Почему один человек оскорбляет другого, почему в нашем обществе принято срывать свой накопившийся негатив на тех людях, кто слабее, беззащитнее, на тех, кто не может ответить тем же? Вопрос, может быть, и несложный, но ответ на него однозначным не будет.
Цель: исследовать истоки хамства в литературе на примере произведений XVIII – XXвеков.
Задачи:
- рассмотреть произведения художественной литературы XVIII – XX веков для выявления природы хамского поведения людей;
- исследовать уровень воспитанности обучающихся 11 класса А; выявить их мнение об истоках возникновения хамства;
- возрождение и формирование духовных ценностей.
Предмет исследования – произведения художественной литературыXVIII – XXвеков, творческие работыобучающихся11 класса.
Методы исследования:
- изучение источников;
- опрос;
- анализ.
Гипотеза: природа хамства – внутренняя слабость человека.
В поисках причины возникновения хамства мы рассмотрели произведения русских писателей, драматургов XVIII-XX веков, провели диагностическое исследование уровня воспитанности обучающихся 11 класса А нашей школы, выявили их мнение об истоках возникновения хамства.
Однозначного решения на природу появления хамства не найдено. Полученный результат показал, что хамство является плодом воспитания во вседозволенности, или заложено в генотипе. Но при этом следует понимать, что хамское поведение - результат особой внутренней убогости и слабости духа человека.Бороться с ним просто необходимо. Другой вопрос, с чего начать? А для этого, как нам кажется, человек должен работать над собой. «Человек обязан следить за собой – во имя самого себя и суда человеческой чести», - пишет А. Лиханов в романе «Сломанная кукла».
Вложение | Размер |
---|---|
s_chego_nachinaetsya_khamstvo.docx | 61.11 КБ |
Международная научно-практическая конференция
«ОТ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА – К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ»
Секция «Человек в современном мире»
С чего начинается хамство?
Проблемно-исследовательская работа
учащейся 11 класса А МБОУ СОШ №4
г. Балаково Саратовской области
Гусевой Лилии Викторовны
Руководитель учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №4
г. Балаково Саратовской области
Минина Татьяна Александровна
2013 год
План.
1. Введение
2. Глава 1. О происхождении слова «хамство».
3. Глава 2. Д. И. Фонвизин о хамстве в комедии «Недоросль».
4. Глава 3. Известные хамы в литературе XIХ века.
5. Глава 4. Век ХХ. М. Зощенко, В. М. Шукшин. «Люди, что с нами
происходит?»
6. Глава 5. Учащиеся о проблеме хамства.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.
9. Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
Наш мир держится на этике, на тех невидимых границах, которые никто не создавал, но которые мы стараемся не переходить ни в отношении со знакомыми, ни в отношении с незнакомыми людьми, ни в отношении с животными, ни в отношениях с природой. Этика - это не воспитание, этика - это интуитивное понимание того, что позволено вам и не позволено другому, что приятно вам и неприятно другому. Этика – это, прежде всего, внимание к миру, а не к себе.
Быть вежливым означает умение не только вести себя за столом, не только здороваться при встрече со знакомыми, не только подать пальто или уступить место в транспорте или дорогу даме, хотя без этого цивилизованные люди себя не мыслят. Вежливость означает утонченность, предупредительность, а, главное, заботу о других. Это чаще всего не выгодно, но зато очень всем приятно. Это тонкое устройство нашего мира, которое одни сохраняют, а другие разрушают.
В современном обществе хамство укрепилось повсеместно. Оно стало почти нормой поведения, что, несомненно, пугает. Даже интеллигентные люди, порой, прибегают не к молчанию в ответ на грубость, а пытаются противостоять хамящим в подобной манере. Отношения между людьми переходят на более низкий уровень, и равнодушие друг к другу занимает место взаимопомощи и внимательности к окружающим.
Хам чаще всего этого не понимает, а, скорее, не чувствует. Получается, что ему «наплевать» на все границы этики, они для него не существуют. Известно: «нельзя перехамить хама» и мы уступаем. Хам это быстро усваивает и его посягательства на наш иллюзорный мир возрастают. Он быстро понимает, что есть сорт людей, которым достаточно просто нахамить, чтобы завоевать превосходство. С чего же начинается хамство? Мы предполагаем, что истоки хамства нужно искать на генном уровне, в семье, в том воспитании, которое ребенок получает, в окружении человека (его социуме), в его внутреннем мире и даже во внешности.
Тема работы – «С чего начинается хамство?»
