В последние два десятилетия мир стал свидетелем глубокого экологического кризиса, наиболее яркими свидетельствами, которого являются изменения климата, утрата биологического разнообразия и загрязнение естественных природных ресурсов. Волгоградская область и мой родной город Николаевск в настоящее время тоже сталкиваются с проявлениями экологического кризиса. Когда я еду в город Волгоград, первое, на что обращаю внимание – это трубы заводов, загрязняющие нашу атмосферу. В нашем же городе очень часто встречаются свалки мусора прямо посреди улицы, сухие или спиленные деревья, по обочине дороги, а по дороге в школу вижу стаю голодных бродячих собак, а ведь их тоже щенками когда–то бросили люди. Гляжу на это, и невольно задумываюсь над вопросом, почему люди творят такое? В чем причина? Ведь мы все говорим о доброжелательном отношении к природе, о том, что это наш дом, и его надо беречь. Это знает каждый. И каждый из нас может долго и красиво говорить о нравственном отношении к природе, о том, что человек «в ответе за тех, кого приручил». Но тогда кто же делает всё наоборот? Тоже мы!
Я живу в России, главная религия моей страны - православие. Я тоже являюсь православной христианкой. С 1 класса я посещаю воскресную школу «Родничок» при храме Святой Троицы в городе Николаевске. А в школе мы с прошлого года стали изучать предмет – природоведение. Мне стало интересно, как может вероисповедание человека и православные традиции влиять на отношение к окружающей среде. Это я и решила выяснить в своей работе.
Цель работы:
Выяснить влияние православия на отношение к природе и природопользованию на территории Волгоградской области и Николаевского района.
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina2.doc | 842.5 КБ |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2» города Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области
Районный эколого - краеведческий конкурс
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Тема:
«Влияние православных традиций на отношение к природе»
Выполнила:
Оргина Елизавета
ученица 6 б класса
МКОУ «СОШ № 2» г.Николаевска
Руководитель:
Власова Елена Геннадьевна
Консультант:
Протоиерей Владимир Гогалюк
г.Николаевск 2013
План
1. Актуальность выбранной темы.
2. Охрана природы как часть православного вероучения.
3. Экология православных монастырей Волгоградской области.
4. Православная церковь о путях решения экологических проблем.
5. Храм Святой Троицы за озеленение города Николаевска.
6. Вывод по изученным материалам:
НЕ НАВРЕДИ!
1.Актуальность выбранной темы:
В последние два десятилетия мир стал свидетелем глубокого экологического кризиса, наиболее яркими свидетельствами, которого являются изменения климата, утрата биологического разнообразия и загрязнение естественных природных ресурсов. Волгоградская область и мой родной город Николаевск в настоящее время тоже сталкиваются с проявлениями экологического кризиса. Когда я еду в город Волгоград, первое, на что обращаю внимание – это трубы заводов, загрязняющие нашу атмосферу. В нашем же городе очень часто встречаются свалки мусора прямо посреди улицы, сухие или спиленные деревья, по обочине дороги, а по дороге в школу вижу стаю голодных бродячих собак, а ведь их тоже щенками когда–то бросили люди. Гляжу на это, и невольно задумываюсь над вопросом, почему люди творят такое? В чем причина? Ведь мы все говорим о доброжелательном отношении к природе, о том, что это наш дом, и его надо беречь. Это знает каждый. И каждый из нас может долго и красиво говорить о нравственном отношении к природе, о том, что человек «в ответе за тех, кого приручил». Но тогда кто же делает всё наоборот? Тоже мы!
Я живу в России, главная религия моей страны - православие. Я тоже являюсь православной христианкой. С 1 класса я посещаю воскресную школу «Родничок» при храме Святой Троицы в городе Николаевске. А в школе мы с прошлого года стали изучать предмет – природоведение. Мне стало интересно, как может вероисповедание человека и православные традиции влиять на отношение к окружающей среде. Это я и решила выяснить в своей работе.
Цель работы:
Выяснить влияние православия на отношение к природе и природопользованию на территории Волгоградской области и Николаевского района.
Задачи:
1.Изучить Священное Писание по вопросу экологии;
2.Показать, что Божественная Воля в мире осуществляется через естественные процессы и законы, являющиеся предметом научного исследования;
3. Изучить материал по экологии православных монастырей Волгоградской области на примере Свято – Духова мужского православного монастыря города Волгограда.
