Оластной конкурс детско-родительских проектов по истории семьи и семейным традициям "История моей семьи в истории родного края" Номинация "Семейная реликвия". В этой работе ученица отразила как они хранят в своей семье похоронку на прадедушку, и как она передается из поколения в поколение.
Вложение | Размер |
---|---|
semeynaya_relikviya_kochura.docx | 96.73 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №5 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Областной конкурс-фестиваль
детско-родительских проектов по истории семьи и семейным традициям
«История моей семьи в истории родного края»
Номинация «Семейная реликвия»
«Мы знаем.
Мы помним.
Мы сохраним»
Выполнил: Кочура Ольга Александровна, 15 лет |
2013 г.
Неважно, как реликвию зовут:
Георгиевский крест иль орден Ленина,
Они высокой славою овеяны,
За ними кровь, бесстрашие и труд!
Эдуард Асадов
Раньше и в наше стремительное время часто приходится слышать, что для человека является самым дорогим и ценным? Безусловно, что это жизнь и здоровье, наши родные и близкие, успешность и благополучие. Но никто не станет оспаривать, что память – одно из самых бесценных сокровищ, которое дается человеку. Память – это связующее звено, крепкое, прочное. Человеку она дается неспроста. Память, как корни у дерева, на них держится вся жизненная правда. Если человек забывает прошлое, то у него нет настоящего, он не имеет права на будущее.
В нашей семье к этому вопросу подходят очень серьезно: мама, Кочура Александра Викторовна, еще несколько лет назад обратилась к своему дяде, брату отца, Железняк Василию Михайловичу, с просьбой воссоздать генеалогическое древо по линии своего отца, Железняк Виктора Михайловича.
Есть в нашем семейном архиве удостоверение на эвакуацию из блокадного Ленинграда моей прабабушки, Железняк Прасковьи Андрияновны вместе с детьми: Василием, Виктором, Зинаидой; похоронное удостоверение на моего прадеда. Железняк Михаила Пантелеевича. Они является реликвиями нашей семьи.
Реликвия (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.
О моей прабабушке. Железняк Прасковье Андрияновне. много рассказывает моя мама. Кочура Александра Викторовна, в девичестве Железняк. О прабабушке составил письменные воспоминания ее сын. Железняк Василий Михайлович. Ему в 2013 году исполнилось 86 лет, он проживает в городе Фролово Волгоградской области. Мы вместе с семьей бываем в гостях у дяди моей мамы, и он с необыкновенной теплотой любит рассказывать о своей маме.
Черты характера моей прабабушки уходят далеко в ее корни. Мама Железняк Прасковьи Андрияновны (в девичестве Якименко), Феодосия Григорьевна Гончарова, родилась в 1874-75 г.г. в селе Лизиновка Россошанского района в довольно, по тому времени, зажиточной семье. На их усадьбе до 1930 года было два- три дома. Один из них под мастерской ее брата и племянников. Ее мать – Надежда Павловна Гончарова (1828 года рождения) служила горничной в имении княгини, сама княгиня дружила с семьей Л.Н. Толстого. По его примеру они открыли в Лизиновке школу для детей крестьян, где учили не только грамоте, но и обязательно мастерству.
Брат Надежды Павловны, таким образом, стал столяром- краснодеревщиком, его дети Иван и Кондрат - классными сапожниками. В 1930 году были раскулачены, но никуда не высылались.
Старшая сестра Феодосии Григорьевны жила в начале XX века в Екатеринодаре. На рынке этого города они с мужем держали закусочную. Юная Феодосия помогала сестре в этом заведении. Там она и встретилась с будущим мужем.
Отец моей прабабушки, Якименко Андреян Иванович, после окончания службы в армии был принят на службу в полицию в качестве базарного участкового. Там родились у них трое детей: Паша, Миша и Коля, правда, первенца – Прасковью, ездила рожать к своей маме Надежде Павловне. А четвертый ребенок в их семье, Сережа, родился уже в селе Масычево нынешнего Бутурлиновского района.
Папа и мама моей прабабушки жили дружно, счастливо. Но где-то в 1913 году Андрияна Ивановича сняли со службы, так как, когда он конвоировал арестованных, они сбежали. Вернулись в Бутурлиновку, снимали квартиру.
