Цели проекта:
1. Формирование общих и профессиональных компетенций посредством интегрирования знаний по различным гуманитарным дисциплинам;
2. Формирование навыков научно – исследовательской работы, активной гражданской позиции;
3. Реализация технологии проектного обучения во внеклассной деятельности;
4. Соблюдение преемственности разных видов урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов.
Задачи учебно – педагогические:
1. Изучение, сбор, анализ и систематизация информации по изучаемой проблеме;
2. Самостоятельное планирование своих действий, анализ и выбор вариантов проекта.
Формирование компетенций:
- Компетенциия в сфере самостоятельной деятельности;
- Формирования культуроведческой компетенции, способности применять знания в практической деятельности, приобретение социального и ценностного (творческого) опыта;
- Формирование информационной компетенции, способности работать в команде.
Методы реализации:
- Информационно – развивающий;
- Проблемный;
- Поисковый;
- Исследовательский;
- Практический;
Возраст учащихся: студенты 2 и 4 курсов.
Разработка проекта: октябрь 2012 по февраль 2013.
Режим работы: внеурочный, консультационный, внеаудиторный.
Материально – техническое и учебно – методические оснащение: компьютор с доступом в Интернет, сканер, учебная и методическая литература, фотоаппарат, конспекты занятий.
Знания, умения и общеучебные навыки, необходимые студентам для самостоятельной работы: умение анализировать имеющийся материал, умение демонстрировать знания основ гуманитарных дисциплин, умение определять цели и задачи деятельности, выделять ее этапы, выполнять интегрированные творческие задания, умение создавать предметно-развивающую среду умение демонстрировать публично результаты социально-творческого партнерства.
Мотивация к познанию: овладение новыми формами познания, коммуникации, приобретение и демонстрация общих и профессиональных компетенций, творческо-педагогическая самореализация.
Предлагаемые продукты и приращения проекта:
Презентация проекта
Портфолио
Видеозапись внеклассного занятия
Дальнейшее использование продуктов среди учащихся начальных классов гг. Вольска и Балаково с целью формирования у них межкультурной компетенции, интерпретация результатов проекта в курсовых и выпускных квалификационных исследованиях, приобретение опыта проектной деятельности студенческой молодёжи.
Характеристика учебного проекта:
1. Доминирующий вид деятельности: исследовательский, практико – ориентированный, творческий;
2. Предметно – содержательная область: межпредметный (русский язык и методика преподавания, история, музыка, изобразительное искусство);
3. Характер координации проекта: непосредственный (гибкий);
4. Количество участников: 5 человек;
5. Продолжительность: долгосрочный (октябрь 2012 – февраль 2013).
Актуальность: Определяется потребностями современного общества, нуждающегося в педагогах, владеющих общими и профессиональными компетенциям, модернизацией современного образования, применением в начальной школе метода проектирования.
Цель: Формирование умения интегрировать знания по различным дисциплинам в рамках проекта.
Задача: Развивать профессиональные качества, исследовательские навыки, проектные умения, творческую активность.
В данном проекте рассматривались возможности самостоятельной разработки и проведения внеклассного занятия в начальной школе. В основу проекта положена идея интеграции предметов гуманитарного цикла.
Основополагающий вопрос проекта: Возможно ли формирование опыта самосознания, культурно-исторической памяти, этнокультурной самоидентификации в рамках проектной деятельности на основе поликультурного подхода?
Этапы работы над проектом:
На предварительном этапе происходило погружение в проект: определение проблемного поля, целей, участников проекта, а также конечного результата.
Участники проекта обсуждали последовательность выполнения проекта.
На втором этапе (организационном) определялись направления проектной деятельности, подбирался информационный материал, разрабатывалась технология проекта, принципов и методов реализации.
На третьем этапе (поисково-исследовательском) анализировался информационный материал, планировалась проектная деятельность, анализировались и выбирались возможные варианты проекта.
