Аннотация исследовательской работы Ивановой Анны и Петуховой Дианы по теме «Тайна имени», выполненной обучающимися 8а класса, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы»
Научный руководитель: Метелева Ольга Николаевна, учитель русского языка высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар – Олы».
Актуальность темы: Имя… Как много тайн связано с этим словом… У каждого человека оно своё… Каждое имя интересно по-своему… Наша работа связана с исследованием многих имён. Но мы провели исследование не просто с отдельными именами, а даже сочинили сказку про имена учителей, работающих в нашей школе. Объектом изучения являются имена (мужские и женские).
Предметом исследования нашей работы является та информация, связанная с людскими именами.
Цель работы – узнать историю и происхождение отдельных людских имён, выяснить, как имена живут в языке, что обозначают и как влияют на человека. Для достижения поставленной цели было необходимо решить несколько задач:
Подобрать определенное количество имён.
Найти интересную и занимательную информацию, связанную с этими именами.
Обобщить полученные данные и прийти к определенному заключению.
При выполнении исследования были использованы разные методы: 1.поисковый и аналитический;
2.описательный метод с приёмами наблюдения;
3. приём систематики и классификации;
Существует гипотеза: Имена несут колоссальную нагрузку и оказывают влияние на их носителей.
Данная работа будет полезна и интересна тем, что позволит обучащимся обратить внимание на свои и чужие имена, расширит кругозор обучающихся.
Заключение: Наше исследование показывает, что многие имена возникли в глубокой древности. Отдельные претерпели существенные изменения, другие возникли в связи с развитием науки и техники. К имени нужно относиться с уважением, знать его происхождение, корни. Ценить и любить имя, дорожить им, как огромной ценностью.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_taina_imeni_.doc | 76 КБ |
skazka_pro_imena.doc | 35.5 КБ |
Аннотация исследовательской работы Ивановой Анны и Петуховой Дианы по теме «Тайна имени», выполненной обучающимися 8а класса, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы»
Научный руководитель: Метелева Ольга Николаевна, учитель русского языка высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар – Олы».
Актуальность темы: Имя… Как много тайн связано с этим словом… У каждого человека оно своё… Каждое имя интересно по-своему… Наша работа связана с исследованием многих имён. Но мы провели исследование не просто с отдельными именами, а даже сочинили сказку про имена учителей, работающих в нашей школе. Объектом изучения являются имена (мужские и женские).
Предметом исследования нашей работы является та информация, связанная с людскими именами.
Цель работы – узнать историю и происхождение отдельных людских имён, выяснить, как имена живут в языке, что обозначают и как влияют на человека. Для достижения поставленной цели было необходимо решить несколько задач:
При выполнении исследования были использованы разные методы: 1.поисковый и аналитический;
2.описательный метод с приёмами наблюдения;
3. приём систематики и классификации;
Существует гипотеза: Имена несут колоссальную нагрузку и оказывают влияние на их носителей.
Данная работа будет полезна и интересна тем, что позволит обучащимся обратить внимание на свои и чужие имена, расширит кругозор обучающихся.
Заключение: Наше исследование показывает, что многие имена возникли в глубокой древности. Отдельные претерпели существенные изменения, другие возникли в связи с развитием науки и техники. К имени нужно относиться с уважением, знать его происхождение, корни. Ценить и любить имя, дорожить им, как огромной ценностью.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы»
Реферат на тему:
«Тайна имени»
Выполнили:
обучающиеся 8а класса
Иванова Анна,
Петухова Диана.
Научный руководитель:
учитель русского языка
Метелева О.Н.
Йошкар-Ола
2013
Содержание
Цели и задачи
Введение
Имя даётся человеку один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.
Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но редкий сможет объяснить его значение.
В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами? Как могло случиться, что мы не знаем сути и даже удивляемся зачастую самой мысли о том, что человеческое имя может ещё что-то значить, кроме того, что оно называет какого-либо конкретного человека?
Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.
В языкознании есть целый раздел, который изучает человеческие личные наименования, и ведёт своё происхождение от древнегреческого слова onomastike, что в переводе на русский язык означает «умение выбирать имена».
Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражаются быт, верования, чаяния, художественное творчество народов, их исторические контакты. При этом имена у каждого народа связаны и с развитием производительных сил. Чтобы у данного народа, у русских, татар какое-либо имя появилось и начало употребляться, нужны определенные культурно-исторические условия. Поэтому-то оказывается, что почти все имена людей несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.
История имён
Общим законом для всех языков, несмотря на чрезвычайную пестроту личных имён и несхожесть принципов именования, является то, что личные имена имели все люди во все времена и во всех цивилизациях.
Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают.
История русских имён своими корнями уходит в очень отдалённую эпоху и тесно связана с историей русского народа и его языка.
Около четырёх тысяч лет тому назад на равнинах, раскинувшихся между реками Одрой, Вислой и Днепром, жили племена славян. В течение последующих веков они заселили все соседние земли: на запад – до реки Эльбы, на восток – до среднего Поволжья.
Когда начался процесс объединения племён, славяне, жившие на востоке Европы, по Днепру, Волхову и верховьям Волги, положили начало русской народности.
Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.
В одних случаях человек характеризовался по какому-либо внешнему признаку, в других – по моральным качествам, по положению в племени или в семье, по отношению к нему его родителей и сородичей, а иногда – по роду его занятий. Последнее было возможно потому, что имена давались не только в раннем детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновременно с «детским».
Вот несколько древних русских имён-характеристик:
По внешности человека: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш;
по черте человеческого характера: Добр, Храбр, Горд, Молчан, Баян, Умник, Дурак;
по месту в семье: Первый, Второй, Друган, Третьяк, Ждан, Нечай, Меньшак, Старшой;
по профессии: Кожемяка.
Впервые столкнувшись с такими именами, кое-кто может не поверить в их подлинность, скажет, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков, и каждое из них может быть документально подтверждено. А что касается того, то это – клички, прозвища, то с этим нельзя не согласиться, так как никакой разницы между прозвищем и именем в Древней Руси не было.
В древней рукописной книге « Начальная русская летопись» упоминается, например, вождь восточнославянского племени древлян по имени Мал.
Что значит это имя? Да ничего иного, кроме того, что владелец его был невысок ростом. Имя князя было краткой, но весьма категоричной характеристикой его. По такому имени-примете князя легко было отыскать в толпе его рослых воинов. Имя Мал нам кажется смешным, но тысячу лет тому назад никому и в голову не приходило видеть в нём какое-нибудь умаление княжеского достоинства, так как такое имя-характеристика было обычным и воспринималось как нечто должное.
Имена Храбр и Добр обнаружены тоже в древних летописях. Они говорят о высоких моральных качествах их носителей.
Имя Добрыня (Добр; означающее «очень добрый», «очень хороший») широко известно по чудесным русским былинам. Богатырь Добрыня Никитич – один из трёх могучих русских воинов, изображённых знаменитым художником Виктором Михайловичем Васнецовым на его картине «Богатыри».
Ждан, например, значит «тот, кого ждали». Такое имя получали те дети, рождение которых было долгожданной радостью.
Противоположным по смыслу было имя Нечай; оно было антонимом слова Ждан. Нечай – это «тот, кого не чаяли», не ждали.
Имена типа Первый, Второй возникали в больших семьях, где число детей часто переваливало за десяток. В таких случаях трудно было подбирать имена-характеристики многочисленным наследникам, нумеруя их в порядке появления на свет. Имя выбиралось просто: появился на свет первым – получай имя Первый или Первак; родился вторым – будешь Второй, или Друган, или Другаш. Третий по счёту сын получал имя Третий или Третьяк, и так далее вплоть до Девятого.
Такие имена-числительные встречались не только у русских, но и у славян вообще, а также у других народов Европы. Довольно распространены они были у древних римлян: Квинт – «Пятый», Секст – «Шестой», Септимий – «Седьмой», Октавий – «Восьмой», Ноний – «Девятый», Децим – «Десятый».
В русский язык в своей латинской форме пришло одно из них – женское имя Нонна, что значит «Девятая».
Имя Меньшак (Меньшик, Меньшой) давалось младшему сыну, а первенец в такой семье получал название Старшого.
Кожемяка – значил, «мастер по выделке кож, тот, кто кожи мякает».
