Познакомившись на уроках изобразительного искусства с жанром натюрморта, мы задались вопросами : «А что же можно изобразить на такой картине? Цветы, фрукты, другие предметы? Если да, то какие? И можно ли изучая искусство натюрморта, увидеть мир в его многообразии, познакомиться с обычаями и традициями народов и стран.
Вложение | Размер |
---|---|
natyurmort_i_gostepriimstvo_-_kopiya.pptx | 2.7 МБ |
vystuplenie_na_konferentsii.docx | 39.3 КБ |
Слайд 1
Натюрморт и гостеприимство МОУ «СОШ п.Дубки Саратовского района Саратовской области» Исследовательско - реферативная работа Выполнили ученицы 7 «Б» класса 1Слайд 2
Гипотеза создание натюрморта через воплощение национальных традиций и идей 2
Слайд 3
Объект исследования понятия «натюрморт» и «гостеприимство» 3
Слайд 4
Цель работы Через искусство и жанр натюрморта показать роль обыденных предметов и их значение в традициях разных народов. 4
Слайд 5
Задачи Познакомить учащихся с жанром “натюрморт”; Показать значение и место натюрморта в искусстве; Познакомить учащихся с понятием « гостеприимство» и с традициями народов; Показать роль и значение вещей в жизни человека; Интеграция интернета в учебный процесс. 5
Слайд 6
Методы исследования Теоретический – работа с документами (поисковая работа) Практический – опрос учащихся Метод анализа – анализ прочитанных статей, публикаций, очерков 6
Слайд 7
Вопросы анкеты. 1.Что такое натюрморт? 2.Страна, где зародился натюрморт? 3.Может ли предмет отражать духовный мир человека? 4.Как вы считаете, что может быть изображено на натюрморте? 5.Как вы считаете, связан ли жанр натюрморта с обычаями и традициями народов и стран? 6.Что представляет собой понятие гостеприимство? 7.Что вы знаете о традициях гостеприимства своего народа? 7
Слайд 8
8
Слайд 9
10 учащихся дают полные и правильные ответы. «На натюрморте могут быть изображены разные предметы, которые отражают духовный мир художника» 23 ученика дают односложные ответы. «Фрукты, овощи, тарелки, вазы». 9
Слайд 10
12 учащихся объяснили почему жанр натюрморта связан с обычаями и традициями народов и стран. «Хотя существуют общие законы изображения натюрморта, но у разных народов есть свои, присущие только им предметы, изображаемые на картинах. Так у русских - это хлеб, самовар, домашняя утварь; у армян и азербайджанцев – гранаты, груши, сладости, национальные музыкальные инструменты, национальный орнамент». 10
Слайд 11
6 человек пишут о том, что на Руси издревле встречали гостей хлебом и солью; 3 человека знают, что чаепитие – это традиция русских людей: 1 ученик знает о традициях гостеприимства казахского народа. 11
Слайд 12
Роль искусства в жизни человека Кто еще напишет такие стихи как Пушкин? Кто напишет такие полотна как Левитан? Искусство не роскошь. Это великая радость жизни… А.Н.Бенуа 12
Слайд 13
Значение искусства в жизни человека Занимаясь изобразительным искусством, человек воспитывает свой вкус, приобретает возможность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучает творчески мыслить, анализировать, обобщать. Многие выдающиеся люди, прославившие себя отнюдь не в области изобразительно искусства, обращались к нему с увлечением и любовью. 13
Слайд 14
М.В. Ломоносов 14
Слайд 15
А.С Пушкин 15
Слайд 16
М.Ю. Лермонтов 16
Слайд 17
И.С. Тургенев 17
Слайд 18
Ф.И. Шаляпин 18
Слайд 19
К.Э. Циолковский 19
Слайд 20
Натюрморт Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься. Паскаль. Натюрморт -происходит от французского nature morte , что буквально означает «мертвая натура» . Англичане называют натюрморт иначе – «тихая жизнь». 20
Слайд 21
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Художники изображали самые скромные, обычные вещи. Натюрморты, написанные когда – то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках. 21
Слайд 22
Мастер натюрмортного жанра Илья Машков отмечал, что «толково поставить перед собой натуру – это почти сделать картину». Подготавливая натюрморт «Снедь московская», он специально заказывал в пекарне необходимые изделия. И.Машков «Снедь московская» 22
