Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_pryalki.doc | 43 КБ |
Сочинение на тему «Что за чудо эти прялки»
Работу выполнила
ученица 11 класса
МБОУ Правдинская СОШ
Макаева Эльвира Расуловна .
Адрес: Оренбургская область
Тоцкий район село Саиновка
улица Речная дом 2.
П. Задорожный 2013 г.
Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его - ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звёздами в поднебесье. Деревня - деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.
Душа дерева – загадка. Человек в неё заглянуть пытается, и сам себя узнаёт.
Дерево искони было самым доступным и любимым материалом народного художественного творчества. Соха ли, прялка, ли, наличник – что ни брались выделывать крестьянские руки, всему придавали красоту, затейливый узор, плавность линий – на радость глазу и сердцу.
От поколения к поколению передавались не только сами вещи, но и умение создавать их, так что суждена, казалось бы, этой красоте жизнь бесконечная. Но с течением времени быт крестьянский начал круто изменяться. Стали забывать и соху, и прялку, и туесок. А главное не до красоты – время торопит, суетливость и здесь даёт о себе знать.
"Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может без основы, сердцевинка должна быть в нем". А это прошлое и светлая память о нем, народные обычаи и устои семейные, родной дом, которые должны жить долгие века.
В наше время проблема возрождения народных традиций, изготовление и роспись крестьянских предметов быта, орудий труда и приобщение человека с детского возраста к народному творчеству стоит особенно актуально.
Благодаря известным искусствоведам, собирателям и исследователям
народного творчества Воронова В.С., Арбата Ю.А., Кругловой О.В., Жегаловой С.К., Миловского А.С., по рассказам старожилов села мы знаем о прялках и прялочных росписях.
Народное прядильное ремесло хранит вековые традиции.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочьё всем на радость.
Сколько дум передумано, в какие дальние дали, улетали мысли девичьи да женские за работой на прялке! Сколько песен и сказок родилось под шум прялок и свист метели за окном!
Прялки – незаменимые спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте.
Пряли в деревнях все женщины, так как прядение являлось главным женским занятием, которым мужчины никогда не занимались. По народным представлениям, прикосновение мужчины к веретену лишало его силы и ловкости, а неправильное обращение пряхи с куделью могло сделать женщину мужеподобной: у нее начинала расти борода.
Но, несмотря на то, что прядение являлось главным занятием, хозяйка дома, физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей.
Действительно, воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». Моя бабушка говорит, что даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически «привязать» её к будущему занятию.
О том же говорит и обычай, сохранившийся у древних племён: когда маленькая девочка в первый раз засмеётся, ей подносили веретено.
В дальнейшем, когда пяти-семи лет от роду детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами.
Старожилы села Саиновка говорят, что первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (иногда и вдыхался дым горящей нити). Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней.
Прялка служила оберегом для девушки. По рассказам жителей села я узнала, что прялка раньше охраняла девушек и молодиц от змея, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. Для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под подушку с приговором втыкали прялку с куделью и веретеном. Чтобы лиса не вредила курам, бросали на курятник прялку с куделью.
В селе девушке надо было напрясть и наткать холстов себе в приданое, да и сколько-нибудь продать, чтобы купить себе обнову.
А женщине нужно было одеть всю семью. «Мужик не прядёт, да без рубахи не ходит, а баба прядёт, да и по две не носит».
Нынешние сельские женщины до сих пор занимаются домашним прядением. Они часто собираются на посиделки с работой, где рассказывают о последних новостях села, поют песни.
Раньше на посиделках любили послушать сказки, разные былинки, пели много песен. Но о работе не забывали: если девушка мало напрядёт за вечер, мать может не пустить в другой раз.
На выводимой нитке отражалось настроение и физическое состояние пряхи. Нитка молодой женщины должна была быть тонка, ровна, тонко кручена; нитка старой пряхи выходила вялой, толстой, слабо крученой.
Рассказами местных жительниц Альмухамедовой Нурии, Абдуллиной Минсрур, Абсатаровой Галии – подтверждается, что они в детстве начинали прясть с семи лет, используя веретено. И такой способ прядения использовали до 60-х годов. Вначале шерсть чесали щётками (чесалки), а потом скручивали куделью и привязывали к лопасти.
Веретёна делал деревенский мастер Габидуллин Мажит, которые иногда и продавал женщинам разных деревень. А в 65-ых годах фабричные веретёна появились в продаже. Вскоре уже многие женщины не пряли на веретёна, а пряли сразу на самопрялках.
Прялки, самопрялки и веретена расписывались разнообразными рисунками. В основном это были бытовые сцены (типа лубка), элементы растительного и животного орнамента.
Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея.
Первоначально рисунок делали тонкой линией, иногда его выцарапывали. Краску разводили на яичном желтке, разбавленным квасом. Заканчивали роспись вторичной обводкой контура. Роспись поливалась для блеска особым составом, в который входила олифа. Позднее стали расписывать их масляными красками без грунта.
В настоящее время у бабушек сохранились разъёмные прялки, но без украшений. Но в основном они прядут на веретено.
Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу».
Сегодня техника прядения используется довольно редко, но изделия, связанные из нитей пряжи имеют практическое применение, как например носки, варежки, перчатки. Изделия, связанные из пряжи экологически чистые, тёплые, мягкие и удобные.
В настоящее время я учусь у своей бабушки, Абдуллиной Минсрур Лутфулловны, мастерству прядения. Мне это интересно, потому что умение прясть пригодится мне в будущем, как хозяйке.
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Волшебная фортепианная музыка
Бабочка
Прекрасная арфа
Мороз Иванович