На четвертом (оценочно-результативном) этапе проводился анализ результатов выполнения проекта, рефлексия, самоанализ, оформлялась презентация, создавалась видеозапись.
В данном проекте студенты проанализировали проблему формирования компетентнострого подхода в обучении, изучив исследования И.А.Зимней, А. В. Хуторского, А.А. Вербицкого и др.
Изучив требования ФГОС-2 в области начального образования, студенты пр одемонстрировали возможности применения интегративного подхода во внеклассной деятельности в форме проекта, а также разработали методические рекомендации для студентови уччителей.
Результатом занятия стало создание иллюстраций младшими школьниками с применением нетрадиционной техники рисования к мифам древней Руси. Отметим, что к занятию была привлечена команда тьютеров - сопроводителей и консультантов.
Вложение | Размер |
---|---|
2_obl._konfr.docx | 55.23 КБ |
tekhnologicheskaya_karta.docx | 22.72 КБ |
konspekt.doc | 35.5 КБ |
ГБОУ СО СПО
«Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова»
Проектная технология как форма реализации
практико-ориентированного подхода в образовании
авторы проекта:
Аристова Виктория 4н2,
Убакаева Марина 4н2,
Калашникова Полина 3н3,
Черныш Татьяна 3н3,
Руководители проекта:
Кучер С.И,
Чубарых Т.Е.,
Короткова С. Л.,
Молодцова Т. А.
Вольск 2013
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………9
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА………………………………………………………11
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………17
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………18
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………19
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………20
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема и информационное содержание учебного проекта связаны с изучением основных проблем формирования коммуникативных, культуроведческих, этнокультурных компетенций в условиях начального обучения во внеурочной деятельности, а также с внедрением практико-ориентированного подхода в обучении.
Эпиграф проекта: «Культура отражает совокупный духовный опыт человечества. Она - уникальный способ освоения окружающего мира» А.Арнольдов.[1]
Цели образовательные и воспитательные:
Задачи учебно – педагогические:
Формирование компетенций:
Методы реализации:
Возраст учащихся: студенты 3 и 4 курсов.
Разработка проекта: январь 2013 по сентябрь 2013.
Режим работы: внеурочный, консультационный, внеаудиторный.
Материально – техническое и учебно – методические оснащение: компьютор с доступом в Интернет, сканер, учебная и методическая литература, фотоаппарат, видеокамера, конспекты занятий.
Знания, умения и общеучебные навыки, необходимые студентам для самостоятельной работы: умение анализировать имеющийся материал, умение демонстрировать знания основ дисциплин, входящих в МДК (методики русского языка, музыки, изобразительного искуства), умение определять цели и задачи деятельности, выделять ее этапы, выполнять интегрированные творческие задания, умение создавать предметно-развивающую среду, умение демонстрировать публично результаты социально-творческого партнерства.
Мотивация к познанию: овладение новыми формами познания, коммуникации, приобретение и демонстрация общих и профессиональных компетенций, творческо-педагогическая самореализация.
Предлагаемые продукты и приращения проекта:
Презентация проекта
Портфолио
Видеозапись внеклассного занятия
Работы учащихся
Дальнейшее использование внеклассного занятия среди учащихся начальных классов с целью формирования у них межкультурной компетенции, интерпретация результатов проекта в курсовых и дипломных проектах.
Характеристика учебного проекта:
Актуальность: Определяется потребностями современного общества, нуждающегося в педагогах, владеющих общими и профессиональными компетенциями, модернизацией современного образования, применением в начальной школе метода проектирования в условиях практико-ориентированного образования.
Цель: Формировать умение интегрировать знания по школьным дисциплинам в рамках проекта.
Задача: Развивать профессиональные качества – исследовательские навыки, проектные умения, творческую активность.