Селянин означает крестьянин, пахарь. Селянин известен из народной былины «О Вольге и Микуле».
Интересно происхождение древнего имени Баян. Его носил поэт и музыкант-импровизатор XI века, певший свои песни на княжеских пирах под звуки своих гуслей. Это был талантливый исполнитель. За высокую одарённость, за умение красиво «баять» и получил он своё необычное имя. Отзвуком этого имени является слово б а я н – название музыкального инструмента.
Вера в особую магическую силу слова привела наших предков к мысли о том, что личное имя человека способно не только отражать характер, но и формировать его. Они думали, что слово способно сделать человека таким, каким хотят его видеть называющие люди. Поэтому древние славяне стали использовать в качестве личных имён названия животных, птиц, растений, различных предметов: волк, медведь, соловей, жук, орёл, щука, дуб, берёза и т.д.
Древние люди рассуждали: да, волк некрасив, но он силён, смел и вынослив. Эти свойства полезны человеку. Почему бы не воспользоваться словом «волк» как личным именем, если оно способно передать желаемые качества носителю имени. Поэтому в Древней Руси можно было нередко встретить мужчин с грозным «звериным» именем.
Имя Волк носили не только люди в далёких лесных селениях, но и знатные вельможи, жившие в Москве и занимавшие высокие государственные посты.
Известно, что в 1492 году из Москвы в Вену был отправлен в качестве посла опытный русский дипломат Волк Курицын.
Имя Соловей давалось в древности талантливым певцам. Былинный герой Соловей-разбойник губил «честной народ» на лесной дороге из Чернигова в Киев. За что же он получил это птичье имя?
За то, что не только умел свистеть так, что «травушки-муравушки к земле приклонялися, а людишки все замертво падали», но и хорошо пел, был настоящим «соловьём».
Были на Руси и «знатные» или «княжеские» имена.
Обычные русские имена имели в своём составе один корень, «княжеские» имена били двуосновными, образовывались чаще всего из таких слов, как мир, слава, воин, броня, путь, солнце, власть, месть.
Это такие имена: Борислав, Буеслав, Всеслав, Ростислав, Святослав, Володимир, Радомир, Дорогомир, Всеволод, Рогволод, Всегорд, Путивой и другие.
Буеслав – значит «буйный славою», «широко известный», «популярный».
Буй – «необычайно сильный», «неукротимый».
Рогволод значило «владыка стад», «владелец рогатого скота», то есть «богатый».
Путивой – «путь воина» или «предшествующий воин».
Древние женские имена делились на «простые» и «знатные». К простым относились такие, как Голуба, Добрава, Досада, Ждана, Забава, Лебедь, Любава, Милава и другие.
Знатными считались: Болеслава, Верхослава, Горислава, Доброгнева, Звенислава, Рогнеда.
Доброгнева – значит «добрая», Забава – «бойкая», «забавная», «весёлая»; Милава – «милая», «любимая».
Большинство древних исконно русских женских имён со временем вышло из употребления, хотя они были красивы и поэтичны.
Лишь некоторые были возвращены к жизни выдающимися поэтами XVIII – XIX веков в их произведениях.
А.С. Пушкин включил в «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» древнее имя Чернава.
Злая царица
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Везть царевну в глушь лесную…
Пушкин не только дал портретную характеристику (Чернава означает «смуглянка», «брюнетка»), но и показал, в каком бесправном положении находилась она при дворе злой царицы.
Василий Андреевич Жуковский назвал свои романтические баллады «Светлана» и «Людмила». С его лёгкой руки два красивых славянских имени прочно вошли в нашу жизнь.
Но годы сохранили лишь немногие старинные имена.
Русские имена иноязычного происхождения
Первые иноязычные имена были принесены к восточным славянам
в IX веке норманнами. Эти имена знакомы нам ещё со школьной скамьи: Рюрик, Аскольд, Игорь, Олег, Ольга.
На Руси некоторые подвергались переделке и стали звучать иначе: Хельгл – Ельг – Олег; Хельгла – Ельга – Ольга.
Имя Аскольд можно перевести как «золотой топор». Оно указывает на воинственные характер и дворянское происхождение владельца
Имя Игорь можно считать равнозначным современному слову «хранитель», «гвардеец», «отличный воин».
