Проблема добра и зла - это вечная проблема, которая волнует человечество на протяжении веков. Автор исследования пытается разобраться, как соотносятся добро и зло в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Всегда ли торжествует добро и всегда ли зло несёт несчастье? Эти и другие вопросы затрагиваются в работе.
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo_v_romane_m.a.bulgakova.docx | 61.46 КБ |
с углубленным изучением отдельных предметов»
Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Автор: Шапкина
Виктория Дмитриевна,
ученица 11 Б класса
Руководитель: Субоч
Раиса Ивановна,
учитель русского языка,
литературы и МХК
Балаково
2013
Содержание
Глава 1. Добро и зло в ершалаимских главах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Глава 2. Добро и зло в московских главах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Глава 3. Соотношение добра и зла в двух пластах романа
Список использованной литературы
На протяжении всей своей истории развития люди всегда выделяли две противоборствующие силы: добро и зло. Соотношение этих сил в душе человека и в окружающем мире во многом определяло развитие как внешних, так и внутренних событий в жизни человека.
Что же в конечном итоге победит: добро или зло? Можно ли однозначно разрешить этот философский вопрос? Одним из первоисточников этой темы можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, вступающими в постоянное противодействие. На протяжении столетий философы, поэты и писатели, подхватив эту тему, пытались найти свой ответ на вопрос. Не стал исключением и Михаил Афанасьевич Булгаков, который, обращаясь к вечному вопросу бытия, переосмыслил его под воздействием исторических событий, происходящих в России в первой половине ХХ века, создал многоплановый роман «Мастер и Маргарита». Произведение вошло в золотой фонд русской и мировой литературы. Его читают, анализируют, им восхищаются, о нём спорят. Вот почему для исследования был выбран роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а темой исследования стало соотношение добра и зла в романе.
Актуальность исследования подтверждается тем, что тема добра и зла, поднятая в произведении, всегда существовала в литературе и относится к вечным темам искусства. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос красной нитью проходит через весь роман «Мастер и Маргарита".
Цель работы – определение соотношения добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Задачи:
Гипотеза: предполагается в ходе исследования определить соотношение добра и зла в пользу добра.
При исследовании использованы методы анализа, сравнения и обобщения.
Объект исследования: роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Предмет исследования: проявления добра и зла в образной системе романа М. А. Булгакова.
В работе использованы работы известных литературоведов: Яновской Л.М. , Абрагама П.Р. , Соколова Б.Е. , Петелина В.В. и др.
Работа состоит из трех глав: первая глава посвящена выявлению образов, стоящих на сторонах добра и зла в ершалаимских главах, вторая глава – выявлению образов, олицетворяющих добро и зло в московских главах романа, и третья глава определяет соотношение добра и зла в романе в целом.
Глава 1. Добро и зло в ершалаимских главах романа
М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В романе «Мастер и Маргарита» писатель продолжает вечную тему борьбы добра и зла. Причем делает это своеобразно – перед нами появляются два романа. В одном автор описывает события 20-30-х годов ХХ века, в другом – события библейских времен. Булгаков представляет вниманию двуединое пространство. Оно состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о Мастере. Эти романы, с одной стороны, противопоставлены друг другу, а с другой стороны, в них представлена единая история человечества, состояние нравственности за последние две тысячи лет.
Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Перед нами оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав — пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, который пришел в мир с учением о добре. Но его истину современники не приняли, и Иешуа был приговорен к позорной смертной казни — повешению на столбе. Именно эти образы и будут в центре исследования.
Булгаковский Иешуа Га-Ноцри – это художественное осмысление евангельского образа Иисуса Христа. Но писатель подчеркивает существенную разницу между своим персонажем и Христом. Иешуа не знает о своем божественном происхождении, он простой человек. Автор в данном случае сосредоточен на человеческой сущности Богочеловека, не отвергая и божественного его начала: в финале Иешуа представляет собой высшую божественную силу, по поручению которой Левий Матвей предстает перед Воландом с просьбой о награде Мастера покоем.
Иешуа в романе предстает перед читателем, прежде всего, нравственно прекрасным человеком, незаслуженно пострадавшим, но опору в самом себе и в своей истине, которой он остался верен до конца. Самое удивительное понимание добра в романе — это истина Иешуа. Он всех называет «добрыми людьми», даже Марка Крысобоя, к которому, кажется, совсем неприменимы представления о гуманности. Иешуа считает «добрым» и прокуратора, прощает его. Причем прощать настолько естественно для Иешуа, что это не выглядит жертвой, а предстает как естественное свойство его натуры, живущей вне законов зла. Доброта и готовность к прощению – эти качества являются определяющими образ Иешуа как образ, несущий доброе начало.