Слайд 23
Рассматривая натюрморты, невольно попадаешь в мир художника ,силой воображения путешествуешь и знакомишься с обычаями и традициями народов и стран. Начинаешь понимать язык изобразительного искусства .Одним из таких обычаев является обычай гостеприимства. 23
Слайд 24
Гостеприимство Гостеприимство – это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли. – это щедрость души человека. – это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям. – Гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин – одинок. 24
Слайд 25
В словаре В.И. Даля дается такая трактовка: Гостеприимство – это радушие в приеме и угощении посетителей; безвозмездный прием и угощение странников. 25
Слайд 26
Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых "Поучениях" говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу 26
Слайд 27
27
Слайд 28
В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. 28
Слайд 29
Когда в избе появлялся гость, пусть даже непрошеный, его принимали очень вежливо, приглашали сесть, занимали разговорами. По поверью, гость приносит радость: «Гость в дом - счастье в нем». 29
Слайд 30
Про гостеприимство армян знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья принято накрывать стол. По мнению армян , чем чаще человек накрывает стол, тем больше ему вернется. 30
Слайд 31
31
Слайд 32
Азербайджанцы были очень внимательными, заботливыми и вежливыми по отношению к гостю. О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем Востоке и в России. 32
Слайд 33
33
Слайд 34
С давних пор наиболее отличительной чертой казахского народа было гостеприимство. Дорогого гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме. 34
Натюрморт и гостеприимство
Содержание
1.2. Натюрморт……………………………………………………….
1.3. Роль предметов в нашей жизни………………………………………………..
Глава 2. Гостеприимство
2.1.Гостеприимство…………………………………………………..
III. Заключение…………………………………………….
Литература……………………………………………………
Введение
Главная задача искусства и живописи - будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать, задача художника привлечь внимания зрителя, вызвать в нем чувство сопричастности переживаниями, выраженными в картине, заставить взглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть.
Познакомившись на уроках изобразительного искусства с жанром натюрморта, мы задались вопросами : «А что же можно изобразить на такой картине? Цветы, фрукты, другие предметы? Если да, то какие? И можно ли изучая искусство натюрморта, увидеть мир в его многообразии, познакомиться с обычаями и традициями народов и стран.
В своей работе нам хотелось бы показать, насколь велика роль искусства в жизни человека, как обыденные предметы, используемые художником в жанре натюрморт, помогают понять обычаи и традиции разных народов в частности традицию гостеприимства.
Гипотеза: создание натюрморта через воплощение национальных традиций и идей
Объект исследования: понятия «натюрморт» и «гостеприимство»
Цель работы:
Через искусство и жанр натюрморта показать роль обыденных предметов и их значение в традициях разных народов.
Задачи:
Методы исследования:
Теоретический- работа с документами (поисковая работа)
Практический – опрос учащихся
Метод анализа – анализ прочитанных статей, публикаций
Мы считаем, что выбранная нами тема актуальна и нова, так как мы попытались взглянуть на понятие гостеприимства (обычаи и традиции разных народов) глазами художников, выполнивших работы в жанре натюрморта.
Чтобы понять, что наши сверстники знают о понятиях «натюрморт» и «гостеприимство» , мы провели анкетирование.
Ребятам были предложены следующие вопросы:
1.Что такое натюрморт?
2.Страна, где зародился натюрморт?
3.Может ли предмет отражать духовный мир человека?
4.Как вы считаете, что может быть изображено на натюрморте?
5.Как вы считаете, связан ли жанр натюрморта с обычаями и традициями народов и стран?
6.Что представляет собой понятие гостеприимство?