Краткая аннотация проекта: В данном проекте рассматриваются возможности внедрения практико-ориентированного подхода в образовании, самостоятельной разработки и проведения внеклассного занятия в начальной школе. В основе проекта лежит идея интеграции предметов начального общего образования с целью формирования у ребят универсальных учебных действий (УУД).
Основополагающий вопрос: Возможно ли формирование опыта самосознания, культурно-исторической памяти, этнокультурной самоидентификации в рамках проектной деятельности на основе поликультурного подхода?
Проблемные вопросы:
Современный период развития образования характеризуется особым интересом к культуроносной (кумулятивной) функции языка, к языку как средству приобщения к национальной культуре, что в свою очередь способствует формированию культуроведческой компетенции обучающихся. Национально-культурный уровень владения языком предполагает знание устного народного творчества, обрядов, традиций, явлений быта нашего прошлого. Материалом для формирования культуроведческой компетенции, таким образом, являются произведения фольклора.
Однако следует отметить, что учебные программы все меньше внимания уделяют мифологии. Это отрицательно влияет на духовно-нравственное формирование детей, приводит к обеднению и упрощению словарного запаса обучающихся.
В мифах заключена мудрость, накопленная народом, сохранена архаическая картина мира, отражающая макрокосмическое мировоззрение российского человека.
Мифология представляет собой своеобразную форму мировоззрения на ранних этапах истории человечества. Н.И.Кравцов отмечает, что «люди далеко не сразу задумались над основными вопросами мироздания: как возник мир? как произошел человек? как действуют силы природы? Решение этих вопросов приводило представление человека в систему, чем и отличается мифология. Можно сказать, что мифы в какой-то степени регламентировали все стороны жизни человека». [5]
Человек, бессильный понять явления природы, объяснял их путём одушевления. Мифы как жанр самого раннего вида искусства следует как можно шире использовать на этапе, когда процесс становления личности ребенка особенно активен (начальные классы), поскольку они отражают этические и эстетические идеалы поведения человека, выступают средством воспитания.
Учебные вопросы:
Этапы проекта:
№ п./п. | Этапы | Содержание | Сроки |
1 | Предварительный | Погружение в проект:
| Январь 2013 |
2 | Организационный |
| Февраль 2013 |
3 | Поисково-исследовательский |
| Март – сентябрь 2013 |
4 | Оценочно - результативный |
| сентябрь 2013 |
Проект реализовывался поэтапно.
На предварительном этапе происходило погружение в проект: определение проблемного поля, целей, участников проекта, а также конечного результата.
Участники проекта обсуждали последовательность выполнения проекта.
На втором этапе (организационном) определялись направления проектной деятельности, подбирался информационный материал, разрабатывалась технология проекта, принципов и методов реализации.
На третьем этапе (поисково-исследовательском) анализировался информационный материал, планировалась проектная деятельность, анализировались и выбирались возможные варианты проекта.
На четвертом (оценочно-результативном) этапе проводился анализ результатов выполнения проекта, рефлексия, самоанализ, оформлялась презентация, создавалась видеозапись.
В разработке принимали участие студенты группы 4Н2, 3Н3:
Аристова Виктория 4Н2, Убакаева Марина 4Н2, Калашникова Полина3Н3, Черныш Татьяна 3Н3,
Перспективу развития данного проекта мы видим в том, что:
О значимости проекта для получения профессиональных навыков можно судить по отзывам студентов и учителей начальных классов.
В данном внеклассном занятии студенты Вольского педагогического колледжа показали готовность к теоретической и практико-ориентированной деятельности в области преподавания в начальных классах.
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия общественного развития требуют от специалиста умения реализовывать компетентностный подход в обучении младших школьников. Методологические основы данного подхода в отечественной педагогике разработаны исследователями А.А.Вербицким, И.А.Зимней, А.В.Хуторским. Мы разделяем точку зрения А.В.Хуторского, трактующего компетентность как «совокупность личностных качеств ученика: ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом его деятельности в определенной социальной и личностно значимой сфере». Согласно требованиям ФГОС, основная задача обучения младших школьников заключается в овладении системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. С этой целью учителю необходимо использовать деятельностные формы и методы работы, среди которых особое место занимает проектная деятельность. Её применение в образовательном процессе позволяет студентам и школьникам не только получать информацию, передавать и использовать её для совершенствования умений, навыков, но и интегрировать уже имеющиеся знания по различным предметам обучения, получая при этом практический опыт своей будущей профессиональной деятельности.
