Работа помогает узнать новое в отношениях знаменитого писателя с современниками
Вложение | Размер |
---|---|
a.s._pushkin_glazami_sovremennikov.doc | 50.5 КБ |
Областной Пушкинский фестиваль «МОЙ ПУШКИН»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п.Добринка
Исследовательская работа «Пушкин глазами современников»
Автор: Мельникова Анастасия Андреевна, МБОУ СОШ №2 п.Добринка
13 лет , Липецкая область, Добринский район, с.Павловка,
ул. Георгиевская, д 78
Руководитель: Ларина Галина Михайловна учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2 п.Добринка ( 8(905) 687-14-34)
Пушкин глазами современников
Александр Сергеевич Пушкин…. Это имя сопровождает нас всегда. С детских лет и до конца своей жизни мы не расстаемся с Пушкиным, с его стихами и поэмами, повестями и романами, трагедиями и сказками. Впервые в раннем детстве человек слышит чудесные сказки Пушкина. В юношеские годы перед ним приоткрывается новый мир поэта. Но по-настоящему Пушкин волнует, когда его изучают глубоко.
Будучи еще совсем маленькой, ложась спать, я просила свою бабушку рассказать мне хотя бы об одну сказку из сборника А. С. Пушкина. Рассказы бабушки были всегда наделены любовью и нежностью, она умела красиво складывать слова, предавая сказке еще больше насыщенных красок, уже и без того очаровательной. Каждый раз одна и та же сказка звучала по-другому. Бабушка любила вкладывать что-то свое, при этом, не меняя содержания сказки.
Заинтересовавшись произведениями А. С. Пушкина, я поняла, что должна глубже проникнуть в жизнь этого чудесного и неповторимого поэта, понять и почувствовать все те эмоции, которые когда-то испытывал сам Пушкин. Побывать на его месте, мысленно оказаться во всех тех местах, в которых был А. С. Пушкин. Особенно меня заинтересовала тема « Пушкин глазами современников». Перечитала воспоминания о Пушкине, письма Пушкина к друзьям, много нового и интересного узнала о великом русском писателе.
Так каким же был Александр Сергеевич Пушкин? Каким его видели его современники? Как он сам относился к своему портрету?
В 1832 году великий русский писатель Н. Гоголь сказал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в той же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Есть множество отзывов современников о Пушкине. И есть немало прижизненных портретов поэта. Но сколько мнений, столько же и художественных взглядов. А потому Пушкин нередко представляется нам многоликим, каждый раз другим.
Вероятно, черты африканского происхождения, с одной стороны, и отблеск гениальности, озарявший особым светом личность поэта, с другой стороны, сделали весь облик Пушкина ярким, неповторимым, волнующим. «Это был человек симпатичнейший, неимеворно живой, в высшей степени увлекающий, подвижный, нервный. Кто его видел – не забудет уже никогда».(из воспоминаний Е.и.Фок,жительницы Тригорского.)
По словам брата поэта, Льва Сергеевича, «Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно». Современники поэта в своих воспоминаниях буквально в один голос воспевают необыкновенное обаяние и одухотворенную привлекательность неправильных черт его лица.
Лучше раскрывался Пушкин в атмосфере дружеского тепла, тут его чудесная душа высказывалась во всей полноте. Недаром в письме своему другу П. В. Нащокину поэт писал однажды: « Говорят, что несчастье хорошая школа: может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному, какова твоя, мой друг, какова и моя, как тебе известно.»
В 30-е годы его имела случай видеть и наблюдать в условиях самых дружеских жена Нащокина, Вера Александрова. Она вспоминает : « Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика- особенно его удивительных глаз. Это были особые поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видела. Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизною могли ровняться только перлы. На пальцах он отращивал длинные ногти».
Вероятно, некоторые необычные черты оригинальной внешности поэта – малый рост, курчавая голова, «арапский профиль» в соединении с живописью движений – давали особое впечатление. И не случайно маленькой дочке П.А.Осиповой так хотелось дразнить Пушкина, показывая ему вырезанную из бумаги фигурку обезьяны.
Указывали на «неблагообразие» его внешности и недоброжелательности, в частности литературные враги поэта. Осенью 1830 года, живя в Болдине, Пушкин задумал писать ответ на все литературные обвинения, которым когда-нибудь подвергался. Среди его «опровержений на критики» есть и такое:
«В другой газете объявили, что я собою весьма неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не отвечал, хотя она глубоко меня тронула».
Разумеется, здесь, как и всегда, Пушкин смотрит свысока на подобный «прием» своих противников – осмеивание внешности человека. Но так или иначе не раз за свою жизнь поэт говорил в стихах о своем облике, пожалуй, чаще, чем это обычно делают поэты.
Мой портрет.
Вы просите у меня мой портрет,
Но написанный с натуры;
Мой милый, он быстро будет готов,
Хотя и в миниатюре.
Я молодой повеса,
Еще на школьной скамье;
Не глуп, говорю, не стесняясь,
И без жеманного кривлянья.
Никогда не было болтуна,
Ни доктора Сорбонны -
Надоедливее и крикливее,
Чем собственная моя особа.