Предмет исследования – произведения художественной литературыXVIII – XXвеков, творческие работыобучающихся11 класса.
Цель: исследовать истоки хамства в литературе на примере произведений XVIII – XXвеков.
Задачи:
- рассмотреть произведения художественной литературы XVIII – XX веков для выявления природы хамского поведения людей;
- исследовать уровень воспитанности обучающихся 11 класса А; выявить их мнение об истоках возникновения хамства;
- возрождение и формирование духовных ценностей.
Методы исследования:
- изучение источников;
- опрос;
- анализ.
Гипотеза: природа хамства – внутренняя слабость человека.
Актуальность проблемы.
В этом учебном году у нас сменился учитель русского языка и литературы. Первый урок. Мы все были очень напряжены (конечно, привыкать к новому учителю, человеку… и это в 11 классе!) Но преподаватель оказалась очень демократичным человеком, с тонким чувством юмора. И мы, конечно, вздохнули с облегчением. И вот очередной урок литературы, некоторые ребята за последними партами решили найти себе другое занятие, нежели слушать рассказ учителя об одном из поэтов. Педагог терпеливо закончила повествование и как-то так очень ненавязчиво почему-то перешла к разговору о хамстве. Ребята, конечно, стали оправдываться, говорить, что, мол, они ничего «такого» не сделали… А я вдруг подумала: «Почему такое поведение учащихся учитель посчитал хамским, а дети удивились, что «такого» они совершили? Где же та грань между демократичными отношениями и хамством? Почему то, что одни расценивают как хамство, другие считают нормой?»
Хамы в настоящее время – агрессоры, целью которых является оскорбление и запугивание окружающих. В большинстве своем это люди с низкой самооценкой, чувствующие превосходство только в процессе унижения другого.
Почему один человек оскорбляет другого, почему в нашем обществе принято срывать свой накопившийся негатив на тех людях, кто слабее, беззащитнее, на тех, кто не может ответить тем же? Вопрос, может быть, и несложный, но ответ на него однозначным не будет.
Глава1. О происхождении слова «хамство».
Они [бранные слова]зародились много веков назад.
Почему мир так наполнен негативом… Подобное отношение друг к другу стало находить свое открытое выражение в межличностном общении: в общественном транспорте, в общественных местах, даже люди, гуляющие со своими собаками, также часто не могут поделить территорию из-за своих агрессивных питомцев, сами питомцы кидаются на других людей... Что происходит, а главное, когда наше общество «заразилось» этой болезнью – хамством? Попробуем выяснить, каковы причины подобного отношения людей друг к другу, в какой момент человечество перестало чувствовать рядом людей. Сначала определим значение слов «хамство» и «духовность», которые, на наш взгляд, являются антонимами.
Большой толковый словарь
ХАМСТВО, -а; ср.
Некультурность, невежество, свойственные хаму. Неприкрытое хамство. На хамство отвечать хамством.
В. Даль в "Толковом словаре..." отразил фразеологизмы, в состав которых вошло устаревшее для современного русского языка значение слова «хам»: из хама не будет пана; по бороде Авраам, а по делам хам.
Слово хам имеет также родственные слова: хаметь (охаметь) "становиться наглым, грубым, превращаться в хама"; хамить (простор.) "вести себя грубо и нагло, по-хамски", хамка, хамоватый, хамски, хамский, хамство.
Словарь Ушакова
ДУХОВНОСТЬ
Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.
Считается, что слово «хам» происходит от русск.-церк.-слав. хамъ «человек из простонародья», далее от им. собств. Хам (др.-греч. Χάμ, из ивр. חָם). Слово «хам» вошло в словари восточнославянских и западнославянских языков. Русск. хам пришло в XVIII в. из церковнославянского.
Рассмотрим Библейский сюжет. Согласно Библии Хам, сын Ноя, «повел себя постыдным образом во время опьянения своего отца: он увидел и рассказал братьям про наготу отца своего. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Бытие, глава 9). Когда «Ной проспался от вина и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан (сын Хама); раб рабов будет он у братьев своих». Можно предположить, что хамство воспитывается в семье. Но что интересно – все трое сыновей Ноя воспитывались в одной семье, у одного отца, а значит и ценности проповедовались одни и те же. Но почему два сына идут задом к спящему отцу и прикрывают его наготу, выказывая тем самым почтительность ему, а Хам ведет себя иначе. Таким образом, получается, что нарицательное существительное «хам» действительно происходит от имени сына Ноя, который, совершив грех, подверг проклятию и собственных детей.