Самые трудные годы для них 1914-1916, когда муж находился на фронте. Вернулся Андриян Иванович в 1916 году после ранения. В 1917-1919 годы работал судебным приставом. Осенью 1919 года вынужден был скрываться от мамонтовцев. Семья переехала в Масычево. Жили там трудновато, особенно в голод 1921-1922 годов. Андриян Иванович умер в 1922 году, оставив Феодосию Григорьевну с четырьмя детьми. Ее мать, Надежда Павловна Гончарова, всегда помогала семье своей младшей дочери, особенно в годы империалистической и гражданской войны.
В 1923 году моя прабабушка и ее братья остались одни: Паше – 16 лет, Мише – 14 лет, Николаю – 12 лет, Сереже – 1,5 года. Как при сложившихся условиях не погибли, не потеряли друг друга, «вышли в люди» - это уже история страны Советов. Но теплые, сердечные отношения друг к другу и к своим детям - это от любящих друг друга Феодосии Григорьевны и Андриана Ивановича.
Прасковья Андрияновна и на лицо, и по характеру - в свою бабушку Надежду Павловну: сохраняла собранность, мужество даже в сложной обстановке. Она не растерялась, когда в 16 лет осталась одна с тремя братьями.
Она была вынуждена в 17 лет выйти замуж, так как одной было сложно выживать, приняла фамилию Железняк. Вместе с мужем Железняк Михаилом Пантелеевичем проживала в селе Филиппенково Бутурлиновского района, работала в колхозе. Младшего брата Сережу всегда навещала, не забывала о нем, заботилась.
Родился у моей прабабушки первенец Алексей в 1925 году, но через год умер после простуды. В 1927 году появился на свет Василий, в 1932 году – мой дедушка Виктор, а в 1935 году – дочь Зина. Прабабушка не была счастлива в браке. Прадед Михаил Пантелеевич, по воспоминаниям сына Василия, был хорош для производства, для братьев, но не для семьи. Михаил Пантелеевич за девять лет до начала Великой Отечественной войны переехал в Ленинград в составе артели за заработком. Прожил он там семь лет с перерывами. Приезжал к жене и детям на короткое время. Поэтому все тяготы и заботы по воспитанию детей легли на плечи моей прабабушки. Заботилась о детях, они ее всегда уважали, понимали. Когда старший сын Василий повзрослел, в 1939 году он приехал к отцу в Ленинград, учился там. А через год прабабушка Прасковья Андрияновна вместе с Витей и Зиной тоже приехала к мужу. Поселились они в общежитии. Но мирной жизни помешала война. Прадеда призвали на фронт Кировским военкоматом. Михаил Пантелеевич был достойным воином. В звании лейтенанта он погиб в 1943 году. Прабабушке приходили две похоронки на мужа. Согласно одной, он был ранен и потом умер, похоронен в деревне Юдино Николаевского района, Орловской области. В другой говорится о том, что командир взвода лейтенант Железняк Михаил Пантелеевич, уроженец Воронежской области, Бутурлиновского района, Филиппенковского сельского совета, был убит 26 января 1943 года, похоронен с отданием воинских почестей в деревне Юдино Николаевского района, Орловской области. Эта похоронка всегда хранилась в семье прабабушки, в селе Филиппенково.
Прабабушка в первый год Великой Отечественной войны, проводив мужа на фронт, работала на разных работах в Ленинграде. Она была приемщицей готовой печати. Потом была мобилизована на защиту города: рыла противотанковые окопы. Дети остались одни, без присмотра родителей, и поэтому через две недели работ была отозвана от защиты города. Так поступали с жителями, у которых было двое-трое детей.
Потом Прасковья Андреяновна устроилась на работу в пошивочный филиал для военных, проработала там месяц и опять осталась без работы – фашисты закидали предприятие зажигательными бомбами, после чего оно сгорело. Прабабушка снова нашла работу на овощной базе в качестве рабочей. Там они готовили для фронта соления: шинковали капусту и квасили. Работа была сезонной, поэтому вскоре Прасковья опять осталась без работы.
Враг подбирался к городу, Ленинград оказался в блокадном кольце.
Стали получать хлебные карточки: 125 г хлеба, 30 г крупы, 5 г жиров, в сутки. Прабабушка разумно, по-крестьянски, распределяла эти продукты, она не давала детям в сухом виде паек, а варила супчик, чтобы дети легче переносили голод. Таким способом, Прасковья Андриановна, спасла своих троих детей – всех, в такую суровую для Ленинграда зиму 1941-1942 года.
Вокруг люди голодали, умирали. Старшему сыну Василию в 1941 году исполнилось 14 лет, он пошел работать на завод, где такие же, как он, пацаны вытачивали снаряды. Было тяжело, часто не приходили домой ночевать. Василий заболел, слег, и прабабушка Прасковья 19 марта 1942 года вместе с детьми эвакуировалась из блокадного Ленинграда по дороге жизни.
