, девяти-, двенадцатиголовое |
32 | «Иван-царевич и Белый Полянин» | 3 3 3, 6, 9 12 30 | Три дочери было у царя. Три раза сражался Иван-царевич с соседними королями. Трое, шестеро, девятеро суток спал Иван-царевич после боя. Двенадцать суток спала баба-яга беспробудным сном. Тридцать лет воюет Белый Полянин с бабой-ягой. |
33 | «Иван-царевич и серый волк» | 3 3 3 3 | Три сына царя берендея. Разъехались сыновья на три стороны. Три раза поклонился Иван волку. Три испытания. |
34 | «Как лиса училась летать» | 3 | Лиса на три сажени ушла в землю. |
35 | «Как лиса шила волку шубу» | 3 | Трех овец приносил волк лисе. |
36 | «Кобылья голова» | 3 | Три испытания проходит девочка. |
37 | «Козел» | 3 3 3 | Три дочери у купца. Три ночи ночевали дочери в новом доме. Три раза летели гуси над домом козла |
38 | «Козьма Скоробогатый» | 1 3 1, 5 40, 40, 40 40х40 | «Жил-проживал один-одинешенек». Три стада на пути лисы. «У него был один петушок, да пять курочек». Козьма велит собрать сорок волков, медведей. Козьма велит собрать сорок сороков соболей и куниц. |
39 | «Колобок» | 4 3 | Столько персонажей встретил Колобок на своём пути: заяц, волк, медведь, лиса. От троих зверей Колобок убежал. |
40 | «Конь, скатерть и рожок» | 3 3 | «…нашёл дурак три гороховых зерна…» Столько подарков сделал журавль дураку: коня, скатерть и рожок. |
41 | «Королевич и его дядька» | 3 3 3 4 | Три раза встречался королевич с лешим. Три дочери лешего. Три подарка, волшебные вещи: скатерть-самобранка, зеркальце, дудочка. Отпустил король сына на все четыре стороны. |
42 | «Кот и лиса» | 3 | Три раза обманывал кот зверей: лису, волка, медведя. |
43 | «Кот – серый лоб, козел да баран» | 3 | Кот на трех ногах. |
44 | «Кривая уточка» | 3 | Три раза уходили дед да баба из дома. |
45 | «Кукушка – помощница» | 12 | Двенадцать сыновей |
46 | «Лиса и Журавль» | 2 2 | Два приглашения в гости. Два раза обманывали друг друга. |
47 | «Лиса-исповедница» | 3 | Лиса три дня ничего не ела. |
48 | «Лиса, заяц и петух» | 4 3 | Столько раз звери приходили на помощь зайцу. Столько раз не удавалось помочь зайцу. |
49 | «Марья Моревна» | 3 3 3 3 3 3, 3, 3 5 12 12 | Три сестры Ивана-царевича. Три ведра выпил Кощей. Три дня шел Иван-царевич. Три волшебные вещи: ложка, вилка, табакерка. Три раза надо взмахнуть платочком. По три дня гостил у сокола, орла, ворона. Пять печей хлеба. Кощей Бессмертный на двенадцати цепях. Двенадцать шестов с человечьими головами вокруг дома бабы-яги. |
50 | «Мальчик с пальчик» | 1000 | Количество денег: тысяча рублей. |
51 | «Медведь и лиса» | 3 | Три раза приходила лиса к медведю. |
«Мороз Иванович» | 3 | Рукодельница прожила у старика три дня. | |
52 | «Морозко» | 2 4 | «У мачехи была падчерица да родная дочка…». Столько раз являлся Морозко к дочерям мачехи. |
53 | «Морской царь и Василиса Премудрая» | 3, 9, 3, 10 12, 13 3 | «За тридевять земель в тридесятом царстве жил-был царь». «Вдруг прилетают 12 голубиц, ударились о сыру землю и обернулись красными девицами…, а за ними прилетела тринадцатая голубица;…и была она всех пригожее, всех красивее!» Три испытания. |