Глава 2. Д. И. Фонвизин о хамстве в комедии «Недоросль».
«Нервный, это тот, кто кричит на своего шефа, а тот, кто кричит на подчиненных, тот просто хам»
Вячеслав Панкратов.
Черная книга менеджера
Проследим дальнейший путь хамства: XVIII век – ХIX век – XX век –наши дни.
Начнем, пожалуй, с произведения, в котором тема хамства представлена очень ярко – «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Комедия Фонвизина — это пьеса о недоросле, о его чудовищном воспитании, превращающем подростка в жестокое и ленивое существо.
Грубую, распущенную натуру Простаковой, матери того самого «жестокого и ленивого существа», хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: «А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши». С языка Простаковой не сходят бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Известие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: «Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!» На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы подчеркивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка.
Фонвизина занимает не только сущность характера Простаковой, но и причины ее злонравия. Первая причина — невежество. «По природе» Простакова вовсе не глупа и не бездушна, но отсутствие надлежащего воспитания привело к тому, что природное начало не было «обработано» просвещением. Невозделанная природа постепенно дичает, личность как бы расчеловечивается. Образ госпожи Простаковой демонстрирует противоположное: невежество, непросвещенность, неразвитость ума, невоспитанность и грубость чувств, приводящие к хамству, — вот истинный источник погибели человеческой.
На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний.«Без науки люди живут и жили», уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные представления. Высокие должности существуют, по их глубокому убеждению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец «воеводою был пятнадцати лет... не умел грамоте, а умел достаточек нажить».
Преимущества «благородного» сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей. Причиной «злонравия» могут быть и плохие наставники. Обучение Митрофана поручено недоучившемуся семинаристу Кутейкину, отставному солдату Цыфиркину и бывшему кучеру, немцу Вральману. Как можно «выпускать» в свет этакое «чудовище», взращенное любящей маменькой?..
Глава 3. Известные хамы в литературе XIХ века.
Грубость - это духовная слабость.
М. Эбнер-Эшенбах
Получается, что наше предположение, что истоки хамства лежат в семейном окружении, воспитании, вполне оправдано. Подтверждение этому мы находим и в литературе XIX века – в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». О Фамусове Гоголь замечает: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит…»
Фамусов подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды,с французами-гувернерами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец!» Однако сам следует этой моде:
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Учителей, которых нанимали для обучения детей "числом поболее, ценою подешевле", Фамусов называет "побродягами". Он считает, что дело не в учителях и "не в мадаме сила", детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя", - поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца".
В развитии сплетни о Чацком Павел Афанасьевич принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума 8 раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает учение-науку. О книгах он отзывается с неприязнью:
Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений
И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!
Единственному образованному герою Чацкому Павел Афанасьевич говорит:
Эй, завяжи на память узелок,
Просил я помолчать не велика услуга.
«Грибоедов казнит невежество и хамство, но казнит их не во имя... условного идеала, а во имя высших законов христианского и человечески-народного взгляда. Фигуру своего борца Чацкого, он оттенил фигурою хама Репетилова, не говоря уже о хаме Фамусове и хаме Молчалине. Вся комедия есть комедия о хамстве, к которому равнодушного или даже несколько более спокойного отношения незаконно и требовать от такой возвышенной натуры, какова натура Чацкого», - пишет А.А. Григорьев «По поводу нового издания старой вещи: «Горе от ума»
К вопросу хамства обращается и А. Н. Островский в своей драме «Гроза». Прозвище, которое автор дает Марфе Игнатьевне, сразу отталкивает. Нетрудно догадаться, что это человек грубый и жестокий. Своим поведением Кабаниха подтверждает высказывание Д. Свифта: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Она выставляет многих людей в дурном свете, особенно свою невестку Катерину. Кабанова ненавидит девушку не только из-за ревности к сыну Тихону, но и из-за отсутствия нравственных качеств, а потому хамит ей:
- Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить!
Жертвой нападок Марфы Игнатьевны Катерина стала и из-за своей кротости: она не может позволить себе грубить в ответ и переносит все оскорбления молча. Свое отношение Кабаниха демонстрирует и в наставлениях сыну: «Приказывай жене-то, как жить без тебя», «Скажи, чтоб не грубила свекрови<…> Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня». Когда Тихон пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. «Поразговаривай ещё!» - говорит она ему властным голосом. Кабанова добивается главной цели хама: оскорбить беззащитного человека и видеть, как он страдает.