Понтий Пилат — реальная историческая личность. Прокуратором Иудеи Понтий Пилат был в 26–36 гг. н.э. «Булгаковский Понтий Пилат значительно облагорожен по сравнению с прототипом. М. Булгаков в своем романе разворачивает глубинный евангельский сюжет сомнений, страха, и предательства Пилатом Иисуса»,[1] - отмечает Л.М. Яновская.
Соглашаясь с этим утверждением, отметим, что в изображении
М. Булгакова – это сложный и драматичный персонаж, внутри которого идет борьба добра и зла. Он двойственен по своему положению. С одной стороны, является вершиной политической власти в Ершалаиме, но с другой стороны, он всего лишь чиновник кесаря, его собственные карьера и жизнь зависят от единственного слова императора.
«Это подневольное положение порождает политическую трусость, которая называется «пилатчиной»: это - отказ от доброй воли, совершение поступков против человеческой совести»,[2]- утверждает
П.Р. Абрагам. Пилат не только сразу же понимает невиновность Иешуа Га-Ноцри, но и пытается его спасти, предлагая своему арестанту солгать и опровергнуть показания доносчиков. И все-таки, проявляет малодушие: из-за трусости и боязни немилости императора Тиверия, Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. Совершается непоправимая трагическая ошибка – Иешуа казнят. Могущество Понтия Пилата оказывается мнимым. Он трус, верный слуга кесаря. В этом смысле он явно выразитель злого начала в романе.
Но прокуратор пытается хотя бы частично искупить свою вину перед невинным бродячим философом. По приказу Понтия Пилата страдания Иешуа были сокращены: его пронзают копьем, чтобы сократить его мучения. Прокуратор даже мстит за смерть Иешуа убийством Иуды, но и это не помогло ему приблизиться к истине Иешуа.
В.В. Петелин отмечает «два плана в развитии действия, которое отражает борьбу живущих в Пилате двух начал. И то, которое можно определить как духовный автоматизм, обретает над ним на какое-то время фатальную власть, подчиняя все его поступки, мысли и чувства. Он теряет над собой власть».[3] Сначала видим явное падение человеческого, но потом впоследствии замечаем и возрождение в его душе человечности и сострадания, доброго начала. Понтий Пилат совершает над самим собой беспощадный суд. Он грешен. Его душа переполнена добром и злом, ведущих между собой неотвратимую борьбу. Но внимание Булгакова привлекает не грех, а то, что за этим следует – страдание, раскаяние, искренняя боль.
Интересно мнение Л.М. Яновской о том, что «совершая зло под давлением обстоятельств, которым не смог противостоять, Пилат мучается из-за совершенного им зла «двенадцать тысяч лун», и то, что его совесть пробудилась, не может не вызвать к нему сочувствия».[4]
Существует и другая оценка поступка героя. В.А. Чалмаев считает: «Даже после прощения Пилат не может освободиться от мысли о «прошлой казни», ищет подтверждение тому, что ее не было. Тем не менее, он уже неотделим от Иешуа. Он вечно будет воплощением «пилатчины», ухода от своей совести. Понтий Пилат получил свое наказание за трусость – бессмертие вечной вины».[5] Отсюда осуждение как естественная реакция на действия Понтия Пилата. Однако стоит ли торопиться с осуждением героя, ведь в последней главе романа по просьбе Мастера и Маргариты Понтий Пилат получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа уходит по лунной дорожке. Мне почему мне всё-таки ближе оценка Л.М. Яновской, которая более точно, на мой взгляд, отражающей замысел самого писателя, избегающего категоричности.
Понтий Пилат и Иешуа ведут дискуссию о добре и зле. Иешуа верит в добро, в предопределенность исторического развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в неискоренимости зла в человеке. Может быть, ошибаются оба? Путь по лунной дорожке стал итогом в споре Пилата и Иешуа, который навечно их сблизил; так зло и добро слились воедино в человеческой жизни.
Итак, в ершалаимских главах романа Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. А Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.
Глава 2. Добро и зло в московских главах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Изменился ли мир спустя две тысячи лет спустя? Пришло время подвести итоги. Сама дата — ХХ век — как бы обязывала подводить итоги жизни человечества в области христианства: стал ли мир лучше, стал ли человек умней, добрей, милосердней за это время, изменились ли московские жители внутренне, если изменились внешние обстоятельства? Какие ценности они считают главными в жизни? К тому же в Москве в 1920-1930-е годы было объявлено о строительстве нового мира, о создании нового человека. И Булгаков сравнивает в своем романе современное человечество с тем, каким оно было во времена Иешуа Га-Ноцри.