Простые люди не всегда понимали иноязычные имена и не любили их. Использовать эти имена обыкновенным людям было запрещено.
Однако через сто с небольшим лет после появления варягов на Руси восточным славянам пришло не только признать многие скандинавские имена, но и заменить свои древние, исконно русские имена новыми, чужими, иноязычными.
В 988 году в Киеве, во время обряда «крещения» русских жителей загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и старое «языческое» имя. Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями.
Но прошло немало времени, прежде чем новые имена закрепились в языке.
Имена-новинки
Список имён со временем изменяется, обновляется. Одни имена забываются, другие становятся очень популярными.
Так распространению таких имён, как Авдотья, Лукерья, Аксинья, Антон способствовали передовые писатели.
Так А.С. Пушкин сделал популярными имена Ольга, Татьяна, Евгений, Владимир.
Процесс обновления имён усилился после Великого Октября.
В первые годы после революции у нас в стране появилось немало Робертов, Маратов, Феликсов.
Довольно популярным было имя Владимир, как дань уважения к личности основателя нашего государства – В.И. Ленина.
Появились имена Владлен, Владилен, Нинель, Труд Искра, Революция, Октябрина.
Развитие науки и техники принесло такие имена: Ракета, Электрон, Идея, Эра, Лирика…
Тайна имени
Работая над этой темой, мы решили узнать, какие имена есть у учителей нашей школы, что они означают, насколько популярны.
Наши исследования представляем в необычной форме – в виде сказки.
Сказка про имена
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были имена.
(А царство это находилось по адресу: РМЭ г. Йошкар-Ола ул. Соловьёва, 39 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»).
Было их двадцать девять.
Славянские, латинские, греческие, персидские, шумерские, скандинавские, арабские…
Женские и мужские. Правда, женских было больше.
Жили, не тужили…
Но вот однажды стали они меж собой спорить: какое из них в царстве главное.
Вышло вперёд имя Людмила (Приложение 1) и говорит:
Я – главное.
Тут возразило имя Елена (Приложение 2)
-Как так! Я главней.
Я и Александровна, у учителя математики Шикериной Елены Александровны; и Семёновна; у учителя марийского языка и ИКН Зыковой Елены Семёновны; и Васильевна, у учителя физической культуры Максимовой Елены Васильевны, и Николаевна, у учителя истории Милютиной Елены Николаевн;, и Леонидовна, у логопеда Плотниковой Елены Леонидовны, и Евгеньевна, у учителя русского языка и литературы детской республиканской больницы Устюжаниной Елены Евгеньевны.
Я – главное.
А дальше случилось непредвиденное.
Сразу несколько имён заспорили друг с другом, кто лучше, главней, краше…
Три Валентины (Приложение 3) (у Лыжиной Валентины Константиновны, учителя начальных классов; у Шарутиной Валентины Сергеевны, учителя математики; у Лежниной Валентины Аркадьевны, учителя истории и географии) заявили, что их «тройка» самая старшая, и все они работают в детской республиканской больнице.
А три Марины (Приложение 4), наоборот, молодостью хвастали (у Герасимовой Марины Юрьевны, учителя музыки; у Егоровой Марины Николаевны, учителя английского и немецкого языка; у Лалаевой Марины Сергеевны, старшей вожатой).
Три Нины(Приложение 5) , самые мудрые, решили понаблюдать за происходящим со стороны и сели в мягкие кресла (у Сорокиной Нины Тимофеевны, учителя химии; у Токаревой Нины Александровны, учителя начальных классов; у Моисеевой Нины Михайловны, учителя марийского языка и ИКН).
Активные Ольги(Приложение 6) , которых тоже было три (у Метелевой Ольги Николаевны, учителя русского языка, литературы и МХК; у Кирьяновой Ольги Георгиевны, учителя математики; у Козловой Ольги Николаевны, учителя физики и математики), решили выступить дипломатами.
Стали уговаривать остальных не ссориться.
В это время три Надежды (Приложение 7)стояли в сторонке, терпеливо ожидая чего-то хорошего (у Мифтаховой Надежды Ипполитовны, учителя обществознания и истории; у Декиной Надежды Александровны, учителя русского языка и литературы; у Кудрявцевой Надежды Константиновны, учителя английского языка).