4. Познакомиться с деятельностью прихожан храма Святой Торицы города Николаевска для выявления отношения к природе.
2. ОХРАНА ПРИРОДЫ КАК ЧАСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ
Православие учит, что цель жизни человека не состоит в максимальном потреблении: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" "Не собирай себе сокровищ на земле". "И нет у человека преимущества перед скотом". Завет "Возлюби своего ближнего", включает в себя всех ближних: животных и растения тоже.
Природа, обильная своими видами, является чудесной землей, чудом. В библейских писаниях сказано: "Достойны похвалы, о Господи, твои земные и морские чудеса и все глубины, и огонь и град, и мороз, штормовой ветер, которые подчиняются Твоим велениям! Горы и холмы, плодовые деревья и недра! Звери и скотина, ползущие твари и птицы!" (Псалм 148:8-9).
Святой апостол Павел говорил: "Всякое творение Божие хорошо"
(1 Тим.4,4), и природу следует уважать и беречь, так как она - творение Бога.
Природа - творение Божие, а, значит, имеет божественную ценность. А ко всему, что принадлежит Богу, христианство учит относиться с глубокой осторожностью и любовью. Христианин должен питать те же чувства к природе, которые были во Христе. Мы должны любить природу, мы должны видеть, чувствовать в ней Творца [2]. Библия призывает поклоняться Творцу, беречь его творения.
Только один человек создан по образу Бога. Это может быть воспринято как придающее человеку уникальную ответственность за все живое на земле.
Иоанн Кронштадтский полагал, что духовными существами нужно называть не только ангелов и людей, но и животных: "Всякое дыхание хвалит Господа (150 псалом), потому что оно происходит из Духа Господня, даже если разум его не постигает этого, даже если оно лишено свободы. Вот почему нам нужно уважать всякую тварь, не убивать, не разрушать. Блаженны также те, кто любит животных" .
В Нагорной Проповеди Христос говорит о том, что у Бога не забыта ни одна из малых птиц, ни одна полевая лилия (Мф 6:26,28-29). Каждое существо возлюблено Им и исполнено достоинства и славы. Все живое сотворено Христом и через Христа (Ин 1.1-5), и Христос пребывает с нами везде - всегда и поныне до скончания века (Мф 28.20). Любовь к природе и забота о ней - это естественная часть деятельной любви ко Христу.
Не случайно во время празднования Дня Святой Троицы происходит благословение и освящение природы. Природа предстает перед нами источником Проповеди и вместилищем Духа .
Своеобразная экологическая история произошла с Ноем. Когда он готовился войти в ковчег со своей семьей, Бог сказал ему: "И каждого живого существа из плоти, каждого вида по паре ты должен взять в ковчег, и держать их живыми вместе с собой; они должны быть мужского и женского пола" (Книга Бытия, 6:19).
Когда мы читали на уроке эту историю, мы тогда уже отметили для себя, что ему не было сказано спасать те виды, которые "эстетически, экологически, образовательно, исторически, оздоровительно или научно ценны" для людей. Ему было приказано спасать их всех, вне этих полезностей для людей. Ибо все они были созданы Богом и имели религиозную ценность. К сожалению, сейчас животных и растения защищают почти всегда только с позиции их пользы для людей.
История с Ноем учит вечному уважению к жизни.
Бог желает, чтобы виды продолжали свое существование, и каждый, кто желает уничтожить вид во имя "развития", посягает на Бога. Недаром первоначальной заповедью Бога было "Да пребудут они среди нас".
На одном из занятий в школе мы говорили о том, что во Второзаконии (22:6-7) сказано - если птенец выпал из своего гнезда, прохожий не должен пройти мимо, а положить птенца в гнездо, тем самым продлив его жизнь.
Блаженный старец Силуиан говорил, что "Дух Божий учит жалеть всю тварь, так что без нужды и листа на дереве не хочется повредить. А на человеке лежит долг заботиться о всем творении: и потому всякий вред, без нужды нанесенный животному и даже растению, противоречит закону благодати. Потерявший благодать не воспринимает красоты мира и ничему не удивляется".
У русских крестьян, исповедовавших православие, еще в конце XIX века имелись свои священные рощи. Крестьяне поясняли, что эти рощи принадлежали тому угоднику, во имя которого построена часовня, и роща является его собственностью, которую он оберегает и охраняет ревниво от всякого насильственного вторжения постороннего лица.