Итак, в литературе XIX века мы нашли подтверждение нашим предположениям о влиянии семейных традиций, воспитания на поведение человека.
Глава 4. Век ХХ. М. Зощенко, В. М. Шукшин. «Люди, что с нами происходит?»
Хамство — признак бессилия.
Галина Щербакова.
Дверь в чужую жизнь
Поскольку большинству людей свойственно стремление к личностному росту, развитию, то хамство можно рассматривать в качестве протеста против рабского состояния. Если человек лишен возможности лично проявить себя в своих личных достижениях, отмечаемых и признаваемых обществом, то он стремится выделиться за счет унижения окружающих, злоупотребляет любой властью, используя её для унижения или уничтожения окружающих.
В этом нам позволил убедиться М. Зощенко в рассказе «История болезни», в котором описаны быт и нравы некоей особенной больницы, в которой посетителей встречает на стене жизнерадостный плакат: "Выдача трупов от 3-х до 4-х", а фельдшер вразумляет больного, которому не нравится это объявление, словами: "Если, говорит, вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте".
«Люди, что с нами происходит?» - спрашивает В. М. Шукшин в рассказе «Обида». В нем речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Речь идет… все о том же хамстве, обыкновенном хамстве.
Сашке Ермолаеву нахамила продавщица, ее поддержала очередь. И все это в присутствии крохотули-дочки, которая еще в силу своего возраста не может понять, что случилось, но сердцем чувствует, что эти тети и дяди "плохие", они обидели ее папу. И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей. Как поступить ему? Может, промолчать, повернуться и уйти? Как говорится, лбом стену не прошибешь, только шишки себе набьешь. А этих людей словом не переубедишь. И грубиянку-продавщицу, и людей из очереди, поддержавших ее, особенно Плаща-Чукалова.
Но ведь далеко не каждый человек сможет хотя бы внешне спокойно перенести обиду. Просто не сможет. Тогда, может быть, проще на грубость ответить грубостью, отвести душу и тут же забыть о случившемся? Как говорят в народе, когда не хватает слов, помогают выражения. Но опять-таки не каждый человек может опуститься до грубости и хамства. По своему складу он не может этого. Поэтому Василий Макарович предлагает единственно правильное решение: «Человеком надо быть…»
Таким образом, мы видим, что литература ХХ века находит истоки хамского поведения в социуме, на «служебной лестнице».
Глава 5. Учащиеся о проблеме хамства.
«… хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву»
С. Довлатов
А что же ХХI век? Как дела с хамством обстоят здесь?
В поисках причины возникновения хамства, выявления мнения современных людей, мы провели диагностическое исследование уровня воспитанности обучающихся 11 класса А нашей школы. Уровни воспитанности взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др. Выяснили, что класс имеет средний уровень воспитанности (см. Приложение), то есть учащимся свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция. Затем мы предложили детям отрывки из художественных произведений и попросили их выполнить следующее задание: С вашей точки зрения, каждый фрагмент – это пример невоспитанности, грубости или хамства? Напишите Ваше мнение о том, каковы причины хамства и где грань между невоспитанностью, грубостью и хамством.
Кроме того, учащимся была предложена небольшая анкета.
1. Приходилось ли вам на себе испытывать хамское поведение окружающих?
2. Что вы чувствовали в этот момент?
3. Хамили ли вы сами когда-либо окружающим вас людям? Почему?
4. Испытываете ли вы неловкость, чувство стыда, когда в вашем присутствии грубят незнакомым вам людям?
5. Испытываете ли вы неловкость, чувство стыда, когда слышите грубые, нецензурные выражения?
6. Используете ли вы в своей речи ненормативную лексику?
7. Нравится ли вам грубые, невоспитанные люди?
8. Как вы относитесь к хамству?
Проанализировав работы учащихся, мы обнаружили следующую закономерность: хамство по отношению к себе не желает принимать ни один из опрошенных, симпатии к грубым, невоспитанным людям учащиеся не испытывают, но большинство учащихся сами становились инициаторами хамского поведения или реагировали подобным образом на хамство в свой адрес. Чувство стыда, неловкости, когда в их присутствии грубят незнакомым людям, когда слышат грубые, нецензурные выражения, испытывает 70 % опрошенных.
Интересно, что учащиеся, обнаружившие низкий уровень воспитанности, сами бывают очень недовольны, когда ситуация хамского поведения касается лично их или членов их семьи.
