Работа создана в жанре эссе и представляет собой размышления о древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских" и древнегреческой легенде о Филимоне и Бавкиде. Что же, по мнению ученика, объединяет героев древнерусской повести и древнегреческой легенды? Объединяет их Любовь, ибо «подлинно нет ничего более богообразного, более возвышающего людей до обожения, чем Божественная любовь» (Преподобный Максим Исповедник).
Вложение | Размер |
---|---|
esse_bruklich.doc | 124.5 КБ |
«Прекраснейшее из всего Творенья…»(Н. Гумилёв)
(Священные узы супружества в древнерусской повести
и древнегреческой легенде)
Эссе
Бывая в Москве, мы с родителями заходим в Третьяковскую галерею. В этом бесконечном мире шедевров живописи, создававшихся столетиями, запоминаются иконы: и гениальная «Троица» Рублёва, и утончённые работы Дионисия, и суровые образы Феофана Грека. Присматриваюсь к ликам – скорбным, тревожным, умиротворённым, озарённым каким-то небесным светом. Особенно привлекает икона XV века «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София».
Будучи глубоко верующей христианкой, благочестивая вдова София воспитала дочерей в любви к Богу, уча их не привязываться к земным благам. Поражаюсь, как стойко сёстры, практически мои ровесницы, терпели страшные муки за верность Всевышнему. Святая София испытала ещё большие мучения от разлуки с замученными детьми. Потому, видимо, их именами названы главные христианские добродетели – Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Именно они составляют основу христианского супружества.
Супружеский союз есть одно из высших творений Создателя. «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие, 2, 18). Господь почтил и благословил супружеский союз Своим присутствием на браке в Кане Галилейской. Он возвёл супружество в число Таинств Церкви и подтвердил нерасторжимость этого союза, сказав: «… человек прилепится к жене своей, и будут они одной плотью…» (Мк. 10, 6-9). Составляя одну плоть, супруги имеют одну душу. Взаимной любовью они пробуждают друг в друге благочестие – истинное богопочитание, благоговейное признание Божественных истин и исполнение их на деле.
Благочестивые супруги изображены в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Историю святых чудотворцев написал священнослужитель Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм). Талантливый литератор, он создал удивительно поэтичную повесть о вере, мудрости и любви – дарах Святого Духа, которые даются людям, чистым сердцем и смиренным в Боге. Благоверный Пётр был младшим братом княжившего в Муроме Павла. Желая спасти жену брата от змея-насильника, положившись на помощь Божию, Пётр поразил супостата. Но тот перед смертью обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. И только Феврония, дочь древолаза, обладавшая даром прозорливости и исцелений, взялась лечить князя, но при условии, что станет его супругой. Девушка утверждала: «Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Пётр пообещал жениться, но в душе слукавил: княжеская гордость мешала ему согласиться на брак с дочерью древолаза. Феврония взяла хлебной закваски и велела князю смазать все струпы, кроме одного. Благодатная девица имела премудрость Святых отцов и назначила такое лечение неспроста. Как Господь, исцеляя нуждающихся, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни даются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, имея в виду духовный смысл (оставлен несмазанным один струп как свидетельство греха). Вскоре, как и предвидела премудрая Феврония, болезнь возобновилась, и князю пришлось вновь обратиться к девушке. Быстро исцелившись, Пётр взял Февронию в жёны, и прибыли они в Муром и «начали жить благочестиво, ни в чём не преступая Божии заповеди». Дух смирения, терпения и любви объединял супругов. Благоверная Феврония обладала многими добродетелями: и даром исцеления, и даром творить чудеса (к примеру, обычные хлебные крошки в её руках превращались в благоухающий ладан). «Лучезарная» Феврония (именно такова символика её имени) была самым большим богатством для Петра. Ведь цена добродетельной жены «выше жемчугов», а «приобретение мудрости гораздо лучше золота» (Книга притчей Соломоновых). Пётр, исполненный Божественной благодати, отличался кротостью, в его обычае было ни на что не гневаться. Узнав, что «злочестивые» бояре хотят разлучить его с любимой женой, Пётр поступил по Евангелию: «…пренебрёг княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить». Оказавшись в трудной ситуации, супруги уповают на Создателя: «Милостивый Бог, Творец и Заступник всех не оставит нас в беде!» Когда готовили ужин, повар, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. После трапезы премудрая княгиня Феврония благословила эти обрубочки, и утром они стали большими деревьями. Этим чудом жена хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь раз «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживёт» (Иов. 14:7), то и человек, уповающий на Господа, обязательно получит благословение, благодать и ласку Бога.
После распрей бояр, поссорившихся из-за власти, блаженные Пётр и Феврония вернулись в город и правили, «соблюдая заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям». Ко всем они питали равную любовь, городом управляли со справедливостью и кротостью, «не жалели тленного богатства, но богатели Божьим богатством»: благостью, смирением, мудростью, верой, любовью.