Вторая часть романа «Мастера и Маргарита» является удивительным сочетанием реальности и фантастики. Роман о Мастере представляет собой реалистичную, конкретную и исторически достоверную «булгаковскую Москву», где время, город и люди соединяются в живописную и удивительную картину. Действие романа происходит в Москве 30-х годов, которая населена обыкновенными людьми – современниками автора. Именно здесь появляется великий Сатана, который раз в столетие приходит на Землю, чтобы посмотреть, как живут люди. Жизнь Москвы того времени становится объектом интереса не только Князя тьмы, но и самого Булгакова.
Обратимся к московским главам романа. Здесь высмеиваются и обличаются пороки, свойственные современникам писателя. В Москве, где царит несправедливость, атеизм и зло, живут Мастер и Маргарита. Именно эти образы прежде всего будут в центре исследования.
Главный герой Мастер – появляется только в 13-й главе. Это одна из самых загадочных фигур романа. Многие исследователи, такие как
М.О. Чудакова, В.Я. Лакшин, вполне обоснованно считают Булгакова его прообразом. У Мастера и Булгакова одна общая трагедия – трагедия непризнания. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой, как утверждает Б.В. Соколов, воплощением «безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества».[6] «Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой», [7] – пишет В.И. Немцев.
Мастер – безусловно, автобиографический персонаж, но построенный с опорой на известные литературные образы, а не с ориентацией на реальные жизненные обстоятельства. Он мало похож на человека 20-х - 30-х годов, и, по мнению В.И. Немцова, «его можно легко переместить в любой век и в любое время».[8] Это философ, мыслитель, творец, и с ним в первую очередь связана философия романа.
У Мастера нет настоящего имени. Он пережил непризнание, преследования в литературной среде. В своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа он выразил авторское понимание истины. Еще неопубликованный роман отвергнут критикой, и не может увидеть света в литературном мире. Необходимость веры и необходимость поиска истины, которую Мастер хотел донести до людей, оказались также отвергнуты, как и он сам. В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. Но в мире, где роль человека определяется исключительно его общественным положением, все-таки существуют добро, правда, любовь и творчество.
Поверить в это даёт нам возможность один из центральных образов в романе – образ Маргариты. Милосердие, бесконечная любовь и беззаветная преданность любимому человеку – вот что отличает героиню. Она берет на себя активную роль в судьбе Мастера и пытается вести борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой он отказывается.
Героиня борется за свое счастье до конца, готова на все, даже на сделку с Дьяволом. Ее участие в бале Сатаны вместе с величайшими грешниками, которые после бала превращались в прах, возвращались в небытие, совершается в потустороннем мире, где Маргарита никому не причиняет вреда и потому этот грех не требует искупления в мире реальном.
Эта женщина избавляет Мастера от страданий, способствует возрождению созданного им романа и, в конечном счете, побеждает смерть, когда восходит со своим возлюбленным к новой жизни, вечному покою. Воланд предоставляет им «покой» и соединяет два сердца навечно в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется высшая свобода.
Маргарита стала поэтическим образом любящей женщины, способной на самые самоотверженные поступки ради любви. Для писателя Маргарита – идеал. А Мастер – носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Но писатель не прощает ему страх, безверие, слабость, отступление от борьбы за свою идею. Маргарита помогает возлюбленному, вступая в открытую борьбу за добро.
В раскрытии темы добра и зла в московских главах огромную роль играет образ Воланда. Он тот, кто возглавляет мир потусторонних сил. Воланд – это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Он в самом начале романа вводит евангельскую тему, рассказывая о допросе Иешуа Пилатом. Именно Воланд определяет весь ход действия московских сцен. Внешне он напоминает дьявола. Но если традиционный «христианский» дьявол внушает зло, лжет и искушает, то в романе мы видим совершенно нетрадиционного дьявола, который даже вызывает у читателя симпатию. Все действия Воланда и его свиты в Москве подчинены главным целям – встрече Мастера и Маргариты для определения их судьбы, а также возвращение рукописи романа о Понтии Пилате.
Разоблачению московского народонаселения посвящена двенадцатая глава «Черная магия и ее разоблачение». В ней идет речь о скандальном представлении в театре Варьете. Воланда интересует «важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»[9]
Вывод Воланда известен: человеческая природа не может так быстро перемениться, все осталось по-прежнему. Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, не смогли ничего изменить в современной Москве. Такой вывод делает Булгаков.
Были ли прототипы у Воланда? Скорее всего, нет, потому что сам писатель подчеркивал в письме С. Ермолинскому: «У Воланда никаких прототипов нет, очень прошу тебя, имей это в виду».[10]
Изображение дьявола в русской и мировой литературе имеет многовековую традицию. Не случайно в образе Воланда сочетается черты героев многих литературных источников. Так например, имя Воланда и эпиграф к роману заимствованы из «Фауста» Гёте.
