Творчество Э. По как основателя жанра детектива, анализ особенностей детективного рассказа Э. По, влияние творчества Э. По на развитие жанра.
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_xv_konferentsii.doc | 54.5 КБ |
МОУ «Куйбышевская основная общеобразовательная школа»
Новокузнецкого района
Кемеровской области
XV районная научно-практическая конференция учащихся
Секция: филология
Тема: «Эдгар По как основатель детективного жанра»
1. Введение.
Не секрет, что огромное количество людей во всем мире, в частности и в нашей стране, увлекаются чтением детективов. Признаться, к поклонникам этого жанра принадлежу и я. Детектив для меня (а мне кажется, и для многих) это замечательная разминка для ума, а также вполне доступная возможность отвлечься от сложностей повседневной жизни. Особенно мне нравятся рассказы о Шерлоке Холмсе, написанные Конан Дойлом. Однажды я наткнулся на высказывание Дойла. Он писал: «Эдгар Аллан По, разбросавший, со свойственной ему гениальной небрежностью, семена, из коих проросли столь многие современные литературные формы, был отцом детективного рассказа и очертил его границы с такой полнотой, что я не вижу, как последователи могут найти новую территорию, которую они осмелились бы назвать собственной… Писатели вынуждены идти узкой тропой, постоянно различая следы прошедшего перед ними Эдгара По…»
Из желания ближе познакомиться с личностью Эдгара По и его творчеством родилась данная проектная работа, целью которой мы поставили выяснить роль Э. По в создании жанра детектива.
В ходе работы над проектом нами решались следующие задачи:
1. проанализировать причины обращения Эдгара По к жанру детектива,
2. выяснить особенности детективных рассказов Э. По,
3. изучить вопрос о теоретическом наследии в детективном жанре данного автора.
Этапы работы над проектом:
Организационно-подготовительный этап (сентябрь-ноябрь):
_ обоснование проекта,
_ изучение литературы по данной теме.
Технологический этап (декабрь-март):
_ написание чернового варианта работы.
Заключительный этап
_ редактирование и написание окончательного варианта работы,
_ создание медиапрезентации,
_ защита проекта
2. Основная часть.
2.1. Исследование биографии Э. По затруднено тем обстоятельством, что существует множество мистификаций, которые частью созданы самим По, а частью – его недругами. Поэтому биографии Эдгара По очень противоречивы: в одних он показывается сумасшедшим, алкоголиком и наркоманом; в других перед нами предстает совершенно иной образ По: с неистощимой работоспособностью, удивительным чувством вкуса, огромным талантом. Но несмотря на такое различие в биографиях, исследователи сходятся в одном: личная судьба Эдгара По была в высшей степени трагичной. Как заметил Ю. Ковалев, исследователь творческого наследия По: «Эдгар Алан По – одна из самых трагических фигур в истории американской литературы».
Жизнь полная каторжного труда, полуголодного существования, постоянная забота о куске хлеба, утрата тех, кого он любил, подталкивали По к написанию произведений мрачно-мистического склада, но также из-под пера писателя появляются такие произведения, как «Золотой жук», «Убийство на улице Морг» - образцы ясного рационального мышления.
Герви Ален считал, что детективы, написанные По, являются попыткой противостоять тому мраку, которым бала наполнена вся его жизнь. Вот, что Ален пишет об этом: «…Он решил, что будет строить свои произведения по строгим законам логики, тщательно отбирая и анализируя».
Нам же думается, что появление в творчестве По новелл, где воспевается торжество разума, связано с другими причинами.
Во-первых, в 1835 году став редактором «Южного литературного вестника», По практически единолично создал из провинциального журнала издание, ставшее известным во всех штатах Америки.
Находясь на посту редактора, По обнаружил «великолепную журналистскую хватку, понимание конъюнктуры на книжном рынке, умение учитывать вкусы и потребности читательской аудитории».
Во-вторых, многие из произведений Эдгара По, написанные в духе жанра «тайн и ужасов», на поверку оказываются пародией на него.
Так, например, в рассказе «Сфинкс» огромное и ужасное чудовище, взявшееся неизвестно откуда, оказывается обыкновенной гусеницей.
Таким образом, автор дает объяснение чему-либо таинственному, невероятному материально-бытовыми причинами.
Подводя итог вышесказанному, мы полагаем, что появление в творчестве Эдгара По детективных новелл обусловлено, прежде всего, самой сущностью личности писателя, а именно такой ее чертой, как рациональный и практический склад ума.
2.2. Приступая к исследованию вопроса об особенностях детективных рассказов Эдгара По, прежде всего точно определим, что такое детектив?
Обратившись к словарям, мы выяснили, что это слово ведет свою историю от латинского detego – «раскрываю, разоблачаю». Одним из значений этого слова является название литературного жанра, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Наиболее часто описываемое происшествие – это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными.
Творчество Эдгара По в жанре детектива представлено всего несколькими рассказами: «Убийство на улице Морг» (1841 год), «Тайна Мари Роже» (1842 год), «Золотой жук» (1843 год), «Похищенное письмо» (1844 год), «Ты еси муж, сотворивый сие» (1844 год). К слову, По не употреблял термин «детективный рассказ» по двум причинам: во-первых, этот термин тогда еще не существовал и, во-вторых, его рассказы не были детективными в том понимании, которое сложилось к концу XIX века. Сам По называл свои рассказы логическими.
Рассказы «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо» составляют так называемый дюпеновский цикл. В нем фигурирует один и тот же главный герой – Огюст Дюпен. Какими же качествами обладает этот персонаж?
