Тема «По святым местам моей Родина» меня очень заинтересовала, захотелось больше узнать о святых местах моей Родины, точнее, об истории православных храмов. Охватить все святые места в работе не возможно, поэтому мое внимание будет уделено лишь истории Храма Христа Спасителя.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 40.14 КБ |
«Наследие твоё – твоя земля и твой язык!»
По святым местам моей Родины
Храм Христа Спасителя: прошлое и настоящее
Реферат подготовила:
Чебан Елена Иосиповна,
Учащаяся 8д класса
МБОУ СОШ №7
О, светло-светлая и прекрасно
украшенная, земля Русская!
Многими красотами прославлена ты…
Всем ты преисполнена, земля Русская…
Сильна ты святынями своими, культурой древнерусской,
духом богатырским, любовью к своему народу …
Нестор. «Повесть временных лет».
I глава. Введение.
Самобытная православная Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сколько терпения! А сколько раз ты приносила себя в жертву ради спасения мира. Тебя унижали и стремились уничтожить, но ты выстаивала и побеждала ради спасения человечества. Откуда столько силы, Русь-матушка? А сила твоя в истоках твоих христианских, традициях, в культуре твоей древней. Именно в них ты нашла себя, Русь-матушка, и черпала из них силы великие.
Тема «По святым местам моей Родина» меня очень заинтересовала, захотелось больше узнать о святых местах моей Родины, точнее, об истории православных храмов. Охватить все святые места в работе не возможно, поэтому мое внимание будет уделено лишь истории Храма Христа Спасителя.
Сегодня нам, быть может, не так просто представить себе, почему Храм Христа Спасителя был так важен для церковной Москвы, для Русской Церкви и вообще для всех, кто чтил память своих предков, знал русскую историю, почему этот храм так любили и по какой причине он был так ненавистен советской власти.
II глава. Прошлое Храма Христа Спасителя.
С древнейших времен на Руси был обычай – в знак благодарности Богу за дарование победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри. В них постоянно и особенно усердно поминались воины, на поле брани за Веру и Отечество жизнь положившие, так как, говоря словами Евангелия, «нет большей любви, чем та, когда кто-либо отдает свою жизнь за своих ближних».
В храмах-памятниках нашло выражение одно из главных правил православной духовной жизни – благодарность Богу и людям, святым-покровителям за духовную помощь, оказанную в ответ на молитвы тех трудных дней.
Например, храм-памятник в честь преподобного Сергия Радонежского был воздвигнут на Куликовом поле, Казанский собор (в честь Казанской иконы Божией Матери) на Красной площади был построен в память об освобождении России от польско-литовского нашествия. В конце XX века в Москве на Поклонной горе был сооружен храм Святого великомученика Георгия Победоносца – в честь победы России над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Так создавалась своеобразная «каменная летопись» Русской Земли, «история в камне, и всенародный памятник Отечественной войне 1812 года продолжил в русской культуре XIX века эту древнюю православную традицию.
Храм Христа Спасителя посвящён Рождеству Христову, потому что именно в праздник Рождества Христова - 25 декабря 1812 года – последний солдат армии Наполеона был изгнан из России. В этот памятный день главнокомандующий русской армией фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов обратился к своим солдатам со словами: «Каждый из вас – спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем!»
Император Александр I в тот же день издал Манифест: «В сохранении вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к вере и Отечеству, какими преподнёс себя народ Российский, и в ознаменовании благодарности Нашей к промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…»
По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник. Идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку.
Но только спустя 5 лет, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя.
В русской исторической и художественной литературе эпоха Отечественной войны 1812 года стала временем невиданного духовного подъема и патриотического воодушевления в обществе. Это было время единения всех граждан России, несмотря на сословные и другие различия между ними. Увенчать этот подъем народного духа должен был невиданный до сих пор Храм — как знак благодарности всего народа и в память для потомков.
Император Александр I не успел осуществить постройку Храма-памятника. Обещание, данное им, исполнялось уже при его наследниках. Новым зодчим Храма стал Константин Андреевич Тон, известный как автор многих шедевров архитектуры XIX века. Для постройки столь значимого для России памятника К.А. Тон выбрал традиционные древнерусские архитектурные формы. Строящийся пятиглавый храм с куполами - «луковками», с похожими на шлемы завершениями крыши — «кокошниками» — и высокими узкими окнами живо напоминал и знаменитый пятиглавый Успенский собор XII века во Владимире. Иконостас Храма был выполнен в необычной манере, воспроизводя собой облик «шатрового» храма, знакомого всем по собору Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Более величественной постройки Москва, да и вся Россия, еще не знала. Возвышающийся более чем на сто метров — одно из самых высоких строений в мире — Храм Христа Спасителя как бы плыл над Москвой. Золотая громада купола Храма была видна на многие километры.
«Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал». В.Высоцкий.
2.Строительство и архитектурные особенности.
Поистине вся Россия любовно вкладывала душу в строительство храма. Даже в самых бедных крестьянских семьях откладывали «копеечку» в кружку для сбора пожертвований на строительство общерусского храма. А такая кружка находилась при каждой церкви. На ней было написано «На построение храма Спасителю Христу в Москве».
Это монументальное сооружение возводилось в течение 44 лет и было завершено в 1883 году. Храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской Православной Церкви.
Сверху храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Над росписью стен работали знаменитые живописцы: Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин.