54 | «Мудрая девица и семь разбойников» | 7 2 300 500 5, 6 2, 3 6, 7 | Количество героев в названии сказки. Два сына. Триста рублей. Пятьсот рублей. Отсрочка долга лет на пять-шесть лет Два-три года ожидания. В шесть бочек посадили по разбойнику, а в седьмую масла налили. |
55 | «Мудрые ответы» | 25 3 30 30 90 1000 | Служил солдат в полку 25 лет. Три раза обошел солдат царя. Тридцать гусей посылает царь солдату. Тридцать купцов позвал к себе царь. «Был у меня дед, да умер с 90 лет». «Солдат просит у купцов по тысяче рублей, чтобы научить отгадкам». |
56 | «Мужик и барин» | 2 3 5000 | Два сына было у мужика да бабы. Три лошади просил мужик у барыни. Пять тысяч денег просил мужик у барыни. |
57 | «Мужик, медведь и лиса» | 3 3 | Столько раз встречался мужик с медведем. Столько раз просила лиса части своего тела о помощи: глазоньки, ушки, хвост. |
58 | «Мужицкий кафтан» | 35 | Мороз градусов 35. |
59 | «Мышь Настасья» | 3 3 | Три раза сваха спрашивала невесту. Столько раз парень ударил мышь: вязом, ковшом, мылом. |
60 | «Набитый дурак» | 3 | Трижды ходил сын в деревню, чтобы ума набраться, да всё зря. |
61 | «Наказанная царевна» | 3 | Три загадки загадывает Иванушка царевне. |
62 | «Ночные пляски» | 12 | Двенадцать дочерей короля. |
63 | «Озёрный жук-жених» | 3 3 | Столько раз мать не пускала дочь замуж. В такое количество птиц превратились герои (сын – голубочком, дочка – ласточкой, мать – кукушкой). |
64 | «Петушок-Золотой гребешок» | 3 | Три раза спасали кот и дрозд петушка. |
65 | «Петушок - золотой гребешок и жерновцы» | 1 3 | Один жёлудь. Три испытания. |
66 | «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | 3 3 3, 9, 3, 9 3 3, 3 3 | Волшебные вещи: три колпака, три прута, клещи. Три службы задал царь Андрею. За тридевять земель тридевятое царство. Три раза дулась лягушка, сделалась как копна, как стог сена, а потом – выше темного леса. Три купеческих корабля, три корабельщика. Три волшебные диковинки: дубинка, топор, дудка. |
67 | «Правда и Кривда» | 2 | Столько раз обращались за советом к разным людям. |
68 | «Про одного солдата» | 1 3 3 3 | Количество главных героев в названии сказки. Три года служил солдат у царя. Три копейки дал царь солдату за службу. Три помощника встретились солдату: мышь, жук и рак. |
69 | «Притворная болезнь» | 3, 3 6, 6 9, 9 3 | Чудище о трех головах и трех сердцах. Чудище о шести головах и шести сердцах. Чудище о девяти головах и девяти сердцах. Три раза посылала царица сына к чудищу. |
70 | «Пряничный домик» | 2 2 | Было два ребёнка: Ваня и Маша. Два раза им помогали спрятаться: орешник и утки. |
71 | «Птичий язык» | 6 12 | Шесть лет купеческому сыну. Двенадцать кораблей разбойничьих. |
72 | «Семь Симеонов» | 7 7, 7 3, 3 20 | Количество героев в названии сказки. «В одном месте у мужика было семь сынов, семь Симеонов…» Три дня и три ночи длилась царская погоня Железный столб «сажон в двадцать вышиною». |
73 | «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» | 3 3 | Три дочери у старика. Три просьбы дочерей. |
74 | «Сивка-бурка» | 3 3 | Три сына у старика. Три ночи сторожили сыновья пшеницу |
75 | «Сказка о Бабе Яге и заморышке» | 41 41 41 41 2 100 | В деревне был сорок один двор. Сорок одно яйцо. Сорок один жеребец. Сорок одна дочь народилась. Прошло две недели. Сто рублей. |