В семье сохранилось удостоверение, согласно которому гр. Железняк П.А. с членами семьи:
эвакуированы из гор. Ленинграда.
Прабабушка с детьми вернулась на Родину – в село Филиппенково, в свой дом. Она купила козу, отпаивала детей козьим молоком, выходила Васю после болезни. Дети росли, учились. Василий закончил Бутурлиновский мукомольный техникум и волею судьбы оказался во Фролово Волгоградской области. Там нашел свою любовь Веру Леонтьевну, женился. Они и по сей день здравствуют.
Дочь Зина окончила Бутурлиновский техникум советской торговли. Всю свою жизнь работала бухгалтером. Правда, ей пришлось исколесить большое пространство СССР вместе с мужем- военным, Нарбековым Алексеем. У нее родились дети: сын Нарбеков Игорь Алексеевич и Нарбекова Галина Алексеевна, сейчас Холодная. Проживают они сейчас на Украине в Харькове. Умерла Зинаида в 1984 году, похоронена в Харькове.
Сын Виктор, мой дедушка, учился в ФЗО в Ленинграде после войны. Оттуда был призван в армию в Военно-морской флот. После службы вернулся туда же. Но родные корни позвали назад, и он вернулся в Филиппенково в родной дом. Прабабушка вернулась вместе с ним, боялась его одного оставлять, заботилась о нем. Виктор женился в 1961 году на моей бабушке Прасковье Михайловне и они прожили все вместе долгую жизнь. Родились дочери: Наталья, Зинаида, Александра (моя мама). Прасковья Андриановна часто зимой уезжала в гости к Василию, Зинаиде, но всегда возвращалась домой. Дети ее необыкновенно любили, внуки, их всего пять, свою бабушку почитали.
Моя мама зимними вечерами слушала воспоминания своей бабушки о блокадном Ленинграде. В семье с детства была привита привычка, что нельзя выбрасывать даже крошку хлеба. Во время обедов было положено весь хлеб доедать, а крошки отдавать домашним животным.
В 1996 году в октябре месяце Прасковье Андриановне исполнилось 90 лет, а через 1,5 месяца ее не стало. Проститься со своей бабушкой приехали все внуки. Похоронена она в Филиппенково, здесь же похоронен и мой дедушка Виктор (в 2002 году). Железняк Василий Михайлович в 2005 году записал свои воспоминания о родственниках по линии своего отца, Железняк Василия Пантелеевича, и своей матери, Железняк Прасковьи Андрияновны, составил родословные:
«Кто пошел от братьев сестер деда Пантелея Денисовича»;
«Предки Василия, Виктора и Зины Железняк по линии нашей горячо любимой и мужественной мамы, в девичестве Прасковьи Якименко».
Все эти материалы он отдал моей бабушке с пометкой «Хранить в доме Железняков. Ответственный хранитель Прасковья Михайловна Железняк». Вторую копию материалов он оставил своей племяннице, моей маме, Кочура Александре Викторовне. У Василия Михайловича в настоящее время хранятся фотографии его бабушки Феодосии Григорьевны и его прабабушки Надежды Павловны. На семейном древе представлены ксерокопии этих фотографий.
Не стало моей бабушки Паши в 2010 году. И реликвии, которые хранились в доме в Филиппенково, были переданы в мою семью, потому что мы проживаем в Бутурлиновке. Остальные внуки Прасковьи Андриановны разлетелись в разные уголки по воле судьбы.
Но, что было заложено в них с детства, они стараются передать своим детям, то есть нам.
Наверное, сложно было бы жить, окружая себя вещами, которые не имеют отношения к близким, и вообще не имеют истории. Человек вкладывает в вещи часть себя и получает взамен приятные воспоминания. К сожалению, люди не могут жить вечно, рано или поздно мы теряем своих близких. А вещи, подаренные ими, хранят о них память и в трудный период жизни дают веру в себя и напоминают о любви.
У хозяев в каждом доме
Есть что-то такое, что всем дорогое.
О прошлом семьи расскажет оно,
О том, что в семье это было давно.
Семейной реликвией это зовётся,
И память о ней мы свято храним.
Чтоб в будущем все поколения наши
Могли бы гордиться предком своим!
О чем поет Шотландская волынка?
Этот древний-древний-древний мир!
Сказки пластилинового ослика
Золотая хохлома
Рисуем осенние листья