Не только раньше православное учение проповедало бережное отношение к природе и ко всему окружающему, но и на современном этапе православие не остаётся в стороне от возникших насущных экологических проблем. Летом 2000 г. Русской православной церковью принята Социальная концепция, содержащая специальный экологический раздел. В нем сказано, что экологический кризис имеет антропогенный характер, и его преодоление в условиях духовного кризиса невозможно.
В разделе подчеркнуто, что природа - это не вместилище ресурсов, а дом, где человек - домоправитель, и храм, где он священник, служащий единому Творцу.
Нельзя не согласиться также и с таким мнением: поскольку Бог создал природу так же, как и человека, то она тоже заслуживает уважения как создание Бога. Отсюда следует, что охрана природы является делом божеским, сама дикая природа - божественна, человек не имеет права производить в ней изменения, меняя божественный порядок.
3. ЭКОЛОГИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Когда бываешь в православных монастырях, всегда поражаешься красоте окружающей тебя. И это не обязательно красота созданная трудами монахов и послушников, а первозданная красота нетронутой природы.
Основная цель монашеской общины - создание своеобразного органичного мира, в котором совместное бытие братии соразмерно духовному устроению каждого из них. Труд был поднят монашеством в своем значении от простого добывания хлеба насущного до уровня служения Богу, а в человеческом плане - содействия внутреннему совершенствованию и укреплению уз братства. Монастырский уклад, в первую очередь, предписывал избегать праздности и находиться в непрестанном делании. Это означало либо бодрствование в молитве, либо работу - хозяйственную или связанную с умственной деятельностью, чаще всего переписывание книг. Физический труд, таким образом, органически чередовался с духовным. Монах должен был и учиться соразмерности порядку у тварей малых, и сам по возможности пособлять их жизни. В первых монастырях, ухаживая за землей, обычно не содержали домашних животных.
Монастыри представляли собой полный цикл хозяйственной жизни общества, натуральное хозяйство. Соразмерность человеческой жизни и природы - это жизнь православного монастыря. Новое понимание труда через духовное обновление личности в сочетании с ведением натурального хозяйства переросло в то, что можно охарактеризовать как социально-экологическое обновление мира. Это было внесение в мир неприметным образом христианских начал на уровне основ цивилизации.
Мне хочется рассказать о удивительном монастыре в г.Волгограде. Это Свято – Духов мужской православный монастырь, преобразованный в 1912 году из архиерейского подворья, выстроенного в 1908—1911 годах иеромонахом Илиодором Труфановым по благословению епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганёва). Этот монастырь многое претерпел в своей истории, был закрыт во времена правления советской власти в 1918г. Что только не располагалось в стенах Святой обители? Монастырь служил исправительным лагерем, потом коммуной, детским домом, затем общежитием, ремонтной мастерской и много лет был воинской частью. Вновь открыт в 1992 году архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом. Территория монастыря к этому времени была в полном запущении. Благодаря стараниям братии монастыря и учащимся находящегося здесь Царицынского Православного университета, монастырь стал расцветать в буквальном смысле этого слова. Не смотря на то, что этот монастырь находится в крупном городе, монахи и учащиеся создали на его территории настоящий райский уголок. Практически они пытаются восстановить его первоначальный облик и назначение. Я несколько раз ездила на экскурсии и очень люблю посещать этот монастырь. В нем чувствуешь себя наедине с природой. Первый раз я поехала туда в мае 2010 года. А 11 апреля 2010 г. в Свято-Духовом монастыре официально открылся фазанарий. Это событие произошло благодаря удивительному человеку иеромонаху Василиску (Саяпину), который вместе со студентами сделал во дворе монастыря просторные вольеры и заселил в них редких птиц Волгоградской области: фазанов, уток, павлинов. Многие из них занесены в Красную Книгу Российской Федерации и мира, например: ФАЗАН КОРОЛЕВСКИЙ (Syrmaticus reevesi) занесен в Красную Книгу мира, самый крупный из всех фазанов. Для королевского фазана характерны белое темя, черный ошейник, глинистого цвета оперение и чрезмерно длинный хвост, достигающий у старых птиц в длину полутора метров. Встречается эта птица только в горах Северного Китая.