Мой рост с ростом самых долговязых
Не может равняться;
У меня свежий цвет лица, русые волосы
И кудрявая голова.
Я люблю свет и его шум,
Уединение я ненавижу;
Мне претят ссоры и препирательства,
А отчасти и учение.
Спектакли, балы мне очень нравятся,
И если быть откровенным,
Я сказал бы, что я еще люблю...
Если бы не был в Лицее.
Интересно и характерно отзывается Пушкин о своей внешности в послании к товарищу своей юности, Ф.Ф. Юрьеву, к слову сказать, человеку очень красивому и стройному.
Юрьеву.
Любимец ветреных Лаис,
Прелестный баловень Киприды —
Умей сносить, мой Адонис,
Ее минутные обиды!
Она дала красы младой
Тебе в удел очарованье,
И черный ус, и взгляд живой,
Любви улыбку и молчанье.
С тебя довольно, милый друг.
Пускай, желаний пылких чуждый,
Ты поцелуями подруг
Не наслаждаешься, что нужды?
В чаду веселий городских,
На легких играх Терпсихоры
К тебе красавиц молодых
Летят задумчивые взоры.
Увы! язык любви немой,
Сей вздох души красноречивый,
Быть должен сладок, милый мой,
Беспечности самолюбивой.
И счастлив ты своей судьбой<.>
А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний;
С невольным пламенем ланит
Украдкой нимфа молодая,
Сама себя не понимая,
На фавна иногда глядит.
Осенью 1827 года, модный художник, талантливый портретист Орест Кипренский написал самый удачный, по мнению современников, портрет Пушкина. Пушкин отозвался на труд Кипренского стихами:
Кипренскому.
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед на век от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
В 1828 году, во время плавания на пароходе по Финскому заливу, Пушкин видел, как его зарисовывал известный Дау, «художник быстроокий», как назвал его поэт в стихотворении «Полководец». Рисунок Дау до нас, к сожалению, не дошел, но он послужил поводом к следующим стихам Пушкина:
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его свищет Мефистофель.
Рисует Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.
Воспоминания современников сохранили для нас облик поэта в разные моменты его жизни. А был «он очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту,- так рассказывает А.П.Керн, хорошо его знавшая.
По некоторым рассказам мы можем представить себе, каким видели Пушкина крестьяне и так называемые «простые люди» того времени, какое впечатление на них производил. Некоторые из этих свидетельств очень забавны. Например, во время путешествия Пушкина в Арзрум «носил он щегольской черный сюртук с блестящим цилиндром на голове; а потому солдаты, не зная, кто он такой, и видя его постоянно при нижегородском драгунском полку, которым командовал Раевский, принимали его за полкового священника и звали драгунским батюшкой». (Из воспоминаний М.В. Юзефовича)
Рассказ о внешности поэта и о впечатлении, которое он производил на окружающих, хочется заключить одним воспоминанием. В 1826 году на гулянии в Новинском Пушкина наблюдал замечательный поэт-лирик 9и, к слову, один из любимых поэтов Пушкина) Евгений Баратынский. Он не написал воспоминаний о Пушкине, хотя знал его близко в течении долгих лет, но он написал о нем одно из лучших своих стихотворений.
Баратынский, по-видимому, смотрел на Пушкина в момент разговора того с какой-то дамой:
Она улыбкою своей
Поэта в жертвы пригласила,
Он не любовь ответом ей
Взор томный думой осенила-
То был сей благородный сон,
Сей тонкий сон воображенья,
Что посылает Аполлон
Не для любви – для вдохновенья.
Чтобы заметить такое выражение на чужом лице и запечатлеть его, надо быть настоящим вдохновенным поэтом, каким и был Баратынский.
Он оставил потомкам своего рода «портрет» Пушкина в минуты поэтического вдохновения.
Напомним, что в стихотворении «Мой портрет» из восьми четверостиший лишь одно поэт посвятил описанию своей внешности, а в остальных рассказал о своих вкусах, привычках, характере.
Исследовательская работа об А. С. Пушкине открывает пути развития молодым, поэтически одарённым людям. Я не отношу себя к их числу. Но иногда мне тоже хочется “излиться наконец свободным проявленьем”, так как душа переполнена чувствами, волненьями, эмоциями, и тогда сами собой складываются строки, подбираются рифмы, и я получаю от этого огромное удовольствие.
Пусть это только первые попытки, но, быть может, когда-нибудь и я смогу легко и ясно высказывать поэтическим языком свои мысли, чувства, мечты...
Использованная литература:
1.А.С.Пушкин «Сто стихотворений и десять писем» , Издательство «Молодая гвардия» 1969 г
2. Сборник стихотворений А.С.Пушкина , 1998 г
3. М Цветаева. Сочинения в 2 тт-М 1980 г
4.М Семанова «Творческая история произведений русских писателей» М-«Просвещение» 1990 г
5.Серия «Творческие вечера» Минск ИООО « Красико-принт» 2002 г
Ночная стрельба
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Самодельный телефон
Усатый нянь
Чайковский П.И. "Детский альбом"