76 | «Сказка о богатыре Голе Воянском» | 33 3 6, 3 12, 6 12 | Тридцать три слепня убил мужичок. Три богатыря. Шесть богатырей с тремя дружинами. Двенадцать богатырей и шесть дружин. На двенадцати дубах висит железное гнездо. |
77 | «Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе» | 3 2, 1 3 4, 2 20 120 40 50 500 | У царя Светозара было трое детей: два сына и дочь. Три государства прошел Иван Горох. Четыре венца заказали, две свадьбы пировали. Двадцать лет жила дочь в тереме. Сто двадцать лет сидела баба-яга в избушке Сорок часов ковали посох. Пятьдесят человек поднимали посох. Посох в пятьсот пуд. |
78 | «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче» | 12 1 3, 10 3 30 3, 9 3, 10 3 | Двенадцать богатырей. На исходе первого года родился у них сын. В три года был как десятилетний. На третий день увидал на зеленом лугу шатер. Стоит богатырь на заставе тридцать лет. Богатырь поехал за тридевять земель в тридесятое государство. Три прекрасные сестры. |
79 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | 2 3 3 3 3 3 3 3, 3 3, 3 3, 9, 3, 10 12, 2 12 12 12 30 | Синеглазка родила двух сыновей. Три сына у царя. Три надписи на плите-камне. Стена три сажени вышины. Три молодильных яблока. Три прыска (мах, скок) лошадиных. Три года ждал Иван-царевич Синеглазку. Три дня и три ночи гуляли Иван-царевич и Синеглазка. Три дороги для трех сыновей. За тридевять земель тридесятое царство. Два чана по двенадцати пудов мяса. Кувшинец о двенадцати рылец. Двенадцать подпруг с подпругою. Двенадцать девок-богатырок. Стража в тридцать могучих богатырей. |
80 | «Скатерть, баранчик и сума» | 3 | Три подарка: скатерть, баранчик и сума. |
81 | «Скорый гонец» | 3 3, 5 3 3 | Три сына было у убогого старика. По окольной дороге скоро ехать – три года, а тихо – пяти мало. Три раза посылал отец сыновей под калиновый мост. Три года прожил Семен в море. |
82 | «Снегурушка и лиса» | 3 | Три героя встретились Снегурушке: медведь, волк и лиса. |
83 | «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» | 3 3 3 | Три дочери у старика и старухи. Три зятя: Солнце, Месяц и Ворон Воронович. Три похода в гости. |
84 | «Старик и волк»
| 5, 6 | «Пятеро овец, шестой – жеребец». |
85 | «Три калача и одна баранка» | 3, 1 3, 1 | Количество предметов в названии сказки. Три калача и одна баранка. |
86 | «Три царства» | 3 3 | Количество царств в названии сказки. Три царства. |
87 | «Умный работник» | 3 3 15 | Три сына было у старика. Три раза будил поп работника. Путь в пятнадцать верст. |
88 | «Финист-Ясный Сокол» | 3 3 3 3 3, 3, 3, 9 3, 9, 3, 9 3 2, 3 3 | Три дочери у крестьянина. Три раза ездил старик на базар. Три дня привечала Марья молодца. Три волшебных предмета: башмаки посох, колпак. Количество предметов: трое башмаков, три посоха, три колпака. За тридевять земель тридевятое царство. Три бабы-яги. По два подарка от трех старух: серебряное блюдечко, золотое яичко; серебряные пяльца, золотая иголочка; серебряное донце, золотое веретенце. Три помощника: кот, собака, волк. |
89 | «Фролка-сидень» | 3 3 5 7 70 12 | Три дочери было у царя. Три героя: солдат-пьяница, Фролка-сидень и Ерема. Змий пятиглавый. Змий семиглавый. Старец – примерно лет семидесяти Двенадцатиглавый змий. |