Первый раз в жизни в этом монастыре я увидела настоящих журавлей. Журавль – Красавка, занесен в Красную Книгу России. Самый маленький вид журавлей, его высота составляет около 89 см, а масса 2—3 кг. Голова и шея в основном чёрные; позади глаз хорошо заметны длинные пучки белых перьев. От основания клюва до затылочной части имеется участок светло-серых перьев; обычная для других видов журавлей проплешина отсутствует. Здесь пытаются развести этот вид потому, что исторически эта птица и обитала на территории монастыря. Оперение туловища голубовато-серое. Красивые маховые перья второго порядка крыльев выделяются своей длиной и пепельно-серым цветом. Ну а голос — это звонкое курлыканье, более высокое и мелодичное, чем у серого журавля.
Конечно, я не удержалась и сделала фото такого красавца. Побывав в этом райском уголке первый раз, я решила, что обязательно еще раз вернусь сюда.
Так и вышло, через полгода, мы опять чудесным образом приехали в этот монастырь. За это время произошли изменения, были высажены новые редкие растения, те, которые и росли в монастыре в 1908 году. Я увидела новых редких животных - косулю по кличке Крош, новых птиц. Я очень радовалась каждому незнакомцу этого монастыря. Мой фотоаппарат снимал все новые и новые кадры.
В этом году монастырский фазанарий открыл для меня свои двери уже в седьмой раз. Как радостно, что в центре Волгограда прихожане могут не только приложиться к святыням, но и послушать трели птиц, а с некоторых пор и понаблюдать за животными.
По словам иеромонаха Василиска, который содержит фазанарий, сегодня под его опекой находится около 40 экземпляров птиц и косуля по кличке Крош. В этом году в зоодворике поселились новые жители - чилийские белки. Правда, мне не удалось их увидеть, пока животные находятся в закрытом вольере - у пары родились детеныши. Посмотреть на счастливую семейку будет можно, когда они подрастут, а это значит, что я снова смогу приехать в гости.
В монастыре не только занимаются разведением редких видов животных и посадкой уникальных сортов растений. Согласно православным традициям здесь стараются и обучать доброжелательному отношению к братьям нашим меньшим. А недавно в фазанарии отметили День птиц. Несколько сотен собравшихся прихожан, учащихся, просто гостей и жителей города-героя с удовольствием слушали рассказ отца Василиска об обитателях зоосада и посетили «пернатых хозяев» монастыря, смогли оценить завораживающее пение и яркие наряды.
Свято – Духов мужской православный монастырь скоро ждет прибавления - из Московского зоопарка привезут экзотических птиц - хохлатую куропу и калифорнийского рогатого тетерева. Сам отец Василиск собирается съездить в Москву еще и за рыжими белками. Кроме того в настоящее время он договаривается с волгоградскими предприятиями об изготовлении новых, более просторных вольеров для олененка Кроша и журавлей.
За это время обновилась и сама территория питомника: расширен пруд для лебедей, установлены дополнительные скамейки для посетителей.
Побывав в этом монастыре, очень хочется верить, что люди станут добрее к нашей планете.
4. Православная церковь о путях решения экологических проблем
Православное миропонимание противостоит безграничной вере в научно-технический процесс как универсальное средство для разрешения всех мыслимых и немыслимых проблем. Невозможно преодолеть пагубные последствия деятельности человека путем продолжения и дальнейшего усовершенствования той же самой деятельности. Безудержное движение по пути все большего потребления, чисто материального благополучия и власти над природой, обрекает человека на все большее удаление от Бога и противостояние Ему.
На уроках православия в воскресной школе мы говорим о том, что отказ от веры в безграничные возможности человеческого разума и научно-технического прогресса не означает отказа от достижений человеческого труда, таланта и творчества. Необходимо лишь только уметь различать деятельность угодную Богу от той, которая противостоит Ему. Может тогда люди, и смогут жить в гармонии? Может только тогда человек и сможет понять как надо по настоящему любить окружающий его мир, как надо правильно относится и воспринимать цветы под ногами; бабочку, сидящую на цветущей розе; радугу с её поражающими красками.
В “домостроительстве благодати Божией” природа без человека не имеет смысла. Поэтому в основе решения конкретных экологических проблем должна лежать защита человека во всей его духовной и телесной полноте. Нынче человеку (по грехам его) грозят многие опасности. Это и экологические катастрофы, и войны. Однако кроме войны существуют менее заметные и более эффективные методы агрессии, такие как снижение уровня доступности медицины, нищета, сокращение количества и качества образования... Отсутствие военных действий еще не свидетельствует о мире. Во всем хитросплетении современной жизни народа главным, как и во все времена, остается защита его души, души каждого человека, ибо “... какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” (Мф.16,26).
