Вложение | Размер |
---|---|
literatura.doc | 158 КБ |
Роды литературы
ЭПОС | ДРАМА | ЛИРИКА |
(греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. | (греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. | (от названия муз. инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием. |
Рома́н — литературный жанр, как правило прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Идея – авторский замысел.
Тема – о чем (о ком) данное произведение.
Жанры устного народного творчества (фольклора)
Название | Краткая характеристика | Пример |
Сказка | Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. | "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка" |
Былина | Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы. | Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович" |
Песнь | Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека. | Песни о С. Разине, Е. Пугачеве |
Малые жанры фольклора
Загадка | Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью. | "Висит сито, не руками свито" (паутина) |
Пословица | Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. | "Семеро одного не ждут" |
Поговорка | Выражение, образно определяющее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли. | "Легок на помине" |
Скороговорка | Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов. | "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку: рак за руку Грека цап" |
Частушка | Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера. | "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки". |
Жанры древнерусской литературы
Название | Краткая характеристика | Пример |
Житие | Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью. | "Житие Александра Невского" |
Хожение | Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие. | "Хождение за три моря" Афанасия Никитина |
Поучение | Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление. | "Поучение Владимира Мономаха" |
Воинская повесть | Повествование о военном походе. | "Сказание о Мамаевом побоище" |
Летопись | Историческое произведение, в котором повествование велось по годам. | "Повесть временных лет" |
Слово | Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера. | "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона |
Эпические жанры
Название | Краткая характеристика |
Роман | Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии: – большой объем – несколько сюжетных линий – судьба нескольких персонажей во взаимосвязи. Разновидности романа по тематике и содержанию: – рыцарский (жанр средневековой куртуазной литературы XII - XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией); – пасторальный (судьбы людей, близких природе); – плутовской (динамичный сюжет, пародийные элементы); – роман-эпопея (крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей); – исторический (повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода); – семейно-бытовой (в центре – перипетии семейных взаимоотношений); – приключенческий (в центре – повествование о приключениях персонажей); – психологический (исследование внутреннего мира персонажей); – социальный (исследование социальных проблем); – философский (размышления героя над основными вопросами бытия); – роман-путешествие (эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя). |
Повесть | Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете. |
Рассказ | Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя. |
Новелла | Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр). |
Очерк | Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием. |
Басня | Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. |
Лирические жанры
Название | Краткая характеристика |
Стихотворение | Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами. |
Элегия | Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму. |
Эпиграмма | Небольшое по объёму сатирическое стихотворение. |
Сонет | Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три. |
Эпитафия | Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему. |
Песня | Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок. |
Гимн | Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные. |
Ода | Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная. |
Послание | Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу. |
Романс | Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку. |
Лиро-эпические жанры
Название | Краткая характеристика |
Баллада | Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания. |
Поэма | Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя. |
Драматические жанры
Название | Краткая характеристика |
Трагедия | Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель. |
Комедия | Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); – фарс (западноевропейская народная комедия XIV – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой). |
Драма | Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами. |
Водевиль | Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами. |
Интермедия | Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена. |
Стихотворные размеры
Двусложные: Ямб |_`_|
Хорей |`_ _|
Трехсложные: Анапест |_ _`_|
Дактиль |`_ _ _|
Амфибрахий |_`_ _|
Тематика лирических произведений
Тема лирического произведения | Краткая характеристика | Пример |
Тема любви (любовная лирика) | Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимось, мимолетность, красоту любовного чувства. | А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..." |
Тема природы (пейзажная лирика) | Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы. | С. А. Есенин "Береза" |
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) | Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта. | М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта" |
Тема поисков жизненого смысла (философская лирика) | Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти. | Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..." |
Тема свободы (вольнолюбивая лирика) | Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности. | А. Н. Радищев ода "Вольность" |
Тема дружбы | Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение. | А. С. Пушкин "К Чаадаеву" |
Тема одиночества | Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми. | М. Ю. Лермонтов "Парус" |
Тема родины (патриотическая лирика) | Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества. | А. А. Блок "Россия" |
Тема народа | Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа. | Н. А. Некрасов "Железная дорога" |
Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Название тропа | Краткая характеристика | Пример |
Эпитет | Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения. Эпитеты украшают нашу речь, делают её яркой и образной. | Под нами с грохототом чугунным Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет) |
Гипербола | Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений. Используется для усиления производимого впечатления. | "Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"). |
Ирония | Тонкая, скрытая насмешка. Ирония как выразительный прием используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций. | "Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?" И. А. Крылов |
Гротеск | Художественный приём в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным. | М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» |
Аллегория | Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа. В произведениях литературы аллегория используется для изображения отвлеченных понятий, таких как совесть, честность, правда, истина. | Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа. |
Сарказм | Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа. | "Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица. Концовка "Невского проспекта" Н. В. Гоголя. |
Эзопов язык | Вид подцензурного иносказания, намеренно маскирующий идею автора. | Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
Постоянный эпитет | Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак. | Выезжает из села да добрый молодец, Старый казак да Илья Муромец... (Былина "Три поездки Ильи Муромца"). |
Сравнение | Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку. Используется для того, чтобы зрительно передать, описать, охарактеризовать внешний вид, внутренне свойство и состояние, поведение и т.п. человека. | Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин). |
Метафора | Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора помогает более точно и понятно выразить мысль сделать ее запоминающейся. Применение метафор делает устную и письменную речь богаче и красивее. | Не жалею, не зову, плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин) |
Олицетворение | Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие. | ^ Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве") |
Литота | Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального. воздействия. | Только в мире и есть, что тенистый Дремлеющих кленов шатер (А. А. Фет). |
Синекдоха | Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия). | Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов). |
Оксюморон | Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов. | Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи. (А. А. Блок) |
Перифраз | Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков. | Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин) |
Метонимия | Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности. Метонимия обычно используется в целях образного изображения фактов действительности, создания чувственных, зрительно более ощутимых представлений об описываемом явлении. | Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. (А. С. Пушкин). |
Градация | Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ. Градация используется для постепенного усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста. | "В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь) |
Антитеза | Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов. Используется для придания большей выразительности. | Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин) |
Анафора | Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк. Применяется анафора для придания речи пламенности и выразительности, для того, чтобы повысить ее действенность. | Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин). |
Эпифора | Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк. | Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота - Жидкого золота Не движется мир. (С. М. Городецкий) |
Аллитерация | Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе. Этот прием используется для придания особой звуковой и интонационной выразительности. | "Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин) |
Ассонанс | Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки. Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. | Багровое взметнулось полымя Над рокотом аэродрома, А голуби, как будто голые, Неслись на сизом фоне грома. (Л.Н. Мартынов). |
Этапы развития сюжета
Название этапа сюжета | Краткая характеристика | Пример |
Экспозиция (пролог) | Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении) - прямая; - задержанная; - обратная. | В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви. |
Завязка | Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения. Типы завязок: - мотивированная; - немотивированная (неожиданная, придающая остроту). Место завязки в литературном произведении: - в начале; - в конце. | Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души". |
Развитие действия | События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта. | Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим. |
Кульминация | Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций. | Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала". |
Развязка | Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. Виды развязки: - естественная (логичное выражение завязки); - ложная. Виды развязки (в зависимости от развития сюжета): - внезапная; - логически вытекающая из развития действия. Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя): - единая с кульминацией; - отдельная от кульминации. | Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя. |
Послесловие (эпилог) | Заключительная часть произведения. Типы эпилогов: - непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности); - развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый). | Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года. |
Ночная стрельба
Щелкунчик
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Ёжикина Радость
Сказка на ночь про Снеговика