90 | «Хаврошечка» | 3 1, 2, 3 5 3 | Было у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка. Нужно было 5 пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. Столько раз посылала старуха своих дочерей следить за Хаврошечкой. |
91 | «Хитрая наука» | 3 3 12 11 100, 200, 300 | Три года учился сын хитростям. Три превращения: в собачку, в птичку, в лошадь. 12 работников («Есть ещё одиннадцать работников, не узнаешь меня, так и останусь при нём двенадцатым»). Столько денег торговали за собачку. |
92 | «Хитрый козел» | 3 5 20 2 2 | Козел три года за печкой жил. Убежал козел на пять, двадцать метров в лес. Вопрос козла: «Не видал ли ты двух волков – двух брателков»? |
93 | «Хорошо, да худо» | 2 7 1, 6 | Повстречались два мужика. У семи дворов один топор. «Один-то (мужик) дрова рубит, а шестеро в кулак трубят». |
94 | «Хрустальная гора» | 3 3 33 3, 10 3, 6, 12 3, 6, 12 | Три сына было у царя. Три недели служил службу Иван-царевич. Лежит лошадь здесь тридцать три года. Иван-царевич отправился в тридесятое государство. Три коровы, шесть коров, двенадцать коров. Змей о трёх головах, змей о шести головах, змей о двенадцати головах |
95 | «Царевна-змея» | 3 7 | Три раза обвилась змея вокруг шеи казака. Семь лет служил казак службу. |
96 | «Царевна и жених» | 40 40 | Сорок лавок и сорок приказчиков у купчихи |
97 | «Царевна-лягушка» | 3 3 3 3 3 3 | Три сына было у царя. Три стрелы. Количество невесток у царя. Царь давал три приказания: сделать рубаху, состряпать хлеб, сплясать. Три пира у царя. Три дня не дождался Иван-царевич превращения лягушки в Василису Премудрую. |
98 | «Чернушка» | 2, 1 | В семье две дочери и одна падчерица. |
99 | «Чивы, чивы, чивычок» | 5 | Пять раз обращался старик к птице с просьбой. |
100 | «Чудесная рубашка» | 3 3 3 3 3 3 3 3 | Три сына купеческих. Стол на три прибора. На тарелках три хлеба. Перед каждым прибором бутылка вина. Три брата: сокол, орел, воробей. Три года служил Иван-царевич. Три раза пытала Елена Прекрасная, где мудрость Ивана-царевича. Трое суток лежало тело Ивана-царевича. |
Приложение II
Частотность употребления чисел в русских народных сказках
Числа | Кол-во употреблений | % | Рейтинг частотности употребления |
1 | 14 | 3,4 | V |
2 | 34 | 8,3 | II |
3 | 215 | 52,4 | I |
4 | 8 | 1,9 | IX |
5 | 12 | 2,9 | VI |
6 | 14 | 3,4 | V |
7 | 11 | 2,7 | VII |
9 | 16 | 3,9 | IV |
10 | 12 | 2,9 | VI |
11 | 1 | 0,2 | |
12 | 20 | 4,9 | III |
13 | 1 | 0,2 | |
15 | 1 | 0,2 | |
20 | 4 | 0,9 | |
25 | 2 | 0,4 | |
30 | 7 | 1,7 | X |
33 | 2 | 0,4 | |
35 | 1 | 0,2 | |
40 | 9 | 2,2 | VIII |
41 | 4 | 0,9 | |
50 | 3 | 1,7 | |
70 | 2 | 0,4 | |
90 | 1 | 0,2 | |
100 | 6 | 1,5 | |
120 | 1 | 0,2 | |
200 | 1 | 0,2 | |
300 | 2 | 0,4 | |
500 | 2 | 0,4 | |
1000 | 3 | 1,7 | |
5000 | 1 | 0,2 |
Приложение III
Функции чисел в русских народных сказках
№ | Обозначение числом в русских народных сказках | Количество раз | % |
1 | количества испытаний (попыток, сражений), которые должны пройти герои | 57 | 13,9 |
2 | количества времени (дней, ночей, лет), проведенных в пути, времени от одного действия до другого | 46 | 11,2 |