Получается парадокс – ни одному учащемуся не нравятся грубые, невоспитанные люди, к хамству большинство относится отрицательно, но при этом они же сами хамят и используют в речи нецензурные выражения. Тогда как верить пословице о том, что к другим нужно относиться так же, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе…
В качестве самых распространённых причин появления хамства обучающиеся выделили следующие:
- внутренняя неудовлетворенность человека (страх, неуверенность в себе, злоба, обида);
- отсутствие воспитания, уважения к другим людям.
Приведем некоторые цитаты из работ учащихся 11 класса А.
Голоскова Наталья: «Я считаю, что люди начинают хамить из-за страхов. Так они защищаются, создавая вокруг себя стену, потому что с хамами не желают общаться.<…> хамят «маленькие», неуверенные в себе люди».
Крупенина Людмила: «В основе хамства лежит безнаказанность и, как следствие, вседозволенность. То есть такие люди считают, что они выше остальных (по известным только им причинам!)».
Сушко Екатерина: «<…> Очень жалко смотреть на таких людей. Они выглядят глупо (хотя они-то точно так не считают)».
Головий Владимир: «Говорят, что яблоко от яблони недалеко падает. Значит, причины хамского поведения некоторых людей надо искать в их генотипе, а потом в системе семейного воспитания, мне так кажется…»
Получается, что хамство является плодом воспитания во вседозволенности, или заложено в генотипе. Но при этом следует понимать, что хамское поведение - результат особой внутренней убогости и слабости духа человека. Эти люди не справляются со своей "темной" энергией и яростно выплескивают ее на окружающий мир при любом удобном случае. То есть непроявленный негатив человека не растворяется сам по себе - и, не имея возможности выйти вовне, направляет свою разрушительную силу не вовнутрь, а наружу, на других людей: негативные эмоции, агрессивность и хамство. Но это понятно: не на себя же, любимого, все это испускать.
На самом деле, все это очень печально: ведь это отношение людей друг к другу и к миру. На хамство окружающих лучше всего не отвечать тем же: то есть, не снисходить на уровень диалога, предлагаемого человеком- агрессором. Ни при каких обстоятельствах не нужно терять своего человеческого лица и своих нравственных позиций, понимая, что это их выбор восприятия реальности, а значит – не ваш.
Заключение.
Хамство терпеть нельзя.
Леонид Якубович
Сегодня мы размышляли над проблемой, с чего начинается хамство. Поставив перед собой следующие задачи:
- рассмотреть произведения художественной литературы XVIII – XX веков для выявления природы хамского поведения людей;
- исследовать уровень воспитанности обучающихся 11 класса А; выявить их мнение об истоках возникновения хамства;
- возрождение и формирование духовных ценностей, - проведя анализ произведений художественной литературы XVIII – XX веков, творческих работ учащихся мы пришли к выводу о том, что на возникновение хамства может влиять:
1. Первичное окружение человека, то есть семья и семейное воспитание. Родился ребенок и перенимает и манеру, и слова общения родителей и ближнего окружения. Можно учить ребенка правильной речи, но если он слышит, как привыкли разговаривать его родители между собой, или родители с кем-то из знакомых, то его острый слух не пропустит манеры употребляемой речи мимо своих ушей.
2. Привычное социальное окружение в школьном и подростковом возрасте. Красуясь перед собой и перед кругом «товарищей», подростки с ранних лет учатся не любить и не уважать ни себя, ни своего ближнего, употребляя в своей речи оскорбительные слова и жесты. Агрессивная среда прочно делает свое дело: человеку становится привычным оскорбить или обидеть встречного.
3. Индивидуальные черты характера и генетическая предрасположенность.
4. Низкий уровень развития сознания во взрослом возрасте.
5. Безнаказанность.
Нельзя не отметить, что непреходящая актуальность, злободневность данной темы, осмысленная писателями XVIII-XX веков, заставляла и заставляет общественность задуматься о судьбах поколения и о будущем нации, «дабы не рассеяться, не прийти в упадок как народ».
И выходит? Наше текущее хамское сейчас в людях - есть продукт предыдущего поколения, что так гордилось своим интеллектом?
И спросим себя - неужели хамы откуда-то взялись? Вовсе нет - они были всегда. Они «сидят» в каждом из нас, ибо природа хамства – внутренняя слабость человека. Только одни люди могут контролировать свои слабости, а другие – нет; одни позволяют себе перейти грань между невоспитанностью и хамством, а другие не позволят себе поставить человека в неловкое положение. Повторимся, но люди ни при каких обстоятельствах не должны терять своего человеческого лица и своих нравственных позиций.
