Работа раскрывает значение Конституции для современного российского общества
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya_-_osnova_demokratii.docx | 22.3 КБ |
Почему я считаю Конституцию России
основой демократии в нашем обществе?
(сочинение)
Автор: Логинова Ксения
9 класс
МБОУ «Сахаптинская средняя
общеобразовательная школа»
с. Сахапта, Назаровский р-н,
Красноярский край
Двадцать лет назад был принят основной закон, по которому живет наша страна. Он называется Конституцией. С Конституцией я познакомилась еще в шестом классе на одном из уроков обществознания. Надо сказать, что тогда, в возрасте двенадцати лет, мне было сложно понять значение Основного закона для каждого из нас. Только сейчас, углубившись в изучение Конституции, я понимаю, насколько важен и нужен этот документ для каждого отдельного взятого человека – и взрослого, и ребенка. Можно не читать от корки до корки Уголовный или Гражданский кодексы, но эту маленькую книгу должен знать каждый гражданин Российской Федерации. Почему? Потому что она дает ответы на важнейшие вопросы, которые может задать себе человек как гражданин: кто я для государства, какие права я имею, как я могу осуществлять эти права, существуют ли гарантии со стороны государства, позволяющие реально, а не декларативно иметь права?
Конституции советского периода также содержали значительный демократический потенциал. К сожалению, он во многом так и не был реализован. Юридическая (основной закон) и фактическая (действительное положение дел в государстве) стороны не всегда и не во всем соответствовали друг другу. Это свидетельствовало о фиктивности ряда принципов и норм. Реализации советских конституций препятствовали различные обстоятельства, например, идеологические преграды. Еще конституции тех лет не обладали непосредственным прямым действием, а юридически средства охраны конституций не обеспечивали эффективной защиты, несоблюдение и нарушение их не влекло конституционной ответственности. О какой же демократии в обществе можно было говорить, если даже основной документ страны был не до конца демократичным?
Изучая конституционные принципы, я поняла, что конституционный строй всегда начинается с главного – с отношений личности и государства. Два десятилетия назад наша Конституция закрепила совершенно иной, по сравнению с предшествующим историческим и политическим периодом, уровень отношений между государством и личностью – демократический. Как известно, в истории нашей страны было несколько конституций. Так, например, последняя из советских конституций – Конституция 1977 года - была очень демократической по содержанию. Я познакомилась с текстом и узнала, что в ней провозглашался достаточно широкий спектр прав и свобод. Но чтобы понять суть любой конституции, нужно задать один очень важный, на мой взгляд, вопрос: кто кому служит – человек государству или государство человеку? В зависимости от ответа на этот вопрос и определяется характер основного закона. В Конституции 1977 года, несмотря на выраженный «демократизм» явно закладывался приоритет государства по отношению к человеку. Это я увидела, например, из того, что общественные интересы ставились выше интересов личности.
В чем же принципиальные отличия новой российской Конституции? Можем ли мы с полным правом говорить о ней, как об основе демократии?
Я думаю, что да, безусловно, можем. Попробую обосновать свое мнение. Так, уже в главе 1, которая называется «Основы конституционного строя», ясно указывается на обязанность государства служить человеку, признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Причем само государство заявило о том, что отныне права и свободы человека и гражданина являются для него высшей ценностью! Не людей вообще, не абстрактного коллектива, а именно человека, то есть каждого из нас! А основных прав у нас по Конституции России более чем достаточно, для того, чтобы наша жизнь была свободной, достойной, защищенной. Это право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на уважение человеческого достоинства и неприкосновенность личной жизни, на частную собственность, на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, свободу мысли, слова, свободу совести и вероисповедания, а также ряд других.
Понятно, что мало провозгласить приоритет прав и свобод человека для того, чтобы говорить о реальной демократии. Нужны еще и определенные гарантии со стороны государства. Конституция 1993 года и последующие нормативно-правовые акты такие гарантии предоставляют. Например, свобода слова подкреплена законом о средствах массовой информации, запрещающим цензуру. Сегодня закон не ограничивает человека ни по объектам собственности, ни по возможностям использовать свое имущество, что делает вполне реальным право частной собственности. Но если даже право человека и будет нарушено, то он имеет важную правовую гарантию защиты своих прав и свобод – право и возможность обращения в суд.
Доказательством того, что нынешняя Конституция РФ представляет собой основу демократии, служит также и то, что она утвердила совершенно новые для нашего государства принципы в экономической жизни – свободу предпринимательской деятельности, конкуренцию, равенство всех форм собственности. Это принципы рыночной экономики, а рыночная экономика, как известно, предполагает, прежде всего, свободу личности. Все прежние Конституции СССР объявляли главной, основной только государственную собственность. Иные формы собственности просто запрещались. Как рассказывал мне мой дедушка, было очень проблематично даже продать овощи, выращенные на собственном огороде, потому что за это тебя могли окрестить, ни много ни мало, «спекулянтом». О какой же свободе личности могла идти речь в тех условиях!