7.Что вы знаете о традициях гостеприимства своего народа?
Результаты анкетирования показали, что 27 учеников из 37 знают, что такое натюрморт, 10- не знают. На вопрос : «Где зародился натюрморт?» правильного ответа никто не дал. Многие ребята считают, что предметы могут отражать духовный мир человека (33 из 37); 3 считают, что не могут, 1 сомневается. Что может быть изображено на натюрморте? Только 4 человека из 37 не знают, что изображается на натюрморте, ответы остальных различны по полноте и правильности.10 учащихся из 33 дают полные правильные ответы. На пятый вопрос положительно ответили 31 человек, но из них 19 дали односложный ответ «да», а 12 попытались объяснить почему жанр натюрморта связан с обычаями и традициями народов и стран. На вопрос о гостеприимстве 24 ученика ответили положительно, 7 ничего не знают о гостеприимстве. Анализируя ответы ребят на последний вопрос, следует заметить, что большинство ребят не знают традиций своего народа, лишь 6 человек пишут о том, что на Руси издревле встречали гостей хлебом и солью,3 человека знают, что чаепитие – это традиция русских людей.1 ученик знает о традициях гостеприимства казахского народа. К сожалению, 10 человек вообще ничего не знают о традициях гостеприимства своего народа. Наш проект поможет ребятам получить более обширные знания о таком жанре искусства как натюрморт, узнать как связан жанр натюрморта с обычаями и традициями народов и стран, а многим расширить свои знания о традициях своего народа. Материал проекта можно использовать на уроках литературы, ИЗО, истории, МХК.
II. Глава 1. Роль искусства в жизни человека
Какова роль искусства в жизни человека? Сложилось впечатление, что искусство – это развлечение. Так ли это? Так уж сложилось, что наука объясняет нам, как устроен мир, окружающий нас, и в истории есть примеры того, что разные ученые приходят к одному и тому же результату в ходе своих исследований. Таков закон развития мира. А если бы не было П.И.Чайковского, С.Рахманиного, Моцарта, то уже никто бы не написал такой музыки. Во все времена музыкальных произведений было написано много, но каждый из них в отдельности неповторим. Кто еще напишет такие стихи как Пушкин? Кто напишет такие полотна как Левитан? Будут поэты, но другие. Будут художники, но таких произведений не будет.
«Искусство – для познания окружающей действительности. Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается чувствами со всеми людьми не только настоящего, но и прошедшего и будущего», - писал А.Н.Толстой об искусстве.
Другой русский писатель, Ф.М.Достоевский, замечает : « Искусство – средство изменения действительности. Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала – рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью» .
Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы и поэмы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движением танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом – искусство.
Занимаясь изобразительным искусством, человек не только овладевает практическими знаниями художника, не только осуществляет творческие замыслы, но и воспитывает свой вкус, приобретает возможность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучает творчески мыслить, анализировать, обобщать. А эти качества нужны всем. Трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не пригодилось умение рисовать, способность чувствовать форму и цвет. Человек любой профессии работает лучше, если он владеет средствами изобразительного искусства и привык ими пользоваться. Многие выдающиеся люди, прославившие себя отнюдь не в области изобразительно искусства, обращались к нему с увлечением и любовью. Ученым, писателям, артистам владение изобразительными средствами помогало делать важные открытия, создавать замечательные литературные произведения или сценические образы. Достаточно вспомнить таких прославленных наших соотечественников, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Сергеевич Тургенев, Константин Эдуардович Циолковский, Федор Иванович Шаляпин, космонавт Евгений Леонов. Всем им и многим другим изобразительные средства помогали выражать волнующие их образы, научные и технические замыслы.