Остальных имён было только по одному.
Хотели они в споре поучаствовать, но их никто и слушать не стал.
Им пришлось надеяться лишь на чудо:
Татьяне (Приложение 8) (у Даниловой Татьяны Витальевны, учителя начальных классов);
Оксане (Приложение 8) (у Лангольф Оксаны Григорьевны, учителя русского языка и литературы);
Римме (Приложение 9) (у Васильевой Риммы Емельяновны, учителя английского языка);
Наталье (Приложение 10) (у Бобыкиной Натальи Владимировны, учителя биологии и химии);
Зое (Приложение 11) (у Виногоровой Зои Вячеславовны, замдиректора во воспитательной работе, учителя ИКН);
Олесе (Приложение 12) (у Акимовой Олеси Владимировны, учителя информатики и математики);
Дарье (Приложение 13) (у Андреевой Дарьи Дмитриевны, учителя начальных классов);
Ирине (Приложение 14) (у Осокиной Ирины Михайловны, учителя начальных классов);
Фаине (Приложение 17) (у Шатуновой Фаины Александровны, учителя математики);
Радине (Приложение 18) (у Хабибрахмановой Радины Бадутовны, учителя географии);
Ларисе (Приложение 19) (у Киртаевой Ларисы Валерьевны, социального педагога);
Анне (Приложение 20) (у Шубёнкиной Анны Николаевны, руководителя кружковой работы);
а также
Динаре (Приложение 21) (у Липатовой Динары Рамильевны, учителя английского языка);
Маргарите (Приложение 22) (у Щегловой Маргариты Павловны, учителя технологии);
Светлане (Приложение 23) (у Марасановой Светланы Анатольевны, учителя русского языка и литературы в детской республиканской больнице);
Алевтине (Приложение 24) (у Попениной Алевтины Валентиновны, учителя русского языка и литературы в детской республиканской больнице);
Галине (Приложение 25) (у Артемьевой Галины Сергеевны, учителя начальных классов в детской республиканской больнице);
Алёне (Приложение 26) (у Лаптевой Алёны Николаевны, учителя истории);
Яне (Приложение 27) (у Метелевой Яны Владимировны, руководителя кружковой работы).
Должно было случиться непоправимое, но… неожиданно пришли мужские имена.
Два Андрея (Приложение 28), как самые мужественные, везунчики, балагуры, весельчаки, решили, что срочно нужно всех помирить, и сели за стол, покрытый бархатной скатертью, начали уговаривать женские имена успокоиться.
Это были имена, принадлежавшие Андрею Юрьевичу Саватееву, преподавателю-организатору ОБЖ, и Андрею Варсонофьевичу Ильину, старшему вожатому.
На помощь поспешило имя Иван (Приложение 29) у самого Ивана Валерьевича Иванова, директора сказочного царства-государства, которое основательно разобралось в этом недоразумении.
Оно опиралось на уравновешенную мягкость Лазаря Гавриловича Миронова (Приложение 30), учителя физики в детской республиканской больнице; благорасположенность Максима Петровича Бекешева (Приложение 31), учителя физической культуры; общительность Николая Анатольевича Чудиновских(Приложение 32) , руководителя кружковой работы.
Наконец решили имена, что нет в царстве главного, все хороши, каждое по-своему…
Тут и сказке конец.
А кто слушал – молодец.
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Имя дано при рожденьи,
То родителей решенье.
Будет жизнь с тобою жить
И называть, а ты – любить.
Береги его ты с честью,
Сладким «не корми» и лестью.
Уважай себя, других,
Имён много дорогих.
Тайна есть у каждого,
Знать об этом важно.
Вас сегодня просветили,
Свою сказку сочинили.
Вам по нраву или нет?
Сей час дайте нам ответ.
Заключение
Так как в нашей школе работают в основном учителя – женщины, то вполне понятно, почему больше нам встретилось женских имён.
Среди них на первом месте имя Елена (у шести учителей), Людмила (у пяти учителей). Имена Марина, Нина, Ольга, Надежда, Валентина держатся на втором месте. Эти имена и будут наиболее популярными.
Что значит имя для меня?
Наверно, очень много.