Воланд наделен всезнанием. Он видит будущее и прошлое, знает мысли своих героев, их намерения и переживания. И здесь нет ничего сверхъестественного, потому что он творец всего этого мира. Я согласна с мнением В.В. Петелина в том, что если «…снять всю внешнюю мишуру, все эти превращения, фантастические картины, все эти одежды, годные только для маскарада, то перед нами предстанет сам Булгаков, тонкий и ироничный».[11] Именно таким тонким и ироничным предстает передо мной
М. А. Булгаков как автор романа.
Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном свете. Воланд не внушает и не сеет зла, он не лжет и не искушает. «Он всего лишь вскрывает зло, разоблачая, сжигая, уничтожая то, что действительно ничтожно»,[12] - говорит Л.М. Яновская. И я согласна с этим компетентным мнением.
Таким образом, в московских главах романа Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.
А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.
Глава 3. Соотношение добра и зла в двух пластах романа
«Добро и зло» – понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. По логике вещей добро должно «открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Так ли на самом деле обстоит дело в романе?
«Мастер и Маргарита» – двойной роман. Однако, несмотря на очевидное противопоставление двух пластов романов, они образуют единое романное пространство. Даже сюжетные линии обоих пластов романа заканчиваются в одной пространственно-временной точке, где получают свое освобождение Пилат и Мастер. Сходство ситуаций и персонажей древнего и современного романов соответствует единому сюжетному завершению. И только в этом сопоставлении раскрывается замысел произведения. Ершалаим и Москва – две сценические площадки двух актов одной всечеловеческой трагедии – описаны в одном лирическом ключе. А Воланд – ключевое звено, связывающее два параллельно существующих мира.
В романе «Мастер и Маргарита» двойственность выражается и в диалектическом взаимодействии добра и зла. По Сковороде, добро не может существовать без зла, либо люди просто не будут знать, что это добро. Воланд говорит Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?».[13] Должно быть, некое равновесие между добром и злом в Москве было нарушено: чаша весов резко склонилась в сторону зла, а Воланд пришел, чтобы восстановить равновесие.
В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы добро и зло воплощаются в лицах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, близкого по образу к Христу, и Воланда, сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия – в Москву 30-х гг. ХХ века. Воланд пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где царила ложь, несправедливость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву.
На Земле должно быть равновесие добра и зла, а если люди попытаются нарушить эту гармонию, то Земля превратится в рай или ад, в зависимости от того, в какую сторону люди «склонили» свой Дом. Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны, и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга.
Дуалистическая концепция Булгакова сводилась к тому, что мир поделен между Богом и Дьяволом и что они правят миром заодно. В ранних редакциях Булгаков колебался и все-таки ставил свет выше тьмы. В последнем разговоре с мастером Воланд говорит:
– Я получил распоряжение относительно вас...
– Разве вам могут велеть?
– О да. Велено унести вас.... [14]
В этом варианте Бог приказывал сатане и, следовательно, отвечал за все зло мира. В окончательном виде «вина» Бога снимается, князь тьмы получает свое царство в полную власть, и былое распоряжение становится всего лишь просьбой даровать мастеру покой (однако не свет). Здесь зло следует логике парадокса Гёте: желая зла, зло все-таки (иногда) приносит благо. Эта парадоксальная роль делает тьму если не светом, то очищающим огнем.
Нигде в романе не говорится о каком-либо «равновесии» добра и зла, света и тьмы, или о приоритете добра. Эта проблема явно определена, но окончательно не решена автором ни в пользу добра, ни в пользу зла.
Итак, добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла, как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.
В ходе проведенного исследования, проанализировав ершалаимские главы романа, выяснено, что Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.
Определено, что в московских главах романа Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.
А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.
Сопоставление добра и зла в двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.
Гипотеза не нашла своего подтверждения, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.
Список использованной литературы
[1] Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1993, с. 628
[2] Абрагам П.Р. Роман “Мастер и Маргарита” М.Булгакова - М., 1989, с. 462
[3] Петелин В.В. Возвращение мастера: ст. о М.А. Булгакове – М., с. 485
[4] Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1993, с. 629
[5] Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс, с. 124
[6] Соколов Б.В. «Булгаковская энциклопедия». – М., 1999, с.143
[7] Немцев В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара 1991, с.104
[8] Немцев В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара 1991, с.103
[9] Булгаков М.А. Собрание сочинений М., 1992., стр. 121
[10] Булгаков М.А. Неизвестный Булгаков. М., 1993, с. 206
[11] Петелин В.В. Возвращение мастера: ст. о М.А. Булгакове – М., 1986, с. 493
[12] Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1993, с.278
[13] Булгаков М.А. Собрание сочинений М., 1992, с. 350
[14] Булгаков М.А. Великий канцлер: Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита" М., 1992, с. 287
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
"Портрет". Н.В. Гоголь
Рисуем акварельное мороженое
Машенька - ветреные косы
Новогодние гирлянды