1.2 Натюрморт
Разговор о живописи нам хотелось бы начать с рассказа о натюрморте, т.е. о картине, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь. Сам термин, обозначающий такие произведения, происходит от французского nature morte, что буквально означает «мертвая натура».Художники всегда любили изображать что-то необычное, фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало изображение окружающей жизни. Изображая её события и её повседневное течение, художники раскрывают нам жизнь своего времени. И хотя натюрморт- неподвижная, «мёртвая натура» (так переводится это слово), он состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности. Англичане называют натюрморт иначе – «тихая жизнь». Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека. Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте образуют свою среду, как бы переносятся в иное измерение. Их значение в композиции, их смысловая нагрузка возрастают. Сочетания простых предметов могут выражать самые разные и сложные чувства.
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Художники изображали самые скромные, обычные вещи. Силою своего искусства они сумели раскрыть нам их красоту и поэтичность .Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Натюрморты, написанные когда – то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.
1.3. Роль предметов в нашей жизни
Натюрморт дает разнообразные возможности –некоторые просто видят предметы окружающего нас мира, а другие дают свободу своему воображению и наделяют вещи сложным символистическим смыслом. . Дочь выдающегося русского художника Петра Кончаловского вспоминала, как ее отец несколько дней подбирал предметы, составляя натюрморты. Нередко художник тратил на их установку столько же времени, сколько затем на живопись. Мастер натюрмортного жанра Илья Машков отмечал, что «толково поставить перед собой натуру – это почти сделать картину». Подготавливая натюрморт «Снедь московская», он специально заказывал в пекарне необходимые изделия. Владимир Стожаров, бродя с этюдником по северным краям, выискивал в избах предметы русской старины. То есть процесс создания натюрморта начинается еще до его практического воплощения.
Вспомним натюрморт В. Ф. Стожарова с изображением льна. Все предметы этого натюрморта являются предметами старины, национального быта и имеют глубоко символический смысл, утверждающий извечность человеческого труда. В размещении предметов есть какая-то степенность, неторопливость, сознание их значимости; значимым был и сам человек труда, когда-то соприкасавшийся с ними. В самом центре простого потемневшего от времени стола на белом вышитом полотенце лежат легкие золотистые стебли льна. За ними стоят деревянная чаша-братина, берестяной туесок, которые своей массой и цветом подчеркивают и легкость спелого льна, и белизну полотенца. На фоне золотистой деревянной стены размещены предметы для прядения и ткачества: прялка, веретена, челнок и др. Все они традиционно украшены узорчатой резьбой и росписью. В этом размещении чувствуется любование натурой, стремление точно передать облик вещей. Белое полотенце лежит так, чтобы хорошо просматривались его вышивка и длина. Веретена висят на стене.
При организации натюрморта и в процессе работы над этюдом художник должен, как отмечал В.А.Фаворский, видеть и «слышать тихую жизнь» предметов постановки - как они «разговаривают» друг с другом, относятся друг к другу, оказывают влияние друг на друга, строят глубину, ритмические отношения.
Через натюрморт познается реальный мир во всем его многообразии. В соответствии с нравственно-эстетическими запросами времени в натюрморте раскрывается представление о красоте мира и духовном богатстве современника, отражается широкий диапазон человеческих чувств, его взаимоотношений с окружающим миром.
Рассматривая натюрморты, невольно попадаешь в мир художника ,силой воображения путешествуешь и знакомишься с обычаями и традициями народов и стран. Начинаешь понимать язык изобразительного искусства. Одним из таких обычаев является обычай гостеприимства.
Глава 2. Гостеприимство
2.1.Гостеприимство
Что представляет собой понятие гостеприимство?
Обычаи гостеприимства имеют глубокие исторические корни, присущие всем народам мира. Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей.
Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда общение между племенами было слабым, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящими под охраной Зевса. В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, Арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если приходил в дом кровный враг, хозяин встречал его и провожал по всем канонам гостеприимства и в это время его жизни ничего не угрожало.
Оказывать гостеприимство – значит нести ответственность за благополучие гостя в течение всего времени, пока он находиться под вашим кровом.
На наш взгляд, самое развернутое определение «гостеприимства» дается в библейском словаре. Согласно ему,
Гостеприимство – это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли.
– это щедрость души человека.
– это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.
– Гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин – одинок.