В данном исследовании мы поделимся некоторым опытом в этой области. Так, при подготовке внеклассных занятий для младших школьников могут интегрироваться различные междисциплинарные курсы. Удачным и методически обоснованным является, на наш взгляд, объединение курсов методики преподавания русского языка, истории. Поскольку федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение «духовно- нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества», мы считаем, что решение поставленных задач невозможно без знания детьми одной из самых ранних форм культуры - мифологии, включающей в себя мифы, сказки, которые отражали духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. [8; с.5] Исследователь Е.М.Малышева подчеркивает, что «древний человек осмысливал мир через миф, поэтому его мышление носило мифологический характер.» [6] Мифология (от греч. mythos-предание, сказание) как отрасль культуры есть целостное представление о мире, передаваемое преимущественно в форме устных повествований. Миф отражал интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы.»
Данный проект позволил развить познавательные способности обучаемых, самостоятельно сформировать необходимые педагогические умения, а также апробировать их на практике. Отметим, что в этой связи значимость учебно - теоретического материала для самих студентов возрастает, а использование соответствующих научных методов творческой деятельности позволяет приобрести необходимый профессиональный опыт.
В основе внеклассного занятия лежит организация деятельности учащихся 4 класса МОУ школы №10 г. Вольск в форме проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Внеурочная деятельность младших школьников в условиях ФГОС направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Объединение разных видов внеклассной работы, как известно, предполагает достижение трех уровней результатов:
-социальный опыт,
-ценностный опыт,
-коллективный опыт.
Не умаляя значения первого и третьего видов, остановимся подробнее на содержании второго. Исследователь В.Н.Банников определяет ценностный (творческий) опыт как опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоиндентификации в творческом ряду ценностей: человек – природа – дом – отечество – труд – творчество. Каждому уровню внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма и виды деятельности, которые могут интегрироваться.
Нас интересует ценностная составляющая народного искусства, рассматривающая архаичную картину мира, в которой «отражается макрокосмическое мировоззрение российского человека (как части природы и Вселенной), сохраняющего память предков и выраженное в мифопоэтическом творчестве.»
Внеурочная деятельность позволяет создать ту художественно развивающую среду, которая поможет раскрыть особенности духовно-нравственной культуры России, сделать её более доступной, понятной ценностной для современного школьника.
В основе её лежит деятельностный подход, предполагающий использование инноваций. Мы избрали форму учебно-творческого проекта, который позволяет обучающимся не только включиться в новые формы познания, коммуникации, т.е. приобрести ключевые компетенции ,но и овладеть, согласно терминологии ФГОС, универсальными учебными действиями (УУД).
Как известно, между предметным знанием и его применением…находятся важные компоненты деятельности, которые характеризуются надпредметностью и универсальностью. Это видение проблемы, ориентировка, анализ исходных и поиск недостающих данных, планирование деятельности, преобразование ситуации, контроль и оценка результатов деятельности.
Проектная деятельность, используемая во внеклассной работе, позволяет, таким образом, сформировать «интеллектуальные умения переноса предметных компетенций в другую предметную область», в том числе типовую, квазижизненную (приближенную к жизненной).
Несколько слов скажем о принципе поддержки учебной мотивации и формировании у ребят опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Опора на данный компонент обучения связан с многообразием ценностей общечеловеческой культуры, одной из важнейших которой является мифология.