Как мы и предполагали, однозначного решения на природу возникновения хамства мы не нашли. Но уверены, что бороться с ним просто необходимо. Другой вопрос, с чего начать? А для этого, как нам кажется, человек должен работать над собой. «Человек обязан следить за собой – во имя самого себя и суда человеческой чести», - пишет А. Лиханов в романе «Сломанная кукла».
От того, каким вырастет нынешнее поколение, зависит будущее нашей страны и общества. Каким оно станет, какие книги будет читать, на каких примерах воспитываться во многом зависит от сегодняшних взрослых, педагогов, поэтов, писателей, деятелей культуры и искусства.
Возвращение к истокам православия, духовной культуры – вот те ориентиры, к которым мы должны стремиться.
Список используемой литературы.
1. Большой толковый словарь.
2.Грибоедов А. С. Горе от ума. Ленинград «Художественная литература» ленинградское отделение, 1976
3. Григорьев А.А. «По поводу нового издания старой вещи: «Горе от ума»
4. Капустин М.П., Шилова М.И. и др. Методики диагностических программ.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.
6. Зощенко М. Рассказы и повести. Ашхабад. Туркменистан, 1988
7. Русская литература. Хрестоматия для средних и старших классов. – Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1995. – 592 с.
8. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
9. Шукшин В. М. Рассказы. – Саратов: Приволжское книжное издательство. – 1988. – 208 с .
12. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=79998
Приложение.
Уровень воспитанности обучающихся 11 класса А
Дата проведения: 18.01.2013 г.
Всего учащихся в классе: 21
Приняли участие в опросе: 18
№ п/п | ФИ ученика | Балл | Уровень |
1 | Голоскова | 0,8 | средний |
2 | Крупенина | 0,7 | средний |
3 | Головий | 0,9 | выше среднего |
4 | Репина | 0,8 | средний |
5 | Суслин | 0,8 | средний |
6 | Семёнов | 0,9 | выше среднего |
7 | Носков | 0,9 | выше среднего |
8 | Умаров | 0,7 | средний |
9 | Шишурин | 0,5 | низкий |
10 | Гусева | 1 | высокий |
11 | Шумкова | 0,8 | средний |
12 | Фисенко | 0,9 | выше среднего |
13 | Ветлужских | 0,9 | выше среднего |
14 | Кумова | 0,9 | выше среднего |
15 | Капустина | 0,8 | средний |
16 | Сушко | 0,7 | средний |
17 | Назарова | 0,8 | средний |
18 | Шумков | 0,7 | средний |
Средний – 10 – 55%
выше среднего – 6 - 33%
высокий – 1 – 6%
низкий – 1 – 6%
Уровень воспитанности класса: 0,8 – средний.
Расчет делать по каждому пункту. Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов)
( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктами делятся на 9.
( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).
Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльнойшкале.
Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П.Капустиным, М.И. Шиловой и др.
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Анализ анкет учащихся 11 класса А
Дата проведения: 19.01.2013 г.
Всего учащихся в классе: 21
Приняли участие в опросе: 20
№ п/п | Вопрос | Результат | |
«Да» | «Нет» | ||
1 | Приходилось ли вам на себе испытывать хамское поведение окружающих? | 85% | 15% |
2 | Что вы чувствовали в этот момент? | - | - |
3 | Хамили ли вы сами когда-либо окружающим вас людям? Почему? | 75% | 25% |
4 | Испытываете ли вы неловкость, чувство стыда, когда в вашем присутствии грубят незнакомым вам людям? | 65% | 35% |
5 | Испытываете ли вы неловкость, чувство стыда, когда слышите грубые, нецензурные выражения? | 70% | 30% |
6 | Используете ли вы в своей речи ненормативную лексику? | 65% | 35% |
7 | Нравится ли вам грубые, невоспитанные люди? | 0% | 100% |
8 | Как вы относитесь к хамству? | 0% 3 учащихся ответили, что равнодушны | 85% |
На второй вопрос наиболее распространенным ответом было слово «обида».
При ответе на третий вопрос в качестве причин, по которым они сами вели себя недостойно, учащиеся называют эмоциональное состояние: обида, злость, плохое настроение, или «хамство в ответ на хамство».
Получается парадокс – ни одному учащемуся не нравятся грубые, невоспитанные люди, к хамству большинство относится отрицательно, но при этом это же большинство учащихся сами хамили и используют в речи нецензурные выражения. Тогда как верить пословице о том, что к другим нужно относиться так же, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе…
Цветение вишни в лунную ночь
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Как нарисовать зайчика
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Пчёлки на разведках