В других словарях даются менее развернутые, но похожие по смыслу определения. Например, в словаре В.И. Даля дается такая трактовка:
Гостеприимство – это радушие в приеме и угощении посетителей; безвозмездный прием и угощение странников.
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.
«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…»,- писал Н.М.Карамзин
Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.
Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых "Поучениях" говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал и много видел. А если он будет хорошо принят в гостях, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы. И действительно, гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть
В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны.
Хлеб и соль на столе, прикрытые рушником или уголком скатерти, считались в Украине первым признаком гостеприимства. И недаром как синоним слова «гостеприимство» употребляют слово «хлебосольство». Когда в избе появлялся гость, пусть даже непрошеный, его принимали очень вежливо, приглашали сесть, занимали разговорами. По поверью, гость приносит радость: «Гость в дом - счастье в нем». Говорили и так: «Есть в избе что есть и пить, но не с кем поговорить».
Особенно престижно было принимать гостей на Рождество, Пасху, Троицу и на храмовые праздники. Даже самые бедные семьи старались к этим дням приготовить больше вкусных и необычных блюд.
В армянском языке существует слово «тасиб» (честь, великодушие), оно играет большую роль в армянских традициях. Чем больше «тасиба» у человека, тем больше стол может позволить его «сердце» накрыть для гостя. Про гостеприимство армян знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья принято накрывать стол. По мнению армян, чем чаще человек накрывает стол, тем больше ему вернется.
Первое письменное упоминание, которое мы имеем о гостеприимстве азербайджанского народа, встречается в дастанах "Деде-Коркуд", где говорится, что "дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушаться" ("Гонагы кэлмэйэн гара эвлэр йыхылса йей").
Об обычае гостеприимства в Азербайджане имеются сведения и в литературных памятниках XII в. Великий Низами в произведении "Искандернаме", говоря о приеме Искандера во дворце Нушабы в Барде, писал:
Шекер-бура шептались с кончиками зубов,
И заставляли поедавших сладости навострить зубы.
Свежее зажаренное на огне мясо с ароматом специи,
Да еще яства, распространявшие аромат мускуса.
Из закусок - все, что драгоценно,
И померанцы, и айва, и гранат, а также и апельсин,
Азербайджанцы были очень внимательными, заботливыми и вежливыми по отношению к гостю. О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем Востоке и в России. Источники рассказывают, как гостеприимно встречали азербайджанцы Петра I в Дербенте, князя Долгорукого в Баку и Сальянах, М.Ю.Лермонтова в Кусарах.
С давних пор наиболее отличительной чертой казахского народа было гостеприимство. Дорогого гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме. Закон гостеприимства: нельзя ничего жалеть, все для гостя. И только после того как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы – кто он и откуда. Раньше гостя при въезде в аул обычно привечала старая уважаемая женщина. Она подавала ему пиалу с чем-нибудь белым (айран, кумыс, просто молоко). Таким образом, гостю желали "ақ жол" – белой (счастливой и удачной) дороги.
Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит, что "Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец". Издревле сохранился до наших дней обычай, когда односельчане, родственники, соседи поочередно приглашают к себе в дом отведать угощение прибывшего издалека гостя, невзирая на то, что он прибыл к кому-то одному. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем - чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины - казы, шужук, жал, жая, сурет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки. Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов всегда считалось мясо по-казахски. Казах может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но традиции гостеприимства соблюсти. С таким трепетным благоговением относились всегда в Казахстане к гостю.
2.3 Творческие работы
Я изобразила украинский натюрморт. Украинцы очень гостеприимные люди. На их столе всегда можно увидеть много разных национальных блюд. На натюрморте изображены блины, они как солнце, желтые и яркие, радуют нас своей красотой. На стол хозяйка постелила рушник, он как семицветная радуга оживляет картину и радует глаз гостя. Он как символ доброты и гостеприимства. А еще на столе хлеб да солью, да вкусная каша.
