Этой работой я со своими родителями и классной руководительницей начал заниматься еще в 1 классе, когда только стали знакомиться с числами. Она может быть использована в качестве дополнительного материала к урокам литературы при изучении русских народных сказок, урокам русского языка при изучении имен числительных, а также на факультативных, кружковых занятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
polin_maksim_andreevich.doc | 39.5 КБ |
Полин Максим Андреевич, ученик 2 в класса, МОУ «СОШ№24»,
г. Удачный, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы - изучение употребления чисел в, пословицах, загадках. Исследование их символики.
Задачи исследования:
- собрать сведения о символике чисел;
- найти примеры употребления чисел в русских народных сказках, загадках, пословицах и поговорках;
- проанализировать частотность употребления чисел в данных произведениях;
- сделать сравнительно-сопоставительный анализ употребления чисел и обобщить полученные результаты;
Этой работой я со своими родителями и классной руководительницей начал заниматься еще в 1 классе, когда только стали знакомиться с числами. Она может быть использована в качестве дополнительного материала к урокам литературы при изучении русских народных сказок, урокам русского языка при изучении имен числительных, а также на факультативных, кружковых занятиях.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЧИСЕЛ
Изучая литературу по теме, мы узнали, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая пищу. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных.
Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно.
Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».
Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а затем четыре, пять и т.д.
ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ
С появлением чисел получили распространение символика и нумерология. Числа как символы всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением.
Символика чисел известна с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе: 7 даров святого духа, триединство Бога. Числа широко употребляются в сказках, как русских, так и зарубежных. Часто встречаются троекратные повторы, семь братьев – герои различных сказок. Я приведу примеры некоторых чисел.
Число 1
Использование числа один нехарактерно для русских народных сказок. Вероятно, это связано прежде всего с общинным существованием русского народа, с его семейными традициями, с осуждением одиночества и отшельничества. Число один в сказках указывает на выбор (один из немногих) или на сиротство героя («один-одинешенек»).
Число 2
Число 2 часто символизирует парность, четность, удвоение.
Вызывает интерес несоответствие, которое отображено в сказках: в основном, семьи на Руси были многодетными, а в сказках чаще всего встречается «два сына» или «две дочери». Мы не смогли найти объяснение этому несоответствию, можем только высказать, основываясь на собственных наблюдениях и изученной литературе, несколько гипотез:
- во-первых, сюжет русских народных сказок не предполагал многочисленность героев, это привело бы к затруднению слушания и запутанности понимания происходящих событий;
- во-вторых, герой в сказках был статичен и обладал определенным набором качеств, которые можно было определить двумя словами: «хороший», «плохой», поэтому насыщение сказки другими героями было нецелесообразным;
- в-третьих, в самой сказке основным являлись события, а не герои, и поэтому событийность преобладала во всем.
Число 3.
Священное, счастливое число. Показывает, в основном, положительные качества: священность совершенного поступка, храбрость и огромную силу, как физическую, так и духовную, важность чего- либо. Кроме этого число 3 символизирует «завершенность и полноту некоторой последовательности, имеющей начало, середину и конец». Многие сказки начинаются со слов: « Жил был царь (мужик, старик) и было у него три сына (три дочери). Многие испытания сказочных героев происходят в тридевятом царстве, в тридесятом государстве или за тридевять земель.
Героям сказок приходится выбирать из трех дорог - одну, или одну из трех надписей на камне: «Налево пойдешь, голову потеряешь. Направо пойдешь, жизнь потеряешь. Прямо пойдешь, вообще не вернешься».
Герои сказок преодолевают испытания прежде, чем достигают цели. И этих испытаний, как правило - три.
Когда дело благополучно завершалось, то и пировали, как правило, три дня и три ночи.
Число 7
«Число 7 - одно из ряда священных чисел (3, 7, 12, 60). «Это число поистине вездесущее, коренное среди чисел предвечных. Оно символизирует тайну, а также изучение и знание, как путь исследования неизвестного и невидимого». В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях.
Число 7 используется в бытовых сказках. Это связано прежде всего с конкретикой сказок, его символика не является каким-либо значимым фактором при раскрытии тайного или явного смысла произведений.
Число, обозначающее почти всегда положительные моменты жизни людей, считалось символом святости у многих народов. Число 7 состоит из двух совершенных чисел 3 и 4, и поэтому 7 –это не только святое число, но и символ разума. В Библии 7 – это символ союза Бога и человека.
Число 12
Это число высшего совершенства, так считается во всем мире. Дюжина составлена из умножения двух совершенных чисел 3 и 4, следовательно, она и есть верх совершенства. На большинстве языков дюжина означает дюжее, т.е. крепкое, здоровое. Отсюда шло стремление ряда народов основывать разные системы счета, веса, денежного деления музыкального измерения на 12- кратном исчислении.
Почитание двенадцати опиралось в русской традиции как на языческие корни, так и на христианские истоки, возможно, поэтому это число активно использовалось в русских народных сказках.
Символика 12-ти используется не только для обозначения количества («двенадцать братьев – молодцов», «двенадцать дочерей, одна другой краше»), но и для усиления таинственности, загадочности: ровно в 12 часов оживают покойники и начинают творить свои черные дела (« Рассказы о мертвецах»), страшные крики слышатся солдату из башни («Хитрая наука»). В 12 часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа 12 чаще всего используют именно в волшебных сказках («Елена Премудрая», «Кощей Бессмертный» и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Русская народная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее, она пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду, и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические. Выбор числительных в сказках, загадках и поговорках основан на народном представлении о значении чисел.
Мы пришли к выводу, что числительные играют в русских народных сказках загадках и поговорках немаловажную роль и изучение их функций, истории помогает почувствовать красоту текста, его смысловую наполненность.
В данном исследовании мы продолжили работу над ролью чисел в русских народных сказках- загадках и поговорках, исследовали историю чисел, их символику, остановились на частотности их употребления.
Эта работа научила нас исследовать художественное произведение, привила навыки анализа, сопоставления, систематизации, оформления выбранного материала.
Мы подобрали сказки, загадки, поговорки, игры, стихи, где употребляются числа.
Полагаем, что данная работа может быть интересна и полезна тем, кто любит необычное в литературе, кто любознателен и пытлив, кто не боится открывать новое.
В моей работе мне помогала моя мама, учительница и одноклассники. Мы продолжим свое исследование. Мне очень интересно в каких литературных произведениях российских и зарубежных авторов используются числительные.
Музыка космоса
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Кто грамотней?
Учимся ткать миленький коврик
Заповеди детства и юности