3 | количества детей в семье | 45 | 10,9 |
4 | расстояния до царства, в котором происходят сказочные события, длины пути | 40 | 9,8 |
5 | количества действующих лиц | 32 | 7,8 |
6 | количества голов, ног, сердец и т.д. у чудищ | 22 | 5,4 |
7 | количества животных в стаде, птиц в стае и т.д. | 20 | 4,9 |
8 | количества волшебных предметов | 19 | 6,6 |
9 | количества денег, цены | 17 | 4,1 |
10 | количества помощников | 11 | 2,7 |
11 | количества лет, проведённых на службе, в т.ч. на военной | 11 | 2,7 |
12 | количество главных героев (предметов) в названии сказки | 9 | 2,2 |
13 | веса предмета, меры | 9 | 2,2 |
14 | количества слов, надписей | 9 | 2,2 |
15 | количества дорог, сторон света, царств | 7 | 1,7 |
16 | количества богатырей, разбойников, корабельщиков | 7 | 1,7 |
17 | количества подарков | 7 | 1,7 |
18 | возраста героев | 7 | 1,7 |
19 | количества цепей, шестов, венцов, чанов | 7 | 1,7 |
20 | количества хлебов | 6 | 1,5 |
21 | количества стрел, мечей, топоров | 5 | 1,2 |
22 | количества приборов на столе | 4 | 0,9 |
23 | количества домов, лавок в деревне | 3 | 0,7 |
24 | роста героя, высоты предмета | 3 | 0,7 |
25 | количества свадеб, пиров | 2 | 0,5 |
26 | количества кораблей | 2 | 0,5 |
27 | количества гостей | 1 | 0,2 |
28 | температуры воздуха | 1 | 0,2 |
Приложение IV
Число «три» в русских народных пословицах и поговорках
Информационная страница
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» р.п. Чамзинка района Республики Мордовия
Директор лицея: Туленин Николай Николаевич
Адрес лицея: 431700, Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Чамзинка, ул. Ленина, д.18.
Телефон лицея: (8-237) 21746
Автор: Митрюхина Полина Сергеевна
431700, Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п.Чамзинка, ул. Терешковой, д. 25, кв. 70
Телефон: -
Научный руководитель: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка района Республики Мордовия
[1] Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М.: Флинта, 1998. – С. 120
[2] Царев И.Б., Царева И.В., Сарычев М.Е. Формула удачи. – М.: АиФ-Принт, 2001. – С. 369
[3] Царев И.Б., Царева И.В., Сарычев М.Е. Формула удачи. – М.: АиФ-Принт, 2001. – С. 369-371
[4] Кузнецов А.Н. Из времен незапамятных. – М.: Оникс, 2005. – С. 226
[5] Русские народные сказки. Составитель Аникин В.П. – М.: Пресса, 1992. – 560 с.
[6] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – С.-Петербург: Лабиринт, 1996. – С. 336
[7] Кузнецов А.Н. Из времен незапамятных. – М.: Оникс, 2005. – С. 237
[8] Степанов А.И. Число и культура: Рациональное бессознательное в языке, литературе, науке, современной политике, философии, истории. – М.: Языки славянской культуры, 2004 – 167-169
[9] Панов В.Ф. Математика древняя и юная. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006 – С. 48-61
[10] Мокиенко В.М. В глубь поговорки. – М.: Азбука, 2008 – 256с.
[11] Русские народные сказки. Составитель Аникин В.П. – М.: Пресса, 1992.- 560 с.
[12] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Сост. Шахматова Н.В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004 – 1678 с.
Солнечная система. Взгляд со стороны
Сила слова
Сочные помидорки
Рисуем осенние листья
Фокус-покус! Раз, два,три!