Во-первых, это фигура, выдающаяся по своим интеллектуальным качествам. Он распутывает такие загадки, перед которыми отступает заурядный ум. Во-вторых, Дюпен обладает необычными привычками. Например, он влюблен в ночь, ведет ночной образ жизни.
В-третьих, Дюпен уделяет самое пристальное внимание мельчайшим деталям. Так в рассказе «Убийство на улице Морг» он осматривает место преступления почти полдня.
В-четвертых, Дюпен привык подвергать все сомнению, даже то, что на первый взгляд кажется очевидным.
В-пятых, он убежден, что на добро нужно отвечать добром, а зло должно быть наказуемо. Узнав, что некий Адольф Лебон, когда-то оказавший услугу сыщику, попал в беду, Дюпен немедленно берется за расследование преступления, хотя и не ожидает от этого никакой выгоды. С другой стороны, он, не колеблясь, вступает в борьбу со всесильным министром, хотя подвергает себя при этом очень серьезной опасности.
В-шестых, существенным моментом в деятельности Дюпена выступает озарение, то есть интуиция. В «Убийстве на улице Морг» он догадался, в «Похищенном письме» его осенило. Все его дедуктивные построения не более, чем обоснование, уточнение и проверка своей интуитивной догадки. Это обстоятельство не должно удивлять: интуиция, как считал По, не что-то сверхъестественное, а является продуктом деятельности мощного ума.
Итак, основные черты личности Дюпена – это нестандартность мышления, любовь к истине, вера в справедливость.
Теперь зададимся вопросом, каким правилам следовал автор при создании детективных рассказов.
В «Убийстве на улице Морг» По в экспозиции дает фразу, которая эхом отразится в последнем предложении: «Его проницательность уму заурядному кажется чуть ли не сверхъестественной». А потом другу-рассказчику дается образец аналитического мышления в действии, когда во время прогулки Дюпен, внимательно наблюдая за выражением лица и поступками друга, угадывает ход его мыслей.
Но вот наступает главное действие. Дюпен и его друг в кабинете из газеты узнают о зверском убийстве пожилой женщины и ее дочери. Убийство произошло в запертой комнате на пятом этаже дома. Перед Дюпеном и читателем ставится задача: найти разгадку тайны. Дюпен руководствуется правилом: все подвергать сомнению, даже такую, казалось бы, неопровержимую улику, как закрытые окна в доме, где произошло убийство. Таким образом, автор осуществляет принцип заурядности и простоты того, что кажется таинственным и непостижимым. Когда тайна раскрывается, читателя постигает немалое удивление. Он-то ждал, что преступником или преступниками окажутся люди. А тут – обезьяна.
И, наконец, в кабинете сыщика происходит окончательное объяснение, как было совершено это преступление и как Дюпен пришел к его блестящему раскрытию.
Обратим внимание на те приемы, которые использованы Эдгаром По в этом рассказе. Первый прием – загадка закрытой комнаты. Многие авторы позднее подхватят этот сюжет. Второй любопытный прием – автор рассказывает как бы о действительно имевших место событиях. Чтобы убедить читателя в их подлинности, По ссылается на заметку, будто бы появившуюся в «Судебной газете» и полностью приводит ее обширный текст.
Следующий рассказ – «Тайна Мари Роже» - несколько отличается от «Убийства на улице Морг». Самой весомой частью сюжета служит «лекция» Дюпена и его упражнения в логике. На этот раз он применяет к разгадке тайны математическую теорию вероятности собственную теорию совпадений. В рассказе мы видим и иные приемы Дюпена, например, умение поставить себя на место другого человека.
В последнем рассказе из «дюпеновского» цикла – «Похищенное письмо» - автор соединяет напряженность сюжета «Улицы Морг» с аналитичностью «Мари Роже». При этом Эдгар По использует приемы предыдущих рассказов: здесь есть сочетание заурядного и необыкновенного, способность заметить маленькую, но решающую частность и рассуждение о преимуществах поэтического склада ума.
Еще в одном рассказе По – «Золотой жук» - убийство отсутствует. Можно ли в таком случае отнести его к разряду детективных? Да, можно. Сам Эдгар По считал, чтобы преступление было связано с убийством. Здесь убийства нет, но есть тайна, есть процесс ее расследования.
Главный герой-Вильям Легран, как и Дюпен, происходит из благородной, но обедневшей семьи, как и Дюпен, стремится к одиночеству, как и Дюпен, из мелких, ничего не значащих фактов создает стройную версию, раскрывающую, что же происходило в действительности. В этом рассказе мы вновь встречаем правила, заданные По: загадка, наблюдение, анализ и лекция-объяснение.
Суммируя все особенности детективных рассказов Эдгара По, можно сказать, что им были созданы следующие жанровые приемы:
2.3. Как уже говорилось, Конан Дойл приписывал Эдгару По славу основоположника детективного жанра. В данной части нашего исследования мы постараемся оценить правомерность этого утверждения.
Преступление как неотъемлемая часть человеческого существования издавна служило источником трагических и драматических конфликтов в литературе. О преступлениях и преступниках писали еще древнегреческие авторы. Дедуктивный аналитический метод присутствует уже в просветительской литературе. Таким образом, криминальный элемент в прозе появился еще задолго до Эдгара Аллана По
Возникает вопрос: в чем же тогда заслуга По? Нам представляется, в том, что именно он впервые стал использовать криминальное расследование в качестве основы произведения. Кроме того, Эдгар По в своих логических рассказах впервые применил те приемы, которые стали образцом для многих авторов, работавших в детективном жанре.
Браво, Феликс!
Рисуем ананас акварелью
Рисуем пшеничное поле гуашью
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Шелковая горка