Сегодня иными стали и основы политической жизни Российского государства. Конституция признала идеологическое многообразие и политический плюрализм. Нас уже нельзя удивить отсутствием одной обязательной идеологии, множеством политических партий и движений, возможностью свободно излагать взгляды в средствах массовой информации. Дедушка рассказал мне, что так было не всегда. Например, Конституция СССР 1977 года закрепляла главенствующую роль Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), а это означало, что кроме неё никаких других политических партий быть не должно. Я считаю, что в наше время к жизни любого современного государства этот принцип неприменим. Чтобы власть была эффективной, необходимо разнообразие политических мнений.
В Конституции содержится еще один важный для нашего государства приоритет. Россия названа социальным государством. Это означает, что политика нашей страны направлена на создание таких условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство отличается заботой о повседневных нуждах граждан. По моему мнению, это самое главное, самое основное предназначение для демократического государства. Конечно, невозможно сразу или за короткий срок решить все социальные проблемы. Их сегодня еще много. Это и небольшие пенсии, и безработица, и невысокий уровень жизни большинства народа в целом. Но за последние годы мы можем наблюдать, сколько всего делается для улучшения жизни людей. Я сама это вижу на примере жителей нашей деревни. Постоянно растут пенсии, выплачивается материнский капитал, выплачивается заработная плата. Люди начали строить новые дома, ремонтировать старые жилища. Но самое главное то, что все понимают: для того, чтобы жить лучше – нужно больше работать. Тогда будет расти производство, а, следовательно, и отчисления на социальные нужды…
Изучая текст Конституции РФ, я обратила внимание на два очень важных, на мой взгляд, положения. Одно из них закреплено в статье 28: «Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Это означает, что государство в равной степени проявляет уважение к религиозным чувствам всех людей и не делает никаких правовых различий между разными религиозными объединениями. Они все признаны равными перед законом. Я считаю этот принцип очень важным для развития демократии в нашей стране. Во-первых, на территории Российской Федерации проживает более ста различных наций и народностей, которые исповедуют разные религии. Ущемлять одних и выделять других – это прямой путь к межнациональным и к межрелигиозным конфликтам. Во-вторых, почти у всех народов России сильны религиозные традиции, которые не смогла уничтожить даже советская идеологическая диктатура. То, что сегодня государство изменило отношение к религии, к церкви – показатель не только демократизации жизни в стране, но и роста духовности самого народа. Церкви возвращаются храмы, восстанавливаются монастыри и другие святыни, возрождаются духовные учебные заведения. Мне кается, это большое достижение истинной демократии. Если вспомнить отношение к религии в советские годы, то становится страшно и больно за поруганные иконы, снесённые храмы, растоптанные чувства верующих. Я рада, что сегодня этого нет.
Второе положение, которое привлекло мое внимание, касается прав коренных малочисленных народов. У нас в Сибири, например, проживают ханты, манси, эвенки и многие другие. В Конституции гарантируются права коренных малочисленных народов. К сожалению, сейчас их численность колеблется от нескольких сотен до сорока тысяч человек. Ввиду малочисленности, неблагоприятных социальных, экологических и других условий некоторые из них находятся на грани исчезновения. Эти народы имеют право выбирать собственные приоритеты развития, право на традиционно занимаемые земли, пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях, получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый в связи с использованием этих земель. Это еще раз доказывает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В начале своего сочинения я указывала на один существенный недостаток советских конституций: они не обладали прямым действием. Конституция России, по которой мы живем сегодня, обладает прямым действием. Это тоже является признаком демократизма существующей политической системы. Прямое действие Конституции означает, что она подлежит в реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих её нормативных актов. Есть, конечно, конституционные нормы, которые без таких актов реализованы быть не могут, поскольку без их конкретизации и развития в применении мог бы возникнуть нежелательный разнобой. Но если конкретизирующего нормативного акта нет, то правоприменитель обязан принять необходимое решение непосредственно на базе Конституции. Вот почему я считаю, что каждый человек должен иметь в качестве настольной книги Конституцию России, ведь эта небольшая по объёму книга содержит широкий спектр наших прав, свобод, обязанностей, изучать и знать которые просто необходимо не только для собственного благополучия, но и для будущего процветания России.
Сила слова
"Разделите так, как делили работу..."
Загадочная система из шести экзопланет
Три загадки Солнца
Кактусы из сада камней