Мифология древней Руси, на наш взгляд, выступает в качестве действенного средства нравственного воспитания, позволяющего познакомиться с прошлым, расширить нравственный опыт младшего школьника, стать достойным носителем и хранителем этнокультуры.
При работе над произведениями следует учитывать семантику языка, т. е те языковые значения, которые отражают, фиксируют и передают в мифах от одного поколения к другому особенности русской природы, общественного устройства, быта и духовной (языческой) составляющей народа. Осмысливая фольклорные записи 18-19 вв., ученые В.Я.Пропп, Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, О.Миллер и др. доказывают, что традиция передачи фольклорных произведений из поколения в поколение устойчива и догматична. Это объясняется укладом труда и формой, образом жизни, бытовой нормой, которые менялись крайне медленно. По мысли Ю.Смирнова, это и предопределяло устойчивость народной духовной жизни. В свою очередь, устойчивость традиций затрудняет точную датировку текстов.
Итак, исследователи выделяют два основных компонента фольклора: изменчивость и устойчивость, которые обеспечивают степень сохранности архаичных элементов. Мифологические сюжеты сохранили загадочные для нас образы солнца, змея и других персонажей.
В представлении древнего человека солнце, например, являлось живым, одушевлённым и звали его по-разному: Хорс, Даждьбог, Ярило. Оно олицетворяло собой мужское начало и было мужского рода. Интересным является тот факт, что оно обладало способностью к оборотничеству (имело человеческий облик).
Наиболее ярко мифологическое начало проявляется в темах, сюжетах, образах героев, ритмике. В устно-поэтическом творчестве проявлялись особенности мировоззрения: анимизм, магия, тотемизм.
Мы считаем, что мифология - это продукт истории, чем богаче история народа, тем ярче и созерцательнее народное творчество, выраженное в культурной семантике языка. Отметим, что древняя славянская мифология не являлась той законченной структурой, которая имелась у древних греков.
Она обладала зачатками деления богов на старших и младших. Попытку систематизировать языческих богов предпринял М.В.Ломоносов.
Таким образом, значение мифологии заключается не только в историческом аспекте её изучения, но и в развитии художественного мышления человека, ставшего средством формирования искусства слова.
Компетентностно – ориентированное образование (А. В. Хуторский) является сегодня тенденцией не только в Российской, но и мировой образовательной системе. Это позволяет активно использовать культурологический подход в обучении младших школьников. Данный подход позволяет сформировать учебно – исследовательскую культуру личности школьника, которая становится интегрированным качеством и обеспечивает самоопределение и творческое саморазвитие ребенка.
Компетентностный подход, как известно, является результатом новых требований, предъявляемых к качеству начального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования предполагает «духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Кроме того, стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Предметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать в области филологии понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения. Сформированность позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач является показателем общей культуры обучающегося.
Исследователь А.В. Хутоской, выделяя общекультурные компетенции, включает в них «познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно – нравственной основы жизни человека и человечества; культурологические основы семейных, социальных, общих явлений и традиций»[11].
В этой связи, как уже отмечалось, возрастает роль профессиональной компетентности учителя начальных классов, которая является важнейшей характеристикой теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности.
Причем важным является формирование как общих (социальных, коммуникативных, информационных), так и профессиональных компетенций.
Практическая деятельность, наиболее полно и интересно, на наш взгляд, позволяет будущему учителю воплотить в конкретных педагогических действиях знания по дисциплинам предметной подготовки по специальности «Учитель начальных классов».
В нашем случае при проектировании внеклассного занятия такими дисциплинами являются русский язык и методика его преподавания, русский язык и культура речи, изобразительное искусство.
Использование проектной технологии аккумулирует, актуализирует, проявляет и профессиональные педагогические навыки, и общекультурные, и предметные.
Поэтому мы считаем, что данный вид учебно – педагогической деятельности студентов педагогического колледжа в наибольшей мере способствует формированию всех граней профессиональной компетентности будущих специалистов.