5. Храм Святой Троицы за озеленение города Николаевска.
Я являюсь воспитанницей воскресной школы «Родничок» при Храме Святой Троицы г. Николаевска. Уже более шести лет, я посещаю эту школу. С прошлого года наша школа переехала в новое здание храма. Храм наш построен совсем недавно, все только начинает обустраиваться. Когда- то здесь был пустырь, ничего не росло. Земля, на которой построен храм - не плодородна, после строительства в ней осталось очень много мусора. Настоятель храма отец Владимир и прихожане, задумались над этой проблемой. Заботами настоятеля в прошлом году на территорию храма была завезена плодородная чистая земля, начались работы по благоустройству прихрамовой территории. Мы ученики воскресной школы, тоже не остались в стороне. Весной делали грядки и сажали цветы вместе с прихожанами. Прихожанин нашего храма Шкарупа В.Д. привез первые саженцы деревьев: березы, сосны, каштаны. Чудесным образом к нам попали и саженцы ёлочек из Дивеева – место, где последние годы жизни провёл Преподобный Серафим Саровский. Все желающие могли поработать для своей души и для пользы. Похвально желание облагородить облик и вид важной территории своей малой родины для каждого верующего и православного. Наши деревца за лето подросли и окрепли. К осени большая часть территории храма еще осталось не засаженной, да и возле микрорайона голый пустырь, наводит тоску. Но и тут нашлись помощники. Руководитель ТОСов Семенюк Валентина Ивановна и ее соратники приобрели саженцы лип и рябин в Камышинском питомнике. И снова началась посадка деревьев, пришло много желающих озеленить наш храм и город: работники ТОСов, учащиеся 10 а класса МКОК «СОШ № 2», работники администрации города, прихожане. Все трудились на славу. Сначала высадили деревья на территории храма, а потом вышли на пустырь возле микрорайона. Засадили целую аллею рябин и лип. Очень хочется дождаться, когда эти деревья вырастут и окрепнут, зацветут пахучими соцветиями и одарят нас сладкими ягодами в снежном коме. Надеюсь, что наша молодежь не погубит их еще маленькими. Думаю, что тот, кто знаком с православным писанием, с православными традициями и православным учением не сможет нанести урон и вред живому представителю нашей земли, будь то животное или растение: бродячая кошка или куст шиповника. Вот такими малыми делами православные люди изменяют вид города: озеленяют парки и улицы, высаживают цветущие кустарники и сочнозелёную газонную траву, заботятся о том, чтобы сохранилась репутация города Николаевска как чистого и зелёного «оазиса» степной зоны.
6. НЕ НАВРЕДИ!
Работая по этой теме, изучив литературу по данному вопросу, я сделала вывод, что православие тесно связано с живой и не живой природой. Православные традиции отношения к природе показывают нам ценность каждой «Божьей твари», каждого представителя животного и растительного мира. Нет в природе не нужного экземпляра, а значит не должно быть чисто потребительского и негативного отношения к ней. Так сложилось исторически, что православие всегда ратовало за сохранность и ценность окружающего мира. Православный человек следует завету Бога о мире, ценит созданный Богом мир. Православный человек считает себя не хозяином, а гостем в этом мире. Как, например, человек приходящий в гости к своему другу, не в доме его, не в саду его не может навредить обитателям и старается не навредить всему, что есть, хотя бы как воспитанный человек. Он же не рушит стол, или телевизор; не срывает гардины и не бьёт посуду. Так и православие учит нас любить и сохранять сотворённое великолепие и принимать его всем сердцем. Когда я стала задумываться и понимать это, я стала ловить себя на мысли, что очень часто меня просто радуют обычные капли дождя, привычный шелест листвы и синичка, прыгающая с ветки на ветку на дереве, которое я вижу из окна моей комнаты. Мне очень понравилось работа по этой теме и хочется рассказать о ней своим одноклассникам и друзьям, тем самым призвать их к сохранению природы нашей планеты.
Перечень литературы
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Николаевска
Стихотворение
«Спорт или NET?»
Работу выполнил
Журавлев Дмитрий Павлович,
16 лет, ученик 10 А класса.
г. Николаевск, ул. Октябрьская, д. 22 кв. 62.
Руководитель: Власова Е.Г.
учитель биологии.
2013
Хитрость Дидоны
Флейта и Ветер
Пчёлы и муха
Цветение вишни в лунную ночь
Мост Леонардо