Высота нижнего блока около 37 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения - 103,5 метра, Площадь росписи Храма - более 22 000 кв. метра, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом. Площадь 6805 квадратных метров, а диаметр главного купола 25,5 метра. Во время богослужения в храме могут находиться 10000 человек. Храм имеет 12 дверей, по три на каждом фасаде: по числу врат Небесного Иерусалима и по числу апостолов Христа. Они также были покрыты скульптурой и богатым орнаментальным декором.
26 мая 1883 года Храм был, наконец, освящен. Сразу же после освящения в 1883 году храм Христа Спасителя стал центром культурной Москвы.
3. Память об Отечественной Войне.
Созданный во имя увековечивания победы русского народа в Отечественной войне, Храм отчасти является и памятником-музеем, «хранителем русской славы».
В стенах нижней части храма было помещено 177 мраморных плит, на которых в хронологическом порядке излагались описания сражений 1812 года: время и место сражения, состав войск и командования, число убитых и раненых «нижних чинов», имена убитых и раненых офицеров, имена отличившихся и получивших награды. На стенах храма можно было прочитать тексты манифестов той эпохи о взятии Парижа, низложении Наполеона и заключении мира.
4. Жизнь Храма в жизни страны.
13 декабря 1880 года новому Храму было присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора.
А 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III, и таким образом оно стало национальным праздником. В этот день из Успенского собора Московского Кремля к храму Христа Спасителя направился крестный ход, во время которого исполнялась увертюра П.И.Чайковского «1812 год», специально написанная композитором к освящению храма. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.
С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.
В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
Очень скоро храм превратился в центр просвещения. Здесь была создана богатая библиотека, постоянно проводились экскурсии, были созданы общеобразовательные курсы для рабочих
Храм Христа Спасителя явился народу России олицетворением праведности, единением нации, духовной близости человека и Бога. За 44 года жизни Храма он стал духовным центром России, прославляющим Победу русского народа над хаосом и угнетением.
5. История разрушения и восстановления храма.
После революции началось наступление на религию. По всей стране закрывались и разрушались храмы. Церковное имущество разграблялось, уничтожались святыни. Священников расстреливали и ссылали. Сжигали на кострах церковные книги, иконы. Не давал покоя и грандиозный храм в центре столицы. Это колоссальное сооружение всем напоминало о величии Бога и о ничтожестве земных вождей. Поэтому храм Христа Спасителя было решено уничтожить. На его месте планировали возвести Дворец Советов, потому что храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля.
Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.
Национальная духовная святыня России была превращена в руины. Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.
Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году появился бассейн «Москва».
И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить. Память о Храме хранили страницы книг русских классиков, живые московские предания. Николай Владимирович Арнольд, потомок С.Т. Аксакова, написал стихотворение «Храм Христа Спасителя». Москвичи, все те, кому дорога была эта русская святыня, переписывали его от руки, передавая друг другу.
III глава. Настоящее Храма Христа Спасителя.
Прошли годы, стала возрождаться в России православная вера и культура. И вот восстал в первозданной красоте Храм Христа Спасителя -духовно-культурное наследие нашей страны!
Освящение возрождённого Храма – Памятника Победы России над Наполеоном состоялось в августе 2000 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Так Россия возродила одну из главных своих святынь — величайший памятник отечественной истории и культуры. «Воссоздание этого храма – символ Воскресения Руси, знамение надежды на лучшие времена для народов, оставивших Бога, но ныне к Нему возвращающихся, - сказал Святейший на освящении воссозданного храма.
После сноса памятника о нём долгое время молчали. Стирали память о памяти.
Среди тех, кто особенно скорбел о разрушении этого славного Храма, был замечательный русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин . В 1966 году он выпустил в свет книгу «Письма из Русского музея». В ней В.А. Солоухин впервые во всеуслышание напомнил русскому народу об утрате величайшего на Руси Храма, о духовных корнях, без которых не может выстоять и выжить величественное древо многовековой российской культуры: «Взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа. Точно также его возрождение на старом месте явится возрождением, воскрешением России». Другой наш современник писатель Валентин Пикуль сказал: «Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом… История требует уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависела от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое…».
В документальном фильме (1991 год) «Истина и костёр. Храм Христа Спасителя» мы слышим такие слова: «Храм представлял будущим поколениям ту степень духовной зрелости, которую достигло искусство тех лет в России и более того, его высшим содержанием стал мир церкви небесной, собор всех святых, объединяющий и ангелов, и людей, и всякое дыхание земли. Сегодня Храм Христа Спасителя снова стоит памятником славной эпохе российской истории, воплощая дух наших предков, дух той эпохи».
Знаменитый исследователь русской литературы и культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу… Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство».
Заключение.
Возрождён Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик – Храм Христа Спасителя, возрождаются и другие Храмы на земле русской. Чтобы сохраниться и выжить нам как нации, надо возвращаться к своим историческим корням, традициям, потому что это бесценное духовное наследие, завещанное предыдущими поколениями. Потому как немыслима Россия без православия, она не может жить без наших святынь: икон, куполов, без веры, без истории наших прадедов, которые шли с иконами вперёд и всегда побеждали. Шли и гибли за веру отцов, за Россию – матушку, за золотые купола и белоснежные берёзки, за старенькую мать и свою семью, без которых немыслимо наше Отечество.
Литература.
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Ласточка
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Швейня