В нашем классе я чувствую себя уверенно ,потому что в нашем классе не принято обзываться.Но на переменах я слышу обидные прозвища.Я решил разобраться и написать проект.Почему приклеивают прозвища?
Исследовательский проект
Почему Иван дурак?
Киров, 2012
Содержание работы
Введение.
Ситуация: В нашем классе я чувствую себя комфортно, потому что у нас не принято обзывать друг друга обидными прозвищами. Но на переменах от учеников 5,6 классов я постоянно слышу в свой адрес обидные прозвища. Похожую ситуацию я встретил в сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»
Проблема: Почему в русских сказках главный положительный герой назван Иван- дурак?
Проблемный вопрос: Почему приклеиваем прозвища?
Цель проекта:
Выяснить, почему мы приклеиваем прозвища
Задачи проекта:
Гипотезы:
Методы исследования:
Обзор информации.
Со своим личным именем человек проходит через всю жизнь. Но есть ещё одно имя, которое может появиться у человека и сопровождать его какое-то время, а иногда и в течение всей его жизни. Это прозвище. Прозвища появились более тысячи лет назад, затем послужили основой для образования многих русских фамилий. Но они не исчезли, продолжают существовать до сих пор. Позиция большинства людей по отношению к прозвищам достаточно спокойная: "Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание?" На самом деле клички и прозвища являются достаточно сильным поводом для конфликта.
Клички и прозвища могут не только не исчезнуть, но и появиться как способ мести обидчику – обзывающему. Если не уделить этому явлению должного внимания, конфликтная ситуация может развиться до серьезного противостояния с непредсказуемыми последствиями.
Самые первые прозвища возникли более тысячи лет назад. Источником их являлись древнерусские имена, которые очень походили на прозвища . Имена давались, например, по цвету волос: Чёрный, Белый, Чернавка, Рыжий; по росту: Малой, Долгой; по характеру и поведению: Булгак (беспокойный), Забава, Неулыба. Имя определяет судьбу человека. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени. Личное имя (в древнерусском языке - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими. Наши предки боялись злых духов, злого слова, сглаза. В целях обмана злых людей и нечистой силы заботливые родители давали хорошим детям "плохие имена": умных мальчиков нарочно называли Дураками и Уродами, честных и смелых - Негодяями и Трусами, желанных - Нечаями. Им казалось, что "плохое" имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребенка и спасет от "порчи". Следы таких имен сохранились и до наших дней в основах современных русских фамилий: Нечаевы, Дураковы, Негодяевы, Грязновы, Глуповы.
Прозвище – неофициальное имя человека. В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.
Часто главному герою русских волшебных сказок Ивану приписывают обидное прозвище -Дурак. Рассмотрим значение слова ДУРАК.
В современном словаре ДУРАК м. дура ж. глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный человек, но всегда ли так понимали это слово?
Древнее значение слова дурак. Это слово –понятие состоит из двух корней: «ду» и «ра». Корень «ду» означает два, второй. Корень «ра» означает солнечный свет. Таким образом, слово «Дурак» означает «второе солнце».
Но почему же все-таки Дурак, ведь Иванушка умнее своих братьев. Его прозвище всего лишь имя-талисман.
Методы исследований:
В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший, Данило — умный, средний, Гаврило — «и так, и сяк», а младший, Иван — и вовсе дурак. Братья выращивают пшеницу, отвозят её в столицу и там продают. Но случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают дежурить по очереди в поле. Старший и средний братья, испугавшись ненастья и холода, уходят с дежурства, так ничего и не выяснив. Приходит черёд младшего брата. В полночь он увидел белую кобылицу с длинной золотой гривой. Ивану удаётся вспрыгнуть кобылице на спину, и она пускается вскачь. Не сумев сбросить с себя Ивана, кобылица просит отпустить её, обещая родить ему трёх коней: двух — красавцев, которых Иван, если захочет, может продать, а третьего — конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами, которого нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем, помощником и защитником. Иван соглашается и отводит кобылицу в пастушеский балаган, где спустя три дня кобылица и рожает ему трёх обещанных коней.
Через некоторое время Данило, случайно зайдя в балаган, видит там двух прекрасных золотогривых коней. Данило и Гаврило тайком от Ивана уводят коней в столицу, чтобы продать. Вечером того же дня Иван, придя в балаган, обнаруживает пропажу и сильно огорчается. Конёк-горбунок объясняет Ивану, что произошло, и предлагает догнать братьев. Иван садится на конька-горбунка верхом, и они мгновенно их настигают. Братья, оправдываясь, объясняют свой поступок бедностью. Иван соглашается продать коней, и все вместе они отправляются в столицу.
Приехав утром в столицу, братья выставляют коней на продажу в конный ряд. Коней видит городничий и немедленно отправляется с докладом к царю. Городничий так расхваливает замечательных коней, что царь тут же едет на рынок и покупает их у братьев. Царские конюхи уводят коней, но дорогой кони сбивают их с ног и возвращаются к Ивану. Видя это, царь предлагает Ивану службу во дворце — назначает его начальником царских конюшен. Иван соглашается и отправляется во дворец. Его братья же, получив деньги и разделив их поровну, едут домой, оба женятся и спокойно живут, поминая Ивана, а Иван служит в царской конюшне и выполняет все приказы Царя и достойно проходит все испытания.