Когда пришло время «благочестивого преставления их», умолили они Бога умереть в один день и завещали похоронить себя в одном гробу. В одно время приняли монашество, и в иноческом чину Пётр был назван Давидом («любимый»), а Феврония – Евфросинией («радостная»). Как видим, Господь смиренных возвышает: их имена и теперь связаны с Божественной благодатью и любовью. «Отдали они оба святые свои души в руки Божии» в один день. Дважды нечестивые горожане разносили их тела по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Священные узы брака не удалось разорвать даже после смерти. Так и похоронили супругов вместе около церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и «припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление». С тех пор 25 июня (8 июля) почитается днём святых Петра и Февронии Муромских, а сами они считаются покровителями семьи и брака.
Блаженный Пётр и предивная Феврония - ярчайшие личности Святой Руси, отразившие её духовные ценности. Уверен, что это идеал христианского супружества: они своей жизнью доказали, что христианские супруги истинно любят Бога, усердно исполняют заповеди Его, имеют взаимную постоянную любовь, верность и уважение друг к другу, ведь любовь без уважения, как сказал А.Дюма-отец, - «это ангел с одним крылом». Христианские супруги смиренны, терпеливы среди трудных и скорбных обстоятельств жизни, непритворно любят ближних и непоколебимы в преданности Господу.
Достоинство и счастье христианского супружества, которое заключила сама Церковь, хорошо показал древний учитель Церкви Тертуллион, воскликнув: «Как приятно иго двух сердец, соединённых одною надеждою, одним учением, одним законом!» В этом убеждаюсь, читая древнегреческую легенду «Филимон и Бавкида», повествующую о пожилых бедных крестьянах из селения Фригия. Все годы под тростниковой крышей их хижины «жила с ними Бедность», но супруги спокойно сносили её существование, утверждая: «Лишнего нам не надо, а насущное мы имеем…» Однажды простые путники посетили Фригию. Везде в богатой деревне им, одетым в жалкие лохмотья, отказали, и только здесь, в самой бедной хижине, приняли как желанных гостей. На вопрос путников, бедны ли они, Филимон ответил: «Не жалуюсь на богов… От трудов своих я сыт, а большего нам не надо». Мудрый старец убеждён, что от лишнего не будешь счастливее: «ведь желаниям нет предела». Понимают супруги, что нехорошо живут люди: «Зависть с гнусным лицом и ненасытная Алчность – вот их друзья». Позабыты Честь, Совесть, Милосердие, Сострадание. Бедные же супруги об этом помнили: они оказали путникам радушный приём и даже решили зажарить единственного гуся, но боги (а это были Зевс и Гермес) не позволили им этого сделать. Ведь «хорошо принимает не тот, кто ставит богатую трапезу, а тот, кто от сердца отдаёт всё, что может». Наслав потоп, боги превратили негостеприимную деревню в болото, равнодушных и жадных обитателей – в лягушек, а бедную хижину благочестивых стариков - в величественный храм. «Праведный старец» и «достойная мужа супруга» стали в нём службу нести, моля богов лишь об одном: умереть вместе, чтоб не пришлось одному рыдать над телом другого. Так и случилось: умерли они в один день. Филимон после смерти превратился в кряжистый дуб, а Бавкида – в гостеприимную тенистую липу, растущие из одного корня, что стало символом их великой любви и вечного союза. Разорвать священные узы Гименея оказалось невозможным. И сам Гименей, древнегреческий бог брака, не случайно изображался цветущим юношей, летящим на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий с факелом в одной руке и венком – в другой. Великий смысл вложили мудрые эллины в образ юного бога: ярко горит пламя брачного факела как символ вечной Божественной любви супругов, а терновый венок напоминает о трудностях семейной жизни. Потому, как гласит легенда, и приходят к деревьям молодожёны и на сучьях вешают венки из цветов. «Говорят, это приносит счастье в супружеской жизни».
Размышляя над историей богобоязненной четы из древнегреческой легенды, убеждаюсь, что супружество – это призвание. Как и всякое призвание, оно требует служения. Филимон и Бавкида выбрали служение и нашли своё счастье в служении – друг другу, людям, Богу. Это образец супружеской пары.
Что же объединяет героев древнерусской повести и древнегреческой легенды? Объединяет их Любовь, ибо «подлинно нет ничего более богообразного, более возвышающего людей до обожения, чем Божественная любовь» (Преподобный Максим Исповедник). Она собирает воедино все блага и добродетели, которые прекрасно запечатлены на иконе «Премудрость созда Себе дом».
На ступенях Дома видны слова: Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благо. Твёрдая убеждённость в существе Бога и упование на Господа, чистота помыслов и душевное благородство, смирение и кротость, долготерпение и стойкость, милосердие и доброта - вот образ тех благ, что стяжала Совершенная Любовь. Именно такая Любовь является основой брака как Священного Таинства. «Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляя великую радость…» (Святой Григорий Богослов). Вот почему мне кажется, что супружество – «прекраснейшее из всего Творенья…» (Н.Гумилёв)
Рисуем акварельное мороженое
Барсучья кладовая. Александр Барков
Отчего синичка развеселилась
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Девочка-Снегурочка