Ведь от того, как назван я,
В мир предстоит дорога.
В языкознании есть раздел,
Зовется ономастикой,
Он изучает имена,
Уменье выбрать счастливо.
Давно давали имена
По признакам, по качеству,
И даже в книгах иногда
Примеры есть чудачества.
Мал, Бел, Косой, Рябой, Баян,
Молчан, Друган, Нечай и Ждан.
А были Волк, Медведь, Береза,
Не имена, кому-то слёзы...
Делились все на два ряда:
Простые или знатные,
Но с точки зрения Руси,
Сомнений нет, понятные.
Шли годы, к нам пришли норманы,
Везя Аскольда и Туман.
Десятый век — Руси крещенье,
И именами злоключенья.
Нечаи, Лебеди, Жданы
Вдруг превратились в Кириллы, Анны.
Октябрь по стране прошел,
Маратов, Энгельсов нашел.
Потом черед Эр и Ракет,
Как хорошо, что Конфет.
Сейчас имен у нас не счесть,
Хотелось рассказать, что есть.
Какие — у учителей
Средь молодых и повзрослей,
Чье популярно, а чье — нет.
На все хотелось дать ответ.
Шесть раз «Елена» повторилось,
Пять раз «Людмила» проявилось,
По три «Надежда» и «Марина»,
И «Нина», «Ольга», «Валентина».
Есть единичны имена,
Природа так распорядилась.
Жизнь долгая для всех важна,
И ничего, что не случилось.
Продолжим дальше изучать,
Тогда нам будет, что сказать.
Всем вам спасибо за вниманье
Нам — за работы со стараньем.
Проблем неразрешенных много,
Пусть солнце осветит дорогу...
Список использованной литературы:
Сказка про имена
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были имена.
(А царство это находилось по адресу: РМЭ г. Йошкар-Ола ул. Соловьёва, 39 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»).
Было их двадцать девять.
Славянские, латинские, греческие, персидские, шумерские, скандинавские, арабские…
Женские и мужские. Правда, женских было больше.
Жили, не тужили…
Но вот однажды стали они меж собой спорить: какое из них в царстве главное.
Вышло вперёд имя Людмила и говорит:
- Я и Никитична, у замдиректора по учебно-воспитательной работе Тулаевой Людмилы Никитичны; я и Викторовна, у замдиректора по научно-методической работе Хорошавиной Людмилы Викторовны,;я и Сергеевна, у педагога-психолога и учителя ИЗО Высотиной Людмилы Сергеевны; я и Ионовна, у учителя технологии и черчения Матвеевой Людмилы Ионовны; я и Ивановна, у Курильной Людмилы Ивановны, учителя физики математики в детской республиканской больнице.
Я – главное.
Тут возразило имя Елена.
-Как так! Я главней.
Я и Александровна, у учителя математики Шикериной Елены Александровны; и Семёновна; у учителя марийского языка и ИКН Зыковой Елены Семёновны; и Васильевна, у учителя физической культуры Максимовой Елены Васильевны, и Николаевна, у учителя истории МИлютиной Елены Николаевн;, и Леонидовна, у логопеда Плотниковой Елены Леонидовны, и Евгеньевна, у учителя русского языка и литературы детской республиканской больницы Устюжаниной Елены Евгеньевны.
Я – главное.
А дальше случилось непредвиденное.
Сразу несколько имён заспорили друг с другом, кто лучше, главней, краше…
Три Валентины (у Лыжиной Валентины Константиновны, учителя начальных классов; у Шарутиной Валентины Сергеевны, учителя математики; у Лежниной Валентины Аркадьевны, учителя истории и географии) заявили, что их «тройка» самая старшая, и все они работают в детской республиканской больнице.
А три Марины, наоборот, молодостью хвастали (у Герасимовой Марины Юрьевны, учителя музыки; у Егоровой Марины Николаевны, учителя английского и немецкого языка; у Лалаевой Марины Сергеевны, старшей вожатой).
Три Нины, самые мудрые, решили понаблюдать за происходящим со стороны и сели в мягкие кресла (у Сорокиной Нины Тимофеевны, учителя химии; у Токаревой Нины Александровны, учителя начальных классов; у Моисеевой Нины Михайловны, учителя марийского языка и ИКН).