Соколова Виктория
Для русского человека было большим событием, когда к ним домой приходили гости. Чтобы принять гостей накрывали стол, хлеб с солью ставили поближе к дорогим гостям. Крынка с молоком, бочонок с медом, сметана и ломоть хрустящего хлеба с золотой корочкой – так потчевали гостя. Завершающим штрихом композиции русского натюрморта является белоснежный рушник с красно-чёрной прошвой.
Семенченко Тамара
Я изобразила армянский натюрморт. Армянский народ очень гостеприимный. Когда приходят гости, на столе обязательно должны лежать фрукты: виноград, груши, гранаты. Гранат – национальный фрукт армянского народа. Ярко-красный сочный он является символом гостеприимства. Обилие фруктов говорит об огромном уважении, которое выказывает хозяин к своему гостю. А еще на столе мы видим всевозможные сладости, что говорит о щедрости хозяина дома. Кувшин, изображенный на натюрморте, является обязательным атрибутом любого армянского дома. Ну и конечно же, своеобразный армянский национальный узор, который многое может рассказать нам о хозяине дома, о традициях народа. Горы изображены для создания колорита Армении.
Мацакян Нуне
Люди Востока всегда были очень гостеприимными и азербайджанцы не исключение-это гостеприимный и дружелюбный народ. Для них встреча гостя –это очень важное событие. На своем натюрморте я изобразила поднос с угощениями. Здесь мы видим и чайник, и особые стаканчики, которые называются армуда, с налитым в них чаем, похлаву, хлеб. Украшением стола являются ярко-красные гранаты. Картина изображена в теплых тонах: красный, желтый, коричневый, розовый. Это придает картине уют и показывает всю гостеприимность этого народа.
Семенченко Яна
Вольный ветер развевает волосы всадника, который мчится во весь дух, пришпоривая своего коня. Степь пылает, как огонь, от распустившихся тюльпанов. Яркое солнце вместе с хозяйкой встречает на пороге юрты дорогих гостей. Пиала с кумысом из рук седовласого аксакала как признание и уважение гостя, невзирая на его лета. В центр достархана хозяйка ставит блюдо с мясом, оно считается главным угощением. На столе много яств в национальной посуде, украшенной казахским орнаментом. Гости сидят вокруг достархана на маленьких подушечках, заботливо вышитых руками хозяйки. Существует особый язык орнамента. Прощаясь, хозяин дома обязательно дарит подарки гостям, это закон гостеприимства.
Джаудеев Ильяс
В результате работы над проектом поставленные цели и задачи были достигнуты. Изучены история и особенности натюрморта, роль и значение предметов в жизни человека. Мы увидели, что искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянутся на несколько веков назад, сопереживать вместе с мастером особо любимые им мотивы.
Рассматривая натюрморты, мы поняли, что художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое ведение окружающего мира.
Из этого следует вывод, что выбор предметов для натюрморта и их расстановка не случайны. Они тщательно продумываются и подбираются так, чтобы наилучшим образом выразить замысел художника. Каждый предмет повествует о жизни человека, о его повседневных делах и заботах. Эти вещи нужны человеку не от случая к случаю, а каждый день. Мы увидели, как красноречиво рассказывают предметы о привычках, вкусах и укладе жизни людей разных народов и национальностей. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.
Работая над проектом, мы проследили связь таких понятий как « натюрморт» и «гостеприимство» и доказали, что рассматривая натюрморт, можно многое рассказать об эпохе, стране, обычаях, традициях того или иного народа.
Нам представилась возможность выполнить творческие работы в жанре натюрморта, которые как нельзя лучше помогли выразить замысел и передать настроение, рассказать на языке искусства о традициях людей разных национальностей. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, несомненно, пригодятся в дальнейшем.
Интеллектуальный, образованный человек не может быть безразличен к искусству. Человек без искусства - ничто. Человек, гордящийся своей национальностью, должен свято чтить, знать, выполнять и передавать следующим поколениям обычаи и традиции своего народа.
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Мост Леонардо
Сила слова
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Алые паруса