Еще раз напомним, что под профессиональной компетентностью большинство ученых подразумевают готовность качественно осуществлять профессиональную деятельность.
Под компетентностью понимается «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».
Этим объясняется актуальность выбранной нами темы. Мы считаем, что изучение мифов в начальной школе на уроках литературного чтения уделяется недостаточное внимание.
Мифы являются наиболее синкретичными единицами культуры, т.к отражают в своей семантике исторические факты, особенности развития быта народа, его менталитет, смешивая фантазию и реальность в единое целое. Обучение младших школьников мифам способствует речевому развитию, что придает языку ребят большую образность, эмоциональность, меткость.
Многие исследователи (Л.А.Введенская, М.Г. Баранов, Ю.А. Гвоздарев, А.Л.Фокеев, Е.П. Черногрудова) считают, что умение обобщить ситуацию, описанную в мифе, соотнести ее со своим жизненным опытом помогает младшим школьникам полнее проникнуть в смысл произведений устного народного творчества. Мы уверены, что будущему педагогу следует осуществлять работу по формированию умения осознавать содержание мифов во всей их глубине.
В связи с этим одно из занятий педагогической практики мы посвятили работе с мифами.
Новизной нашего исследования является использование в содержании внеклассного занятия мифов древней Руси и создание иллюстраций к ним в нетрадиционной технике рисования.
Еще раз отметим, что интегрирование данных предметов обусловлено идеей обучения ребят в контексте межкультурной коммуникации, способствует знакомству младших школьников с устным народным творчеством, что в свою очередь развивает детей духовно, помогает процессу познания окружающего мира, формирует этнокультурную самоидентификацию.
«Духовный облик общества, - утверждает А.Арнольдов, - один из основных индикаторов его развития и степени благополучия и благоустроенности». [1] Вот почему сегодня особенно остро стоит вопрос о необходимости сделать духовные ценности востребованными, что, как нам кажется, изменит сознание и души современных ребят.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения проекта мы пришли к следующим выводам:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Метод проектов подразумевает интергативную деятельности учащихся по решению той или иной задачи с использованием знаний и умений из различных областей.
Использование проектной методики в 4 классе при проведении внеклассного мероприятия «Мифы древней Руси» позволил нам выработать некоторые методические рекомендации:
- форма продукта может быть различна: от знаниевых приращений до конкретного материального воплощения;
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 | |
Предмет | Внеклассное занятие (литературное чтение, история, музыка, изобразительное искусство) |
Тема | В гости к мифам. |
Цель изучения темы |
|
Количество учебных часов | 1 час |
Планируемы результаты
Метапредметные | Предметные | Личностные |
Прогнозировать содержание занятия. Планировать свою деятельность. Обобщать полученную информацию по истории возникновения мифов. Осмысливать значение мифов в современной жизни, будущем. Принимать позицию собеседника. Оценивать свои достижения. | Участвовать в обсуждении содержания мифа, выявлять главную мысль | Участвовать в работе микрогруппы, договариваться друг с другом Принимать позицию собеседника. Оценивать свои достижения. |
Основной тезаурус занятия: | мифология, миф, Перун, Даждь- бог, Садко, Н. Римский-Корсаков, терем, Велес, Ильм Озёрный, яровчатые гусли, заклад, Ярило, Лихо Одноглазое, Сварог, Перун |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы, оборудование | Формы работы |
Литературное чтение (чтение мифа «Садко»). История (информация о славянских богах) Изобразительное искусство (иллюстрирование сюжетов мифов с помощью различных техник) Музыка (развитие музыкального слуха) | Презентация с музыкальным сопровождением « В гости к мифам». Компьютер учителя, проектор, экран. Сундучок с ракушками, краски, ватманы, трубочки, восковые мелки, шаблоны подводных жителей. | Фронтальная работа, работа в мини-группах |
Последовательность изучения тем | ||
Задачи этапов | Обучающие и развивающие задания | Результаты деятельности обучающихся |
I этап. Мотивация к деятельности.