Активные Ольги, которых тоже было три (у Метелевой Ольги Николаевны, учителя русского языка, литературы и МХК; у Кирьяновой Ольги Георгиевны, учителя математики; у Козловой Ольги Николаевны, учителя физики и математики), решили выступить дипломатами.
Стали уговаривать остальных не ссориться.
В это время три Надежды стояли в сторонке, терпеливо ожидая чего-то хорошего (у Мифтаховой Надежды Ипполитовны, учителя обществознания и истории; у Декиной Надежды Александровны, учителя русского языка и литературы; у Кудрявцевой Надежды Константиновны, учителя английского языка).
Остальных имён было только по одному.
Хотели они в споре поучаствовать, но их никто и слушать не стал.
Им пришлось надеяться лишь на чудо:
Татьяне (у Даниловой Татьяны Витальевны, учителя начальных классов);
Оксане (у Лангольф Оксаны Григорьевны, учителя русского языка и литературы);
Римме (у Васильевой Риммы Емельяновны, учителя английского языка);
Наталье (у Бобыкиной Натальи Владимировны, учителя биологии и химии);
Зое (у Виногоровой Зои Вячеславовны, замдиректора во воспитательной работе, учителя ИКН);
Олесе (у Акимовой Олеси Владимировны, учителя информатики и математики);
Дарье (у Андреевой Дарьи Дмитриевны, учителя начальных классов);
Ирине (у Осокиной Ирины Михайловны, учителя начальных классов);
Фаине (у Шатуновой Фаины Александровны, учителя математики);
Радине (у Хабибрахмановой Радины Бадутовны, учителя географии);
Ларисе (у Киртаевой Ларисы Валерьевны, социального педагога);
Анне (у Шубёнкиной Анны Николаевны, руководителя кружковой работы);
а также
Динаре (у Липатовой Динары Рамильевны, учителя английского языка);
Маргарите (у Щегловой Маргариты Павловны, учителя технологии);
Светлане (у Марасановой Светланы Анатольевны, учителя русского языка и литературы в детской республиканской больнице);
Алевтине (у Попениной Алевтины Валентиновны, учителя русского языка и литературы в детской республиканской больнице);
Галине (у Артемьевой Галины Сергеевны, учителя начальных классов в детской республиканской больнице);
Алёне (у Лаптевой Алёны Николаевны, учителя истории);
Яне (у Метелевой Яны Владимировны, руководителя кружковой работы).
Должно было случиться непоправимое, но… неожиданно пришли мужские имена.
Два Андрея, как самые мужественные, везунчики, балагуры, весельчаки, решили, что срочно нужно всех помирить, и сели за стол, покрытый бархатной скатертью, начали уговаривать женские имена успокоиться.
Это были имена, принадлежавшие Андрею Юрьевичу Саватееву, преподавателю-организатору ОБЖ, и Андрею Варсонофьевичу Ильину, старшему вожатому.
На помощь поспешило имя Иван у самого Ивана Валерьевича Иванова, директора сказочного царства-государства, которое основательно разобралось в этом недоразумении.
Оно опиралось на уравновешенную мягкость Лазаря Гавриловича Миронова, учителя физики в детской республиканской больнице; благорасположенность Максима Петровича Бекешева, учителя физической культуры; общительность Николая Анатольевича Чудиновских, руководителя кружковой работы.
Наконец решили имена, что нет в царстве главного, все хороши, каждое по-своему…
Тут и сказке конец.
А кто слушал – молодец.
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Имя дано при рожденьи,
То родителей решенье.
Будет жизнь с тобою жить
И называть, а ты – любить.
Береги его ты с честью,
Сладким «не корми» и лестью.
Уважай себя, других,
Имён много дорогих.
Тайна есть у каждого,
Знать об этом важно.
Вас сегодня просветили,
Свою сказку сочинили.
Вам по нраву или нет?
Сей час дайте нам ответ.
В роли сказочников-исследователей выступили Полушин Сергей и Петров Иван.
Автор проекта – учитель литературы Метелева Ольга Николаевны.
Благодарим за внимание.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Как нарисовать лимон акварелью
Круговорот воды в пакете
Будьте как солнце!
Иван Васильевич меняет профессию