Анализ характеров и поступков
Братья – Данило и Гаврило, а дурак - Иванушка.
Братья проспали караул, а Иван нашел способ бороться со сном.
Братья лгут, а Иван выполняет задание.
Иван прячет коней и плетет небылицы про вора, зная жадность братьев.
Братья крадут коней, а Иван их укоряет
Иван творчески выполняет задания по уходу за конями
Иван прощает братьям и кражу , и их насмешки в свой адрес.
Результаты анализ
В сказке Ершова Иван обладает лучшими мужскими качествами: он честный, справедливый, работящий, ловкий.
Вывод :
Человека обладающего такими качествами мы не можем назвать глупым и непонятливым, безрассудный человеком.
Мною была составлена анкета для ребят 6 классов. Анкетирование проводилось анонимно. (Приложение №1) анкета
Результаты анкетирования
Опрос шестиклассников показал, что 39% от их общего числа имеют клички или прозвища связанных с фамилией или именем, у 15% прозвище связанно с внешним видом (особенностями фигуры), у 15% прозвище связанно с социальным положением и всего 6% не имеют кличек и прозвищ. Кроме этого выяснилось, что обзываются не только мальчики, но и девочки.
Вывод исследования
За кличками и прозвищами стоят очень разные причины. Один приклеивает обидный ярлык своему товарищу, завидуя его успешности; другой самоутверждается за счет унижения более слабых и беззащитных сверстников, желая более выгодно выглядеть в глазах окружающих; третий, таким образом, мстит за собственное унижение. В любом случае взрослый человек не должен оставаться равнодушным, если на его глазах происходит унижение, оскорбление личности ребенка. Еще страшнее, когда ребенок к этому унижению привыкает и воспринимает его как норму.
Беседа с школьным психологом о влиянии прозвищ на детей .
В современной психологии есть понятие «саногенное поведение», где «сан» - солнце, а «ген» - генетическая природа человека. Люди с таким типом поведения доверчивы, бесхитростны, добры. Я считаю, что Иван дурак относится именно к этому типу людей.
По мнению психолога, прозвище может быть и приятным для человека, и неприятным, поэтому может нанести ему психологическую травму.
Психолог беседовал с мальчиками, придумавшими обидное прозвище. Оказывается, они пошутили, просто хотели подразнить (поиграть?). Им не понятно, что в их поступках обидного, ведь у них тоже есть прозвища, и они на них вовсе не обижаются. Какие? "Джин", "Костыль", "Пингвин"… Нравятся прозвища? Ну, не так чтобы очень, но что делать… У всех есть прозвища, и с этим ничего не поделаешь. Похоже, прозвища и клички прочно вошли в речевой обиход детей, и от этого возможны серьезные конфликты.
Но все же главное – это реакция самого человека на прозвище . Зависит она от темперамента человека – меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку. А ещё зависит от отношений с человеком, давшем прозвище. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 10 до 13 лет, когда человеку очень важно общение с другими ребятами. Но иногда прозвища так прикрепляются к человеку, что имя отходит на второй план. Психолог считает, что прозвище – это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя, которое с любовью выбрали ему родители. Я с ним полностью согласен. Приложение №2 (вопросы интервью)
Результат проведенных исследований
Основные причины обзывания детьми друг друга:
1.Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).
2.Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих):
- игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);
- провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);
- шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);
- самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).
3.Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).
4.Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.
Вывод
Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя.
ИВАН Дурак - это прозвище всего лишь имя-талисман.
Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием.
Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе.
Выход на следующую проблему.
Очень часто классному руководителю приходится иметь дело с конфликтами, возникающими по причине кличек и прозвищ. Позиция большинства людей по отношению к ней достаточно спокойная: "Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание?" На самом деле клички и прозвища являются причиной многих конфликтов.
Как помочь ребенку защититься от обидных прозвищ?
Список использованных источников информации:
1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.
3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.
4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984.
5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.
6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.
7. Ширяева Н.С. Волшебные сказки: технологии изучения.- С.П.,2003.
Приложения:
Приложение №1
Анкета « Прозвища в вашей жизни»
(нужное подчеркнуть)
1. Укажите ваш возраст. _______________________________________________
2. Ваш пол: женский / мужской.
3. Как вы относитесь к прозвищам , (положительно, отрицательно, равнодушно). __________________________________________________________________
4. Считаете ли вы прозвища проявлением агрессии (да - нет). ________________
5 . Было или есть у вас прозвище ? (да - нет)._____________________________
6. Назовите ваше прозвище . __________________________________________
7. Как вы на это реагируете (обижаюсь, не обращаю внимания, отвечаю тем же).
__________________________________________________________________
8. Назовите прозвища , какими вы называете знакомых ребят._______________
9. С чем связаны прозвища (с фамилией, с именем, с особенностями фигуры,
с особенностями внешности, с характером, с поведением)___________________
10. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы вас не дразнили и отстали?
Приложение №2
Вопросы интервью для школьного психолога
Какие личные проблемы реализует обзывающий другого человек?
Как влияют прозвища на детей?
Весенняя гроза
Каргопольская игрушка
Астрономический календарь. Май, 2019
Филимоновская игрушка
Две снежинки