Заинтересовать новым исследованием. Познакомить с названием раздела, учить прогнозировать содержание раздела. | Акростих: Мировой Интересный Фантастический | Обоснование обучающимися отгадки. Прогнозирование содержание раздела и темы. |
II этап. Учебно - познавательная деятельность. | ||
1.Актуализация знаний | ||
Вспомнить, что учащимся уже известно о мифах и выявить, что ещё не известно. | Версии ответов на вопросы: «Что такое миф?»» У каких народов есть мифы»? | Продолжить предложение: «Миф – это..» |
2.Чтение и анализ мифа « Садко». | ||
Формировать умение анализировать миф. Формировать умение выявить главную мысль мифа. | Ответы на вопросы по содержанию мифа: -Понравился ли вам миф? -В каком городе происходят действия? -За что Ильм Озёрный наградил Садко? Зачитайте. ( - Ты, Садко,- сказал Ильм, - распотешил меня. За это я тебя награжу). -О чём побился об заклад герой? -Кто помогал Садко в торговых делах? Предположите, почему сам Велес помогал ему? -За что же разгневался Морской Царь на Садко? - зачитайте, как произошла встреча Царя Морского и Садко? -Как отблагодарил Царь Садко? -За что Садко до сих пор прославляют? Словарная работа: предположение о значении слов терем, заклад, яровчатые гусли, Велес. | Фронтальная работа, обоснование своего предположения |
III.Интерпретация учебного материала, практическое применение | ||
1.Внеуррочная деятельность | ||
Формировать умение работать в группе по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; умение работать коллективно в одном проекте. | 1) Слушание чтения мифа чтецами 2) Подбор или самостоятельное выполнение иллюстраций | Выступление чтецов. Анализ мифа. Выставка детских рисунков. |
IV.Рефлексия. оценка результатов деятельности. | ||
Формирование умений контроля, оценки и самооценки деятельности | Подведение итогов изучения темы. Ответы на вопросы : « Что нового вы сегодня узнали?», « Что особенно понравилось на занятии?» | По итогам изучения темы обучающиеся выбирать для себя одну из следующих формулировок для оценки своей работы: - « Я отлично работал на занятии и получил от него удовольствие!» :-/ - « Я хорошо работал на занятии. Но в следующий раз буду активнее» - Я недоволен своей работой на занятии, но в следящий раз я обязательно добьюсь успеха!» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Внеклассное мероприятие по теме: « Мифы Древней Руси».
Цель:
Задачи:
- формировать знания младших школьников о русской мифологии
- развивать творческий потенциал учащихся, интерес к истории
- воспитывать уважение к прошлому страны
Оборудование: презентация; муз. фрагменты ( Н.А. Рисский- Корсаков « Пляски подводных жителей» , Н. А.Римский-Корсаков «Вступление. Море синее», гусли) ; иллюстрации;
Ход занятия:
Добрый день, ребята!
Сегодня мы с вами поговорим об истории страны, о том времени, когда наше государство ещё не существовало, и не было даже письменности. В те времена люди передавали информацию из уст в уста. Так сказки и легенды, пословицы дошли до наших дней. Позже они войдут в устное народное творчество.
Ребята, какие жанры русского фольклора вы знаете?
Сегодня мы окунёмся в прошлое, а вот о чём пойдёт речь, вы должны отгадать сами.
Мировой
Интересный
Фантастический
А) Рассказ учителя.
Кто знает, что такое миф? У каких народов есть мифы? Миф (в переводе с греческого – сказание, предание) – художественное произведение, которое передавало представление о мире в форме устных повествований.
Очень давно, когда люди не умели читать и писать, они пытались понять мир и объяснить разные явления природы. Люди замечали, что солнце каждый день проходя свой дневной путь, уходит за горизонт, словно умирает и представляли его живым существом, подобным человеку, давая ему имена : Ярило, Хорс, Даждьбог, Ра. Казалось, что солнце живёт так, как человека : рождается, живёт, а потом умирает, т. е продолжает свой путь в потустороннем мире, царстве мёртвых. Именно там, как считали в то время люди, человек подвергался тяжелым испытаниям, которые показывали, кто станет сильнее и богаче, а кто потеряет и то, что есть.
Солнце считалось могущественным властелином, но не менее могущественными считались Перун – бог грозы и молнии, Стрибог – бог ветра, Сварог – бог огня.
Люди испытывали вечный страх перед богами и просили их, заклинали, умоляли, приносили жертвы.
Позднее стали рождаться мифы не только о богах, но и о людях, которым они покровительствовали. Одним из таких героев был Садко.
Б)Словарная работа
Обратите внимание на доску. Знакомы ли вам эти слова? Эти слова устаревшие и теперь не употребляются в речи.
Ильм Озёрный – бог озера
Яровчатые гусли – гусли, сделанные из клёна( ярова)
Заклад – спор
Велес – бог торговли
А) Чтение текста с музыкальным сопровождением.
Б) Первичное закрепление. Анализ мифа. Работа с текстом.
-Понравился ли вам миф?
-В каком городе происходят действия?
-За что Ильм Озёрный наградил Садко? Зачитайте. ( - Ты, Садко,- сказал Ильм, -распотешил меня. За это я тебя награжу).
-О чём побился об заклад герой?
-Кто помогал Садко в торговых делах? Предположите, почему сам Велес помогал ему?
-За что же разгневался Морской Царь на Садко?
- зачитайте, как произошла встреча Царя Морского и Садко?
-Как отблагодарил Царь Садко?
-За что Садко до сих пор прославляют?
4. Слушание фрагмента из оперы «Садко» Н.А. Римского- Корсакова «Пляска подводных жителей». Анализ произведения.
Сейчас, ребята, мы с вами окунемся в мир подводного царства. Закройте глаза и внимательно слушайте.
Звучит фрагмент из оперы «Садко» Н.А. Римского- Корсакова «Пляска подводных жителей»
Какое настроение передаёт музыка? (вёселое, радостное, плясовое, светлое)
Как звучит музыка? ( сказочно, открыто, ярко, живо, игриво, празднично)
Ребята, а какими красками вы бы раскрасили эту музыку?
Мы с вами слушали фрагмент из оперы «Садко» русского композитора Николая Андреевича Римского- Корсакова «Пляска подводных жителей». Николай Андреевич очень много путешествовал и в этой пьесе отразил всё, что запомнилось ему после кругосветного плавания: картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, черного южного неба с крупными, блестящими звездами.
-Ребята, а какими предстают перед нами жители подводного мира?
5. Повторное слушание. Закрепление.
-Какими же представляются вам жители подводного мира? ( весёлые, красиво одетые)
-Каким представляется вам Царь Морской? (с бородой до пят, с усами, в широких шароварах, глаза зелёные, на голове корона и т.д.)
6.Планирование практической работы.
Вам, ребята, предлагается изобразить жителей подводного мира такими, какими вы их представляете.
-Какие цвета вы будете использовать в работе и для чего? ( синий, голубой – для воды, зеленый – для водорослей и т.д.)
Можно использовать цветную бумагу, краски, пластилин, нитки или пуговицы. Итак, вы можете приступить к выполнению работы.
7.Выполнение технологических операций.
8. Подведение итогов. Выставка работ.
-О каком жанре фольклора мы сегодня говорили?
-Как звали героя мифа, с которым мы сегодня познакомились?
-Кто из богов помогал Садко?
-Что вам сегодня на уроке понравилось больше всего?
-Что нового вы узнали?
До свидания!
Снеговик
Тигрёнок на подсолнухе
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Агния Барто. Сережа учит уроки
Твёрдое - мягкое